Методическая разработка урока "Введение в образовательную деятельность" (хоровое пение)
методическая разработка на тему

Котова Дарья Сергеевна

Открытое  занятие “Введение в образовательную программу” – не просто иллюстрация педагогического опыта, а первая встреча с детьми, которая должна их заинтересовать, увлечь и “зажечь” той образовательной деятельностью, которая изложена в программе. 

Цели, задачи, основные направления работы при работе с детским хоровым колективом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvedenie_v_obr_deyatelnost.docx45.45 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Открытое занятие в дополнительном образовании

"Введение в образовательную программу"

Котова Дарья Сергеевна,

педагог дополнительного образования


Занятие – основной элемент организации образовательного процесса в образовательном учреждении. Но в дополнительном образовании, в отличие от школы, существенно меняется форма его организации. Главное - не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и живое, неформальное общение.

Занятие в учреждении дополнительного образования детей обладает рядом особенностей: оно менее регламентированное, более гибкое, свободное по составу субъектов, по чередованию форм работы, насыщению различными видами деятельности; в отличие от школьного урока, основанного на стандартизированном программном материале, оно носит элемент опережения; имеет другую систему оценивания результатов деятельности обучающихся.

Открытое занятие – центральная часть многих конкурсных испытаний, требующая большого напряжения. Оно является иллюстрацией того, как на практике осуществляется заявленная участником образовательная программа.

Само понятие “введение” означает:

- Включить во что-нибудь, сделать действующим.

- Помочь освоиться с чем-нибудь, ознакомить. Ввести в курс дела, положить начало чему-нибудь, установить что-либо (толковый словарь русского языка. Ожегов С.И.).

Открытое же занятие “Введение в образовательную программу” – не просто иллюстрация опыта педагога, а первая встреча с детьми, которая должна их заинтересовать, увлечь и “зажечь” той образовательной деятельностью, которая изложена в программе.

Организация и содержание занятий в детских объединениях интегрируется вокруг основных принципов обучения:

  • научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные знания);
  • природосообразности (обучение организуется в соответствии с психолого-физиологическими особенностями обучающихся);
  • последовательности и систематичности (линейная логика процесса, от частного к общему);
  • доступности (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых знаний, умений, навыков);
  • сознательности и активности;
  • наглядности (привлечение различных органов чувств детей к восприятию);
  • индивидуального подхода в условиях коллективной работы в детском объединении;
  • заинтересованности и мобильности (образовательный процесс организуется в соответствии с меняющимися интересами детей);
  • обеспечение отбираемой информации.

Для того чтобы открытое занятие было ярким, интересным, обучающим, воспитывающим и развивающим, педагогу нужно учесть дидактические требования к современному занятию и тщательно подготовиться:

  • поставить комплексную цель (обучающую, воспитательную, развивающую), создать мотивацию предстоящей деятельности;
  • отобрать соответствующие поставленным целям и психолого- педагогическим особенностям детского коллектива содержание обучения в соответствии с требованиями образовательной программы;
  • реализовать на занятии все дидактические принципы обучения;
  • использовать спектр педагогических и игро-технических средств, способов, приемов, процедур, позволяющих придать занятию яркую эмоциональную окраску, обеспечить доказательность предъявляемых педагогом положений, расширить иллюстративную базу и т.д.
  • четко продумать логику и преемственность этапов учебного занятия;
  • создать благоприятный климат на занятии; пробудить активность каждого ребенка, добиться их включения в работу, заинтересовать.
  • побудить получать знания и приобретать конкретные умения.
  • выявить степень удовлетворенности и заинтересованности детей занятием.

Очень часто дальнейшее успешное обучение детей какому-либо виду деятельности зависит от самого первого занятия. Если занятие получится интересным, содержательным и эмоциональным, то у детей останется яркое впечатление и желание продолжать обучение с усердием и старанием. Поэтому нашей задачей, особенно на вводном занятии является помочь ребенку достичь положительного результата, мотивировать его на будущую деятельность. При этом важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое состояние ребенка, изменить ритм и стиль его деятельности, его взаимоотношение с окружающим.

Важно отметить и психологические особенности вводного занятия:

  • преодоление комплекса опасения, недоверия, которое идет от незнания (педагога, группы, формы общения);
  • создание имиджа педагога дополнительного образования;
  • определение ориентации на данную группу обучающихся, на их интересы;
  • предъявление норм взаимоотношений между обучающимися в группе, стиля общения;
  • создание атмосферы быстрого знакомства. Организационные особенности; использование процедур быстрого знакомства (игры, визитки, анкеты);
  • быстрое включение детей в деятельность.

