рабочая программа по хореографии в младшей группе
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Марченко Елена Вячеславовна

методическое обоснование и планирование работы по развитию хореографических умений младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2016-17_rabochaya_programma.docx43.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №32 с углубленным изучением предметов

эстетического цикла»

 «Рассмотрено»

с  ШМО учителей

_____________

Протокол № 1

от «__» ________2016г.

_______/ ___________/

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_________/ Шаповалова О. Н./

ФИО

 «__»____________2016г.

«Утверждаю»

Директор  МБОУ СОШ № 32  

_____________/ Реуцкая О. С./

ФИО

Приказ № __ от «__»___  2016 г

Рабочая учебная программа

по

хореографии

в младшей группе

 студии «Грация» с 1 по 5 класс

на 2016-2017 учебный год

Составлена на основе:

  • Программы «Ритмика и бальные танцы» для начальной и средней школы Министерства общего и профессионального образования РФ Мошкова Е.И.  – М.: Просвещение, 2006.
  • Составительской программы Марченко Е. В. «Программа по искусству хореографии для учащихся средней школы», одобренную главным методистом ПИППКРО, зав. кабинетом «Искусство» ПИППКРО Е. И. Фроловой; старшим преподавателем кафедры хореографии Приморского училища культуры Е. В. Ярычевской , 2007 г.

учителя Марченко Елены Вячеславовны

срок реализации программы – один учебный год

г.Уссурийск, 2016г.

Пояснительная записка.

       Рабочая учебная  программа по хореографии  для учащихся  школы разработана на основе следующих документов:

  • Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказа Минобразования России от 5 марта 2004г. №1089 «Об утверждении компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
  • Внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ,  реализующих программы общего образования, утвержденные  приказом  Министерства образования РФ от 09.03.2004 №1312 ( приказ Министерства образования и науки РФ от 03.06.2011 №1994);
  • Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические  требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189;
  • Методических рекомендаций «Методико-педагогический контроль  за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья», рекомендованные  Министерством образования и науки РФ;
  • Учебного плана МБОУ СОШ №32 с углубленным изучением предметов эстетического цикла г. Уссурийска УГО на 2016-2017 учебный год (принят на педагогическом совете протокол № 8 от 24.06.2016г. утвержден  приказом директора №103  от 24.06.2016г.);
  • Календарного учебного графика МБОУ СОШ №32 с углубленным изучением предметов эстетического цикла на 2016-2017 учебный год;
  • Программы «Ритмика и бальные танцы» для начальной и средней школы Министерства общего и профессионального образования РФ Мошкова Е.И.  – М.: Просвещение, 2007г.;
  • Составительской учебной программы Марченко Е. В. «Программа по искусству хореографии для учащихся средней школы», одобренную главным методистом ПИППКРО, зав. кабинетом «Искусство» ПИППКРО Е. И. Фроловой; старшим преподавателем отделения хореографии Приморского училища культуры Е.В.  Ярычевской, 2007г.

Цели и задачи.

     Данная программа ставит своей целью  приобщение детей к танцевальному искусству: раскрытие учащимися через танец красоты окружающего мира, многообразие и эстетику движения людей, умение слушать и воспринимать музыку, передавать в движении ее образы, эмоциональное состояние.

     Важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса является художественно-эстетическое и культурное развитие школьников. Приобщение к миру танца, знакомство с различными направлениями, историей и «географией» танца, прослушивание ритмичной танцевальной музыки развивают и внутренне обогащают школьников, прививают умение через танец выражать различные состояния, мысли, чувства человека, его взаимоотношение с окружающим миром.

      На занятиях ритмикой ребенок учится сознательно распоряжаться своим телом, понимать каждое движение танца в его простейших элементах и сложной координации, различать ритмы музыки согласовывать свои движения с музыкой.

 Основная задача курса–привить ребенку необходимые двигательные навыки и умение чувствовать и ощущать музыкальный ритм. Способность согласовывать движение своего тела с музыкой вызывает комфортное состояние, и танцующий испытывает радость и удовольствие, осваивать те или иные задачи, которые ставит перед ним педагог.

