«Организация работы с электронными ресурсами»
учебно-методический материал на тему

Пихиенко Ольга Юрьевна

Мы живем в то время, когда изменения в образовании происходят все чаще. Ни для кого не секрет, что педагогам приходится приспосабливаться к динамичным реалиям сегодняшнего мира.

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль педагога в этой информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, нам необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

 

Что же такое ЭОР и в чем их преимущества?

 

Электронные образовательные ресурсы – это средства программного, информационного, технического и организационного обеспечения воспитательного процесса. Они обладают современными качествами, необходимыми для удовлетворения потребностей обучающихся.

 

Использование электронных образовательных ресурсов дает возможность «конструировать»  занятия, определяя их оптимальное содержание, формы и методики обучения, способствует организации учебно-воспитательного процесса не только в традиционном, но и в инновационном режиме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_gotovo.docx30.11 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация работы с электронными ресурсами»

Мы живем в то время, когда изменения в образовании происходят все чаще. Ни для кого не секрет, что педагогам приходится приспосабливаться к динамичным реалиям сегодняшнего мира.

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль педагога в этой информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, нам необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Что же такое ЭОР и в чем их преимущества?

Электронные образовательные ресурсы – это средства программного, информационного, технического и организационного обеспечения воспитательного процесса. Они обладают современными качествами, необходимыми для удовлетворения потребностей обучающихся.

Использование электронных образовательных ресурсов дает возможность «конструировать»  занятия, определяя их оптимальное содержание, формы и методики обучения, способствует организации учебно-воспитательного процесса не только в традиционном, но и в инновационном режиме.

Сегодня основными федеральными образовательными порталами, являются:
• ЕК ЦОР - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (
http://school-collection.edu.ru/);
• ФЦИОР - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (
http://fcior.edu.ru/).

Все электронные ресурсы делятся на:

  • информационные образовательные ресурсы;
  • электронные образовательные ресурсы;
  • цифровые образовательные ресурсы.

ЭОР - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные материалы (электронные приложения), необходимые для организации учебно-воспитательного процесса.

Принципиальным отличием электронных образовательных ресурсов является наличие компонента интерактивности.

Поскольку электронные образовательные ресурсы многочисленны и имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям. Мне хочется остановиться на лишь на некоторых.

по технологии создания:

  • текстографические ресурсы –  отличаются от книг в основном базой предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге, также они  имеют существенные отличия в навигации по тексту
  • мультимедиа ЭОР -  ресурсы, состоящие из визуального или звукового содержания. Принципиальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук для полиграфического издания невозможны.

по типу среды распространения и использования: Интернет-ресурсы, оффлайн-ресурсы, ресурсы для электронных досок;

- по виду содержимого: электронные справочники, викторины, словари,     учебники, лабораторные работы;

- по реализационному принципу: мультимедиа-ресурсы, презентационные ресурсы, системы обучения;

- по составляющим: лекционные ресурсы, практические ресурсы, ресурсы-имитаторы (тренажеры), контрольно-измерительные материалы.

Внедрение в образовательный процесс использования ЭОР не исключает традиционные методы обучения, а гармонично дополняет и сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности воспитанников, которые смогут сами провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков без участия педагога или родителя. Что касается исследовательской работы – ЭОР позволяют не только изучать описания объектов, процессов, явлений, но и работать с ними в интерактивном режиме. Кроме того, использование электронных ресурсов влияет и на рост профессиональной компетентности педагога.

Каковы же наиболее продуктивные формы работы?

С некоторыми из них я вас кратко ознакомлю, а более подробно о некоторых расскажут наши педагоги в практической части семинара.

Итак, Интерактивная лекция позволяет достичь целостного восприятия фрагмента учебного содержания в удобном для ребенка темпе, очередности и форме. Она представляет собой последовательность фрагментов информации, сопровождаемых текстом, продублированным диктором, иллюстрациями и анимацией, интерактивными схемами, видеорядом. Такая форма работы будет продуктивна в творческих объединениях естественнонаучной направленности :  «Экология живых организмов», «Решение задач повышенной трудности», «Исследователи окружающей среды», «Патриоты Родины», «Юный филолог», «Растительный и животный мир Мордовии», «Мир информатики», «Английский театр».

Виртуальная экскурсия обладает следующими преимуществами:

  • минимальные временные затраты;
  • доступ к экспонатам любого музея мира;
  • мгновенное получение необходимой информации об экспонате;
  • большое количество экспонатов.

Такие экскурсии позволяют ребенку развить образное мышление, художественный вкус и стиль, расширить свой кругозор, а также подробно изучить отдельные объекты, удаленные от него. Интересно применение данных электронных ресурсов на занятиях в творческих объединениях: «Счастливый английский», «Я познаю мир», «Маленький иностранец», «По странам и континентам», «Мир вокруг нас», «История города в названиях улиц», «Музейное дело», «LEGO-роботы», «Литературный салон», «В стране рукоделия».

Пошаговое объяснение позволяет включить воспитанника в активную познавательную деятельность. При этом переход к каждому следующему фрагменту вводимой информации невозможен без правильного выполнения предыдущего действия. Таким образом, процесс введения новой информации происходит при непосредственном активном участии ребенка. Пошаговое объяснение целесообразно включать в занятия школы раннего развития детей "Непоседы», использовать в творческих объединениях «Основы проектной деятельности», «Культура здоровья», «Школа безопасности», «3-D моделирование и 3-D печать», «Умелые руки», «Бисеринка».

