Пластика - Тренинг
план-конспект на тему

Скловская Елена Евгеньевна

В работе представлен тренин для занятий по пластике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plasticheskiy_trening.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

                    Пластика - Тренинг.

      Настройка.

В начале каждого занятия нужно встать в круг плечом к плечу, посмотреть друг другу в глаза, улыбнуться и без слов пожелать удачи и отличного настроения.

       Разминка.

  1. «Разогрев».

Разогреваются все части тела (растираются). Начинают с рук. Затем, идут ноги, шея, голова, корпус. Все участники становятся в большой круг. Это упражнение рекомендуется проводить по поясам: сверху – вниз, т.е. от головы к ногам.

Можно усложнить упражнение, при этом после разогрева (растирания) рук, все участники разбиваются по парам и растирают части тела друг друга.

Далее, все участники объединяются в общую массу и разогревают (растирают) друг друга.

  1. «Растирание».

Растереть руками все суставы, лицо и голову.

Затем упражнение усложняется: нужно растереть руки, ноги и другие части тела своему партнеру. Можно выполнять это упражнение в форме этюда: Один – терка, другой – морковка и т.д.

В заключении – все участники растирают части тела друг друга в общей куче.

  1. «Построение позвоночника».

Поставить ноги чуть шире плеч, немного согнуть в коленях, проверить расслабление остальных частей тела. Последовательно расслабить позвоночник, начиная с головы и до поясницы, стараясь при этом ощутить каждый отдельный позвонок. Дойдя до последнего позвонка, повесить тело на воображаемую перекладину, находящуюся под животом. Всю верхнюю часть тела полностью расслабить. Затем провести обратный процесс: начиная с последнего, каждый позвонок поставить друг на дружку. Не спешить и стараться контролировать процесс сознательно, следить за ощущениями. Обратить внимание на шею и плечи, они не должны напрягаться. Когда первый позвонок встал на место, голова поднимается над позвоночником легкая, словно воздушный шарик на нитке. Затем резко сделать рывок противоположными рукой и ногой одновременно, как бы растянув тело по диагонали. Часто при выполнении этого упражнения возникает хруст в позвоночнике – позвонки встают на место. Этого не нужно пугаться.

Это упражнение помогает достичь для каждого конкретного человека максимально правильной для него постановки тела. Желательно, чтобы в таком положении человек находился всегда, и оно стало нормой. Для этого на занятиях мы повторяем его достаточно часто.

4. «Я – МИР».

Поставить ноги чуть шире плеч, колени чуть согнуть, выстроить позвоночник, расслабив остальные части тела (исходное положение), закрыть глаза и внутренним взглядом пробежать по телу. Представить и ощутить себя частицей пространства (комнаты, города, земли, вселенной и т.д.), услышать все звуки вокруг себя и внутри увидеть себя; увидеть все, что находится вокруг, не открывая глаз; почувствовать тепло и холод окружающего пространства. Затем снова остановить внимание на своем теле, на дыхании, внутренним взглядом пробежать по всем закоулкам тела по позвоночнику добежать до головы и открыть глаза.

Упражнение помогает отключиться от внешних воздействий, на время забыть о повседневных проблемах, почувствовать собственную значимость в этом пространстве и в данную секунду, сосредоточиться и настроиться на работу. Упражнение выполняется группой в кругу, вместе с педагогом.

5. «Оживание».

Принять исходное положение, последовательно осваивать пространство вокруг себя всеми частями сначала по отдельности, потом всеми сразу. Потрогать и ощутить холод или тепло воздуха вокруг себя глазами, носом, лбом, волосами, плечами, пальцами, ногами и т.д. Стараться ощутить пространство одновременно перед собой, за собой, сбоку и снизу. Для этого упражнение нужно выполнять концентрированно и достаточно быстро.

Упражнение помогает разогреть тело перед основным блоком разминки. Так как движения последовательные, но беспорядочные, расслабление и напряжение разных групп мышц (даже лицевых) приводит к  продуктивной подготовке к разминке.

6. «Гимнастическая растяжка».

Весь блок растяжки делается от головы к ногам и обязательно чередуется с расслаблением. Сложные растяжки (шпагат, колечко и т.д.) выполняются на восемь счетов. С каждым последующим счетом увеличивается степень сложности и уменьшается напряжение мышц. Достигается это с помощью дыхания.

