План-конспект занятия "Этапы изготовления швейных изделий"
методическая разработка (7 класс) на тему

Мирасова Нурия Самиуллаевна

Цель занятия: "Знакомство с этапами изготовления швейных изделий средствами ролевой игры "Ателье"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_igra_atele.docx484.2 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект открытого занятия

Педагог: Мирасова Н.С.                                              

Направление: Художественное        

Раздел программы: Технология швейных изделий.

Тема: «Этапы изготовления швейных изделий».

Тип урока: формирование новых знаний, умений.

Вид занятия: ролевая игра.

Методы обучения: словесные - инструктирование, рассказ, объяснение, наглядные - демонстрация пособий, образцов,  презентация.

Методы учения: практические упражнения, устные ответы.

Методы контроля: фронтальный опрос, наблюдение, практические задания.

Методы воспитания: воспитывающая ситуация в процессе выполнения творческих  заданий.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, работа в группах, индивидуальная.

Возраст: учащиеся 7 класса.

Цель: Знакомство с этапами изготовления швейных изделий средствами ролевой игры «Ателье».

Задачи:

- формировать представления обучающихся о процессе изготовления одежды,  познакомить с различными видами деятельности на занятиях объединения «Ателье»;

-  развивать память, логическое мышление, эстетический вкус, креативность; 

- формировать коммуникативные качества через умение работать в коллективе, воспитывать интерес к профессиям в области дизайна одежды.

Материально-техническое обеспечение:

- Для педагога: проектор, наглядные пособия: конспект занятия, манекен, оформленный тканью,  конфекционная карта, инструкция по описанию модели, комплект образцов тканей.

- Для учащихся: ножницы, швейные иглы, булавки, сантиметровая лента, портновский мел, нитки, манекены, готовые изделия; бланки для задания № 1, бланки для задания  № 1, № 2, № 3 по станциям; комплект образцов тканей, цветные карандаши, листы, клей, калька, ручки, 2 фотоаппарата.

Этапы занятия, время:

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Актуализация опорных знаний – 5 мин.
  3. Введение в практическую часть – 10 мин.
  4. Практическая работа – 20 мин.
  5. Закрепление знаний учащихся. Подведение итогов – 5 мин.

Информационная карта занятия

Название этапа занятия

время

Содержание деятельности

учащихся

Методический инструментарий

Результат деятельности

учащихся

Организационный момент

2

Принятие учащимися темы занятия, включение в учебный процесс. Отгадывание  учащимися видов одежды.

Приветствие, сообщение темы занятия, создание благоприятного климата на занятии.

Самоорганизация и эмоциональный настрой на восприятие.

Актуализация знаний

5

Ответы учащихся на вопросы по теме  «Изготовление поясного изделия – юбки».

Постановка проблемных вопросов, стимулирование учебной деятельности.

Осмысление деятельности учащихся во время занятия.

Введение в практическую часть

8

Мобилизация, настрой на усвоение и закрепление новых знаний.

Фронтальная форма работы.  

Постановка задачи,  сообщение заданий для выполнения, стимулирование учебной деятельности.

Готовность к самостоятельной учебной деятельности.

Практическая часть

20

Выполнение заданий по группам: разработка моделей на манекенах, выполнение эскиза и описание модели, подбор тканей для модели, обводка модели на кальку и вырезание деталей, сметывание деталей, пошив технологического узла, выполнение задания «Найди ошибки

Снятие мерок с фигуры одноклассников.

Наблюдение, консультирование, коррекция деятельности учащихся.

Развитие мышления, памяти, расширение кругозора.  

Обогащение словарного запаса в области дизайна одежды. Развитие коммуникативных качеств через умение работать в группах, формирование интереса  к шитью и профессиям в области дизайна одежды.

Формирование

навыков самостоятельной познавательный деятельности.

Закрепление знаний учащихся. Подведение итогов

5

Ответы на вопросы по новой теме. Осмысление  своей практической деятельности, самооценка.

Подведение итогов учащимися. Постановка вопросов на закрепление.

