«Методика организации исследовательской деятельности на занятиях в учреждении дополнительного образования»
статья на тему

Исследовательская деятельность обучающихся является технологией дополнительного образования, поскольку имеет два обязательных для дополнительного образования признака:

-  гибкие образовательные программы, выстраиваемые в соответствии со спецификой выполняемой задачи, склонностями и способностями конкретного обучаемого;

-  наличие индивидуальных форм работы педагога и обучаемого — групповые и индивидуальные занятия и консультации, новые нетрадиционные формы занятий и видов деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

«Методика организации исследовательской деятельности на занятиях в учреждении дополнительного образования»

 «Исследовать — значит видеть то,
что видели все, и думать так,
как не думал никто»
А. Сент-Дьердьи

Исследовательская деятельность обучающихся - деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:

  • постановку проблемы,
  • изучение теории, посвященной данной проблематике,
  • подбор методик исследования и практическое овладение ими,
  • сбор собственного материала,
  • его анализ и обобщение,
  • научный комментарий,
  • собственные выводы.

Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Развитие субъект-субъектных отношений при развитии исследовательской деятельности. 

В типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема "учитель" - "ученик". Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной классно-урочной схемы. При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны: явления, увиденные в живой природе чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции от объект-субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является пара "коллега-коллега". Вторая составляющая - "наставник-младший товарищ" предполагает ситуацию передачи навыков практической деятельности, связанных с освоением действительности от педагога, ими обладающего, к ученику. Эта передача происходит в тесном личностном контакте, что обуславливает высокий личный авторитет позиции "наставник" и специалиста, педагога, ее носителя. Главным результатом рассмотренной позиционной эволюции является расширение границ толерантности участников исследовательской деятельности.

Современное понимание смысла исследовательской деятельности учащихся. 

       В развитии исследовательской деятельности учащихся в России имеются давние традиции. Так, во многих регионах создавались и функционировали юношеские научно-технические общества и малые академии наук. Деятельность многих юношеских научно-технических обществ нередко сводилась к реализации в среде старших школьников модели функционирования академических исследовательских коллективов, реализации в упрощенном виде исследовательских задач лабораторий научно-исследовательских институтов. Главной целью этой деятельности являлось подготовка абитуриентов для вузов и формирование молодой смены для научно-исследовательских институтов. На деле это означало реализацию учебно-воспитательного процесса в более индивидуализированном виде в дополнительно вводимой предметной области.

        В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей, значение термина "исследовательская деятельность обучающихся" приобретает несколько иное значение. В нем уменьшается доля профориентационного компонента, факторов научной новизны исследований, и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования.

Учебное исследование и научное исследование. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении обучающимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции обучающегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Отличие исследовательской деятельности от  проектной и конструктивной. 

           Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта. Часто в условиях конкурсов и конференций можно встретить требования практической значимости, применимости результатов исследования, характеристику социального эффекта исследования (например, природоохранный эффект). Такая деятельность, хотя часто называется организаторами исследовательской, преследует иные цели (сами по себе не менее значимые) — социализации, наработки социальной практики средствами исследовательской деятельности. Руководитель детской исследовательской работы должен отдавать себе отчет в смещении целей проводимой работы при введении подобных требований.

Исследовательская деятельность обучающихся является технологией дополнительного образования, поскольку имеет два обязательных для дополнительного образования признака:

  • гибкие образовательные программы, выстраиваемые в соответствии со спецификой выполняемой задачи, склонностями и способностями конкретного обучаемого;
  • наличие индивидуальных форм работы педагога и обучаемого — групповые и индивидуальные занятия и консультации, новые нетрадиционные формы занятий и видов деятельности.

Основные функции, которые исследование имеет в образовательном процессе:
— путь повышения эффективности усвоения обучающимися знаний, умений, навыков, освоения  образовательных программ  и достижения соответствующих образовательных стандартов;
— инструмент становления и развития психических функций, общих и специальных способностей, мотивационных установок обучающихся.

   При этом педагогу  образовательного учреждения важно понимать:

  • Что дает  исследовательская деятельность обучающимся наряду с традиционным способом обучения?
  • Как изменяется роль педагога и обучающегося в учебном процессе?
  • Как изменяется организация учебного процесса образовательного учреждения?
  • Как оценивается успешность работы обучающегося в  исследовательской деятельности?
  • Как разработать программу  по развитию исследовательской деятельности?
  • Какие приращения в ЗУН, в развитии и воспитании обучающегося могут быть получены в результате выполнения одного  исследования, серии  исследований, в конце цикла обучения?

Формы реализации исследовательской деятельности

Среди форм организации исследовательской деятельности выделим следующие главные (в каждом конкретном случае педагог может  использовать и самостоятельно разработанные формы):

  1. Дидактической единицей исследовательской деятельности отправным пунктом является исследовательское задание, в котором задаются нормы исследовательской деятельности.

2. Проблемное ведение занятий по программам (представление учителем различных точек зрения на заданную тему, организация дискуссии, доклады обучающихся).

3. Проведение походов и экскурсий как самостоятельных форм  исследовательской деятельности и как элементов годового цикла проведения учебных исследований.

          Самое решающее звено этой новации — педагог. Меняется роль педагога  и не только в исследовательском обучении. Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, педагог превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить  образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

        Учебное  исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими обучающимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

         Учебное  исследование с точки зрения педагога — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

  • проблематизации ( формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
  • целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
  • самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
  • представление результатов своей деятельности и хода работы;
  • презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
  • поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
  • практическому применению  знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
  • выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
  • проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Овладение самостоятельной  исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для педагогов в рамках школы педагогической культуры По теме: «Психологический анализ организации занятий в учреждении дополнительного образования»

Психологический анализ занятия, способствуя улучшению преподавания в целом, имеет большое значение, прежде всего для самопознания, саморазвития педагога, проводившего занятие. В процессе и резул...

« Учебное занятие в учреждении дополнительного образования – модель деятельности педагога и детского коллектива»

Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса. В системе дополнительного образования существенно меняется форма его организации. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, ...

Инновационная деятельность как ресурс развития учреждения дополнительного образования в условиях модернизации образования

     Практически все изменения в системе образования за последние годы происходят в инновационном режиме, что в определенной мере противопоставляется традиционному развитию....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для педагогов дополнительного образования «Методика подготовки и проведения открытого занятия в учреждении дополнительного образования»

Методические рекомендации содержат  материалы  для педагогов системы дополнительного образования  по подготовке и  проведению открытого занятия в образовательных учреждениях.Методи...

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования «Технологическая карта занятия в учреждении дополнительного образования»

На современном этапе развития общество предъявляет новые требования к результатам деятельности как образования в целом, так и дополнительного образования в частности. В свете новых требований педагоги...

«Методика подготовки и проведения открытого занятия в учреждении дополнительного образования»

На открытом занятие педагог показывает, демонстрирует коллегам свой проверенный позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи, применение методического приёма или метода обучен...

Организация и проведение научно-исследовательского конкурса для учащихся в учреждении дополнительного образования детей

Данные методические рекомендации помогут педагогическим работникам организовать и провести конкурс или конференцию научно-исследовательской направленности,предназначены для педагогов-организаторов, пе...