     Главная задача педагога–не только научить ученика определенным приемам, связкам движений в различных танцах, но и выработать в нем способность самостоятельного видоизменять, группировать фигуры и составлять свой танец, выражая свои чувства, эмоции и понимание музыки.

     Немаловажным является и так называемый лечебный эффект. В результате регулярных занятий создается мышечный карсет и исправляются недостатки осанки, уменьшается плоскостопие. В танцах в результате активной работы мышц брюшного пресса и спины происходит своеобразный массаж внутренних органов, организм укрепляется, ребенок меньше болеет. Таким образом, решается задача общего укрепления и физического развития ребенка.

     Задача также: привить учащимся культуру общения между собой, в паре в танце, с окружающими. Эта задача успешно решается путем организации танцевальных праздников, балов, шоу–представлений, конкурсов.

     Ведущими методами обучения является практический метод, технологии – здоровьесберегающие, встречных усилий, личностно-ориентированные, технология раскрытия творческого потенциала  ученика.

        Деятельность организуется в форме практических занятий, бесед о здоровом образе жизни, видеопросмотров материалов об истории искусства, высокохудожественных произведений современных мастеров и материалов хореографических конкурсов с анализом и выводами. Работа коллективная, в группах и индивидуально.

Основные направления внеурочной деятельности:

1) спортивно-оздоровительное;

2) художественно-эстетическое

        Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса МОУ СОШ № 32, возрастных особенностей учащихся, определяет максимальный  набор практических работ, необходимых для информационно-коммуникативной компетентности учащихся.

Тематическое планирование.

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

Из них

Изучение нового и закрепление

Контроль (практические, лабораторные, контрольные и т.д)

1

Ритмика

20

20

2

Классический танец

60

60

3

Народный танец

60

60

4

Современный танец

60

60

5

Танцевальные композиции для концертов

106

106

  Поурочное планирование.

Первое полугодие

Дата

Тема урока.

Кол-во

часов

Введение. Инструктаж по технике безопасности. Беседа «Движение – это жизнь»».

3

Повторение: марш, бег, наклоны и развороты корпуса. Прыжки.

6

Растяжка ног, корпуса

9

Упражнения на ритм , на силу, на гибкость

6

Упражнения для стоп (натяжение, развороты, сокращения)

6

Passe par terreлицомкпалке.

3

Releve на полупальцы по 1, 2, 3, 5 позициям.

6

Перевод рук из позиции в позицию 1 port de bras, 2 port de bras

3

Перевод рук из позиции в позицию

3

Повторение:упражнение для рук: «волны», вращение и проработка кисти рук.

3

Повторение:  demipile по 1-5 за одну руку.

6

Повторение: BettementTendu по 5поз. за одну руку крестом.

6

Повторение: rondendehor по 2т 4/4, rondendedan по 2т 4/4

6

Изучение  танцевальных движений и комбинаций.

9

Изучение «шене» на месте, в диагональ (вправо, влево).

6

Вращение «бегунок» на месте

3

Вращение «бегунок» в диагональ

3

Изучение перехода по 4поз. в комбинации battementtendu с demiplie.

6

Изучение  танцевальных движений и комбинаций.

9

Изучение 3-его portdebras на середине зала.

6

Подготовкакrond de jambe en l`air.

6

Изучениеrond de jambe en l`airлицомкстанку( en dehors, en dedans).

6

Изучение echappeв 4поз.

6

Изучение battementdoublefrappe носком в пол ( в сторону, вперед, назад).

6

Rond de jambe en l`airзаоднуруку.

6

Изучение подготовки к battementsoutenu носком в пол.

6

Второе полугодие.

Дата

Темы уроков

Кол-во часов

«Гармошка», «елочка» в координации с головой и руками

6

Изучение grandplie по 4поз. лицом к станку, за одну руку.

6

Ходы: с выносом каблука, переменный, тройной, на полупальцах

6

Изучение  танцевальных движений и комбинаций.

9

Изучение developpe лицом к станку (в сторону, вперед, назад).

6

Изучение doublefrappe на 45. ( в сторону, вперед, назад)

6

Изучение pas balance.