Сообщение педагога о качественной работе группы.

Сформированность представления о многообразии деятельностей программы «Ателье»

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Нурия Самиуллаевна. Вы попали в Ателье и сегодня я буду вашим руководителем, а вы моими сотрудниками – сотрудниками Ателье. Речь у нас с вами пойдет об одежде, мы будем знакомиться  с этапами изготовления швейных изделий. А девиз  нашего занятия будет такой: «Учение - путь к умению».  

  1. Актуализация опорных знаний

Кто из вас знаком с работой Ателье, и что это такое - Ателье? (Ответы учащихся).

В толковом словаре русского языка Д.Н.Ушакова  «Ателье» трактуется как мастерская занимающихся искусством или художественным ремеслом. (Ателье художника, Ателье фотографа, Ателье мод.) Мы с вами находимся в Ателье мод. Какие профессии работников Ателье мод вам известны? (Ответы учащихся).

Правильно: художник-модельер - занимается  разработкой эскиза, закройщик - строит выкройку в соответствии с моделью и раскраивает изделие, портной – отшивает изделие.

Давайте ненадолго заглянем в историю и узнаем, как зарождались первые Ателье.

У истории Ателье мод долгий период развития. На разных этапах  20 века развитие имело  и взлеты и падения.

Первым Ателье мод в России можно по праву считать Мастерскую Царициной - палаты. Там трудились девушки и парни над созданием одежды для царя и его семьи. Петр Первый - один из первых поклонников иностранной одежды обязал тогда всех носить платья немецкого и венгерского образца и русские портные постепенно начали перенимать опыт у своих европейских коллег. Однако, позволить шить одежду на заказ в ателье мод или у мастериц могла только знать, небогатые же люди приобретали только готовую одежду.

Расцвет эпохи Ателье пришелся на период Советского Союза.  Ателье  мод тогда было единственным источником качественной и оригинальной одежды. Пошить на заказ платье, как и во времена Петра Первого, было намного дороже, чем купить готовое, но у людей появлялась уникальная возможность выглядеть красиво и оригинально.

В настоящее время рынок перенасыщен одеждой. В Москве известные дома Моды, такие как Валентин Юдашкин, Игорь Чапурин и другие создают и выпускают одежду под личным брендом. Маленькие же Ателье чаще всего занимаются ремонтом одежды и выполняют небольшие заказы от частных лиц и организаций.

  1. Введение в практическую часть

Листая следующий слайд, педагог обнаруживает в «электронной почте»  письмо.

Коллеги, у нас в почте новое письмо. Посмотрим, что в нем. Прочитайте задание. (Учащийся читает письмо).

Письмо.

Здравствуйте, уважаемые дизайнеры. Я учусь в 7 классе. Я неплохо шью и мне предложили поучаствовать в конкурсе швейного мастерства. Мне нужно представить 4 модели: школьную форму, вечерний наряд, одежду для дома и одежду для улицы (повседневный костюм). Но у меня проблема. Я не могу определиться с тканями для моделей и с самими моделями. Помогите мне, пожалуйста.

Педагог: Коллеги, чем мы можем помочь нашему клиенту? (Подобрать ткань и придумать модели.)

Хорошо. Тогда приступим к работе. Заказ у нас сложный, поэтому давайте разделимся на две творческих команды. Кто сидит справа за столами – вы одна команда. Кто слева – другая команда.

Ребята, работать будем командами. Каждой команде дается по 2 манекена.

Задание для первой команды: 

Подобрать ткань и придумать 2 модели:

  • школьная форма
  • одежда для дома
  • готовые модели сфотографировать.

Задание для второй команды: 

Подобрать ткань и придумать 2 модели:

  • вечерний наряд
  • одежда для улицы
  •  готовые модели сфотографировать.

Для работы у вас, ребята, имеется все необходимое: ткани на стенде; на столах иголки-булавки, аксессуары.  Инструктирование по ТБ.