Смысл, вернее итог блока гимнастической растяжки – максимальная свобода движения.

7. «Силовая растяжка».

Силовой блок выполняется так же от головы к ногам. Особое внимание уделяется дыханию. Счет подбирается в зависимости от уровня подготовки группы или конкретного человека. Упражнения этого блока обязательно чередуются с растяжкой.

       8. «Ветряная мельница».

Исходное положение: ноги на ширине плеч, прямые руки подняты вверх, кулаки сжаты. Делаем максимально широкие круговые вращения руками, постепенно увеличивая скорость от самой медленной до максимально быстрой. Движения выполняются сначала вперед, затем назад.

Усложненный вариант: руки вращаются в разные стороны – одна вперед, другая назад с последующей переменой направления.

      9. «Миксер».

Исходное положение: стоя, прямые руки со сжатыми кулаками вытянуты вперед. Вращаем кулаками на себя, работает запястье. Затем к вращению кулаками подключаем вращение локтями в ту же сторону. Работают запястья и локти. Далее присоединяем к запястьям и локтям плечевые суставы. Таким образом, три пары суставов – запястья, локти, плечи работают одновременно в одном направлении.

Далее упражнение выполняется в том же порядке, но в противоположном направлении.

        10. «Пружина».

Исходное положение: стоя, прямые руки вытянуты в стороны-вверх, ладони, находящиеся чуть выше плеч, смотрят вверх, пальцы напряжены. Ладони максимально далеко отводим назад пружинящими движениями.

Усложнение упражнения. Наклониться вперед. Прямые руки за спиной собраны в «замок». Пружинящими движениями отводим прямые руки вверх.

Расслабление или Релаксация.

  1. «Расслабление – напряжение».

Полное расслабление чередуется с максимальным напряжением:

  • всего тела;
  • отдельных частей тела (голова, руки, ноги, мизинец правой ноги и др.)

  1. «Разные материалы».

Превращаем свое тело в разные воображаемые материалы (песок, глина, металл, огонь, вода и т.д.)

  1. «Тряпичная кукла».

Задача состоит в том, чтобы помочь расслабиться своему партнеру, проверяя зажимы каждой части его тела по отдельности. Для этого, один человек, лежа на полу, старается максимально расслабить свое тело, представляя себя тряпичной куклой, а другой – очень осторожно поднимает и как будто взвешивает разные части его тела. Нужно добиться того, чтобы расслабляющийся ребенок ничего не делал сам, а доверился партнеру. Если какая-то мышца оказалась зажатой, например рука до конца не разгибается, партнер должен помочь ей расслабиться, поглаживая или слегка встряхивая руку, пока она не повиснет как плеть. Партнеры должны доверять друг другу, не причинять один другому боль или неудобства.

  1. «Марионетка».

Привязываем воображаемые нитки к частям тела партнера и поочередно их натягиваем, заставляя тело двигаться и принимать самые неожиданные позы. Рекомендуется выполнять это упражнение, лежа на полу.

  1. «Пьяный танец».

Вся группа, полностью расслабившись, лежит на полу. Без какой-либо команды, все одновременно очень медленно начинают двигаться, сохраняя ощущение расслабленности. Постепенно из положения, лежа дети, переходят в вертикальное – получается своеобразный «пьяный» танец. Задача участников – уловить импульсы, которые посылает им собственное тело, и довериться в движении этим импульсам.

Раскрепощение.

  1. «Главное – ноги».

Все участники становятся по кругу. Первый участник начинает и переходит к другому участнику, какой либо походкой. Затем второй участник переходит к третьему уже другой походкой. И так далее. Задача – каждый должен переходить своей походкой, не похожей на другие. Походки не должны повторяться.

Затем упражнение усложняется: если один участник использует низкую походку, то другой должен использовать высокую походку.

  1. « Письмо».

Все участники становятся в две линии. Одна напротив другой. Задача всей группы – написать коллективное письмо. В ходе упражнение участвуют только ноги. Первый участник начинает писать письмо ногами. Второй подхватывает и так до конце. Пока все не примут участие. Последний участник должен дописать письмо и поставить точку.

