Технологическая карта открытого занятия "Окончательная отделка и влажно-тепловая обработка фартука"
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Бергутова Разиля Фаритовна

     Открытое занятие "Окончательная отделка и влажно-тепловая обработка фартука" способствует формированию у учащихся понятий о дизайнерском оформлении изделия, знакомству с разнообразными видами отделочных материалов, получению практических умений утюжильных работ, соблюдению правил температурного режима при ВТО изделия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_okonchatelnoe_vto_fartuka.docx47.81 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого занятия

«Окончательная отделка и влажно тепловая обработка фартука»

Время проведения: 90 минут

Класс: 5 класс

Учебно-методический комплекс: 

1. Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Т.Тищенко,  В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 192 с. : ил.

2. Казакевич В.М. Технология ведения дома. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений:  в  3 кн. Кн. 1 / В.М. Казакевич, Г.А.Молева. – М.: Баласс, 2014. – 176 с. : ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

Тема занятия: «Окончательная отделка и влажно тепловая обработка фартука»

Тип занятия: изучения нового материала

Средства обучения:

1. Материально-техническая база:

  • кабинет трудового обучения школы №27 г. Нижнекамска РТ
  • бытовые электрические швейные машины
  • электрические утюги
  • гладильные доски
  • приспособления

         -проутюжильники

         -пульвилизаторы

  • ручные инструменты

         -ножницы, напёрстки, распарыватели, швейные иглы

  • материалы

         -клеевые материалы, отделочные материалы, фурнитура, украшения

  • готовые фартуки учащихся

2.Технические средства обучения

  • мультимедиа аппаратура
  • фильм с показом моделей домашней одежды
  • магнитофон
  • диск с музыкой П.И.Чайковского «Времена года»

3.Наглядности

1.Предметные наглядности

  • реальные объекты

         -образцы готовых фартуков разных фасонов из разных материалов и отделок

         -классификатор с образцами отделочных материалов, фурнитуры и украшений

2.Изобразительные наглядности

  • образные объёмные (статистические)

         -манекен девушки в домашней одежде с фартуком;

  • образные плоскостные

         -иллюстрации с разными видами фартуков

         -плакаты с терминами

  • символические

         -схема электрического утюга с терморегулятором

  • образные дидактические материалы

         -памятка по технике безопасности

         -инструкционная карта температурных режимов обработки материалов

         -контрольные карточки для рефлексии

Характеристика  предшествующих результатов образовательной деятельности учащихся класса, для которого проектируется занятие:

  1. Личностные результаты: бережливое отношение к материально-техническим средствам учебного процесса, взаимопомощь, усидчивость.
  2. Предметные результаты: умение выполнять швейные работы, владение терминологией швейных работ, умение организовать безопасное рабочее место при выполнении швейных работ, знания о швейных и клеевых методах соединения тканей, знания о принципах работы терморегулятора утюга, знание о разнообразном составе волокна, умение делать обоснованный выбор при решении проблемных ситуаций.
  3. Метапредметные результаты: понимание основных художественно-эстетических закономерностей и образное восприятие (рисование), понимание работы электрического тока, понимание экологических аспектов жизнедеятельности человека (биология), умение работать с информационными технологиями (информатика), узнавание музыкальных произведений (музыка), умение производить расчеты (математика), умение выстраивать логическую речь (чтение), умение письменно изложить свои мысли (русский язык), понимание  экономических отношений (обществознание).

Цель деятельности учителя, как планируемый результат: формирование у учащихся умений самостоятельного получения и обобщения информации, умений анализировать, творчески мыслить, оценивать полученные результаты, развитие коммуникативных способностей и практических умений по окончательной обработке швейного изделия. 

Цели деятельности учащихся, как планируемые результаты: формирование у учащихся понятий о дизайнерском оформлении изделия, знакомство с разнообразными видами отделочных материалов, получение практических умений утюжильных работ, правилах соблюдения температурного режима при ВТО изделия, правилах техники безопасности.

Технологическая карта разработки занятия «Окончательная отделка и влажно тепловая обработка фартука»

Этапы занятия, время этапа

Задачи этапа

Методы, приёмы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые УУД

Уровень УУД

Этап подготовки к занятию,

3 мин.

Анализ готовности учащихся

Содействие воспитанию дисциплинированности

-

Фронтальная

Проверка присутствующих, готовность к уроку.