3

Изучение  танцевальных движений и комбинаций.

9

«ковырялочка» комбинированая

6

Изучениеrond de jambe par terreна demi plie.

6

Изучение  танцевальных движений и комбинаций.

9

Изучение остановки при вращениях по диагонали.

3

Понятие «Эпальман»

3

Изучение дроби в такт

6

Изучение  танцевальных движений и комбинаций.

9

Изучение остановки при вращениях по диагонали.

3

Изучение «Восьмерки» в русском характере

3

«Молоточек»

6

«Веревочка» в русском характере

6

Изучение дроби из-за такта

6

Изучение присядок

6

Изучение поклонов в народном характере

3

Изучение «хлопушек»

6

«Восьмерка» рукой в народном характере.

3

Изучение  танцевальных движений и комбинаций.

9

Изучение  pasassemble в сторону.

6

Повторение и закрепление пройденного.

6

Содержание курса.

1 раздел «Ритмика» (20час)

Воспитательный результат внеурочной деятельности –  непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в хореографическом творчестве: через общение с искусством, педагогом, сверстниками и другими людьми.

 Для развития у детей музыкальности и ритмичности, на занятиях вводятся соответствующие ритмические упражнения и игры.

    Ритмика имеет большое значение для эстетического и физического воспитания детей. В процессе занятий по ритмике дети приобретают хорошую осанку, пластичность движений, легко и красиво двигаются под музыку. Ритмические упражнения и игры способствуют активному восприятию музыки, развивают координацию движений, внимание, память.

   В урок ритмики входят:

  • разминка и комплекс упражнений в партерной гимнастике, направленный на развитие физических данных, укрепление мышц;
  • игры, развивающие музыкальность, чувство ритма;
  • танцевальные движения, простейшие комбинации, координирующие движения рук, ног, головы.

Упражнения партерной гимнастики воздействуют на опорно–двигательный аппарат, дыхательную и мышечную систему, способствуют формированию правильной осанки, точности координации движения.

     Музыкальный материал на уроках ритмики с четким ритмом. Каждое упражнение рекомендуется называть образно.

2 раздел «Классический танец» (60 час)

   Основой хореографической подготовки учащихся является изучение танцевальных упражнений классической системы танца. Эти  упражнения последовательны, имеют определенную форму, тренируют мышцы детей, придавая им легкость и непринужденность движения. Урок строится по схеме:

1) разминка ( поклон, марш, разный вид бега на месте, развороты и наклоны корпуса. )

2) упражнения у станка или на середине зала;

3) прыжки;

4) упражнения для рук и корпуса;

5) вращения;

6) работа над движениями и комбинациями танцевального репертуара;

  1. репетиция танцев или выполнение заданий по актерскому мастерству.

     В этом классе продолжается работа над постановкой корпуса ( как и все последующие годы ), апломбом у палки на середине зала.

     В 1 полугодии ранее проученные движения исполняются в медленном темпе по 2 такта 4/4, по 1 такту 4/4 и 1 такту 2/4. Все движения переводятся одной рукой за палку, с другой рукой на 2 позиции. Battementfrappeubattementfondu проучиваются на воздух, соответственно на 25 вверх и 45 вверх. На середине зала проучивается epaulementcroise, efface первоначально стоя в 5 позиции, позы croise вперед и назад; 1, 2 и 3 portdebras.

     Во 2  полугодии все движения исполняются в сочетании: 2/4 и  1/4 музыкального сопровождения, кроме тех, которые по–прежнему исполняются на 2 такта 4/4 ( grandplie, relevelent на 90 вверх и developpe ). На середине и в прыжках проучиваются программные движения 1 класса хореографического училища.

     Повторение пройденного:

  1. Постановка корпуса на середине, у палки.
  2. Позиции ног: 1, 2, 4, 5.
  3. Позиция рук: 1, 2, 3, подготовительное положение.
  4. Demlplie у палки, на середине по 2 такта 4/4.
  5. Battementtendu по всем направлениям по 2 такта 2/4, 1такту 2/4.
  6. Dattementtendu c demi plieпо2 такта 4/4.
  7. Rond de jambe par terre en dehors en dedans по2 такта 4/4.  
  8. Battement frappe.
  9. Releve на полупальцы.