Упражнение нужно выполнять с развитием действия. То есть должна быть завязка, кульминация, развязка и финал.

  1. «Передай движение».

Все участники становятся  в круг. Первый участник «говорит» своему соседу что-либо, но только ногами. Затем второй продолжает разговор и «говорит» ногами следующему участнику. И так по кругу.

Упражнение может выполняться и другими частями тела: руками, головой, шеей и так далее.

  1. «Разговор ногами».  

Все участники разбиваются по парам. «Разговор» ведется только ногами. Один участник спрашивает, другой отвечает. Если «говорит» один участник, другой – молчит, слушает. Затем второй отвечает, первый – молчит, слушает. Это диалог, а не базар.

Упражнение может быть выполнено и другими частями тела. Можно «говорить» руками, плечами, головой и т.д.

Упражнение может быть усложнено. Один участник «говорит» одной частью тела (она определяется заранее), а второй участник отвечает другой частью тела (она тоже определяется заранее). Например: шея – бедро, ноги – голова и т.д.

  1. «Покажи движение».

Из всех участников выбирается один ведущий. Ведущий становится напротив участников. Участники распределяются по площадке в шахматном порядке, лицом к Ведущему. Ведущий начинает показывать движения одной частью тела. Все участники повторяют за ведущим. Как зеркало. Движение – пауза – другое движение.

Затем Ведущий подбегает к любому из участников и становится на его место. Этот участник занимает место ведущего и теперь уже он показывает свои движения.

Упражнение можно усложнить: Ведущий показывает движения не одной частью тела, а разными. Все участники повторяют за ведущим все движения. Движение – пауза – другое движение.

Следующее усложнение: Ведущий показывает участникам движения и произносит различные звучи, соответствующие этому движению. Все участники повторяют и движения и звуки. Движение со звуком – пауза – следующие движение со звуком. Лучше брать отдельные звуки, как гласные, так и согласные. Нужно чередовать короткие звуки и длинные, гласные и согласные.

  1. «Повтори за мной».

Все участники становятся за Ведущим «паровозиком». Ведущий выполняет какие-либо движение, все участники повторяют за ним. Движение могут быть как с движением по кругу, так и без. В какой-то момент Ведущий поворачивается, все участники приседают, как бы прячутся от Ведущего. Если кто-либо из участников не успел нагнуться, он становится Ведущим.

  1. «Плавное движение» или «Картинки с выставки».

Участники разбиваются по парам. Участники двигаются по очереди. Один показывает движение, другой смотрит, а затем отвечает. Движения должны быть плавными. Каждый участник фиксирует  точку – стоп. Затем оба участника выполняют одно общее движение, и все повторяется сначала: участник – показывает движение, фиксирует точку, второй отвечает, фиксирует точку, общее движение.

Затем к первой паре присоединяется вторая. Вторая пара работает по той же схеме. А общее движение выполняется уже двумя парами.

Затем присоединяется третья пара. И так до тех пор, пока на площадку не выйдут все участники.

Это упражнение можно выполнять и под музыку.

  1. «Раскрепощение».

Все участники находятся на площадке. Они ползают, как маленькие животные, неизвестные. Затем все сбиваются в общую кучу. Идет общий этюд. Например: все куколки, засыпают, становятся гусеницами, бабочками. Бабочки летают, резвятся, засыпают, падают на пол. Идет общее расслабление.

  1. «Несуществующее животное».

Все участники делятся на две команды. Команды становятся в линии, друг напротив друга. Одни из участников выходит на середину, изображая несуществующее животное. Он доходит до линии другой команды. Из другой команды сразу же (без паузы) выходит другой участник – изображая другое несуществующее животное. И так далее.

Упражнение можно усложнить. Одно несуществующее животное «гуляет» и встречает другое несуществующее животное (участника из другой команды). Эти животные разговаривают друг с другом, при помощи только движений частями тела (возможно одной и той же, а возможно и разными). Знакомятся. Затем одно животное «съедает» другое и получается несуществующее животное, которое состоит из двух участников. Затем им встречается третье животное, (оно может состоять как из одного участника, так и из двух). Процесс повторяется. И образуется новое животное.