Подготовка средств обучения к уроку.

Регулятивные.

-

Мотивационно-целевой этап, 5мин.

Активизация

Активизация знаний полученных на предыдущих уроках

Эвристический

Фронтальная

Приветствие. Обращение внимания на оформление кабинета. Повторение устройство утюга с терморегулятором.

Приветствие. Выявление особенностей в оформлении кабинета (разновидности фартуков). Поиск ответа на вопрос какая связь между фартуком и утюгом.

Познавательные (логические).

Коммуникативные.

3

Актуализация

Актуализация знаний по теме урока

Репродуктивный

Индивидуальная

Объяснение, какие средства и понятия будут необходимы на уроке.

Поочерёдное озвучивание утюжильных терминов.

Познавательные (общеучебные).

Коммуникативные.

1

Мотивация

Мотивация интереса к уроку

Проблемный

Индивидуальная

Объявление конкурса на лучшее оформление фартука.

Выбор известных модельеров, которые помогут подготовиться к конкурсу (виртуально).

Личностные

Познавательные (общеучебные).

Коммуникативные.

2

Целеполагание

Определение цели урока

Исследовательский

Фронтальная

Подведение к пониманию основной цели урока.

Озвучивание основной цели урока – достижение лучшего оформления фартука.

Регулятивные.

Познавательные (логические).

Коммуникативные.

2

Этап усвоения нового материала,

25 мин.

Первичное усвоение материала

Формирование умений по выполнению выборки материалов

Объяснительно-иллюстративный

Фронтально-групповая

Показ фильма с моделями домашней одежды. Показ классификатора с отделочными материалами. Рассказ о больших возможностях художественно-эстетического оформления фартука.

Выполнение выборки отделочных материалов для фартуков, в соответствии с цветом фактурой и формой.

Личностные.

Регулятивные.

Познавательные (общеучебные).

2

Закрепление материала через обратную связь

Воспитание коммуникативных качеств

Эвристический

Индивидуально-фронтальная

Проведение экспресс проверки выполнения правильной выборки отделочных материалов для художественного оформления  фартуков.

Коллективное обсуждение дизайнерских решений по выбору отделочных материалов к фартукам.

Личностные.

Регулятивные.

Познавательные (общеучебные).

Коммуникативные.

3

Поисково-исследовательский этап,

12 мин.

Дальнейшее усвоение материала до требуемого уровня.

Формирование художественно-эстетического образного мышления

Исследовательский

Фронтально-индивидуальная

Рассказ о влиянии музыки на создание  художественного образа.  

Выполнение эскизов оформления фартука под музыку П.И. Чайковского  «Времена года».

Личностные.

Познавательные (постановка и решение проблемы).

Коммуникативные.

4

Обратная связь и контроль

Целевой обход, помощь и контроль работ учащихся.

Выполнение эскизов оформления фартука под музыку П.И. Чайковского  «Времена года».

Личностные.

Познавательные (постановка и решение проблемы).

Коммуникативные.

4

Практический этап,

35 мин.

Вводный инструктаж

Усвоение знаний по безопасной организации труда

Эвристический

Индивидуальная

Экспресс опрос о правилах безопасной организации утюжильных работ, по типу «вопрос-ответ».

Ответы учащихся на поставленные вопросы.

Регулятивные.

Познавательные (общеучебные).

Коммуникативные.

3

Текущий инструктаж

Развитие умений выполнения швейных работ

Проблемный

Фронтально-индивидуальная

Целевой обход, помощь и контроль работ учащихся.

Изготовление отделочных элементов и прикрепление их к фартукам.

Личностные.

Регулятивные.

Познавательные (общеучебные).

Коммуникативные.

4

Развитие логического мышления

Эвристический

Фронтальная

Проведение практического эксперимента воздействия горячего утюга на разные виды материалов фартука.

Поиск ответа на вопрос- как не сжечь отделку? Использовать мокрую проутюжку? Терморегулятор утюга? Пульвилизатор?

Личностные.

Регулятивные.

Познавательные (логические).

Коммуникативные.

3

Заключительный инструктаж

Развитие знаний и умений работы с утюжильным оборудованием

Репродуктивный

Фронтально-индивидуальная

Целевой обход, помощь и контроль работ учащихся за утюгами.

Окончательная влажно-тепловая обработка готового фартука с учётом температурного режима утюга.

