«Приемы игровых технологий как средство развития мотивации у обучающихся к занятиям хореографией»
методическая разработка по теме

Какарова Анна Петровна

В данной работе раскрываются приемы игровых технологий на уроках ритмики, как они влияют на процесс обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_igrovyh_tehnologiy.docx38.67 КБ

Предварительный просмотр:

                       Методическая разработка

«Приемы игровых технологий как средство развития мотивации у обучающихся к занятиям хореографией»

                                                       

                                                          Выполнила :Какарова Анна Петровна

                                                           Педагог дополнительного образования

                                        СП Детская школа искусств

                                        ГБОУ СОШ №1 «ОЦ»  ж.-д.  

                                      ст. Шентала                

                                                 

Содержание

Введение

Основная часть

Теоретическое описание мотивации, игровых технологий            

Виды игр

Ресурсное  обеспечение            

Выводы

Заключение

Список информационных источников  

Введение

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что ФГОС начального  общего образования в разделе «Портрет выпускника начальной школы » определяет в качестве одной из ведущих характеристик обучающегося его любознательность, активность и заинтересованность в познании мира. Психологической основой этой характеристики является сформированная мотивация учения. Мотивация, как центральная личностная характеристика, не может быть локальным образованием. Мотивация к учению реализуется во всех видах урочной, внеурочной деятельности и дополнительной занятости ребенка.

 В концепции  развития дополнительного образования от 10.04.14 говорится: «Дополнительное образование основывается на свободе мысли и действия, творчестве, партнёрстве, уважении достоинства каждой личности. В сравнении с институтом общего образования институт дополнительного образования обладает следующими особенностями:

  • участие в дополнительном образовании на основе добровольного

выбора детей (семей) в соответствии с их интересами, склонностями и системой ценностей;

  • возможность выбора программы, режима ее освоения, смены программ и обучающих организаций, вариативность образовательных траекторий».

Танец как один из видов  хореографического искусства является действенным средством музыкально-пластического, художественно-эстетического, нравственно-этического воспитания и физического развития детей.

Анализ

Увидев на сцене отработанный танцевальный номер, дети восхищаются танцевальным искусством, не подозревая, что занятия хореографией требуют больших физических нагрузок, регулярных занятий, изнуряющих репетиций. Поступив в ДОУ, учащиеся  «изнутри » познают  процесс формирования танцевальных знаний, умений, навыков. Как следствие, появляется непринятие многими детьми занятий. Радость познания подчас гасится отсутствием  заинтересованности  со  стороны  детей.

С сентября 2013 по декабрь 2014 педагог наблюдал за обучающимися учащихся подготовительной группы хореографического отделения, проводил индивидуальные беседы с целью определения уровня заинтересованности учащегося.  По этому исследованию сделаны следующие выводы:

Начало года: из 18 человек

4  учащихся перестали посещать  отделение хореографии уже через несколько недель;

14 учащихся  посещали занятия с интересом.

На место ушедших 4 человек было принято 3 учащихся.

Итого в группе стало 17 человек. К концу учебного года педагог сделал следующие выводы: из 17 человек:

-У 10 учащихся сформировалась мотивация к занятиям хореографией;

- у 5 учащихся недостаточно сформирована мотивация;

- у 2 учащихся низкий уровень мотивации.

Возникают противоречия:

 - между ожиданиями общества (к окончанию учебного процесса общество ждет  от нас здорового, высоко-духовного, уверенного в себе, творчески развитого  относительно уровня культуры человека) и реальностью, в которой  мотивация  детей к занятиям нестабильна, не позволяет им в полной мере освоить хореографические  знания, умения и навыки и тем самым реализоваться как танцор.

         На основе проведенного анализа и выявленных противоречий можно сформулировать существующую профессиональную проблему.

Проблема в недостаточном обращении педагога к средствам, позволяющим развить мотивацию  обучающихся  к занятиям хореографией.

Цель данной работы:

Внедрение  в образовательный процесс игровых технологий и создание необходимых условий для развития мотивации к занятиям хореографией.