Упражнение продолжается до тех пор, пока все участники не объединяются в одно, общее несуществующее животное - единый организм. Это животное начинает двигаться и жить. Участники должны определить, где у этого животное органы слуга, зрения, ноги и так далее.

Внимание.

  1. «Точка».

Принять положение «точка». Задача – сосредоточить внимание на самом себе, на стуке своего сердца, дыхании.

  1. «Превращение».

Внимание сосредоточенно на какой-то одной части тела, например на руке, которая превращается в змею, а тело принимает вид странного вытянутого камня; змея может погреться на солнце, лежа рядом с камнем или на нем, может ползать в поисках укромного уголка или спрятаться от приближающейся опасности и т.д.

  1. «Мягкая рука».

Упражнение выполняется в парах.

Исходное положение: партнеры стоят лицом друг к другу; ноги чуть шире плеч, колени немного согнуты, спины абсолютно прямые. Противоположные руки «склеены» у запястий, на которых сосредоточить внимание. Одновременно оба партнера начинают медленные плавные движения руками. Нельзя «отклеиваться» друг от друга и использовать силу. Сохраняя это же положение тела и рук, дотронуться пальцами до плеча партнера.

4.  «Звезда».

Принять исходное положение, затем уйти в «точку», (как можно сильнее прижаться к коленкам и обхватить себя руками), представить себя микрочастицей во всей вселенной, отключиться полностью от внешнего мира, уйти в себя. Затем на шестнадцать счетов постепенно начать раскрываться, как бы заново познавая для себя мир и в финале раскрыться полностью. Руки и ноги максимально раскинуты в стороны, глаза, рот широко раскрыты, голова – откинута. Все тело напоминает звезду, полностью открытую свету, солнцу, миру. Далее упражнение повторяется на восемь, четыре, два, один свет. Закрытие – раскрытие.

Координация движений и равновесие.

  1. «Движение в пространстве».

Нужно беспорядочно двигаться в пространстве с открытыми глазами вперед, назад, влево, вправо; затем с закрытыми глазами, периодически меняя темп и направления движения. При этом нужно стараться ощутить воздух вокруг себя, слушать партнеров и думать о них, пытаться избегать столкновений, предчувствуя их. Если глаза открыты, определить собственное значение в данном движении, свое отношение к происходящему (что нравится, что мешает). Если глаза закрыты, постараться отдать себя всеобщему перемещению, быть всего лишь частичкой в пространстве, созданном только что участниками упражнения.

Упражнение выполняется в группе, постепенно увеличивается сложность поставленных задач, меняется качество движения (не только вертикаль, но и горизонталь), появляются внешние воздействия (предметы, шумы, музыка и т. д.)

Упражнение помогает научиться владеть пространством вокруг себя, ощущать пространство и партнеров с помощью всех органов восприятия одновременно (не только с помощью зрения, слуха и осязания).

  1. «Неудобная поза».

Принять самую немыслимую, очень неудобную позу и удержаться в ней как можно дольше. То же самое можно сделать, используя разные предметы, например стулья.

  1. «Маленькое зеркало».

Распределиться по парам, встать лицом друг к другу. Один человек как будто смотрит в зеркало, другой – его отражение. Двигаться нужно, как можно точнее повторяя движения друг друга. Желательно не забывать про лица: можно корчить рожицы или с помощью мимики передать какую-либо эмоцию, вам предложенную (тоска, бурная радость, злость, нежность и т. д.)

  1. «Тень».

Распределиться по парам. Один партнер становится «тенью» другого. Выполнение упражнения можно начать, находясь у партнера за спиной, нужно стараться точно повторять все его движения.

Это упражнение можно выполнять и всей группой. Для этого необходимо выбрать четырех ведущих и расположить их у четырех стен класса так, чтобы соединяющие их воображаемые линии складывались в крест. Остальные участники находятся как бы в центре, хаотично заполняя собой все пространство. Все развернуты в одну сторону. Первый ведущий начинает движение, остальные ребята – его тени. В какой-то момент первый ведущий может развернуться и передать движение другому ведущему, сам, превратившись в тень. Тогда все участники разворачиваются в сторону нового ведущего.

Движение и музыка.

1. «Движение и музыка».

