Особенности эстетического воспитания школьников.
учебно-методический материал на тему

Останина Ольга Владимировна

В эстетическом воспитании подрастающего поколения важную роль играет искусство: общение с ним определяет нравственное становление личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_esteticheskogo_vospitaniya_shkolnikov.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

 Особенности эстетического воспитания школьников.

«Эстетически воспитанный человек - это человек, который умеет находить, чувствовать, создавать прекрасное в жизни и в искусстве, оценивать явления и факты окружающего мира по законам гармонии и красоты», - так определяет конечную цель эстетического воспитания краткий словарь «Семейное воспитание». В эстетическом воспитании подрастающего поколения важную роль играет искусство: общение с ним определяет нравственное становление личности. Впечатления, полученные от художественных произведений (будь то музыка, живопись, литература и т.д.), ребенок перерабатывает и реализует в собственном художественном творчестве. Детское художественное творчество - средство самовыражения и самоутверждения. Искусство развивает способности ребенка к художественному творчеству. Оно широко используется ребенком в учении, труде, игровой деятельности. Искусство заполняет свободное время школьника социально ценным содержанием, удовлетворяет эстетические потребности ребенка и способствует их всестороннему развитию. Искусство, кроме того, осуществляет своеобразную психотерапию, способствует снятию напряжения от учебы, труда и спорта.

Всеобщность эстетического воспитания связана с тем, что в любом возрасте каждый человек соприкасается с эстетическими явлениями духовной жизни, труда, искусства, природы. Поэтому эстетическое образование каждого ребенка является важнейшим условием формирования с детства социально активной личности.

Семья представляет собой своего рода социальный «микрокосм», который с первых лет жизни приобщает ребенка к достижениям общечеловеческой культуры, поэтапно расширяет его кругозор, обогащает опыт. Успешность этого процесса напрямую связана с такими факторами родительской семьи, как возрастной состав, профессиональная подготовка и личностные предпочтения окружающих ребенка взрослых. Именно в семье благодаря заботе родителей о духовной жизни проявляются и реализуются интеллектуальные и эмоциональные возможности ребенка. Его привязанность к близким, доверие к ним определяют глубокое условие их взглядов, отношения к искусству, ценностных установок.  Подражательность младших школьников приводит к тому, что их эстетические предпочтения, как правило, совпадают с аналогичными предпочтениями родителей.

Естественно, что под влиянием семьи первоначально формируются интересы и эстетический вкус ребенка. При этом, чем более значимым в личностном отношении является взрослый, тем успешнее происходит присвоение малышом его эстетических пристрастий.

Семья регулирует художественное творчество младшего школьника, поддерживая или отвергая его интересы. Трудно предположить, что ребенок, который с дошкольного возраста не имеет других предметов для рисования, кроме шариковой ручки и обрывков тетрадей, сохранит желание рисовать и будет в дальнейшем с удовольствием этим заниматься. Ведь его рисунки никто не берег: не складывал в папку, не прикалывал к обоям, не показывал друзьям, не предлагал подарить в день рождения бабушкам-дедушкам, друзьям-приятелям. Никто не всматривался в эти рисунки. Они содержат много разнообразной информации. Используя их, психологи «заглядывают» во внутренний мир ребенка, выявляют проблему, подбирают пригодные для данного ребенка пути их решения.

Можно выделить несколько типов родительского отношения к эстетическому воспитанию ребенка.

Тип первый. Родители убеждены, что ребенку уготована судьба профессионала: музыканта, художника, актера, скульптора и т.д. Вопреки суждению педагогов о том, что для данного ребенка нецелесообразно планировать профессиональную карьеру, другие интересы и потребности малыша приносятся в жертву родительских амбициям. В этом случае неизбежно «силовое давление» на ребенка, а это в конечном итоге может привести к утрате теплоты и заинтересованности, без которой невозможны плодотворные взаимоотношения между детьми и их родителями.

Тип второй. Родители считают, что в наш суровый век искусство не может «прокормить» человека, тем более семейного. А поэтому, вопреки желанию ребенка, его занятия художественным творчеством вытесняются более практичными делами: иностранные языки, компьютер, экономика…

Тип третий. Родители, которые считают эстетическое образование необходимым направлением формирования интеллигентного человека.

Но и эти родители не всегда могут самостоятельно «выстроить стратегию» эстетического развития своего ребенка. Им полезно, например, узнать, что младший школьный возраст очень плодотворен для музыкального развития. В это время закладываются основы музыкальной восприимчивости. Яркость, свежесть эмоциональных впечатлений детей, их отзывчивость на явления жизни, расположенность к усвоению новых знаний позволяют использовать простые и естественные, а значит практически доступные каждой семье приемы.

Отправной момент музыкального воспитания - восприятие музыки. Оно лежит в основе всех видов музыкальной деятельности: слушания, исполнения, сочинительства. Наиболее доступным для каждого человека является слушание.              Оно расширяет музыкальный кругозор, благо, что дома можно слушать разную музыку. Грамзаписи, аудиокассеты, лазерные диски, синтезаторы. Фактически, на любой семейный достаток.

Обдумывая, как помочь ребенку научиться слушать музыку, родители нередко обнаруживают, что сами этим умением не обладают. Что же делать? Ответ один - учиться вместе со своим ребенком. А ему наиболее доступны произведения, отражающие жизнь детей, сказочные образы, героические сюжеты, картины природы. В этом случае роль взрослого сводится к тому, чтобы настроить маленького слушателя. При этом решающим фактором успеха становится увлеченность и заинтересованность близких.

Смолкли последние звуки. О чем спросить ребенка? Понравилась ли ему музыка. Какая она: веселая или грустная, торжественная или игривая, быстрая или медленная... А может быть, ему удалось узнать прозвучавшие музыкальные инструменты. Как видите, ни о регистрах, ни о мелодической линии, темпе, динамике речь не идет.

Многократное прослушивание помогает ребенку глубже проникнуть в музыкальный образ, уточнить какие-то особенности, на которые при предыдущих прослушиваниях ребенок не обратил внимания. Есть и другие приемы, которые повышают активность восприятия ребенком музыкального произведения: движение под музыку, хлопки, ходьба, бег, танцевальные па, движения рук. Можно использовать игровые приемы, которые внесут дополнительный эмоциональный настрой и закрепят интерес ребенка к музыке. Такие задания могут обыгрывать разные ситуации: «на уроке» (учитель - ребенок), «на концерте» (ребенок выступает в роли лектора). Задача - помочь ребенку поделиться своими впечатлениями о музыке, сформулировать мысли, оценить чувства, которые эта музыка у него вызвала.

Далеко не каждого ребенка вдохновляет роль ментора. Фантазер         с большим удовольствием возьмется сочинять сказку, отдельные события которой можно проиллюстрировать фрагментами знакомых музыкальных произведений. Если дать прослушать такую «музыкальную» сказку его друзьям-приятелям, может возникнуть новая возможность: рисование картинок        к сказке. Так один вид творческой деятельности ребенка будет стимулировать другой.

Значительный простор для эстетического развития ребенка предоставляет посещение спектаклей. Если мы хотим достичь максимального эффекта - глубокого влияния искусства на ребенка - его нужно к этим встречам готовить.

Пластинки фирмы «Мелодия» в красочных конвертах практически исчезли с прилавков. Но фирма «Два жирафа» освоила выпуск сказок на аудиокассетах, что существенно расширяет возможности использования этого богатства в семье.

Заметное влияние на эстетическое развитие младших школьников оказывает слушание программной музыки. Рассмотрим эти возможности на примере общеизвестного произведения П.И.Чайковского «Детский альбом». Одни пьесы больше нравятся мальчикам («Марш деревянных солдатиков»), другие привлекут и растрогают девочек («Новая кукла», «Болезнь куклы», «Похороны куклы»), третьи дадут мощный толчок фантазии тех и других.

К чему сводится роль взрослого? Краткими пояснениями следует дать первоначальный толчок эмоциям, несколькими фразами и выразительными движениями рук помочь ребенку уловить ритм и обозначить словами характер музыки.

Следующий этап - иллюстрирование музыки. Здесь огромную роль играет не техника рисунка («умение рисовать»), а материалы, при помощи которых можно добиваться большей выразительности и яркости иллюстраций.

Непрограммная музыка может служить фоном для фантазирования...              Не хочешь рисовать, полистай альбом с цветными репродукциями. Подбор             иллюстраций к музыке увлекает ребенка. Как показывает опыт, с работой прекрасно справляются даже воспитанники детских садов - детишки пяти-шести лет.

С первого класса детям доступен жанр оперы. Это вовсе не значит, что семилетнего пора тащить в Большой театр на «Хованщину». Нужны произведения, доступные по содержанию и музыкальному языку. К ним относятся «Мой до дыр» Ю. Левитина, «Красная шапочка» М. Раухвергера, «Алиса в стране чудес» Геворкяна. Прекрасно воспринимаются младшими школьниками музыкально-литературные композиции по балетам П.И.Чайковского «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица». Широкое распространение видеотехники и пунктов проката, во многих из которых можно подобрать или заказать кассету с тем произведением, которое вы планируете использовать в работе по эстетическому воспитанию своего ребенка, приближает искусство к семье, живущей в любом уголке России.

Однозначно, что только в тесном союзе семьи и школы может быть решена главная задача эстетического воспитания младшего школьника - сделать доступным для каждого ребенка мир прекрасного, научить его открывать прекрасное в природе, труде, человеческих отношениях, научить воспринимать и ценить искусство.

Таким образом, анализируя литературу, мы пришли к выводу, что искусство является основным средством эстетического воспитания, познавательный интерес к искусству у младших школьников довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования эстетических качеств личности.

Музыкальное воспитание в семье имеет глубокие исторические корни. Возникнув в эпоху Петра, оно вошло в круг воспитания дворянских семей, даже среднего сословия.

В настоящее время проблема участия семьи в воспитании у ребенка интереса к музыке приобретает особую остроту. Это, прежде всего, связано с бурным развитием средств массовой коммуникации. Никогда еще музыка не была столь доступна во всем многообразии буквально каждому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Эстетическое воспитание школьников"

Эстетическое воспитание это - воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве, воспитание эстетических чувств, суждений, вкусов, а также способно...

Эстетическое воспитание школьников средствами хорового искусства

В парадигме Российского образования XXI века приоритет отдается воспитанию, которое было и остается неотъемлемой частью педагогической деятельности школы наряду с обучением. Опираясь на принципы ФГОС,...

Эстетическое воспитание школьников в процессе творческого труда

      Как педагога, меня особенно интересует проблема художественно-эстетического воспитания учащихся. Оно направленно на развитие у детей способности чувствовать...

Из опыта работы по художественно - эстетическому воспитанию школьников на уроках биологии и во внеурочное время

Презентация по данной теме содержит материал, элементы которого могут быть использованы при проведении уроков и внекласнных мероприятий по предмету...

Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности

Актуальность выбранной темы продиктована временем. На современном этапе, когда основой обучения является специализация: создаются классы физико-математического профиля, с углубленным изучением иностра...

некоторые основы эстетического воспитания школьников.

современных условиях возросло значение эстетического развития личности.Сегодня передовые педагоги озабочены тем, чтобы создать необходимые условия для полного развития творческих сил и способнос...

Особенности эстетического воспитания на уроках ИЗО

«Выявление и развитие природных задатков детей должно осуществляться на всех ступенях их воспитания. Необходимо  обеспечение условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных воз...