Методическая разработка. Хор мальчиков - это совершенно особый хоровой коллектив.
методическая разработка на тему

Леонтьева Светлана Владимировна

В разработке представлены некоторые размышления автора над психологическими особенностями хорового коллектива мальчиков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hor_malchikov_-_eto_sovershenno_osobyy_horovoy_kollektiv.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как известно, пение – одна из массовых форм музицирования.  И эта форма, как и любое музицирование, переживало разные момент своего развития. Был период, когда заметно снизилась наполняемость музыкальных коллективов, упал интерес к классической и народной музыке.    Что касается хорового искусства, то хоровые коллективы (детские и юношеские в том числе), которые пережили сложный период, являются продолжателями и преемниками того  хорового исполнительства, которое заложили   прославленные мастера, такие  как И. Полтавцев, М. Заринская. П. Левандо, С. Сандлер, Ю. Славницкий  и многие другие.  

Ушли старые тенденции, на смену им пришли новые – весьма разнообразные.

Особенно в этом смысле сложности выпали на поколение  90-х годов. Ведь именно в это время наши основные источники информации (ТV и Радио) начали выстраивать в умах и душах так называемого «поколения  NEXT» новую систему ценностей.

На TV появились такие гиганты поп-индустрии, как каналы «M-TV», «Mуз. TV», и др., которые реально формируют музыкальные вкусы масс и навязывают им определенный стиль жизни. Кроме того, та же линия проводится и в музыкальных программах и шоу многочисленных клубов и дискотек, поддерживается выпуском музыкальных альбомов, презентаций, вручениями всевозможных призов и наград. При этом данные мероприятия постоянно транслируются всеми молодежными радиостанциями, такими как «Радио-хит», «Европа+», «Радио Модерн», «Наше радио», «Русское радио» и т.д.

Одновременно с этим идет процесс восстановления храмов и церквей, возобновилось Богослужение на Руси, которое неотрывно связано с хоровым пением. В последнее десятилетие возрос интерес к духовной музыке не только среди взрослых хоровых коллективов, но и среди детских и юношеских хоров. Повсеместно при храмах открываются воскресные школы, в программу обучения которых наряду с другими предметами входит хоровое церковное пение.  Выросло новое поколение хоровых дирижеров, регентов, создаются новые хоровые коллективы, основное творческое credo которых – классическая и духовная музыка.

На протяжении последнего десятилетия в Санкт-Петербурге и других городах России проходят многочисленные конкурсы и фестивали хоровой духовной музыки, различные научные духовные конференции с участием хоровых коллективов, солистов и авторов-исполнителей духовной песни.

Вместе с тем хорошо известно и то, что на фоне кризисных явлений российского общества в детской, подростковой и молодежной среде в последние годы произошел катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Наблюдается негативная тенденция повышения криминальной активности детей младших возрастов.  Растет количество антиобщественных молодежных объединений, а также политических организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в фашистские, экстремистские группировки, агрессивно настроенные сектантские движения.

Истоки детской агрессивности кроются в неблагополучной социально-психологической атмосфере общества, которая, в свою очередь, связана с целым комплексом причин. К их числу относятся: разрушение нравственных и семейных устоев, ранняя алкоголизация несовершеннолетних, рост в их среде наркомании, ослабление воспитательной функции школы, нерациональная организация досуговой деятельности школьников, безнадзорность детей в каникулярное время.

Отсюда возникает острая необходимость снизить напряженность, нетерпимость, агрессивность среди детей и подростков, повысить их занятость социально полезным делом, последовательно противостоять натиску всевозможных “контркультур”.

Таким образом, мы являемся свидетелями и участниками довольно сложного процесса, когда на «обломках» старой  музыкальной культуры вырастает новая – довольно разнообразная.

Хоровое пение – наиболее доступный, массовый вид музыкального искусства, пожалуй, и самый древний, занимает видное место в системе эстетического воспитания.

Пение в хоре играет большую роль в формировании духовной культуры, нравственных качеств личности, воспитывает художественный вкус, развивая общую  культуру, расширяет кругозор, и является одним из важных средств музыкального воспитания.

Начнем  с начала. Что есть ХОР.

Хор

(от греч. xoros - хороводная пляска с пением)

1) Культовый групповой танец с пением (иногда хоровод), часто в сопровождении авлоса, кифары, лиры в Др. Греции, а также в Др. Иудее.

2) В античном т-ре обязательный коллективный участник трагедий и комедий, олицетворявший собой голос народа и нередко выступавший как самостоятельное действующее лицо.

3) Коллектив певцов, совместно исполняющие какое-либо вокальное произведение.

4) Музыкальное произведение, предназначенное для хорового коллектива.

5) В оркестре - звучание группы однородных инструментов (хор виолончелей и т. п.).

6) Спец. место для певчих в храмах византийской, романской и готич. архитектуры; в рус. церквах - "хоры".

7)В конечном итоге – ХОР – это собрание музыкантов (вокальных или инструментальных).