План открытого занятия – личное дело педагога. Главное – чтобы оно отличалось целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности педагога и ребенка.

Я представляю план-конспект открытого занятия по теме "Введение в образовательную программу"  по художественному направлению деятельности.

План-конспект открытого занятия

“Введение в образовательную программу “Хоровое пение»

Участники: педагог дополнительного образования, обучающиеся от 8 – 9 лет.

Оборудование и материалы: фортепиано, стулья, ноты произведений, ноты упражнений и попевок, ноутбук, экран, презентация к занятию.

Подготовка к занятию: парты расставлены буквой “П”, стулья - по количеству детей, в центре фигуры - 2 сдвинутые парты (стулья не ставятся).

Цель: Пробудить интерес к занятиям по дополнительной образовательной программе  “Хоровое пение”.

Задачи:

1. Обучающие:

- знакомство с содержанием образовательной программы “Хоровое пение”;

- знакомство с элементарными понятиями хорового искусства;

- формирование представлений детей о «золотом фонде» отечественной и зарубежной музыкально-хоровой классики;

- получение знаний о хоровом искусстве.

2. Развивающие:

- формирование у обучающихся творческих способностей;

- активизация словарного запаса, расширение знаний о хоровом искусстве.

3. Воспитывающие:

- знакомство ребят друг с другом, снятие барьеров общения;

- создание атмосферы открытости и доверия;

- обеспечение у обучающихся мотивации к занятиям хоровым пением;

- воспитание потребности в общении с искусством.

Методы работы:

- объяснительно – иллюстративный

- репродуктивный

- проблемный

- игровые технологии

Методические приёмы:

- словесный (рассказ, беседа, объяснение)

- наглядный (демонстрация слайдов, показ)

- практический (выполнение практических заданий)

- игры-импровизации.

Тип учебного занятия: изучение нового  музыкального материала  

Средство обучения: компьютер, проектор, экран, фортепиано

Форма организации обучения: коллективная

Формы, методы, приемы

Содержание деятельности на занятии

Результат детей

Результат педагога

 

Организационный этап. Знакомство

(5 минут)

 

 

Игра. Диалог.

Создание эмоционально – радостного настроя

на занятие с помощью

игры «Снежный ком» - знакомство.

Снятие напряжения

барьеров общения и настрой на занятие.

Знакомство. Снятие

напряжения и

настрой детей на

занятие.

 

Основной этап. Введение в предмет. Постановка проблемы. Поиск решения проблемы (30 минуты)

 

 

Беседа о хоровом искусстве.

 

Демонстрация:

- обучающих слайдов по теме;

- слайдов о деятельности объединения “Хоровой студии”.

Введение в образовательную программу:

- знакомство с видами искусства, в частности хоровым, с помощью слайдовой презентации;

- знакомство с деятельностью объединения и создание у детей мотивации к занятиям хоровым пением.

Активизация познавательной деятельности.

Обеспечение мотивации предстоящей деятельности на занятии.

Создание комфортной обстановки на занятии.

Первичная проверка понимания.

Введение в образовательную программу.

Понятийный словарь.

Понятийный аппарат по теме занятия. Знакомство с понятиями: искусство; хор; композитор; дирижер;

Усвоение новых знаний.

Адекватность выбранных форм, методов, технологий.

Практическая часть.

Игровая ситуация. Создание проблемной ситуации. Побуждение к поиску решений проблемы.

Знакомство с песней «Петь приятно и удобно», демонстрация.

Физминутка.

 Практическая работа:

Дыхательные упражнения, артикуляционная гимнастика, распевание

Игры:  «Дирижер», «Композитор».

Постановка проблемы.

Поиск решения.

Демонстрация работы.

Тренинг. Насос и мяч:

Снятие напряженности.

Погружение в игровую ситуацию.

Участие в игре, выполнение творческих заданий, предложенных педагогом. Поиск решений проблемы.

Упражнение на мышечное расслабление.

Постановка целей. Создание проблемной ситуации. Поиск решений.

Активизация творческих способностей, вокальной импровизации обучающихся.

Упражнение на мышечное расслабление.

 

Завершающий этап. Подведение итогов занятия (10 минут)

 

 

Обобщение. Рефлексия.

Подведение итогов.

Обобщение полученных знаний.

