Оформление аттестационного портфолио педагога дополнительного образования
статья на тему

Проблема оценки качества образования находится сегодня в зоне повышенного внимания государства, современного общества в целом и, конечно же, семьи. Где же можно увидеть результаты качественной работы педагога? Как следует их представить, чтобы путь продвижения по лестнице личностного роста работников образования стал наглядным и мотивировал других добиваться еще более высоких результатов в учебной и профессиональной деятельности? Практика показала, что в качестве возможного и достаточно эффективного инструмента по организации и управлению образовательным процессом следует рассматривать технологию “Портфолио”, с помощью которой складывается наглядная и целостная картина, отражающая систему оценки качества образования (СОКО).
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oformlenie_portfolio.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Оформление портфолио часто вызывает у педагогов трудности, а ведь существуют определённые правила и критерии его оформления.

Портфолио представляет собой индивидуальную папку, в которой накапливаются, учитываются и аккумулируются индивидуальные достижения педагога за определенный промежуток времени в различных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Иными словами, портфолио - это набор материалов, демонстрирующих умение педагога решать задачи профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма педагога.

Каждое портфолио должно имеет цель и задачи.

Цель портфолио

Главной целью портфолио является оценивание и самооценка качества деятельности педагога учреждения дополнительного образования по приложенным усилиям и методическим продуктам, демонстрирующая готовность педагога к самореализации, его развитие и достижения для присвоения первой или высшей квалификационной категории на основе компетентностного подхода и объективных показателей.

Задачи портфолио:

- осуществлять постоянный мониторинг соответствия педагога выполняемым должностным обязанностям, определять перспективы по его обучению;

- формировать здоровую конкурентную среду, определяющую условия эффективного роста в профессиональной карьере;

- мотивировать педагога на повышение качества выполнения профессиональных обязанностей и выстраивание стратегии личностного роста, стимулировать своевременное повышение квалификации сотрудников, творческий рост педагогов, особенно при подготовке к аттестации;

- обеспечивать объективность, периодичность, открытость ведения оценки педагогического персонала;

- способствовать разработке индивидуальных программ и проектов развития сотрудников;

- обеспечить эффективную аттестацию педагогов, представление к наградам и выстраивание карьерного роста.

Принципы разработки портфолио

- компетентностный подход (оценка по результатам работы педагога);

- комплексность (разносторонняя оценка деятельности при помощи различных форм представления результатов деятельности – документы, собственные работы, экспертные заключения и отзывы партнёров);

- достоверность (соответствие материалов, представляемых на экспертизу, истинному состоянию дел);

- преемственность (представленные материалы должны отражать динамику расширение сферы педагога деятельности, его профессионально-педагогическое развитие);

- оптимальность (разработка портфолио не является самоцелью, должна способствовать совершенствованию его профессиональной деятельности).

Принципы реализации портфолио:

- оперативность (своевременное принятие решений по анализу и совершенствованию деятельности, на основе анализа и самоанализа  портфолио;

- полифункциональность (собранные документы, материалы, отзывы используются педагогом и административной управленческой командой многократно для решения разных задач);

- сочетание открытости и конфиденциальности (представленные данные являются открытыми для общества, вместе с тем, гарантируется сохранение авторских прав педагогов);

- корпоративность (все члены педагогического коллектива способствуют  достижению лучших результатов работы аттестуемого педагога).

Методы реализации портфолио

Портфолио предполагает проведение процедуры аттестации, которая осуществляется через следующие шаги:

- аттестуемый педагог заполняет бумажную и электронную форму портфолио, представляя требуемые показатели и подтверждающие их документы, которые находятся в свободном доступе.

- оценка представленных педагогом данных проводится путем закрытой профессиональной экспертизы и доступна только аттестуемому педагогу и аттестующему органу.

- назначение экспертов осуществляет аттестующий орган.

Условия реализации портфолио:

Умение педагогов, постоянно пополнять портфолио и сформированность умения представлять и публично защищать материалы портфолио.

Периодичность внутренней экспертизы материалов, представленных в портфолио, администрацией учреждения, коллегами, методистами.

Разработанность процедуры объективной оценки портфолио.