Задачи:

  1. Внедрить в ОП технологию  современных игр;
  2. Описать новый образовательный результат, сформированный у обучающихся в процессе внедрения в ОП  игровых технологий;
  3. Охарактеризовать изменения в образовательном процессе (изменения содержания, средств обучения и воспитания, контроля);

Ожидаемые результаты:

Благодаря внедрению игровых технологий:        Применение Внедрение

-  повышена мотивация обучающихся к занятиям хореографией;

- сформированы начальные знания, умения, навыки в области хореографического искусства;

- активизирован интерес к познанию хореографического искусства;

                                         Основная часть

Человек включается в деятельность только при появлении мотива участвовать в ней.

Мотив- это побудительная причина, повод к какому-нибудь действию (словарь ОжеговаС. И.)

Игра на занятиях ритмики и основах хореографии.

Игра обеспечивает эмоциональное благополучие, развивает физически и духовно; дает детям возможность проявить активность, самостоятельность, воображение, частично реализовать свои интересы и желания.

Детские танцы – это, как путешествие в волшебную страну, где все понимают друг друга. Язык танца объединяет всех ребят в дружный, сплоченный коллектив, в котором каждый может реализовать себя, в том числе и в концертной деятельности.  Движение – это важное средство воспитания, а также жизненно необходимая потребность ребенка.

Слияние игр и танца дает детям дополнительный импульс, интерес к танцу и вообще к творчеству.

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр.

Этапы игры

Первый этап - объяснение игры. Иногда оно дается в виде небольшого рассказа, в который вплетаются естественное расположение детей и игровые задания. Такое объяснение способствует уточнению пространственных представлений, развитию воображения, повышению интереса к игре. Дети творчески входят в образ, происходит эмоциональное восприятие игры в практической деятельности. Объяснение четкое, выразительное, что способствует  формированию умения видеть главное, пробуждению интереса к игре, задачи ее способствующего темпа.                                                                                                                            

При подведении итога – анализируется  поведение детей, отмечаются лучшие участники, сообщается о возникших  затруднениях. Важным моментом в игре является поощрение детей, подбадривание их, чтобы они не теряли  веру в себя, в возможность достижения хороших результатов, уверенность в том, что должны и смогут справиться с заданием, исправят ошибку.

Виды игр

  1. Подражательные.

«Пантомима»

Оборудование: картинки с различными животными

Ход игры: Педагог показывает  картинку с изображением какого-либо животного. Учащиеся дружно называют это животное. Затем все танцевальной комбинацией изображают это животное  ( движения показывает педагог, дети повторяют). Мы изображаем следующих животных: кошка, зайчик, лягушка, цыпленок, змея и т.д. Так же можно изображать куклу деревянную и тряпичную и т.п.

  1. С правилами.

                                Игра называется «1,2,3,4,5»

Ход игры: все обучающиеся произвольно двигаются под музыку. Как только музыка останавливается, педагог называет любую цифру до 5, например, 3. Все ребята должны разбиться в небольшие кружки по 3 человека. Игра развивает быстроту реакции.

Танцевальная игра «Зеркало»

Эта танцевальная игра для детей кроме магнитофона и диска с детскими песнями специального оборудования не требует.

Ход игры:  дети разбиваются попарно и становятся лицом друг к другу. По музыку один ребенок в парах танцует, а другому малышу нужно в точности повторять его движения. Затем роли меняются. Побеждает та пара, в которой движения были более синхронными.

         

  1. Носящие соревновательный характер.

«Лучший оркестр»

Ход игры: Класс делится на 2 команды, команды встают в маленькие кружки лицом в круг, что бы видеть друг друга. Условия игры: как только начинает играть музыка, учащиеся должны определить музыкальный размер мелодии, правильно просчитать, а так же отобразить ее в движении (хлопками, притопами, приседаниями). Чья команда быстрее и синхроннее  изобразит, та и выигрывает. Педагог наблюдает за командами и выступает в роли судьи. Перед тем как вводить эту игру в урок, педагог на протяжении нескольких занятий объясняет обучающимся  музыкальные размеры, прохлопывает, просчитывает музыку,  дети стоят в линиях. Эта игра позволяет применить ранее полученные знания, развивает мотивацию обучающегося первым просчитать музыку.

4. Импровизация.

«Самая красивая фигура»                                                                                              Ход игры: Играет музыкальное сопровождение, дети танцуют, как умеют, музыка прекращается, нужно быстро придумать и замереть в позе любой красивой фигуры.  Педагог выбирает самую  красивую. Далее ребенок, которого выбрали, сам становится ценителем прекрасного, т.е. выбирает самую красивую фигуру.