Дети учатся прислушиваться к чужому мнению.

Дают обратную связь, через самооценку.

Выявление степени удовлетворенности и заинтересованности детей занятием.

Приглашение в студию «Хоровое пение».

Реклама - приглашение на экране.

 

 

Организационный этап. Знакомство (5 минут).

Дети заходят в кабинет и рассаживаются на стулья.

Приветствие. Ребята, здравствуйте! Рада вас приветствовать в этом зале. Давайте с вами познакомимся. Меня зовут Дарья Сергеевна, я работаю педагогом дополнительного образования  в Детско-юношеском центре и руковожу студией «Хоровое пение»

Игра на знакомство: “Снежный ком”.

Знакомство. Вот мы и познакомились!

В каждом коллективе, студии, даже в вашем классе, существуют свои традиции. Вот и в студии «Хоровое пение», например, есть традиции музыкального приветствия педагога и обучающихся перед началом занятия.

Музыкальное приветствие

Основной этап. Введение в предмет. Постановка проблемы. Поиск решения проблемы (30 минуты).

Беседа о хоровом искусстве. Демонстрация слайдовой презентации.

Педагог. Сегодня вы сделаете первые шаги навстречу хоровой музыке, познакомитесь с основными вехами ее истории, попробуете исполнить известную вам песню, узнаете много нового.

А начнем мы с самого простого вопроса. Что означает в вашем понимании хор? Что значит петь хором?

Ответы обучающихся

Хор (от греч. хорос - толпа) – певческий коллектив, музыкальный ансамбль, состоящий из певцов. Хор отличается от вокального ансамбля (вокального трио, квартета, квинтета и т. д.) наличием как минимум двух или более человек исполняющих одну и ту же партию.

Руководитель хора – дирижер или хормейстер, а руководитель церковного хор – регент

Хор может звучать в сопровождении музыкального инструмента или без (а капелло)

В зависимости от пола и возраста певцов, хоры можно классифицировать так: смешанный хор (наиболее распространенный тип хора) состоит из женских и мужских голосов. Женские голоса составляют партии сопрано и альтов, мужские голоса составляют партии теноров и басов. мужской хор состоит из теноров и басов; женский хор состоит из сопрано и альтов; детский хор.

 С точки зрения манеры пения различают: академические хоры поющие в академической манере, основанной на эталоне европейского академического оперно-концертного тона; народные хоры поющие в народной манере

Вокальная музыка и хоровое пение - самые древние формы музыкального исполнительства в истории искусства. На протяжении всей истории сложенные народом песни отражали жизнь и деятельность людей во всем их многообразии.

Основная сфера деятельности профессиональных певцов и хоров в Египте эпохи Древнего царства - участие в культовых действах, связанных с религиозными обрядами и храмовыми ритуалами. Появление хейрономии – способа управления певцами при помощи условных движений рук, пальцев, мимики и движений головы.

Древняя Греция Традиция ансамблевого хорового пения в древнегреческой трагедии. Участие Хоров (мужские, женские и детские) в проведении Олимпийских и Пифийских игр.(состязания певцов, поэтов посвященные богу Апполону)

Хоровое искусство средневековья Связь хорового искусства средневековой эпохи с религией и церковью и средоточие профессионального певческого искусства в монастырях Эпоха Возрождения – появление светского искусства. Открытие консерватории, школ для обучения пению.

Русская хоровая культура XV-XVIII веков профессиональное церковно-певческое искусство народно-песенное искусство. ХIХ век – расцвет хорового исполнительства в России Роль русских композиторов в развитии хорового искусства хоры различных учебных учреждений: хор Бесплатной музыкальной школы в Петербурге, хор Пречистинских рабочих курсов в Москве. Хоровая культура России XX века новые формы и виды профессионального хорового исполнения: ансамбли песни, хоровая капелла, народные хоры хоровая самодеятельность детская хоровая исполнительская культура

Педагог: Как вы думаете – какое влияние может оказывать пение в хоре на развитие личности или здоровье  подростка, человека? На каждого из Вас?

Ответы, рассуждения обучающихся

Педагог: Вспомним примеры из истории и древней мифологии, когда музыкальное, вокальное, хоровое исполнение влияло на происходящие события, на людей? (Орфей, Волхвы, древнерусский певец-сказитель Боян,  Лель и т.д.)