Регулярное обращение к портфолио педагога при принятии управленческих решений на различных уровнях.

Аттестационное портфолио педагога, от методических папок, используемых в работе ранее, отличает четкая и строгая система изложения результатов деятельности в системе дополнительного образования.

Структура портфолио

Структура портфолио содержит разделы в соответствия с перечнем критериев и показателей для оценки профессиональной деятельности педагогических работников, аттестуемых в целях установления квалификационной категории по должности «педагог дополнительного образования»:

- общие сведения о педагоге;

- результаты освоения обучающимися образовательных программ;

- выявление и развитие у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;

- личный вклад в повышение качества образования;

- повышение квалификации;

- отраслевые награды.

Каждый раздел представлен не только качественными, но и количественными характеристиками, подтверждается документально (программы, разработки, дипломы, отчеты, публикации и т.д.), что позволяет провести мониторинг эффективности педагогической деятельности.

Оценка компетентности педагога дополнительного образования по параметру профессиональное мастерство осуществляется по критериям педагогическая и методическая компетентности.

Показателями педагогической компетентности выступают:

- целесообразность и системность используемых технологий, методик;

- характер или степень участия в проектах и программах инновационной (опытно экспериментальной) деятельности;

- выступления с обобщением опыта на заседаниях профессиональных сообществ и объединений, педсоветах, совещаниях, семинарах, конференциях и т.д. на уровне ОУ, района, города, зоны, края, РФ, международном;

- трансляция педагогического опыта.

Показателями методической компетентности педагога являются

- разработанность программных материалов (программ образовательных, досуговых и др. с уровнем сертификации МОУ, города, края, РФ).

- наличие методических разработок и материалов по обобщению опыта (издание: МОУ, город, край, РФ).

- совершенствование предметной среды (возможность тиражирования).

Показателями компетентности в профессиональной и предметной  деятельности являются: образование (среднее специальное, высшее) и наличие учёной степени, обучение в аспирантуре и др.

Показателями повышения квалификации выступают: курсы повышения квалификации (суммарно не менее 72ч.) за межаттестационный период.

Показателями уровня достижений педагога являются:

- отраслевые и государственные награды;

- поощрения (уровень – МОУ, район, город, край, РФ);

- достижения в конкурсах профессионального мастерства;

- отражение опыта работы в средствах массовой информации.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод - портфолио способствует не только формированию умений осознавать собственные образовательные цели, но и помогает увидеть реальные результаты своей работы.

Требования к оформлению портфолио:

размеры полей: левая сторона – 3 см; правая сторона 1,5 см; внизу и вверху 2 см. Шрифт 14, абзац 1,25.

Не должно быть сокращенных названий, не ставить точки в заголовках. Художественное оформление портфолио при аттестации не оценивается.

Литература.

1. Бенькович Т.М. Модель образовательного рейтинга в портфолио учебных достижений// Профильная школа. 2005. №2.С. 48 – 50.

2. Хуторской В.А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. №2.С. 58 – 63.

3. Интернет- ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для педагогов дополнительного образования, оформление бутылок к свадьбе

Мастер – класс для педагогов дополнительного образования, оформление бутылок к свадьбе атлассными лентами, поетками, бисером для украшения праздничного стола....

алгоритм оформления портфолио педагога дополнительного образования

Материал предназначен педагогам, выбравшими  портфолио в качестве формы защиты на квалификационную категорию...

Методические рекомендации по оформлению портфолио педагогов дополнительного образования детей

Методические рекомендации по оформлению портфолио педагогов дополнительного образования детей...

Методические рекомендации для оформления результатов деятельности педагога дополнительного образования по гражданско-патриотическому направлению в объединении.

Методические материалы разработаны в помощь педагогу дополнительного образования с целью представления информации о проделанной работе и анализа ее результативности в сфере гражданско-патриотического ...

Методическая пособие для педагогов ДО «Какой педагог дополнительного образования нужен современному учреждению дополнительного образования?»

ВВЕДЕНИЕКурс политического руководства страны на модернизацию экономики и социальной сферы Российского общества не может оставить в стороне и систему национального образования.Принятые в этой связи ос...