Рабочая программа "Театр-творчество-дети"
рабочая программа на тему

Скловская Елена Евгеньевна

Участники программы «Театр – творчество – дети» - обучающиеся 1-го класса. Основа деятельности - работа с куклой.

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театральной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2._teatr-tvorchestvo-deti_dlya_1_kl.doc162 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Развитие личности – современное требование общества к системе образования и дополнительного образования в том числе. Знания, умения и навыки сохраняют свое исключительное значение, но уже не как цель, а как средство достижения цели – развития личности учащегося.

Все дети – творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты. Одни склонны к изобразительному творчеству, другие – к конструированию, третьи – к сочинительству, а четвёртые – ещё к чему-либо.  Но все они, такие разные,  любят кукольный театр. Дети всегда с нетерпением ждут встречи с театром кукол, ведь куклы могут всё или почти всё, куклы творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности детей, корректируют их поведение. Вот почему ребята так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол, исполняют кукольные роли.

Кукольный театр – это не только средство развлечения, он оказывает  большое воспитательное воздействие на детей.

Театр – искусство синтетическое, оно воздействует на детей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ – кукла, и живописно-декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение.

Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

• художественным образованием и воспитанием детей;

• формированием эстетического вкуса;

• нравственным воспитанием;

 • развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);

• воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

 • созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

В современной психологии и педагогике отмечается влияние игры на психическое      развитие    ребенка:    формирование      мотивационно-потребностной сферы, способностей, идеального плана сознания, преодоление познавательного эгоцентризма, интериоризацию социальных требований, нравственных норм и правил поведения, произвольности поведения, эмоциональное развитие и т. д. (Л. А. Венгер, О. А. Карабанова, Д. Б.Эльконин и др.). Занятия театральной деятельностью с детьми не только развивают психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же ребенка театрализованное представление - это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.

Основная,  театрализованная,  деятельность  этой программы  – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов. Способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций.

Данная программа составлена на основе «Программы обучения детей «Театр кукол» Татьяны Кузнецовой, опубликованной в журнале «Я вхожу в мир искусств. Театр, где играют куклы», № 9 (25) / 1999 г.  Кроме того, при разработке программы, использована программа В.А.Горского «Школьный театр «Петрушка» (Примерные программы внеурочной деятельности) /Москва «Просвещение», 2010 год, и учебно-методические пособия С.М. Альхимович, Ю.Л. Алянского, Иванцовой Л., Коржовой О., в которых рассматриваются вопросы организации театра, в том числе и кукольного,  в общеобразовательной школе, детском саду. 

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театральной деятельности.

Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.

Особенность данной программы состоит в том, что младший школьник погружается в занятия театральным творчеством естественно, без принуждения они попадают в мир музыки, слова, литературы, живописи, хореографии и т.д. при этом рождается сотворчество, так как театр – это коллективный вид творчества, в котором нужно общаться, вместе решать возникающие творческие проблемы. От каждого ребёнка потребуется все его способности, заложенные от природы, даже те , о которых не подозревают ни ребёнок, ни его родители.

Участники программы «Театр – творчество – дети» - обучающиеся 1-го класса.

Цель: развитие творческих способностей детей средствами кукольного театрального искусства.

Данная цель реализуется через решение следующих задач:

  • реализация творческого потенциала личности младшего школьника;
  • систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, пространственного мышления, фантазии, речи детей;
  • знакомство учащихся с основами кукольной театрализации (театральная игра и актёрское мастерство, приёмы кукловождения, сценическое движение, сценическая речь, музыкальное оформление пьесы, декорации, история кукольного театра);
  • развитие художественного и ассоциативного мышления младших школьников;
  • обогащение эмоционально-образной сферы школьников;
  • формирование художественных предпочтений, этических, эстетических оценок искусства, природы, окружающего мира;
  • формирование нравственных качеств,  гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни;
  • развитие коммуникативной культуры детей

В основе реализации данной программы лежат следующие принципы: 

  • тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
  • обучение в порядке постепенного усложнения – от выполнения отдельных тренировочных упражнений по кукловождению до разыгрывания роли, от упражнений с наиболее простыми в обращении куклами до сложных постановочных композиций.  
  • построение занятий согласно логике творчества – от постановки творческой задачи до достижения творческого результата.  
  • взаимосвязь развития творческих и познавательных способностей учащихся.  
  • построение занятий таким образом, чтобы в активной работе могли участвовать все ученики.  
  • принцип чередования видов деятельности  

Театрализованная деятельность  младших школьников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:

  • снятие, по возможности, всех стрессообразуюших факторов;
  • раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;
  • развитие реальных мотивов:
  • игра и обучение не должны быть из-под палки;
  • внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;
  • внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед («У тебя обязательно получится»).

