Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня педагога дополнительного образования
материал на тему

Исхакова Резеда Вагизовна

план самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan.docx31.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр внешкольной работы г. Буинска РТ»

Индивидуальный план самообразования

Педагога дополнительного образования

Исхакова Резеда Вагизовна

на 2014-2017 уч.год


Личная карта учителя.

Ф.И.О. педагога: Исхакова Резеда Вагизовна

Дата рождения: 01.05.1968 г.

Образование: Средне - специальное Арское  педагогическое училище

Специализация (по диплому):  учитель начальных классов, 1987 г

Высшее,  Татарский Государственный Гуманитарно-Педогагический Университет.

Специализация (по диплому) учитель начальных классов. 2008

Место работы: МБУ ДО «Центр внешкольной работы г. Буинска РТ»

Занимаемая должность: педагог дополнительного образования.

Общий стаж: 29 год

Педагогический стаж: 29 год.

Квалификационная категория: 1

Прохождение курсов повышения квалификации: «Развитие дополнительного образования детей в условиях системных изменений» в ГАОУДОД «РЦВР МО и н РТ» , 2014

Методическая тема: «Творческое развитие личности в процессе личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании с использованием современных образовательных технологий».

Тема самообразования педагога: «Социализация детей в условия дополнительного образования»

Начата: 2014 год.

Планирую закончить работу над темой самообразования: 2017г.

Работая над реализацией личного плана самообразования, я:

-​ знакомлюсь с новинками печатной методической, педагогической и предметной литературы и информацией в Интернете;

-​ посещаю уроки и мероприятия коллег;

-​ принимаю участие в совещаниях, обмене опытом с коллегами;

-​ выступаю на заседаниях МО с обобщением результатов опыта работы;

Пояснительная записка

С приходом детей в   объединение «Умелые ручки» круг их общения и обязанностей меняется и расширяется. В учебно-воспитательном процессе обучающиеся должны научиться строить духовно -нравственные отношения с товарищами и с педагогом.  

Цель: Особую роль отвести духовному воспитанию личности, становлению нравственному облику человека.

Задачи:

- изучить методы, формы и приемы духовно - нравственного воспитания обучающиехся;

- раскрыть особенности духовно - нравственного воспитания обучающиехся;

- формировать активное отношение к обучению в объединении;

- прививать любовь к малой Родине, гражданскую ответственность, чувство патриотизма,

- приобщать к поисковой и творческой деятельности;

- создание атмосферы эмоционального комфорта на уроке;

- применять полученные знания на практике.

- проводить самоанализ и самооценку собственных уроков;

Актуальность: В связи с изменениями социально- экономических условий, в том числе и в процессе дегуманизации общества, наступлением массовой культуры, обозначилась актуальность духовно-нравственного развития подрастающего поколения. Современная действительность – это время пересмотра идеалов, переоценки ценностей. Развитие страны зависит от того, насколько сильно привито подрастающему поколению чувство любви к своим родным, к своему народу, к Родине, чувство ответственности перед будущим. На данном этапе развития современной России актуален вопрос о гражданско-патриотическом воспитании. Патриотизм начинается со знания, уважения и хранения памяти о своих родных, близких, знакомых

Определив круг источников информации (материалы сети Интернет; видео, аудио -информация на различных носителях; семинары и конференции; мастер-классы; мероприятия по обмену опытом; и др.) и выбрав форму работы, я составила личный план работы над поставленной перед собой проблемой. Разработала план воспитательной работы, согласно которому я работаю с обучающимися.

Ожидаемые результаты:

- повышение успеваемости и уровня обученности обучающиехся,

- овладение уровнем воспитанности по отношению к близким, знакомым, одноклассникам,

- хранение памяти о своих родных, о своей малой Родине.

Целью моей педагогической деятельности стала проблема духовно-нравственного воспитания учащихся в учебно-воспитательном процессе.

На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью воспитательно-образовательного процесса является всесторонне развитие ребенка.

Для педагога дополнительного образования  по любому учебному предмету основным источником, формой и средством духовно-нравственного развития и формирования личности является занятие. Это не означает, что занятие позволяет воплотить в результат весь комплекс нравственных параметров, но занятие в течение всей школьной жизни человека выступает в качестве единой, нравственно развивающей и формирующей доминанты. Духовно-нравственная обстановка на занятиях — это сильнейшая, среди прочих, формирующая среда, которая должна рассматриваться как важнейший инструмент, т.е. педагогическое средство учителя в достижении целей нравственного развития и формирования личности.

Теоретические подходы к проблеме художественно – эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Сущность художественно-эстетического воспитания.

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении — везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. В наше время проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач дополнительного образования.