Нужно услышать данную музыку, определить для себя ее характер, почувствовать настроение, сконцентрировать внимание на тех воображаемых образах, которые рождаются под воздействием данной музыки, и спокойно их созерцать. Попытаться настолько отключиться от реальной обстановки, чтобы ловить те импульсы тела, которые, может быть, возникнут при слушании музыки и созерцании образов. Если импульс достаточно сильный, нужно начать двигаться вслед за ним, не думая о качестве и форме движения. Стараться погрузиться в свой собственный мир воображения, выполняя какие-либо движения, только если они рождаются.

Импульсы к движению могут зависеть от музыки, от ее характера, темпа, ритма, силы звука.

2. Пантомима «Стеклянная стена».

Положить ладошку на стену, ощутить тепло или холод, структуру, расположение в пространстве; почувствовать соприкосновение и подвигаться, перемещая руки по стене. Затем чуть-чуть отодвинуть руки от стены и повторить то же самое, стараясь сохранить все ощущения. Повторить упражнение в пространстве.

3. «Импровизация».

На заданную тему нужно попытаться создать пластический образ, двигаясь под данную музыку, используя данный реквизит, на данной ограниченной площадке. Обязательно почувствовать характер музыки, воплотить в этюде ее настроение. Помнить обо всех знаниях и умениях, полученных ранее на занятиях.

Упражнение выполняется по одному, помогает подготовиться к совместным этюдам и к длительным многообразным импровизациям.

4. «Стоп-кадр».

Звучит ритмическая музыка. На сильную долю дети должны резко поменять положение тела и зафиксировать его «стоп-кадром», напрягая при этом мышцы. Затем мгновенное расслабление, следующая перемена положения тела и т.д.

  1. «Разная музыка – разное тело».

Подбирается музыка контрастная по темпу, ритму, настроению. Дети ищут те движения тела, которые, как им кажется, подходят под ту или иную музыку.

Освоение пространства.

  1. «Разное тело в разной среде».

Группа распределяется по залу так, чтобы между всеми участниками было одинаковое расстояние. По хлопку все одновременно начинают движение. Можно менять скорость движения, свойства пространства (вода, глина, сгущенное молоко и т.д.), материал, из которого сделано тело (проволока, пластилин, дерево, камень и т.д.). Главное: двигаться всем одновременно, не сталкиваться, внимательно наблюдая за тем, чтобы между участниками сохранялись установленные ранее промежутки, и не было пустоты в углах помещения. Равномерным должно быть все пространство зала.

  1. «Импульс».

Все участники распределяются по парам. Один партнер пытается вызвать в себе ощущение легкости воздушного шарика, почти невесомости, а другой точным движением руки дает импульс, т.е., дотрагиваясь до отдельных частей тела своего партнера, посылает его тело-шарик летать в разных направлениях. Все то же самое можно делать, представляя себя глиной, вареной сгущенкой, мукой и т.д.

Это упражнение выполняется по одному, парами, всей группой.

  1. «Мысль – движение – эмоция».

«Мысль» - это движение только одной голова, которое продолжает все тело. Затем корпус задает иное направление движения. Потом вступают руки, и подключается мимика лица, которые задают третье направление движения, называемое здесь эмоцией.

Для начала нужно четко разделить эти три этапа: движение головы, тела, рук и мимики лица. Затем, можно соединить эти движения в одно целое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение техники лоскутной пластики

Широко представлены почти все используемые в настоящее время техники лоскутной пластики с подробным описанием технологии исполнения....

Авторская разработка - кукла "Лебедушка" в технике бумажной пластики.

Авторска разработка изготовления куклы в технике бумажной пластики. Программа Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд". 5 класс. Тема: "Народный  праздничный костюм". Мож...

ПРОГРАММА КРУЖКА «ЛОСКУТНАЯ ПЛАСТИКА»

Кружок «Лоскутная пластика» поможет организовать прикладную художественно-творческую деятельность учащихся....

конспект спортивного праздника по гимнастике "Путешествие в город Грации и пластики"

Конспект спортивного праздника по гимнастике "Путешествие в город Грации пластики" предназначен для детей подготовительной группы и детей начальной школы....

Бумага пластика

На примере микрорайона Отрадное...

Программа объединения "Бумажная пластика"

Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнимая (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет де...