Пословица гласит: «Один в поле не воин». Поэтому вы должны помнить, что вы работаете в группе, и, что от работы каждого из вас будет зависеть конечный итог.

На выполнение задание вам дается 10 минут. Приступаем.

  1. Практическая  работа

Учащиеся выполняют задание. Педагог наблюдает, при необходимости консультирует и корректирует деятельность учащихся.

Подведение итогов.

Какие вы молодцы, ребята, какие красивые и оригинальные наряды у вас получились! Давайте подведем итог. Мы выполнили заказ нашей клиентки? (Да). Какую работу мы провели? (Смоделировали изделия, подобрали ткань для костюмов). Какой можно дать совет девочке?  (Приходить и учиться шитью к нам в Ателье, мы научим ее и ткани подбирать, и модели разрабатывать.)

Хорошо, коллеги. Вы поработали над начальным этапом создания одежды. Чтобы узнать, какие действия необходимо дальше выполнять, чтобы сшить изделие, проведем с вами практический семинар. Тема наша будет называться: «Этапы изготовления швейных изделий».

Давайте подумаем, какие этапы необходимо выполнить, чтобы сшить изделие:

1.Выбор модели – это этап «Художественное проектирование»

2.Снятие мерок и построение конструкции –  этап «Конструирование и моделирование»

3. Пошив изделия –  этап «Технология».

Хорошо. Вот эти этапы мы  с вами сегодня и пройдем на практическом семинаре.

Условия игры.

Продолжим работать в командах.

Действующие лица каждого коллектива: художник-модельер, закройщик, портной.

Содержание игры включает работу команд на 3-х этапах-станциях: 1станция «Художественное проектирование», 2 станция «Конструирование и моделирование» и станция 3 станция «Технология». Последовательно, выполняя задания, вы переходите из одного этапа в другой.

Инструктирование по ТБ. Ребята, какие правила техники безопасности нужно соблюдать, работая в ателье мод? (Ножницы подавать острием к себе, не бросать; швейные иглы и булавки втыкать только в игольницу).

На каждом столе у вас находится все необходимое для работы на конкретном этапе.

Теперь подробнее о каждой станции и задании для нее.

- Станция «Художественное проектирование».

Задание: выполнить эскиз плечевого или поясного изделия, дать описание модели, подобрать для нее ткань.

- Станция «Конструирование и моделирование».

Задание:  1. Перевести  на кальку модель изделия, вырезать. Затем готовый шаблон выложить на ткани, обвести и выкроить 2 детали. Не забудьте дать припуски на обработку – 3 мм. Помним, что выкройку (шаблон) на ткани нужно выкладывать рационально (экономно).

2. Снять мерки обхвата талии (От), обхвата бедер (ОБ) и измерить длину изделия для юбки. (Учащиеся снимают мерки друг у друга, записывают в карте).

- Станция «Технология».

Задание: Сметать детали изделия. При выполнении этого задания будьте аккуратны и внимательны.

На выполнение задания вам дается 20 минут. Я желаю вам успехов. Приступаем к работе.

Практическая  работа.

Учащиеся выполняют задание. Педагог наблюдает, при необходимости консультирует и корректирует деятельность учащихся. Проверка работ по критериям.

6.Закрепление знаний учащихся. Подведение итогов.

 Ну вот, друзья, наш рабочий день подходит к концу. Трудный день выдался в Ателье сегодня?  (Да, нет, не очень) Понравился вам семинар?  Заинтересовались ли вы деятельностью Ателье? Вы помните девиз нашего занятия? «Учение – путь к умению». Научились ли вы чему-нибудь новому сегодня, получили новые знания? (Ответы учащихся).

Вы показали, как дружно и слажено можете работать в коллективе, и я с удовольствием бы продолжила с вами сотрудничество. Если вы хотите выглядеть модно и оригинально и при этом еще сэкономить, приходите к нам в наш дружный творческий коллектив «Ателье». (Раздаются визитки.) Знания, которые вы получите в объединении,  пригодятся вам во взрослой жизни. А в ближайшем времени вы уже сможете смастерить вот такие наряды и показать их родственникам и друзьям, как это делают наши воспитанницы. Показ дефиле.