Вокалотерапия популярна во всем мире, но вопреки распространенному мнению такой метод используется не только для улучшения настроения, но и для лечения серьезных психических расстройств – страхов, неврозов, депрессивных состояний, а также для лечения дыхательных путей и головных болей.  Голос - это уникальный музыкальный “инструмент”,  данный человеку самой  Природой.  Голос человека вибрирует всегда, когда он звучит (при разговоре, пении, шепоте). И более совершенного (в частности – с терапевтической точки зрения) музыкального инструмента, подходящего для конкретного человека, просто не существует.

Музыкотерапия – наиболее древняя и естественная форма коррекции эмоциональных состояний. Можно выделить две основные формы музыкотерапии: активную и пассивную (рецептивную). Активная музыкотерапия – терапевтически ориентированная активная музыкальная деятельность: пение, игра на музыкальных инструментах, танцы. Пассивная музыкотерапия - это прослушивание специально подобранных музыкальных произведений.

Дыхание – «фундамент» пения.
Повседневное бытовое дыхание мы не замечаем, оно рефлекторно. Вокальное надо осваивать сознательно. Если вы хотите, как можно дольше сохранить свой певческий голос, учитесь правильно дышать. Что для этого нужно?
вдох делать всегда носом дышать не грудью, а животом, при чем самой нижней его частью (учитесь раздвигать нижние ребра) распределять поток воздуха равномерно, он не должен быть слишком сильным и «давить» на связки. Когда вы открываете кран с водой, то регулируете напор воды, чтобы струя была не слишком сильной и не слишком маленькой. Дыхание в вокале должно быть таким же ровным и проточным. Как это может пригодиться в повседневной жизни?
«Дыхание – это жизнь!» - гласит пословица. «Если вы хорошо дышите, вы будете долго жить на Земле», - говорят йоги.
Если у вас нет времени и терпения регулярно заниматься дыхательными упражнениями по системе йогов, совместите приятное с полезным – пойте! Полное вокальное дыхание очень сходно дыхательной гимнастике йогов и несет такую же пользу:
защищает от заболеваний дыхательных органов, избавляет от насморков, простуд, кашлей, бронхитов и т п.
насыщает кровь кислородом, а значит и очищает ее
развивает узкую грудную клетку
помогает нормально работать желудку и печени, (сокращения диафрагмы вместе с ритмичным движением легких «делает» легкий массаж внутренним органам)
восстанавливает работу организма, поэтому толстый – худеет, а слишком худой – поправляется

И ничего нет удивительного в том, что занятия вокалом помогают овладеть техникой дыхания на воде и под водой, т.к. основа плавания – такое же глубокое ритмичное дыхание.

Дыхательная гимнастика.

Во время дыхательной гимнастики учащиеся становятся в свободной позе, не мешая друг другу.

Задание 1. «Тянем нитку» - глубокий вдох, затем задержка дыхания и медленный выдох с воспроизведением звука «с».

Задание 2. «Задержка дыхания» - про себя медленно считать до 5 делая вдох, и на этот же счет делается задержка, и на этот счет медленный выдох. Упражнение повторяется несколько раз, увеличивая счет.

Задание 3. «Кошечка» - делая шаг в сторону необходимо сделать вдох, притягивая другую ногу и выполняя полуприсед выдыхая воздух. В это время руки полусогнуты, пальцы растопырены, выдыхая воздух сжимать пальцы в кулак. Упражнение выполняется несколько раз. Следить за тем, чтобы вдох и выдох были резкими.

Задание 4. «Насос» - ноги на ширине плеч, руки взяты  в «замок». Делается глубокий вдох, руками выполняются резкие движения вниз и в это время  воздух выдыхается порциями, на звук «с».

Гортань.
Гортань – трубка, состоящая из хрящей, связок и мышц. Внутри нее и располагаются ваши голосовые связки – эластичные перепонки, расположенные в гортани горизонтально (а не вертикально, как ошибочно думают многие).

Выдыхаемый воздух заставляет связки колебаться. Приблизительно так, как мы пальцем колеблем струны гитары. Сокращаются определенные мышцы и смещаются хрящи, что заставляет связки менять положение и натяжение – так в гортани рождается звук.
Высота голоса зависит от частоты колебаний голосовых связок, их длины и натяжения. Опять таки, вспомните гитару: чем короче и сильнее натяжение струны (связки), тем выше звук.