Хор – это единый творческий организм, имеющий  четко поставленную  цель – постоянное совершенствование музыкально-исполнительского уровня на основе знаний, получаемых по всем музыкальным предметам, накопление репертуара для проведения концертно-просветительской деятельности.

Коллективное пение проходит красной нитью через все мировые цивилизации. Изначально его главной задачей было создание общего эмоционального «поля», формирование определенных душевных состояний: покоя, сосредоточенности, умиротворения или, наоборот, воодушевления, азарта, И сегодня переживание, пропускание через себя тончайших оттенков эмоций - это и есть работа по формированию духовного облика ребенка.  

Одной из специфических особенностей хорового пения является возможность объединения в исполнительском процессе учащихся с разным уровнем развития голосовых и слуховых данных. Это позволяет привлекать к творческой работе робких и неуверенных в себе детей. В комплексе направлений учебно-воспитательного процесса главная роль принадлежит воспитанию хоровой культуры детей. Овладение вокально-хоровыми и метроритмическими навыками помогут учащимся быстрее развить и реализовать свой творческий потенциал. Важным средством музыкального развития является многоголосное пение. В процессе этого вида хорового исполнительства особенно активно развиваются такие музыкальные способности, как гармонический слух, чувство лада, чистота интонации.

В процессе пения – сольного или хорового – укрепляется певческий аппарат, развивается  дыхание. Следует знать, что сам ПРОЦЕСС ПЕНИЯ является мощным оздоровительным средством. Следствием правильного певческого дыхания (которое отличается от обычного)  и правильного звукоизвлечения являются: исправление осанки, укрепление мышц спины и брюшного пресса, массаж внутренних органов в брюшной полости, способствует улучшению состояния при бронхиальной астме, в некоторых случаях почти полное излечение, способствует вылечиванию ринитов, бронхитов, лорингитов, нормализует внутричерепное и кровяное давление.

Человек, который поет, выглядит моложе и здоровее, у него больше сил и энергии, потому что пение это вибрации физические, эмоциональные, духовные, которые положительно влияют на организм. Конечно, пение пению рознь. Ведь важно и как петь и что петь!!!

Отсюда следует и выбор соответственного репертуара: моя профессиональная и человеческая убежденность в том, что только духовная и классическая музыка могут принести пользу молодому поколению.

Хор мальчиков – это совершенно особый хоровой коллектив, который отличается от любого другого хора  своей энергетикой, эмоциональным состоянием, звучанием голосов и многими другими тонкостями. При этом есть и особенности.

  1. Как правило, в хор приходят дети, которые не знают, чего хотят – пришли попробовать. Редко те, которые пришли целенаправленно в ХОР.

  1. Многие  не интонируют вообще, некоторые -  немного, единицы – имеют яркие способности. Я беру в хор всех детей, т.к. убеждена, что у всех есть слух и голос, да и талант дан каждому. Надо только работать.

  1. Весь процесс обучения и творчества  с хором мальчиков проходит STRETTA –  сжато во времени, так как певческий период достаточно ограничен. В переходном возрасте у мальчиков начинается мутация (ломка голоса), многие просто перестают петь. Наступает период молчания. А в связи с экологическими причинами мутация у современных детей наступает намного раньше, чем это было 10-15 лет назад.

  1. В процессе совместного творчества педагог передает свой опыт хорового исполнительства, т.к. все дирижеры когда-то пели или поют в хоровых коллективах. Этот артистический опыт пригодится в жизни каждого ребенка и сейчас и потом: умение себя держать в общественном месте, умение собраться, сосредоточиться, донести до окружающих необходимую информацию (на экзаменах, в общении с окружающими, на работе).  

  1. Одна из главных задач  -  формирование у своих подопечных системы духовно-нравственных ценностей, то, соответственно, выбираю музыкальный материал,  хотя бы прикоснуться к малой доле всемирной музыкальной хоровой культуры:  русской, зарубежной, современной. Важно отметить, что дети не только знакомятся «на слух», но и участвуют в исполнении  этой музыки; а как известно в момент исполнения человек сопереживает, «пропускает через себя», что способствует творческому и духовному росту;

  1. В процессе творческой работы дети учатся правильному певческому дыханию, которое является не только основой пения, но и служит оздоровлению всего организма.

  1. Творческая работа в хоре на репетиции помогает воспитанию человеческой чуткости, порядочности в отношениях с друзьями и коллегами по творчеству. А также уважение интересов коллектива.

(воспитывает товарищество, ответственность, силу воли, выносливость, ну и как любое исполнительство – воспитывает мужество, т.к. мужество – категория духовно-нравственная).