Создание на занятиях эмоционально - комфортной среды через:

-  обучение с опорой на идеи педагогического сотрудничества: паритетные отношения с детьми, обучение без принуждения, личностный подход;

- переориентацию стиля педагогического общения с детьми в направлении насыщения теплотой, терпимостью, ровностью;

- технику эмоционально-выразительного и тактичного проявления отрицательных и положительных эмоций, чувств, настроений самого педагога;

- устранение причин эмоционального дискомфорта ребёнка на занятии;

- насыщение процесса обучения и образовательной среды эмоциональными стимулами: игрой, интеллектуальными эмоциями удивления, необычности, положительными эмоциями уверенности, успеха, достижения; создание художественной среды.

Результативность работы помогут оценить и результаты анкетирования самих участников кукольного театра, их родителей, а также зрителей.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

В процессе обучения учащиеся познакомятся с народной куклой и её видами, что способствует формированию интереса к театрально - игровой деятельности. Ребята смогут освоить театральные понятия.   На практических занятиях обучающие смогут освоить приёмы  кукловождения, что даст возможность   раскрепощению,   артистические  навыки  в плане переживания и воплощения  образа.

Кукла - есть «оживление» неживой материи при помощи рук актёра и фантазии. «Ожившие» герои будят у детей воображение, рождают новые образы, которые влияют на ребёнка: в работу включается мыслительный процесс. Прежде чем «Оживлять» куклу рассматривается внешний образ, составляется характеристика, подбирается соответствующая интонация и стиль речи. Овладение речью через куклу, позволяет ребёнку воспринимать явление, более осознано. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, активнее происходит психическое развитие. Восприятие живой образной речи побуждает детей к творчеству художника, поэта, скульптора.
Куклы-персонажи - уникальные создания. Они являются информативной, образовательной игрушкой и могут многое рассказать тем, кто занимается изучением истории, этнографии, литературы, изобразительного и прикладного искусства.

Реализация программы, не только на занятиях, но и в выступлениях на праздниках, позволит стимулировать способность обучающихся к образному и свободному восприятию окружающего мира.

Программа «Театр-творчество-дети» предназначена для детей младшего школьного возраста (1 класс) и рассчитана на 1 час в неделю и 1 год обучения. Работа – групповая (не более 15 человек в группе), индивидуальная.

Основные направления работы с детьми

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему;  запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес  к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

Тематическое содержание программы

   Тема

Форма занятия

1.

«Занавес открывается»

* Знакомство с детьми, с правилами поведения в театре, структурой театра

Собеседование

2.

«В гости к кукле»

  • Рассказ об искусстве театра кукол, показ кукол разных систем.
  • Традиционная игрушка русского народа – Петрушка.
  • Просмотр и обсуждение кукольных спектаклей

Лекция, собеседование

Видео показ

3.

«Азбука театра»

  • Знакомство с профессиями – сценарист, режиссёр, скульптор, музыкальный редактор.
  • Театральное искусство, актёр-кукловод.
  • Понятийный словарь театрального мира.

Экскурсии, диспут, вечера-встречи, доклад, викторина, просмотр телепередач.

4.

«Речь, речь, речь…»

  • Выразительная речь. Искусство речи. Речь в повседневной жизни, в творчестве актёра.
  • Техника чтения. Дыхание, ударение, дикция, голос.
  • Выразительное чтение.
  • Рассказывание.

Беседа-обсуждение, работа с книгой, круглый стол.

5.

«Куклы оживают»

  • Изобразительные качества куклы на ширме.
  • Контроль глаз исполнителя за поведением куклы на ширме.
  • Действие + слово..

Игра, этюд

6.

«Мы актеры»

  • Выбор пьесы для постановки
  • Читка пьесы
  • Работа с куклой
  • Прогонные репетиции спектакля
  • Генеральная репетиция. Спектакль

Практическая работа с куклой

Календарно- тематическое планирование

№п/п

Название темы

Всего часов

Из них на:

теорию

практику

Видео просмотр

1.

«Занавес открывается»

1.1

Знакомство с детьми, с правилами поведения в театре, структурой театра

1

0.5

0.5

2.

«В гости к кукле»

2.1

История создания кукольного театра.

1

1

2.2

История театра «Петрушка» в России.

1

0.5

0.5

2.3.

Кто такой Петрушка?

1

1

2.4.

Знакомство с различными видами кукол.

1

0.5

0.5

2.5.

Посещение кукольного театра.

1

1

2.6.

Просмотр видео кукольных спектаклей

4

4

3.

«Азбука театра»

3.1.

Знакомство с профессиями – сценарист, режиссёр, скульптор, музыкальный редактор.

1

0.5

0.5

3.2.

