Досуговая программа деятельности летнего оздоровительного лагеря "Радуга" с дневным пребыванием детей
методическая разработка на тему

Мёдова Людмила Петровна

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.    

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon letniy_lager.pdf242.78 КБ
Файл programma_letnego_lagerya_2017g.docx52.08 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                                              

Содержание программы:

1. Пояснительная записка …………………………………………………………………….3

1.2.Цели и задачи организации работы лагеря………………………………………………4

1.3.Содержание и формы реализации программы…………………………………………..5

2.Методическое сопровождение программы………………………………………………..7

2.1.Основные методы программы……………………………………………………………7

2.2.Условия реализации программы…………………………………………………………8

2.3.Критерии эффективности программы…………………………………………………...9

3.Список используемой литературы…………………………………………………………12

Примерный план работы………………………………………………………………………13

Приложение 1…………………………………………………………………………………..13

Приложение 2…………………………………………………………………………………..14

Приложение 3…………………………………………………………………………………..16

Приложение 4…………………………………………………………………………………..17

 

1. Пояснительная записка

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.    

Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.

Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:

- между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;

- педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством.

Лагерь размещается на базе муниципальной бюджетной образовательной организации «Дом детства и юношества пгтТымовское». В основу организации закладываются здоровье сберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.

 Содержание деятельности лагеря должно быть направлено на разрешение этих противоречий. Программа деятельности летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.

         Эффективное управление в современном лагере – это главная основа его существования и непременное условие развития.

Для обеспечения преемственности в работе лагеря от каникул к каникулам необходима постоянная управленческая деятельность. Система управления ЛОЛ «Радуга» включает в

себя три уровня: стратегическое управление, организационно-методическое управление, практическое управление.

Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.

Основная идея программы ЛОЛ «Радуга»  - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой две смены.

Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.

 Принципы организации педагогического процесса в рамках программ:

  • принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников;
  • принцип коллективной деятельности;
  • принцип самореализации ребенка в условиях детского лагеря;
  • принцип самостоятельности.

  1.  Цели и задачи программы

 Цель программы – создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей.

Задачи программы:

  • Создание условий для организованного отдыха детей. Пропаганда здорового образа жизни.
  • Формирование интереса к различным видам деятельности.
  • Развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка.
  • Формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру.

1.2. Содержание и формы реализации программы:

  • Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, утренники, праздники, экскурсии);
  • метод интерактивного обучения (социально-психологические тренинги, ролевые игры, дискуссии); в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации;
  • методики коллективно-творческого воспитания одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание органов детского самоуправления-самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации.

 В течение смены планируется реализация программы по блокам:

  • организационный;
  • интеллектуальный;
  • спортивно-оздоровительный;
  • творческий;
  • патриотический.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БЛОК:

  • игры на знакомство;
  • оформление отрядных уголков;
  • разучивание отрядных девизов, речевок, песен, игр народов мира, фольклорные игры, танцы.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ БЛОК:

  • интеллектуальные  игры;
  • познавательные мероприятие (экскурсии);
  • КВН «Путешествие по сказкам».

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ БЛОК:

  • подвижные игры;
  • спортивные соревнования по легкой атлетике;
  • веселые старты;

  • «Малая Олимпиада»;
  • Кругосветка по теме ЗОЖ: «Здоровыми тропинками лета»

ТВОРЧЕСКИЙ БЛОК:

  • «Алло, мы ищем таланты!»
  • конкурс рисунков;
  • конкурс рисунков на асфальте на тему «Лето, солнце, лагерь, дети»;
  • концерт, посвященный открытию лагерной смены;
  • Потеха-шоу;
  • Гиннес-шоу;
  • «Фольклорные посиделки»;
  • Мисс Лагерь-2015;
  •  Фестиваль танцев «Давай, зажигай…!;
  • Творческие конкурсы;
  • концерт, посвященный закрытию лагерной смены.

ПАТРИОТИЧЕСКИЙ БЛОК:

  • Экскурсия в Парк им. Грищенко;
  • Викторина «Знатоки родного края»;
  • Конкурс стихотворений о Родине;
  • Конкурс рисунков «Мой край родной».

НРАВСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК:

  • Экскурсии в природу;
  • Беседы о нравственности;
  • Викторины, конкурсы;
  • Мероприятия.

2. Методическое сопровождение программы

2.1.  Основными методами организации деятельности являются:

  • Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);

  • Методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);
  • Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
  • Метод коллективной творческой деятельности (КТД).

 Структура управления

  • Начальник  лагеря;
  • Воспитатели;
  • Медицинский работник;
  • Повара;
  • Отдыхающие – дети.

Законы:

  • Закон точного времени;
  • Закон доброты;
  • Закон порядочности;
  • Закон дружбы;
  • Закон безопасности;
  • Закон взаимовыручки;

Заповеди:

  • Лагерь  – одна семья;
  • Один за всех и все за одного;
  • Порядок, прежде всего;
  • Каждое дело вместе;
  • Все делай творчески, а иначе зачем?
  • Даже если трудно, доведи дело до конца;
  • Чистота – залог здоровья.

Выполнение всех Законов и Заповедей предполагает сделать жизнь в лагере интересной  и насыщенной, приносящей радость себе и другим.