Виртуальные лаборатории более характерные для таких занятий, которые обеспечивают формирование умений и навыков, значимых с точки зрения осуществления экспериментальной деятельности.

Рассматривая виртуальную лабораторную работу в качестве одной из форм организации деятельности учащихся на основе ЭОР, можно выделить такие ее преимущества:

  • безопасность;
  • отсутствие необходимости в сложном лабораторном оборудовании;
  • возможность индивидуализации деятельности учащихся (работа в индивидуальном темпе, учет особенностей восприятия);
  • самостоятельное получение выводов и самопроверка.

Лабораторный практикум позволяют добиться развития активно-деятельностной формы обучения на занятиях в творческих объединениях: «От природы к творчеству», «Юный исследователь», «Интеллектуал», Авиамодельный «Икар», «Экодизайн одежды». Использование лабораторных практикумов и конструкторов позволяет включиться в новый вид деятельности в компьютерном классе и дома. Такая форма может применяться в работе тех самых инженерных классов, открытие которых произойдет, у нас в  Центре.

Использование моделей виртуальной лаборатории позволяет решать задачу столько раз, сколько нужно.

Игровые и творческие задания способствуют повышению уровня мотивации и развитию интереса к изучению предметного содержания. Они могут быть введены в занятия практически любых творческих объединений, но особенно интересны в школе раннего развития детей "Непоседы», «Слововеде», «Английском с увлечением», «Здоровей-ке», «Дорожной азбуке», «Интеллектуальных играх», «Туристическом», «Конструировании и оригами», «Цветном ветре», «Жизни на сцене».

Еще одной формой являются Контрольные модули, которые создаются с целью обеспечения контроля степени усвоения воспитанниками знаний, уровня сформированности умений и навыков. Сюда можно отнести участие ПДО вместе с воспитанниками в дистанционных конкурсах-олимпиадах таких как: «Вопросита», «Умната».

Уважаемые коллеги! Вот далеко не полный перечень тех форм ЭОР, которые сейчас открыты и работают. В своем выступлении я затронула те из них, которые педагоги нашего Центра могут использовать в своей практике с учетом той материальной базы, которая у нас есть на СП.

Хочется отметить, что электронные ресурсы как средство обучения обладают рядом характеристик, обуславливающих их преимущества по сравнению с традиционными средствами обучения:

1.  Мультимедийность.

Средства мультимедиа – одновременное использование нескольких средств представления информации: графики, текста, видео, фотографии, анимации, звуковых эффектов, высококачественного звукового сопровождения.

2.      Интерактивность.

Интерактивность в ЭОР обеспечивается множественным выбором из элементов множества; вводом текста с клавиатуры с последующим анализом и систематизацией ошибок; активизацией элементов интерактивной мультимедиа композиции с аудиовизуальным представлением новых информационных объектов; перемещением объектов для составления определенных композиций.

3.      Доступность.

Доступность ЭОР обеспечивается их свободным размещение в сети Интернет, позволяя работать с ними любым пользователем бесплатно в любое удобное время. Это обеспечивает реализацию положения ФГОС, в соответствии с которым необходимо обеспечить «разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья».

4.      Универсальность.

Универсальность – качество электронного ресурса, заключающееся в том, что он позволяет формировать знания, умения на материале, который может быть включен в работу практически любого объединения.

Еще раз обращаю ваше внимание на то, что   в сети Интернет электронные образовательные ресурсы систематизированы и представлены в каталогах на следующих порталах:

  • федеральный портал  «Российское образование»;
  • «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»;
  • Российский общеобразовательный портал;
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

В заключение хочу сказать: электронные ресурсы помогают развивать творческие способности обучающихся, навыки использования информационных технологий и различных источников информации для решения познавательных задач, развивать умение вести индивидуальную работу, умение самостоятельного поиска решения новой задачи, помогают формировать интерес к занятиям в ТО.

Образованный человек стремится пополнить свои знания, быть в курсе основных событий, происходящих в мире. Задача педагога – содействовать формированию информационной культуры воспитанников, и тогда компьютер станет хорошим помощником на этом пути.

Используйте и создавайте электронные ресурсы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование и организация работы с электронными ресурсами учителя-предметника.

Информатизация образования – это далеко не установка ПК и подключение к Internet. Информатизация системы образования – это долгий и непростой процесс изменения содержания, методов и организационных фо...

Материалы творческой группы «Организация работы базовой площадки «Методическое сопровождение организации электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий»

В состав творческой группы «Организация работы базовой площадки «Методическое сопровождение организации электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий» входят преподавател...

«Особенности организации учебной деятельности при использовании сетевых и электронных ресурсов»

Анализ электронных образовательных ресурсов и и применение интернет-ресурсов на уроках физики....

«Образовательные электронные ресурсы для организации онлайн занятий по английскому языку для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста»

Аннотация Предлагаемая статья представляет собой описание опыта работы учителя английского языка, имеющего 5-летний стаж работы со школьниками в младшем, среднем и старшем звене.В статье  ра...

Организация работы на уроках французского языка в рамках дистанционного обучения с использованием электронных образовательных ресурсов

Рекомендации для организации работы на уроках французского языка в рамках дистанционного обучения с использованием электронных образовательных ресурсов....

Доклад на тему: Технология работы с электронным ресурсом "Kahoot" - как способ повышения качества знаний и учебной мотивации учащихся

В современном мире все большую и большую популярность получает использование различных технологий, в том числе мобильных приложений, для обучения, как среди взрослых, так и среди детей.Сегодня мне хот...