Артикуляционный аппарат
Но даже самые разработанные связки и самое лучшее дыхание могут приводить к душераздирающему результату, если слабо тренирован артикуляционный аппарат: губы, язык, челюсти и мышцы лица. Оказывается, существуют люди, которые не слишком хорошо ими владеют – про таких можно сказать, что у них нечеткая дикция. Владение ртом – органом речи – работа не одного дня, оно требует специальной тренировки. Особенно, если учесть, что в пении справляться с дикцией сложнее на высоких и низких нотах.
Ми-ме-ма-мо-му…
Это не детская считалочка – это один из самых простых способов разработать хорошую артикуляцию. Очень сильно ошибаются те певцы, которые считают, что произнесение слов в пении не столь важно, как вокал. Именно слово отличает пение человека от пения птиц. Слова, соединенные с музыкой в единое целое могут сильнее воздействовать на слушателя, чем одна музыка. Поэтому, обучаясь вокалу, не стоит забывать о такой полезной вещи, как дикция. Вокальная дикция не меньше важна, чем разговорная. В обычной жизни люди с хорошей дикцией обращают на себя внимание, внушают большее доверие, лучше налаживают контакт с собеседником. Тоже и в вокале. Только здесь ваш собеседник – слушатель. Певец гораздо выразительнее и интереснее, если хорошо «подает» текст. Плохая дикция певца даже раздражает ухо. Занимаясь вокалом, тренируйте хорошее произнесении слов. Это отлично поможет вам наладить дикцию и в разговорной речи.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА

Каждое упражнение повторяется  4 раза

 - Слегка покусать кончик языка

 - Слегка покусывая поверхность языка, высовывать его вперёд и убирать назад.

 - Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами закрытым ртом.

- Круговыми движениями провести языком между губами и зубами при закрытом рте сначала в одну сторону, затем – в другую, как бы очищая зубы.

 - Упереться острым языком попеременно в верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щёки, как бы протыкая их насквозь.

- Пощёлкать языком, меняя объём рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась. (Игровое задание: разные по величине лошадки по-разному цокают копытами. Большие – медленно и низко, маленькие пони – быстро и высоко).

 - Покусать попеременно верхнюю и нижнюю губы по всей длине от угла до угла.

 - Втянуть щёки, закусив их изнутри боковыми зубами и громко чмокнуть.

 - Оттопырить и вывернуть нижнюю губу, открыв нижние зубы и дёсны и придав лицу обиженное выражение.

- Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы и дёсны и придав лицу радостное выражение.

- Чередовать два предыдущих движения в ускоряющемся темпе.

- Прищурить глаза, оставив узкие щёлочки, а затем широко открыть их.

- Прищуривать попеременно глаза (подмигивать)

- Сильно наморщить переносицу и расслабить её.

- Наморщив переносицу, широко открыть глаза и поднять мышцы под глазами и брови.

«СТРАШНАЯ СКАЗКА»          

У                                        

УО                                        

УОА

УОАЭ                                        

УОАЭЫ

Ы                                

ЫЭ

ЫЭА

ЫЭАО

ЫЭАОУ

Скороговорки.

 Скороговорки развивают дикцию. Ребятам предлагается произнести одну из скороговорок подряд три раза в быстром темпе, четко фиксируя движения рта, пропевание скороговорок на одном звуке, поднимаясь вверх по полутонам.

1. Андрей воробей, не гоняй голубей.

2. Три сороки, три трещотки, потеряли по три щетки. Три сегодня, три вчера, три еще позавчера.

3. Кукушка кукушонку купила капюшон, как  в капюшоне он смешон.

4. Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы

Лучшее исполнение отмечается и оценивается на отлично.

Игровая ситуация. Игры «Дирижер», «Композитор». 

Распевание.

1.  Стоя, положив руки на пояс, все хористы по руке дирижера делают медленный вдох через нос, следя за тем, чтобы не поднимались плечи, а расширялись нижние ребра. Экономно выдыхая воздух на слог «лю» (вверх по полутонам до звука «си» первой октавы).

Педагог. Ребята, вы познакомились с основными этапами работы в хоре, но прежде, чем  отправимся в путешествие в мир музыки, пения, необходимо знать правила поведения. О них вы узнаете из песни, которую я сейчас исполню.

Песня «Петь приятно и удобно»

Практическая часть. Знакомство и разучивание песни..

Физминутка.

Тренинг. Насос и мяч: Один из хористов – насос, другие – мячи. Мячи стоят «спущенные» обмякнув телом, корпус наклонен, руки висят свободно. Насос качает воздух, надувая мячи. Мячи надуваются и затем «пробка» вынимается, и мячи заново спускают воздух.