Театральное искусство, актёр-кукловод

1

0.5

0.5

3.3.

Особенности театральной терминологии.

1

0.5

0.5

4.

«Речь, речь, речь…»

4.1.

Выразительная речь. Искусство речи. Речь в повседневной жизни, в творчестве актёра.

1

1

4.2.

Техника чтения. Дыхание, ударение, дикция, голос.

1

1

4.3.

Голосовые модуляции.

1

1

4.4.

Речевая гимнастика. Работа со скороговорками.

1

1

5.

«Куклы оживают»

5.1.

Понятие о разнообразии движений различных частей куклы. Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы.

2

1.5

0.5

5.2.

Закрепление навыков жестикуляции и физических действий. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы.

3

3

6.

«Мы актеры»

7.3.

Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей

2

2

7.4.

Разучивание ролей. Соединение словесного действия с физическим действием персонажей.

2

2

Работа с куклой. Этюдная работа

2

2

Прогонные репетиции спектакля

3

3

7.5.

Генеральная репетиция.

2

2

7.6.

Спектакль.

1

1

                                                      ИТОГО:

34

5

22

7

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания  условий для самореализации детей используется:

  • включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
  • создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
  • моральное поощрение инициативы и творчества;
  • продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
  • регулирование активности и отдыха (расслабления).

На занятиях широко применяются:

  • словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);
  • метод наблюдений над «языком» театра, секретами создания образа, сценической речи и пр.;
  • наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами, просмотр пьесы, показ образца движения куклы и пр.);
  • работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной информации на определённую тему).

Ребята с удовольствием участвуют в проведении конкурсов на лучшее сочинение, загадку, сказку, рисунок, пантомиму, мини-пьесу и пр. Здесь активен каждый, он не слушатель, не сторонний наблюдатель, а непосредственный участник, вникающий во все детали работы. Соревнования обычно проводятся в занимательной форме, что гораздо более эффективно в данном возрасте, чем просто указание условий конкурса.

Значительное место при проведении занятий занимают  театральные игры, способствующие развитию фантазии, воображения, мышления, внимания  детей, помогающие устранить телесные и  психологические зажимы, которые могут возникнуть во время выступления перед зрителями.

Большинство игровых упражнений выполняется коллективно, часто в кругу. Все они строятся согласно нескольким принципам:

  • игрового самочувствия;
  • от простого к сложному;
  • от элементарного фантазирования к созданию образа.

Существует большое разнообразие театральных игровых упражнений, благодаря чему педагог может подбирать и варьировать их по своему усмотрению.

Примеры театральных игр.

«Существительное – прилагательное». Группа делится пополам. Участники садятся друг против друга, на некотором расстоянии. Члены первой команды по очереди бросают небольшой мяч соперникам. При броске каждый называет любое существительное. Ребёнок, поймавший мяч, бросает его участнику другой команды, называя при этом подходящее по смыслу прилагательное. Например: «Солнце – хрустальное». Важно не правильно ответить, а придумать первый возникший образ. В дальнейшем игра усложняется. Используется литературный материал, литературные образы, что помогает детям разобраться в своём отношении к персонажам, «вскрыть» их внутренний мир. Например: «Муми мама – тёплая».

«Звучащие игрушки». Все участники игры равномерно распределяются по пространству помещения, выбирают для себя воображаемую звучащую игрушку: погремушку, машинку, пищалку и пр., садятся на пол. У каждого игрушка со своим звуком. По команде ведущего играющие «превращаются» в маленьких детей. Их задача заключается в том, чтобы, воспроизводя звучание своего инструмента, доползти, как это делают малыши, до ближайшего  соседа и обменяться с ним игрушками. Главная задача этого упражнения – развитие актёрской смелости.

«Конкурс инсценированной песни». Дети делятся на команды. Каждая команда выбирает песню на определённую тематику и на фоне музыки и слов песни, инсценирует её. Получается маленький музыкально-пластический спектакль.

 Обязательный элемент каждого занятия - этюдный тренаж. Этюдный тренаж – это своеобразная школа, в которой дети постигают азы сценического мастерства, основы кукловождения. Это работа актёра над собой. Она помогает развить память, внимание, воображение детей, их умение двигаться на сцене (ширме), общаться с партнёрами. Прежде, чем начать работу над этюдом, детям предлагается поиграть с куклой, подержать её в руках, попытаться «оживить».

Этюдный тренаж включает в себя:

  • этюды (упражнения) на развитие внимания;
  • этюды на развитие памяти;
  • этюды на развитие воображения;
  • этюды на развитие мышления;
  • этюды на выражении эмоций;
  • этюды по развитию сценической речи («разогрев суставов»; дыхательные комплексы; артикуляционная гимнастика; упражнения по активному использованию междометий, слов, фраз, стихов, поговорок; упражнения на развитие диапазона голоса);
  • этюды на выразительность жеста;
  • этюды на воспроизведение отдельных черт характера;
  • этюды на отработку движений кукол различных видов.

