Музейный предмет - как основной элемент работы музея образовательной организации.
методическая разработка на тему

Дорофеева Елена Николаевна

В статье рассматривается три стадии развития музейного предмета.

Показан опыт работы с музейными предметами на занятиях в музее истории детского движения Детско-юношеского центра г. Северодвинска.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Музейный предмет - как основной элемент работы музея образовательной организации.

Музейная педагогика  становится все более востребованной для духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания личности.

В связи с постоянным расширением информационного пространства школьные музеи все чаще используют новые методы работы со школьниками. Большое внимание в последнее время уделяется интерактивным методам работы.  Посетители музея уже не просто пассивные слушатели экскурсий и музейных занятий, они непосредственные участники  происходящего. Известно, что человек забывает примерно 90%  того, что он слышит 60% того, что видит, и лишь 10% того, что делает. Поэтому успешность любого музейного занятия зависит от степени включенности школьника в процесс.

Несмотря на постоянно меняющуюся методику музейной педагогики, многое в ней остается традиционным. Музейная экскурсия по-прежнему  одна из главных форм работы музея образовательной организации. А опорой любой музейной экскурсии является музейный предмет или экспонат.

Следует различать понятия «предмет музейного значения», «музейный предмет» и «экспонат». В методическом пособии «Школьный музей» автор Туманов В.Е разделят 3 стадии развития музейного предмета.

-  предмет музейного значения: при выявлении объекта наследия в среде бытования и принятии решения о передаче его в школьный музей.

-  музейный предмет: при поступлении предмета в музейное собрание.

- музейный экспонат: при демонстрации предмета в музейной экспозиции.

В исследованиях зарубежных и российских ученых музейный предмет определяется как  источник особого вида познания, и как основной элемент системы музейной коммуникации. Именно «общение» с музейным предметом обращение к нему является основой работы музея истории детского движения города Северодвинска (Детско-Юношеский Центр).

Через общение с музейными предметами, экспонатами педагоги создают условия для взаимодействия школьников, включая их в особую социокультурную среду своего родного края, своего города.

Поколение современных детей с трудом воспринимает экскурсии в классическом виде как выслушивание экскурсовода. Для активизации внимания в ходе экскурсии музейные предметы предлагаются для просмотра, осязания. Обеспечивается активное взаимодействие с музейными предметами и экспонатами.

Многие предметы  имеют важную историческую ценность, не всегда есть возможность дать предмет в руки школьнику или показать все его свойства юным посетителям. Здесь на помощь могут прийти изготовленные копии предметов. Например, показывая варежку воина времен Великой Отечественной войны с дополнительным вязаным пальцем (для удержания ружья),  педагог должен надеть ее на свою руку для большей наглядности. Но если каждый раз экспонат будет использоваться в руках, он может потерять внешний вид и свойства. Такие предметы требуют бережного отношения. Поэтому изготовление копии в данном случае является целесообразным.

С таким музейным предметом, как  фотография, дело обстоит проще, их всегда можно защитить специальными пленками и под присмотром дать возможность школьникам рассмотреть предмет близко. Изготовление копий фотографий или документов: педагог рассказывает о предмете, показывая его на музейном стенде или витрине, а школьникам раздаются копии фотографий, таким образом, удается максимально включить обучающихся в ход занятия.

В основе индивидуальных занятий с детьми так же происходит обращение к музейным предметам и экспонатам. На основе такого общения дети самостоятельно и  при помощи педагога разрабатывают новые экскурсии, изучают экспонаты, узнают личные истории  участников исторических событий их родного края.

 Ребята знакомятся с фотографиями, документами, содержащими бесценные свидетельства прошлого их ровесников. В прошлом году вся работа актива музея  ДЮЦ была посвящена юбилею Победы в Великой Отечественной войне. Дети принимали непосредственное участие в съемках документального фильма о блокаде Ленинграда и блокадниках Северодвинска. Происходило общение поколений, ребята принимали участие во встречах с ветеранами и впоследствии разработали совместно с педагогами экскурсию и музейную экспозицию.