С точки зрения  возрастных особенностей, психологического статуса,  ребята, которые поют в хоре - хористы - еще далеко не взрослые, но уже во многом не совсем дети. Даже совсем маленькие хористы уже отличаются от просто детей, не хористов. С точки зрения  повышения вокального мастерства,  они сталкиваются со определенными трудностями, связанными с наступающей мутацией. Особо следует сказать, что мутация наступает  у всех учащихся в разное время, поэтому  именно в этот период наиболее востребованными становятся «терапевтические» возможности коллективного музицирования. Приходя в группу, где ему всегда рады, где следят за его развитием и радуются его  самым скромным успехам, где он всегда может чувствовать себя «равным среди равных», ребенок утверждает себя как личность, уверенная в своих силах,  нацеленная на позитивное восприятие мира (у многих ребят сложности в школе, в семье в переходный возраст, но в хоре все друзья и соратники, коллеги по творчеству. Для них это крайне важно).

Хоровое музицирование - совместное творчество индивидуальностей. Высшая степень демократичности состоит в желании и способности отдать часть своих «прав» художника и исполнителя в пользу реализации общей художественной идеи. Это абсолютно применимо к хоровому музицированию. Умение воспринять исполнительский замысел дирижера как свой, слиться с ним эмоционально и психологически - важное качество, развивать которое также необходимо.

Очевидно, что сегодня подростки и юноши 17-18 лет имеют массу возможностей реализовать свое свободное время. И если дети с 6-7 летнего возраста поют в хоре много лет, и вырастая используют свой досуг, приходя на хоровые репетиции, значит  мы можем сказать, что во-первых  в работе с ними мы достигли своей главной цели - сформировали у них потребность заниматься художественным творчеством, испытывать эмоциональные потрясения не от триллеров и боевиков, а от произведений подлинно высокого искусства.

Актуальность

  • возрождение певческой  хоровой  культуры мальчиков и юношей, которая была утрачена с 1917 года (Венский Хор мальчиков, который насчитывает 500 лет!!! Непрерывность традиции, которая передается из поколение в поколение).
  • развитии музыкальных способностей у всех детей, которые пришли в хор;
  • воспитании  личности ребенка на основе познания и исполнения высоких образцов хоровой музыки – человек, поющий духовную музыку и классику уже чуть лучше и чище, чем тот, который не поет.

Хоровое пение - наиболее доступный для большинства детей вид творчества.

Хоровое пение - идеальное средство воплощения того пласта культуры, который несет в себе глубокие нравственные и эстетические ценности.

Пение – это искусство выдоха.

Помимо вышеперечисленного ПРОЦЕСС ПЕНИЯ (певческое дыхание и звукоизвлечение) – это еще и процесс физического оздоровления, что является актуальным в связи с общим загрязнением окружающей среды и ростом не вполне здорового молодого поколения.

Самый совершенный инструмент – это человеческий голос.

Хоровое музицирование  - это мощная объединяющая сила,  и это особенно важно сегодня, в эпоху тотальной разобщенности.

 В процессе пения между участниками коллектива образуется общая эмоциональная энергетика, которая и превращает более или менее организованную группу людей в духовное «братство», каждый член которого ощущает себя частицей гармоничного «целого».

Таким образом, чувство собственной уникальности соединяется с чувством всеобщей гармонии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка " Организация и проведение Юбилейного концерта хорового коллектива"

В данной работе изложены некоторые важные моменты в организации и проведении Юбилейного концерта хора мальчиков ДШИ №2 г. Ижевска. Рассматриваются следующие моменты: финансовая сторона проведения, пои...

Методическая разработка «Эстрадный вокальный коллектив как субъект социально-культурной деятельности»

Развитие и воспитание культурной личности в социо-культурной деятельности на занятиях эстрадным вокалом....

Методическая разработка урока "Введение в образовательную деятельность" (хоровое пение)

Открытое  занятие “Введение в образовательную программу” – не просто иллюстрация педагогического опыта, а первая встреча с детьми, которая должна их заинтересовать, увлечь и “зажечь” той образова...

Методическая разработка для учащихся младших классов на занятиях по хоровому классу «Игровой метод в условиях хоровой репетиции: взаимодействие слова и музыки, словотворчество»

      Проблема выразительности в произношении слов в детском хоре и общей эмоциональной отзывчивости на музыкальные образы хоровых произведений, является важным моментом в вокаль...

Методическая разработка учебного занятия Тема занятия: «Особо охраняемые природные территории. Приокско-Террасный заповедник»

Педагог: У всего человечества есть общий дом – Земля. Он не так велик, как нам кажется. И если мы не будем использовать природные ресурсы нашей планеты рационально и благоразумно, то у чело...

Методическая разработка «Профориентационный компонент уроков математики» Авторский коллектив

Методическое объединение учителей математики ГБОУ СОШ №136 Калининского района Санкт-Петербурга представляет методическую разработку «Профориентационный компонент уроков математики». В раз...

Методическая разработка. Тренинг для педагогов "Мир особого ребенка"

Цель: психологическое просвещение педагогов в вопросах работы с детьми с ОВЗ, коррекция эмоционального отношения педагогов к детям. Задачи: Образовательные: познакомить педагогов с особеннос...