Театр не может существовать без творчества, поэтому на занятиях кукольного кружка большая роль отводится импровизации. Импровизация позволяет уйти от рутинного труда, от зубрёжки, от необходимости заучивать реплики, позы, движения. Творческий подход к работе с младшими школьниками  даёт возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня их подготовленности.  Каждый ребёнок имеет возможность импровизировать индивидуально, так как он умеет.

Для организации кукольного театра используются куклы разных систем, начиная с самых простых в управлении:

  • картинки – куклы на фланелеграфе;
  • куклы-Петрушки;
  • тростевые куклы;
  • куклы-марионетки;
  • «люди-куклы».

     В репертуар кукольного театра включены:

  • инсценировки литературных произведений для детей младшего школьного возраста;
  • адаптированные к условиям школьного кукольного театра готовые пьесы;
  • новые, самостоятельно разработанные, пьесы.

При выборе репертуара театра кукол учитываются интересы, возрастные особенности детей, их развитие. Пьесы должны быть увлекательными, развивающими фантазию и творческие способности ребёнка, способствующими формированию положительных черт характера школьника. Предложенный в программе репертуар на каждый год обучения может изменяться. Любой педагог имеет возможность его варьировать по своему усмотрению, опираясь при этом на интересы и возможности конкретного коллектива детей.

Музыка – неотъемлемая часть кукольного спектакля, она усиливает его эмоциональное восприятие. Выбор песни и музыки определяется содержанием спектакля.

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИ ПРОГРАММЫ

Должны знать

  • виды и особенности театрального искусства
  • театральную терминологию и культуру зрителя
  • правила поведения в театре
  • виды театральных кукол

Должны уметь

  • двигать в заданном ритме, по сигналу педагога соединяясь в пары, тройки или цепочки
  • создавать пластические импровизации под музыку разного характера
  • запоминать заданные педагогом мизансцены
  • действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему
  • сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему
  • менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса
  • произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах
  • произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие
  • произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями
  • строить диалог с партнером на заданную тему
  • составлять диалог между сказочными героями
  • работать в коллективе и согласовывать свои действия с другими

Должны иметь навыки

  • ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь на площадке
  • свободно и естественно выполнять на сцене простые физические действия
  • владения театральными куклами различных видов

ФОРМЫ  и  ВИДЫ  КОНТРОЛЯ

Виды контроля

Содержание

Формы контроля

Методы

и способы контроля

Сроки контроля

Вводный

Общая эрудиция

Ценностные ориентации

Речевые упражнения

Конкурс

Наблюдение

Беседа

Диагностика

Сентябрь

Текущий

«Занавес открывается»

Освоение учебного материала

Викторина

Октябрь

«В гости к кукле»

Упражнения. Освоение учебного материала

Выставка рисунков

Ноябрь

 «Азбука театра»

Освоение учебного материала

Этюды

 Практическая работа. Викторина

Анализ

Февраль-март

 «Речь, речь, речь…»

Развитие речи, актёрского мастерства

Освоение учебного материала

Творческий потенциал воспитанников

Этюды

Контрольные упражнения

Наблюдение

Образные упражнения

Дыхательные упражнения

Артикуляционная гимнастика

Упражнения по развитию речи, актёрского мастерства

Апрель-

май

«Куклы оживают»

Освоение учебного материала

Практическая работа с куклой на ширме и без ширмы

Февраль-март

«Мы актеры»

Показ спектакля

Анализ

апрель

Коррекция

Ликвидация пробелов

Контрольные упражнения

Этюды

Практическая работа с куклой

Дыхательные упражнения

Артикуляционная гимнастика

Упражнения по развитию речи, актёрского мастерства

май

Итоговый

Контроль выполнения поставленных задач

Этюды

Спектакль

Наблюдение

Зрительская реакция

Май

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Альхимович С.М. Театр Петрушек в гостях у малышей. - Минск, 1969.
  2. Алянский Ю.Л. Азбука театра. - Ленинград , 1990.
  3. Баряева Л.Б. и др. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – С-П., 2001.
  4. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. – Ярославль, 1998.
  5. Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.
  6. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.
  7. Иванцова Л., Коржова О. Мир кукольного театра. – Ростов - на – Дону, 2003.
  8. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. - М., 1982.
  9. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1997.
  10. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. – М., 2000.
  11. Субботина А.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1997.
  12. Трофимова Н., Кукольный театр своими руками. – М.: Рольф, 2001.
  13. Флинг Х. Куклы-марионетки. С-П., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС          по проф...

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...