Итак, художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, обучающийся, так или иначе, эстетически и художественно развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, а без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни.

Существуют различные определения понятия «художественно-эстетическое воспитание»:

Во-первых, это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного.

Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве, жизни, и оценивать ее.

В-третьих, задача художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса.

И, наконец, в-четвертых, — развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развитие творческих умений и навыков.

Главное - воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой- либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. Помимо формирования художественно-эстетического отношения детей к действительности и искусству, художественно — эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Оно способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия способствуют развитию у детей мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

Таким образом, можно считать, что цель художественно-эстетическое воспитание, это — воспитание целостной гармонически развитой личности.

Следует выделить задачи художественно-эстетического воспитания:

Во-первых, это создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений. Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Педагог должен умело подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте. Таким образом, будет формироваться чувственно-эмоциональный опыт. Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей.

Вторая задача состоит в «формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы, явления, и наслаждаться ими».

Третья задача связана с формированием у каждого ребёнка художественно-эстетической творческой способности.

Главное состоит в том, чтобы «воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его «по законам красоты».

Рассмотренные нами задачи частично отражают сущность художественно-эстетического воспитания, однако мы рассмотрели лишь педагогические подходы к этой проблеме. Помимо педагогических подходов существуют и психологические.

Их суть состоит в том, что в процессе художественно-эстетического воспитания у ребенка формируется эстетическое сознание. Эстетическое сознание педагоги и психологи подразделяют на ряд категорий. О таких категориях как эстетическая оценка, суждение, переживание мы упоминали ранее. Наряду с ними важнейшим элементом эстетического сознания является эстетическое восприятие.

Творческая деятельность как средство художественно-эстетического воспитания.

Что же представляет собой творчество?

Творчество-это сознательная, целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание действительности, создающая новые, оригинальные, никогда ранее не существовавшие предметы, произведения для совершенствования материальной и духовной жизни общества.

Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре, когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы.

Концепция дополнительного образования рассматривает воображение и творчество как предпосылки формирования базиса личностной культуры.

Интерес к творческой деятельности детей обусловливается его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в ней не ослабевает, а все более увеличивается.

В своей работе я использую следующие методы обучения: объяснительный, иллюстративный, проблемный, словесные и практические методы.

Формы организации учебно-познавательной деятельности, применяемые мною на занятии и во внеурочной работе: коллективная, подгрупповая, парная, индивидуальная. Чтобы занятие действительно стал средством проявления личностных качеств учащихся, я применяю в своей работе следующие приемы: создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов; мотивация деятельности; сравнение, аналогия; предложение на выбор различных заданий; взаимопроверка; самостоятельное формирование учащимися выводов; использование наглядности.

Тревогу вызывает и односторонняя ориентация взрослых – родителей и педагогов – на усвоение ребёнком знаний, умений, навыков, т.е. исключительно на умственное развитие в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию.

Поэтому, целью моей педагогической деятельности стала проблема духовно-нравственного воспитания учащихся в учебно-воспитательном процессе.

Внеурочная деятельность

Сформировать интерес к предметам художественного труда и рукоделия помогает мне внеурочная работа, которая направлена на всестороннее развитие личности. Разнообразные формы и методы, которые я использую в своей работе, позволяют ученикам приобрести не только знания, умения и навыки, которые пригодятся им в жизни, но и   развить интеллектуальные и творческие способности каждого, развить чувство коллективизма, упорства в достижении цели, умение отстаивать своё мнение и мн.др. Поэтому я считаю, что духовно-нравственное воспитание является основой всех основ.

А также, использую формы организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания: 1) словесные формы (собрания, встречи и т.д.); 2) практические формы (экскурсии, проекты, конкурсы и т.п.); 3) наглядные формы (выставки разных видов).

В таблице представлена классификация форм и педагогических средств духовно-нравственного воспитания учащихся, которые используются в системе урочной и внеурочной деятельности:

Система

Форма

Педагогические средства

Урочная

Урок-презентация

Урок-ролевая игра

Урок-беседа

Дидактические игры

Прием комментирования и раскрытия аспектов нравственности в процессе объяснения урока, выполнения заданий.

Прием сочетания содержания образовательной программы с контекстом, содержащим аспекты нравственности.

Использование дидактических материалов и форм занятий, способствующих усвоению базовых ценностей нравственности.

Совмещенные уроки

Подготовка к конкурсам

Выставка работ в школе

Прием совмещения уроков внутри одной возрастной группы и между группами разного возраста.

Прием опоры на народные традиции и декоративно-прикладное творчество народов России и мира.