Упражнение на мышечное расслабление.

Педагог. Вот и закончилось наше путешествие. Мы многое смогли преодолеть и многому научиться. Молодцы ребята!

Завершающий этап. Подведение итогов занятия (10 мин.)

Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Подведем итоги.

1. Хоровое пение имеет многовековые традиции и занимает значительное место в художественно-эстетическом воспитании. Хоровое пение, наполненное глубоким духовным содержанием, воздействует на эмоциональный, нравственный, интеллектуальный строй человека, развивает музыкальные способности (слух, чувство ритма, голосовые данные) и художественный вкус человека, обогащает кругозор, повышает культурный уровень.

2. Исторический опыт, новейшие научные исследования, опыт работы показывает, что хоровое пение оказывает влияние на  умственное развитие человека. Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, а речь является материальной основой мышления.

3. Каждый из вас, участников хора – это частица одного большого коллектива, что влияет на воспитание коллективизма, дружбы и доброты, которые останутся у вас на всю жизнь. Коллективная основа хорового пения способствует формированию таких личностных качеств, как организованность, ответственность каждого за результат, развитие трудолюбия, ответственности за общее дело. Хор – это всегда сотворчество.

Обучающиеся.

Педагог. Молодцы! Ребята вам понравилось занятие?

Обучающиеся. Дают обратную связь, через самооценку.

Педагог. Ребята! Завершить наше занятие я предлагаю следующим образом (упражнение “Спасибо за приятное занятие”): я подхожу к любому участнику и, пожимая руку, говорю, “Спасибо за приятное занятие”, затем, не расцепляя рук, мы вдвоем подходим к следующим участникам и повторяем действия. В итоге мы станем в один большой круг.

Давайте скажем вместе друг другу: “Спасибо за приятное занятие!”.

А я  жду вас в хоровой студии! До новых встреч!

Реклама на слайде.

Делая вывод, хочется отметить наиболее удачные этапы открытого занятия “Введение в образовательную программу”:

При организации знакомства с детьми младшего школьного возраста считаю, что использование игровых технологий позволяет в короткие сроки снять напряжение и барьеры общения в коллективе.

При организации ситуации успеха ставим перед собой задачу сформировать у детей стремление как можно успешнее выполнить первое учебное задание, ощутить себя творцом, преодолеть трудности, которые могут встретиться в ходе работы, другими словами сформировать мотив достижения.

При использовании разнообразных игровых форм, проблемных ситуаций и творческих заданий развиваем интерес к познавательной деятельности.

При подведении итогов занятия выявляем степень удовлетворенности и заинтересованности детей к проведенному занятию и мотивируем их к дальнейшему обучению в дополнительном образовании.

Литература. 

  1. Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Издательство “Учитель” 2007. - 287с.
  2. Муниципальная система образования. Информационно-методический журнал. Выпуск 1. — Ярославль: Управление образования мэрии. Городской центр развития образования, 2004.- 65 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики"

В методической разрабоке описана организация учебной деятельности на уроках математики с помощью электронный образовательных ресурсов....

Методическая разработка: " Использование электронных образовательных ресурсов при изучении темы «Физические и химические явления» на уроках природоведения в 5 классе.

Предмет: природоведение . Методическая разработка  урока ознакомления с новым материалом по теме " Явления природы. Физические и  химические явления".Технологии :информационно-ком...

Научно-методическая разработка. Элективные курсы образовательной области «математика»

Поэтому цель моей работы:Первая — создание условий для того, чтобы ученик утвердился в сделанном им выборе направления дальнейшего обучения, связанного с определенным видом профессиональной деятельнос...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему: «Развивающие возможности эстрадного пения у детей. Особенности вокальной техники Эстрадного исполнителя»

Музыкальное развитие детей имеет незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, развиваются воображение, воля, фантазия, обостряется восприятие, активи...

Методическая разработка "Применение инновационных образовательных технологий в Профессиональном лицее № 45. Учебный магазин как образовательная технология"

  В данноё методической разработке представлена инновационная педагогическая технология профессиональной школы, направленная на практико-ориентированное обучение студентов, - создание учеб...

Методическая разработка. Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Старшего дошкольного возраста. Тема: «Наша одежда. Пересказ рассказа В.Чаплиной «Белка»».

Уточнить функциональную значимость одежды в жизни людей: потребность в одежде присуща только людям. Учить дифференцировать одежду по сезонам. Дать понятие о национальное одежде и привести примеры....