Личностные

Регулятивные

Познавательные (знаково символические).

Коммуникативные

2

Рефлексивно-оценочный этап, 10 мин.

Подведение итогов урока

Формирование  способностей модельного творчества

Проблемный

Индивидуально-фронтальная

Подведение итогов конкурса модельеров.

Организация дефиле с  готовыми фартуками на виртуальном подиуме, сопровождаемое рассказом о выполненной отделке.

Личностные.

Регулятивные.

Познавательные (общеучебные).

Коммуникативные.

4

Домашнее задание

Формирование  умений выполнять обобщающий анализ результатов

Эвристический

Фронтальная

Написать в рабочей тетради окончание предложений

 «Я сегодня узнала…»

«Я сегодня научилась…»

«В сегодня могу проверить…»

«Я сегодня поняла…»

«Я думаю…»

Личностные

Регулятивные

Познавательные

3

Уровни учебных действий (Беспалько В.П.)

1 уровень. Если в задачи заданы цель, ситуация и действия по её решению и учащиеся воспроизводят деятельность по заданному ранее алгоритму (с подсказкой), то такой уровень действия называется ученический (репродуктивный).

2 уровень. Если в задаче заданы цель, ситуация и учащиеся выполняют её самостоятельно, применяя ранее усвоенные действия (по типу), то такой уровень действия называется типовой  (репродуктивный алгоритмический).

3 уровень. Если в задаче задана цель, но не ясна ситуация, в которой цель может быть достигнута, и учащимся требуется самостоятельно решить нетиповую задачу, применяя ранее усвоенные действия  (субъективно новая информация), то такой уровень действия называется эвристический (продуктивный).

4 уровень. Если в задаче известна цель лишь в общей форме и учащимся необходимо самостоятельно выбрать ситуацию и действия, ведущие к цели, создавая новые правила решения в известной ему области (объективно новая основа деятельности), то такой уровень действия  называется творческий (продуктивный изобретательский).

Классификация методов обучения ( Лейнер И.Я)

  1. Эвристический метод - учитель организует поиск новых знаний
  2. Исследовательский метод – учитель совместно с детьми формирует нетиповую задачу
  3. Объяснительно-иллюстративный метод – учитель передаёт информацию в «готовом» виде, используя различные средства обучения
  4. Проблемный метод – учитель совместно с детьми создаёт и решает сложные ситуации
  5. Репродуктивный метод – учитель добивается запоминания материала и его последующего воспроизведения.

Литература

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989.
  2. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000 г.
  3. Подласый И.П. Педагогика.Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1996
  4.  Скаткин М.Н.[Текст]: /Совершенствование процесса обучения//Методическое пособие – М.: 1971г
  5.  Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система задания: пособие для учителя / под ред.  А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010г.
  6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / под ред.    А. Г. Асмолова. – М.: просвещение, 2010.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока технологии в 5 классе. Тема «Обработка пояса»

Содержательная цель: Закрепить знания и умения обработки пояса.Учитель предлагает найти содержание темы урока, активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию. Чтобы точнее сформулировать те...

Окончательная отделка изделия. Влажно-тепловая обработка (ВТО)

Этапы отделки готового изделия; виды художественной отделки изделий. Художественное оформление и отделка изделий: выполнение отделочных строчек по краям разрезов в юбкае, способы отделки и украше...

Технологическая карта урока технологии в 5-м классе «Моделирование фартука»

Конспект урока и презентации «Моделирование фартука» позволяет познакомить с приемами моделирования через практическую работу на уровне понимания и применения, учит наносить конструктивные и фасонные ...

Технологическая карта открытого урока по теме: "Отделка ткани. Лицевая и изнаночная сторона. Характер и направление рисунка в ткани."

Технологическая карта открытого урока по теме: "Отделка ткани. Лицевая и изнаночная сторона. Характер и направление рисунка в ткани."...

Технологическая карта открытого урока "Моделирование фартука"

Цель урока: Дать преставление о видах моделирования швейных изделий. Научить приемам моделирования фартука, формировать и развивать творческое мышление и воображение, воспитывать аккуратность, эстетич...

Технологическая карта открытого занятия по швейному делу "Обработка нижнего среза фартука двойной косой обтачкой " в 6 классе

Технологическая карта открытого занятия по швейному делу "Обработка нижнего среза фартука двойной косой обтачкой " в 6 классе...