Приемы стимулирования знаний: гибкая система оценивания творческих работ; поощрения допуском к проведению «мастер-класса» и к подготовке праздника.

Средства формирования положения мотивации обучения, связанные с предоставлением учащемуся возможности свободного выбора материалов, форм и техник.

Внеурочная

Художественно-творческие проекты.

Экскурсия.

Конкурс и выставка работ.

Применение вариативных форм занятий (приглашение специалиста и т. п.).

Организация совместной деятельности по художественной подготовке мероприятий.

Использование приемов и форм занятий, способствующих выстраиванию межличностных взаимоотношений, формированию культуры сотрудничества, сотворчества.

Методы развития системы отношений: педагогическая организация совместных мероприятий, различных традиций и ритуалов, деятельности в группах (одного возраста и разновозрастных) в урочной и внеурочной деятельности. 

Приемы стимулирования творчества: демонстрации ЗУН в выставках, конкурсах, в различных видах совместной деятельности.

 Мониторинг

Опрос.

Беседа.

Наблюдение.

Тестирование.

Социологические измерения и диагностика запросов и притязаний учащихся с целью наполнения их досуга.

Социологические измерения характеристик образовательной среды, диагностика уровней воспитанности и самоактуализации с целью корректировки педагогической практики.

Основные коллективные формы и методы духовно-нравственного просвещения и убеждения учащихся, которые использую в своей работе по данной теме.

Беседы. В воспитательной деятельности большое место занимают этические беседы.  Они имеют целью обогатить моральными представлениям и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить   с   правилами   поведения.   В   процессе   бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей.

 Наряду с систематическими беседами проводятся и эпизодические беседы, связанные с обсуждением поступков учащихся.   Такой   разговор   следует проводить сразу после совершения поступка.

 В моей деятельности основное место занимает разъяснение «Правил для учащихся» как   главных   критериев   поведения школьников.  Например, провожу с ребятами беседы о правилах поведения в школе, в общественных местах, на улице и т.д. При проведении бесед о дисциплине меньше говорю о том, чего нельзя делать, а рассказываю о том, что нужно делать, как нужно поступать в том или ином случае.

   Беседы провожу с группой или индивидуально с учеником, совершившим недостойный поступок, не увлекаюсь коллективным осуждением недостатков в поведении школьников. В ряде случаев более эффективна индивидуальная беседа с провинившимися учениками. При этом важно создать атмосферу доброжелательности и доверительности.

Требования педагога к поведению достигают цели лишь при условии, если они понятны и доступны, связаны с практикой повседневного поведения детей.

Использую в своей работе упражнение в системе духовно-нравственного воспитания.

Процесс духовно-нравственного воспитания обязательно включает в себя приучение воспитанников к выполнению норм и правил общественной морали, выработку и закрепление у них устойчивых привычек поведения.  

Особенно велико значение   упражнений, связанных   с   организацией нравственного опыта. Личный опыт, приобретаемый в процессе целенаправленной деятельности, – основное условие приучения.  Упражнения в разнообразной деятельности имеют целью выработать привычки в труде и в общественной работе, во взаимоотношениях с друг с другом.  Они содействуют приучению к коллективной деятельности.

 Воспитание в труде – это наиболее действенное воспитание. Если обучающейся занят трудом, он обычно любознателен и дисциплинирован, требователен к себе и честен, он надёжный помощник в семье.  У него больше развито чувство ответственности.    

В своей деятельности использую методы стимулирования обучающихся.

Поощрение, как один из методов, применяется в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность.

Методы стимулирования помогают человеку формировать   умение   правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей.

Но о конечном результате говорить пока рано, т.к. процесс воспитания длителен, он продолжается всю жизнь. Сначала ребёнка воспитывают родители, позднее в процесс воспитания включаются дошкольное учреждение, школа и т.д.

Заключение

На мой взгляд, реализуя полноценное художественно-эстетическое воспитание и развитие ребенка, воспитатель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные художественно-эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

Художественно — эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе воспитательно-образовательного процесса, так как за ним стоит не только развитие художественно-эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений мировоззрения.

Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, — все, что может быть прекрасным.

Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством художественно-эстетического воспитания.

Анализируя литературу, я сделала вывод, что детское творчество является одним из основных средств художественно-эстетического воспитания.


Список литературы

1. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.   М.; Просвещение, 2011.25с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М. Просвещение,2009. 41с.

3.Суслов В.Н. Этикет. Учусь правилам поведения.1-4 классы тесты и практические задания. -М. Просвещение, 2010.68с.

4. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание. Для организаторов и классных руководителей. М. Просвещение, 2008.108с.

5. Г. Голубицкий. Что такое этикет?  Издательство «Анфас» 1998г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты