Художественно – творческая деятельность как средство социально-культурного развития детей
методическая разработка на тему

В статье рассматривается художественно - творческая деятельность как средство социально - культурного развития детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kustareva_m.g.docx30.41 КБ

Предварительный просмотр:

Художественно – творческая деятельность как средство социально-культурного развития детей

Важнейшей целью отдела художественного воспитания ГБУДО ДТДиМ Колпинского района является социально-культурное развитие детей и подростков средствами художественно-творческой деятельности в условиях разработанной нами модели социального взаимодействия. Вопрос организации этой деятельности и приобщения подрастающего поколения к искусству сегодня очень актуален, так как это развивает духовно-нравственную и эмоционально – чувственную сферу, эстетические интересы и потребности детей. Е.И. Кириллова в своей статье справедливо отмечает: «С активной творческой деятельностью у ребенка развиваются и, в дальнейшем, преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к эстетическим и культурным проявлениям, личная активность…» [1, c.7].

Художественно – творческая деятельность реализуется через предметы различной эстетической направленности: музыку, танец, театр, изобразительное искусство, приобщение к которым формирует личностно-ценностное отношение к искусству; развивает художественно-образное мышление, способность к эмпатии и творческой самореализации; создает в сознании учащихся представление о единой художественной картине мира, формирует опыт эстетических переживаний. Результатами художественно – творческой деятельности становятся либо новые произведения в различных видах искусства, либо собственная трактовка (авторская интерпретация) художественных произведений в процессе исполнительства.

Система художественно-творческого образования ДТДиМ Колпинского района  активно взаимодействует с субъектами  социокультурной среды  в совместной  художественно – творческой деятельности детей и взрослых, которая способствует духовному, культурному, социальному самоопределению и  несет в себе возможности развития социального творчества детей.

В настоящее время не существует единого определения понятия социального творчества, но многие ученые считают одним из главных ее показателей включение детей в преобразующую, созидательную деятельность, в результате которой ребенок реализует себя как личность, влияя на окружающих людей и их отношения. Так И. Б. Гайдукова под понятием «социальное творчество» рассматривает «…творчество в социальной сфере, направленное на преобразование социальных отношений, наиболее эффективное формирование личности, активизация ее внутреннего потенциала, наиболее успешное вовлечение всех социальных групп в активное социальное взаимодействие». Автор выделяет несколько видов социального творчества, которые связаны со сферами жизнедеятельности общества и видами деятельности человека: «По сферам общественной жизнедеятельности можно выделить экономическое, социальное (в узком смысле), политическое, культурное творчество». [2, c.171]

В основе социального творчества учащихся отдела художественного воспитания ГБУ ДО Дворца творчества детей и молодежи лежит художественно – творческая деятельность.  Многообразие искусств, представленных в отделе, и высокие результаты обучения позволили наладить сотрудничество с многими образовательными, социальными, общественными и культурными учреждениями района и города: общеобразовательными школами Колпинского района, ГБУ Детской городской больницей №22, ГБУ «Комплексным центром социального обслуживания населения Колпинского района», ГБУ «Центром социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Колпинского района «Поддержка», общественной организацией Колпинского района Советом ветеранов (пенсионеров, инвалидов) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов, ГБПОУ "Санкт-Петербургском музыкальным училищем имени Н.А. Римского-Корсакова", оркестром русских народных инструментов «Перезвоны».

Реализацию художественно-творческих способностей и навыков учащихся в различных моделях социального взаимодействия можно определить как социально – культурное творчество, которое Галеева Л. И. и Турханова Р. И. видят как «…процесс повышения мастерства, направленный на преобразование и создание качественно новых форм социальных отношений и общественного бытия» [3, с.2]. Важное значение в процессе социального взаимодействия приобретают мотивы социального творчества. Мотивы социально – культурного творчества детей Ермолаева-Томина Л. Б.  видит в «потребности в присоединении и эмоциональном контакте с другими людьми, нахождении своей роли и индивидуального смысла своего существования в социуме, а также своего статуса, который определяется количеством влияний, оказываемых на других». [4, c.15] 

Учащиеся отдела художественного воспитания ГБУ ДО Дворца творчества детей и молодежи - активные участники различных программ и проектов, реализуемых с социальными партнерами. Участие в таких проектах и мероприятиях предоставляет детям опыт конструктивного творческого поведения в процессе общения с внешней социальной средой, вследствие чего они сами становятся объектами ее влияния. Дети приобретают возможность получения информации от ее непосредственных носителей, возможность целостно оценивать окружающий мир и себя в нем, достигать новых личностных результатов. Поэтому, можно сделать вывод о том, что в процессе творческой самореализации детей и подростков средствами художественно – творческой деятельности происходит их социокультурное развитие. Т. Б. Соколова, исследуя вопрос социокультурного развития детей, описывает этот процесс как «…процесс индивидуального развития в период первоначальной жизни человека и создание определенных условий для перехода его в более совершенное состояние, при котором посредством воспитания и обучения происходят количественные и качественные изменения, раскрываются способности, определяются особенности и возможности становления путем усвоения ценностей, норм, установок, присущих данному обществу, через культурные средства, формы и методы». [5, с. 157]

Для успешного социально – культурного развития учащихся в отделе художественного воспитания ведется целенаправленная работа по внедрению в образовательный процесс различных моделей социального взаимодействия, как основы развития социального творчества детей.

Среди наиболее значимых проектов Дворца творчества, направленных на социально - культурное развитие младших школьников, можно отметить образовательно – воспитательный проект «Детская филармония «В мире прекрасного», который состоит из девяти ежемесячных встреч, знакомящих детей с определенным этапом развития отечественного и зарубежного искусства, с ярчайшими представителями Российской и мировой культуры.

Девиз проекта: «Дети – детям». В нем заключена его уникальность, так как большинство артистов всех программ - учащиеся Дворца творчества, которые совместно с педагогами создают концертные программы, соответствующие тематике проектных мероприятий.

Первая встреча переносит зрителей к культурным истокам – народному творчеству. Дети становятся участниками театрализованного концерта «Емелины забавы», где знакомятся с народными традициями, костюмами, музыкальными инструментами, песнями, танцами, играми.

Следующий этап – это композиторская музыка. Ребята узнают биографии и музыкальные произведения виднейших представителей Российской и зарубежной музыки: М.И. Глинки, Н.А. Римского - Корсакова, А.П. Бородина, Ф. Шопена, Р. Шумана и другими, знакомятся с музыкальными жанрами.

О слиянии таких видов искусств как музыка и литература ребята узнают в ходе творческой мастерской «Спасите сказку». Они становятся свидетелями второго рождения в музыке известных литературных произведений: «Золотой петушок» А.С. Пушкина, «Щелкунчик» Т. Гофмана, «Золушка» Ш. Перро, «Снегурочка» А. Островского. Ребята смотрят отрывки из опер и балетов, написанных на основе этих произведений Н. А. Римским – Корсаковым, П.И. Чайковским, С.С. Прокофьевым.

Синтез изобразительного и музыкального искусства происходит в творческих мастерских «Музыка и живопись», в основе которых положены циклы музыкальных пьес П.И. Чайковского «Времена года», М.П. Мусоргского «Картинки с выставки», К. Сен-Санса «Карнавал животных». В ходе этих встреч дети знакомятся с биографиями композиторов и художников, слушают музыкальные произведения, рисующие образы природы, животных или сказочных героев, затем переносят свои музыкальные впечатления на бумагу, изображая запомнившийся образ или настроение. Итогом таких встреч всегда является импровизированная выставка детских работ.

В заключении проекта дети посещают арт-час «Театр и мы», где становятся свидетелями слияния многих видов искусств: музыки, живописи, театра, литературы. В ходе встречи в увлекательной форме они знакомятся с театрами Санкт – Петербурга, получают возможность заглянуть в них и увидеть фрагменты программных спектаклей в исполнении учащихся различных коллективов Дворца творчества. Всё мероприятие сопровождается видеопроекциями, превращающее его в современное и завораживающее действие: на экране появляется волшебная карта, сказочная книга, говорящее зеркало и многое другое.

В контексте социокультурного развития детей младшего школьного возраста реализация данного проекта в Колпинском районе решает важные задачи формирования социально-значимых личностных качеств как у учащихся Дворца творчества, так и у школьников общеобразовательных школ: инициативности, целеустремленности, самостоятельности, коммуникабельности, гуманности, духовности; создает пространство для социального взаимодействия на основе взаимоуважения и сотрудничества.

Следующим важным направлением социального взаимодействия отдела художественного воспитания Дворца творчества является реализация мероприятий по сотрудничеству с учреждениями здравоохранения и социальной направленности: ГБУ Детской городской больницей №22,  ГБУ «Комплексным центром социального обслуживания населения Колпинского района», ГБУ «Центром социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Колпинского района «Поддержка». В качестве форм взаимодействия используются концерты – поздравления, приуроченные к различным праздничным дням, музыкальные гостиные, творческие встречи. Реализация такого рода программ способствует личностному становлению учащихся, воспитывает в детях гуманистические чувства: способность к сопереживанию, состраданию, готовность к взаимопомощи в преодолении кризисных ситуаций.

В формировании основ патриотического самосознания подрастающего поколения  важное значение имеет взаимодействие отдела художественного воспитания с общественной организацией Колпинского района Советом ветеранов (пенсионеров, инвалидов) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов. Совместные мероприятия – уроки мужества, поздравительные концерты, объединяющие учащихся и заслуженных представителей организации ветеранов, позволяют налаживать межпоколенные связи, передавать опыт старшего поколения младшему, воспитывать патриотизм и ответственное отношение к судьбе родной страны.

Для профессионального самоопределения учащихся отдела художественного воспитания важное значение имеет творческое взаимодействие с профессиональными сообществами музыкантов – учащимися ГБПОУ "Санкт-Петербургского музыкального училища имени Н.А. Римского-Корсакова", и оркестром русских народных инструментов «Перезвоны». Проведение совместных концертных программ в стенах Дворца, стало уже доброй традицией, объединяющей творческим сотрудничеством учащихся, профессиональных музыкантов, педагогов и родителей детей.

В заключении следует отметить, что художественно – творческая деятельность, лежащая в основе  социального взаимодействия учащихся отдела художественного воспитания Дворца творчества и различных социальных, образовательных и культурных организаций становится эффективным инструментом развития социального творчества детей и их  личностного социально – культурного развития, направленного на  освоение социально-культурного опыта предшествующих поколений и формирование социокультурной среды.

Библиографические ссылки

  1. Кириллова Е. И. Вопросы современного эстетического воспитания ребенка посредством художественной творческой деятельности // Интернет-журнал Науковедение. 2013. №6 (19).
  2. Гайдукова И. Б. Виды социального творчества // Ученые записки РГСУ. 2011. №6.
  3. Галеева Л. И., Турханова Р. И. Социально-культурное творчество как область творческой самореализации личности в условиях досуга // Вестник КазГУКИ. 2013.
  4. Ермолаева-Томина Л. Б. Е74 Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический Проект, 2003.—304с
  5. Соколова Т. Б. Социокультурное развитие детей в условиях дополнительного образования // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2012. №20.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков социально-трудовой адаптации средствами эстетического воспитания на основе различных видов художественно-творческой деятельности детей с проблемами в воспитании и обучении.

Эстетическое воспитание аномальных детей, их развитие через различные виды творческой деятельности воспитывает положительные качества личности, формирует учебные и трудо...

Личностное развитие школьника средствами художественно-творческой деятельности

Взаимодействие двух образовательных дисциплин - литературы и ИЗО,  когда каждому ученику дается шанс для реализации творческиз возможностей и максимального развития детей с разными способностями...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Друзья птиц" - "Формирование у детей подготовительной группы экологически правильного отношения к птицам средствами художественно-творческой деятельности"

Чтобы понимать, что такое природа, нас окружающая, ребенок обязательно должен научиться видеть ее красоту, понимать ее значение для человека, научиться действенно помогать природе....

Социально-культурная деятельность как средство воспитания и развития личности трудных подростков

Социально-культурная деятельность как средство воспитания и развития личности трудных подростков....

Художественно-творческая деятельность как средство и условие формирования творческого потенциала у учащихся.

Художественно-творческие  занятия  по  предмету «ДПИ», в пришкольных  ДОЛ (Детский оздоровительный лагерь».Методический материал   может быть реализован во время ДО...

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей через художественно-творческую деятельность на уроках музыки

Делюсь опытом своей работы, каких результатов я достигла применяя в совей работе данную технологию...