Спасибо всем за работу. До новых встреч.

Приложение 1

Задание. Мое будущее изделие

Образец конфекционной карты

 

IMG_6646

 

Творческая работа учащегося

IMG_6647

Приложение 2

Критерии оценки творческих работ практикума

Критерии оценки художника-модельера

1

Подбор материала в соответствии  с назначением модели

2

Сложность

3

Цветовое решение

4

Качество  исполнения

5

Креативность

Критерии оценки закройщика

6

Соответствие конструкции изделия эскизу

7

Прибавка на припуски

8

Аккуратность

Критерии оценки портного

9

Самостоятельность  в  работе

10

Качество  исполнения

11

Трудоёмкость

Итого:

Шкала оценок:

Высокий уровень - В

Выше среднего - ВС

Средний  - С

Приложение 3

Инструкция по измерению фигуры

http://cs305309.vk.me/v305309047/3322/c8zv88Ev_N0.jpg

Приложение 4

Инструкция по выбору ткани для модели

  • Шелк - легкие блузы, платья, летних  юбки.
  •   Хлопок  - белье, футболки, рубашки, летняя одежда. 
  • Бархат, вельвет, велюр, габардин, букле, джерси,  плюш, шотландка  - костюмные ткани.
  •  Атлас, атлас-стрейч, гипюр, кожа-гипюр, гофре, жоржет, кружевное полотно, лайкра, органза, шелк (натуральный и искусственный), тафта  - блузочные ткани.
  •   Хлопок, лен, шерсть, шелк, сатин, вискоза, лавсан, трикотаж, атлас, шифон, кружевное полотно - ткани для платья.
  • Ткань для пальто. Для пошива теплого пальто лучше выбирать мягкие влагоустойчивые ткани, желательно с добавлением шерсти ламы, альпака или мохера. Пальтовая ткань может быть гладкой или буклированной, с коротким или длинным ворсом.

Описание внешнего вида модели

1. Наименование изделия____________________________________

2. Назначение_____________________________________________

3. Длина изделия__________________________________________

4. Модельные особенности        _________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты для учащихся 5 класса Технология изготовления швейных изделий

Тест тематического обобщении и систематизации знаний учащихся по предмету, и призвано помочь учителям при организации самостоятельной работы с одарёнными учащимися....

Тесты для учащихся 6 класса Технология изготовления швейных изделий

Тесты предназначены для тематического контроля знаний учащихся...

Технология изготовления швейного изделия.

Презентация содержит основные понятия для изучения данного раздела в 5 классе....

Контрольная работа по теме "Технология изготовления швейного изделия"

Контрольная работа для проверки знаний по разделам "Материаловедение", "Машиноведение", "Конструирование и моделирование", "Изготовление швейного изделия". Контрольная работа дополнена спецификацией и...

Презентация к уроку производственного обучения по теме: "Изготовление швейных изделий ассортиментных групп". Тема урока: «Обобщение знаний об изготовлении швейных изделий. Познакомиться с петельной машиной полуавтоматического действия».

Презентация к уроку производственного обучения по теме: "Изготовление швейных изделий ассортиментных групп".Тема урока: «Обобщение знаний об изготовлении швейных изделий. Познакомиться с петель...

План-конспект урока. «Последовательность изготовления швейных изделий. Моделирование фартука»

Комбинированный урок-урок практическая работа. Данная форма позволяет моделировать все этапы проблемного изучения в конкретной  теме. На данном уроке гармонично  сочетаются проблемный метод ...

технология – 6 класс (девочки) Модуль: Создание изделий из текстильных материалов Раздел: Технология изготовления швейных изделий Тема урока: „Конструирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом“

Планируемые результаты урока: 1.Предметные:1.1.Способствовать формированию и развитию умений и навыков по конструированию  плечевого изделия с цельнокроеным рукавом;1.2.Способствовать заполн...