В этом году из архива музея были подняты материалы о первых пионерах Северодвинска (в прошлом  посёлка Судострой), на их основе совместно с ребятами создана новая экскурсия. В ней  краткая история возникновения города, появление первой школы, рождение пионерского движения. В этой летописи бережно хранятся воспоминания героев тех событий, их чувства, эмоции, именно эта информация останется в сердцах детей надолго. Например, уникальная фотография 1938 года первого в городе хореографического кружка (Приложение 1.) является одним из центральных экспонатов экскурсии. На ней первый руководитель кружка, девочки в красивых, пошитых специально для выступления костюмах, а городу (п.Судострой) на ней всего лишь 2 года.

В музее истории детского движения Детско-Юношеского Центра хранится большое количество экспонатов времен пионерской организации. Среди них: галстуки, горны, барабаны, портфели 30-40х годов, дневники, тетради и.т.д. Современным детям очень интересно почувствовать себя в роли пионеров. Ведь зачастую они, приходя первый раз на экскурсию, даже не могут сказать кто такой пионер. Педагог рассказывает о пионерской организации и для погружения в то особое «пионерское» прошлое детям разрешается поиграть в горн, постучать на барабане. Это одна из самых любимых ребятами часть занятия. Несколько горнов и барабанов специально отведены для  работы с детьми.

Итак, музейный предмет является неотъемлемым элементом работы музея образовательной организации. Особенностью любой экскурсионной работы является сочетание рассказа и показа при главенствующей роли зрительного восприятия. Но для успешного включения детей в ход музейного занятия этого недостаточно. Ребенку важно дать возможность рассмотреть предмет, взять в руки, манипулировать им. При таком взаимодействии обучающиеся становятся уже не просто наблюдателями, а  исследователями активно познающими, использующими данный предмет. В данной статье приведены примеры того, как можно максимально использовать «общение» с музейными предметами для «погружения» обучающихся в атмосферу прошлого их родного города. В индивидуальных занятиях  с активом музея благодаря обращению к музейным предметам дети очень близко сталкиваются с бесценными предметами прошлого их города: фотографиями, предметами, документами, воспоминаниями. Разрабатываются новые экскурсии, в создании которых дети сами принимают непосредственное участие, таким образом, делая свой вклад в сохранение истории своего родного города и края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления работы музея Тихоокеанского государственного университета по патриотическому воспитанию студентов

В кн: Музейная педагогика в образовательном пространстве  школы: региональный опыт, проблемы, перспективы / БелГУ, БелРИПКППС, г. Белгород, 2008.Доклад на Всероссийской научно-практической ...

Формирование социально-правовых навыков обучающихся, воспитанников через организацию профилактической работы в образовательной организации ( опыт работы социального педагога).

в данной работе представлен опыт работы социального педагога в школе посёлка городского типа, с указанием основных наиболее эффективных методов профилактической работы с детьми "группы социально...

Методические рекомендации "Паспортизация музеев образовательных организаций" Республика Башкортостан

Паспортизация музеев образовательных организаций с целью развития и совершенствования сети музеев образовательных организаций республики, определение их правового статуса, упорядочение учета и обеспеч...

Федеральный конкурс музеев образовательных организаций

Мир нашего лицея особенный,  неповторимый, со своими традициями, укладом  и перспективами, всем тем, что мы называем  духом лицея....

Региональный конкурс музеев образовательных организаций «МУЗЕЙ ГОДА»

в номинации «Они создавали нашу школу» (поступили 19 работ): одним из победителей признан музей МБОУ Ельнинской СШ № 2 им. К.И. Ракутина (Диплом I степени; авторы работы – учите...

Рабочая программа основного общего образования учебного предмета "Экономика" для 7-9 классов образовательных организаций

Рабочая программа по экономике для 7-9 классов составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образ...