«Птичий двор»

Ход игры:  Педагог с детьми обсуждает, кто живет на птичьем дворе. Затем дети должны двигаться под музыку, изображая цыпленка, гусенка и т.д. Выключается музыка, дети замирают в образе. Педагог выбирает наиболее интересную фигуру, которая становится ведущим.

   Импровизация предполагает использование полученных знаний, умений и навыков. Следовательно,  обучающиеся мотивированы приобретать эти умения и навыки для того, чтобы  впоследствии изобразить самую красивую фигуру.

       5

Ресурсное обеспечение

  1. Дидактическое обеспечение:
  • 1 Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и      танцы для детей.  Издательство: Гном-Пресс  Год: 1997.
  • Лифиц И.В. Ритмика: « Учебное пособие». Издательство: Академия  Страниц 1999 г.
  1. Научно-методическое обеспечение: мастер-класс по уроку ритмики в окружном семинаре на базе ДШИ ст. Шентала
  2. Материально-техническое обеспечение:  музыкальное сопровождение концертмейстера, мр-3 носитель.

 Выводы

Благодаря внедрению игровых технологий развивается мотивация обучающихся к занятиям хореографией, но в то же время возникает риск. Постоянное  использование игровых технологий может нарушить  системный  процесс передачи знаний, умений и навыков. Чтобы этого избежать, игры должны носить локальный характер и отвечать конкретным педагогическим задачам.

Заключение

Возможности игровой технологии велики, так как раскрывают новые возможности и для ученика и для учителя. Благодаря этой технологии центральное место в системе “учитель – ученик” занимает обучающийся, который выполняет задание в тот отрезок времени и с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует его индивидуальным возможностям. Благодаря игровым технологиям индивидуальность ребенка находит выражение в коллективном творчестве. Игры, которые проводятся с детьми и на практических занятиях, пробуждают у детей нравственные чувства, формирующие культуру личности, вырабатывают правила поведения в различных ситуациях. Игра развивает фантазию, воображение ребенка, помогает самореализоваться. Форма урока через игровые технологии позволяет быстрее добиться запоминания необходимых понятий и знаний, развить мотивацию обучения.

Список информационных  источников:

Нормативно-правовая база:  http://что-означает.рф

                                                     минобрнауки.рф

                                                     koncepciya-DO_10.04.14.doc

Основная литература:

1. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей.  Издательство: Гном-Пресс  Год: 1997.

2. Конорова Е. В.Методическое пособие по ритмике. Издательство: Музыка        Год издания: 1972.

3. Лифиц И.В. Ритмика: « Учебное пособие». Издательство: Академия  Страниц 1999 г.
4. Луговская А. « Ритмические упражнения, игры и пляски для детей дошкольного и младшего школьного возраста». М., «Советский композитор», 1991г.

5. Образцова Т.Н., « Музыкальные игры для детей» .  Серия: « Талантливому педагогу - заботливому  родителю».  Лада/Москва, 2005 г.
6. Федорова Г.П. «Поиграем, потанцуем». Издательство: Детство-Пресс Год:2002г.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии как средство повышение мотивации в изучении английского языка в соответствии с ФГОС

Методический семинар по вопросам использования игровых технологий на уроках английского языка в соответствием с ФГОС...

«Приемы игровой технологии как средство развития познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе в рамках внедрения ФГОС»

Применение игр для развития познавательных универсальных учебных действий  младших школьников на уроках английского языка оправдано не только тем, что игру можно применять на различных этапах уро...

МОБИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Актуальность опытаВ настоящее время наблюдается отрицательное отношение школьников к обучению вообще, а к урокам музыки тем более. Поэтому есть необходимость применять различные приёмы для повышения м...

Статья "Мобильные технологии как средство развития мотивации обучающихся на уроках музыки"

В настоящее время наблюдается отрицательное отношение школьников к обучению вообще, а к урокам музыки тем более. Поэтому есть необходимость применять различные приёмы для повышения мотивации детей в у...

Мастер-класс "Игровые технологии как средство повышения мотивации и развития личности обучающихся на уроках"

Мастер-класс  "Игровые технологии как средство повышения мотивации и развития личности обучающихся на уроках"...