     Исполнение движений одной рукой за палку и на середине зала.

По мере проучивания все движения экзерсиса исполняются одной рукой за палку и на середине зала. К вышеуказанным добавляются:

  • relevelent на 45 вверх из 1,5 позиций по 2 такта 4/4;
  • battement tendujete по точкам и слитно;
  • battement tendu pour le pied на 2 позиции;

  • preparation k rond de jambe par terre en denors, en dedans;
  • petit battement;
  • battement double frappe;
  • battementfondu носком в пол на 45 вверх;
  • battement soutenu;
  • подготовкакroud de jamde en l^air;
  • grand plieпо 1, 2, 4, 5 позициям;
  • relevelent на 90 вверх из 1,5 позиций;
  • grand battement jeteиз 1,5 позиции.

Середина.

  1. Epaulementcroise( 5 позиция ).
  2. Позы croise вперед, назад.
  3. 1, 2, 3 port de dras.

Allegro.

  1. Вольныепрыжкипо 1, 2, 3 позициям.
  2. Temps levesaute.
  3. Changement de pied.
  4. Echappe на 2 позиции.

Со второго этапа начинается изучение всех видов вращения (сначала на месте, потом в продвижении вправо, влево, а затем по–диагонали и по кругу)  

Игры и задания по актерскому мастерству тоже необходимы, они помогают добиться выразительности движений, эмоционального обыгрывания роли.

    В хореографическом коллективе учащиеся разучивают основные упражнения      классического танца, необходимые для выработки правильного положения тела, то есть для выработки правильных, легких и четких движений. На каждом уроке изучаются подготовительные танцевальные упражнения.

3 раздел «Народный танец» (60 час)

     Подготовка к исполнению народных танцев осуществляется в процессе изучения упражнений народно-сценического танца, элементов и танцевальных композиций народных танцев, входящих в репертуар данной группы. Упражнения народного–сценического танца дети изучают в небольшом объеме, для чего рекомендуется отбирать наиболее необходимые, основные, которые помогают четкому и выразительному исполнению того или иного народного танца.

Основные движения народно-сценического танца:

  • demiplieugrandplie в народном характере;
  • battementtend с работой пятки опорной ноги;
  • battementjete с работой пятки опорной ноги;
  • каблучный battement;
  • подготовка к “веревочке”;
  • разворот и сворот бедра в подготовке к “веревочке”;
  • flic–flac ( с акцептом, с переступанием, с подскоком );
  • выстукивания;
  • adajio в народном характере ( по областям );
  • grandbattement (с опусканием на колено, с опусканием на подъем ).

Упражнения на середине:

  • «восьмерка» рукой;
  • поклоны в русском характере ( по облястям );
  • дроби ( в такт, из-за такта );
  • «обертас» ( в цыганском характере );
  • «ключ» ( в венгерском характере );
  • вращение ( в белорусском характере );
  • хлопушки, присядки.

4 раздел «Современный танец» (60 час)

 Современный танец является неотъемлемой частью пластической культуры современного человека. Воспитание танцевально-пластической культуры начинается с познания и развития опорно-двигательного аппарата танцовщика. Чтобы пройти через сознательное управление своим телом к бессознательному использованию танцевальных движений, необходимо научиться выполнять простейшие танцевальные упражнения и движения.

В нашей школе в программе по хореографии существует раздел, который знакомит детей с современной хореографией. На уроках используется различные методы обучения: словесный, практический, проблемно- поисковый, самостоятельная работа.

Словесный метод носит теоретико-информационный характер. На уроках проходит знакомство учеников с краткой характеристикой современных стилей танца. Хип-хоп танцы являются одним из наиболее популярных направлений в современной танцевальной культуре. Хип-хоп переводится как «мелко прыгать», танец характеризуется большим количеством разнообразных прыжков. Движения тела полностью подчинены музыкальному биту, они могут быть мягкими и расслабленными или наоборот резкими и агрессивными. Отличительным моментом хип-хоп танцев является то, что большинство используемых движений обращено в пол, поэтому ноги всегда немного расслаблены, а корпус посажен достаточно низко.

 В этом разделе по современному бальному танцу учащиеся изучают движения венского вальса (правый поворот, «зеркальце», перемена,встреча-раскрытие, «вальсовый квадрат»

5 раздел «Танцевальные композиции для концертов» (106 час)

      Учащиеся на уроках учат танцевальные композиции старого и нового репертуара ансамбля. Отрабатывают их для техничного и синхронного исполнения. Работают над зрелищностью и эмоциональностью. Готовят номера для концертного и конкурсного исполнения.    

Задача курса также: привить учащимся культуру общения между собой, в паре в танце, с окружающими. Эта задача успешно решается путем организации танцевальных праздников, балов, шоу–представлений, конкурсов.

 Ведущим методом обучения является практический метод, занятия хореографией состоят из здоровьесберегающих технологий, технологий встречных усилий, дифференцированного обучения, личностно-ориентированой технологии, информационно-коммуникационной.

Требования к уровню подготовки учащихся:

  • Знать и понимать базовые термины по предмету;
  • Уметь согласовывать свои движения с музыкой;
  • Давать характеристику музыкальному и танцевальному материалу;
  • Иметь представление о назначении и области применения хореографии;
  • Выполнять движения на пластику, ритмику, с простейшей координацией;
  • Осуществлять выбор движений на заданную музыку;
  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности:

  1. учащиеся выступают с концертными номерами на мероприятиях разного уровня;
  2. принимают участие с танцевальными номерами в конкурсах разного уровня;
  3. самостоятельно готовят выступления на классных часах и общешкольных мероприятиях.

        Учебно-методический комплект и перечень средств ИКТ и ТСО, необходимых для реализации программы:

  • компьютер;
  • аудиоколонки
  • аудиодиски
  • видеодиски по хореографии

Список литературы:

  • Базарова Н.  Классический танец. Методика обучения в 4 и 5 классах. - Л.,

            «Искусство», 2008 г.

  • Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. - Л., – М., «Искусство»,2010 г.

  • Ваганова А. Основы классического танца. - Л., – М., 2008 г
  • Костровицкая В. 100 уроков классического танца. – Л.,  «Искусство», 2009 г.
  • Костровицкая В. Школа классического танца. – Л., «Искусство», 2009 г.
  • Лисицкая Т. Гимнастика и танец. – М., 2007 г.
  • Современный бальный танец / Под ред. В.М. Строганова и В.И. Уральской.

            - М., 2007г.

  • Физкультурно – оздоровительная работа в школе / Под ред. А.М. Шлемина.  

            - М., 2008г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по хореографии в младшей группе на тему: "Знакомство с профессиями на железной дороге".

Это занятие направлено на формирование в детях способности находить собственные решения, действовать в плане образных представлений. Оно развивает воображение, координацию движений. Знакомит с железно...

Рабочая программа по хореографии 3 класс

Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений: “Ритмика и бальные танцы” под редакцией Е. И. Мошковой, рекомендованной Управлением общего среднего образова...

Рабочая программа по хореографии для 6 класса "Танцевальный калейдоскоп"

В настоящее время, особое внимание уделяется культуре,  искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к общечеловеческим ценностям. Укрепление психического и физического здоровья. Получе...

рабочая программа по хореографии МДОУ

Рабочая программа по хореографии для старшей  группы детей 5-6 лет...

рабочая программа по хореографии в старшей группе

рабочая программа по хореографии для работы с учениками 7-9, 10-11 классов...

Картотека музыкально-дидактических игр по Учебной программе дошкольного образования (первая младшая группа)

Игры и игровые задания «СОЛНЦЕ  И  ЛУНА»Возраст: от 2 до 3 летЦель: формирование представлений о характере музыки (бодро-спокойно)Игровой материал: игровые ил...

Рабочая программа воспитательной деятельности в младшей интернированной группе

Данная  программа  представляет собой разработанный курс воспитательской деятельности для воспитанников младшей  интернированной группы....