Педагогами разработана система стимулирования успешности и личностного роста. Каждый ребенок может ежедневно получать «звезду» за активное участие в жизни отряда и в целом лагеря. Если в отряде набирается 10 «звездочек», то их можно обменять на одну большую звезду. В конце лагерной смены подводятся итоги: подсчитывается количество звезд. По итогам победители получают призы и награды.

Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

  • Чёткое представление целей и постановка задач;
  • Конкретное планирование деятельности;
  • Кадровое обеспечение программы;
  • Методическое обеспечение программы;
  • Педагогические условия;
  • Материально-техническое обеспечение;

Кадровое обеспечение

В реализации программы участвуют:

  • Педагог-организатор;
  • Работники Дома культуры;
  • Библиотекарь;
  • Музейный работник;
  • Медицинский работник;
  • Кухонные работники;
  • Воспитатели

          Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией ДДиЮ. Перед началом работы лагерной смены проводится установочный семинар для всех участников программы (кроме детей). На каждом отряде работает по одному педагогу и вожатый из числа подростков занятых в период работы летней оздоровительной кампании.     Участники воспитательного процесса проводят работу по плану. Педагоги несут

ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение учебно-воспитательного плана, проведение отрядных  и общелагерных дел, а также занимаются организацией отрядной  жизни.

Методическое обеспечение

  • Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки;
  • Должностные инструкции всех участников процесса;
  • Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены;

  • Подбор методических разработок в соответствии с планом работы;
  • Проведение ежедневных планёрок;
  • Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.

Педагогические условия

  • Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей;
  • Организация различных видов деятельности;
  • Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря;
  • Создание ситуации успеха;
  • Систематическое информирование о результатах прожитого дня;
  • Организация различных видов стимулирования.

Материально-техническое обеспечение

  • Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий;
  • Материалы для оформления и творчества детей;
  • Наличие канцелярских принадлежностей;
  • Аудиоматериалы и видеотехника;
  • Призы и награды для стимулирования.

Критерии эффективности программы

          Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий  разработаны следующие критерии эффективности:

  • Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
  • Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
  • Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
  • Творческое сотрудничество взрослых и детей.

Предполагаемые результаты программы

  • При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников;

  • Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах;
  • При хорошей организации питания, медицинским наблюдениям и правильно организованным спортивным мероприятиям предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют;
  • Осуществление экскурсий, походов, поездок помогут детям в обретении новых знаний о родном крае и научат их бережно и с любовью относиться к своей малой Родине;
  • Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.

Наличие опыта реализации

           Учитывая опыт прошлого года, можно с уверенностью сказать, что программа летнего оздоровительного лагеря, построенная в форме игры, дает положительные результаты. Ребята, посещавшие летний лагерь в прошлом году стали более коммуникабельны, физически выносливы, раскрыли свои скрытые таланты, стали активнее в школьной жизни.  Желающих, посещать лагерь в этом году очень много, что говорит о том, что работа ведется в правильном направлении. В этом году предполагается, что Программа «Весёлыми тропинками лета!» закрепит результаты прошлого года, и даст толчок к развитию новых творческих способностей. Программа построена так, что при доработке её вполне можно использовать как воспитательную систему отдельно взятого объединения во время учебного года. Также идея может смело использоваться при работе любых детских объединений.

Планирование работы

         При составлении плана работы учитываются возможности разновозрастных отрядов, интересы детей, педагогов, родителей и пути реализации. В работе лагерной смены планируется активно задействовать социум поселка: Дом культуры, районная детская библиотека, музей, спортивные площадки и стадион, Парк культуры и отдыха, районная газета «Тымовский вестник». Также планируются поездки на море г. Александровск-Сахалинский, экскурсия на реку Тымь, экскурсии в природу.

Примечание: в ходе работы летнего лагеря в планировании возможны изменения, так как могут быть не известны сроки экскурсий, и дни могут варьироваться.

Список использованной литературы:

  1. Коган М.С., «С игрой круглый год» Сибирское университетское издательство, Новосибирск, 2006.
  2. Никульников А.Н., «Школьная площадка» Новосибирск, 2006.
  3. Соколова Л.М., «Необычные праздники дома¸ в школе и во дворе». Новосибирск, 2007.
  4. Газета «Педсовет» за 2000-2009 год.
  5. Газета: «Последний звонок» за 2000-2009 год.
  6. Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», №2 – 2008.

Примерный план работы

Приложение 1

  Распорядок дня

I лагерной смены

«Весёлыми тропинками лета».

8.30 – 9.00 –  сбор детей, зарядка

                                                       Всем привет! Пора, пора!

Вас приветствуют, друзья!

                                                       Тут же по порядку

                                                       Все ребята на зарядку!

9.00-9.15 -  утренняя линейка

Все ребята собрались?

На линейку становись!

9.15 -  10.00 –  завтрак

     Всем за стол! Узнать пора,

Чем побалуют повара.

10.00 – 12.00 - работа по плану воспитательных и спортивно-оздоровительных мероприятий.

                                                       -Кто куда…кто в поход,

Кто в цветник, на огород

       Мы же в лес идём все вместе,

                                                        Ничего нет интересней

                                                       -Загорай и закаляйся,

    В быстрой речке искупайся

-Раз пришёл весёлый час,

                                                         То играют все у нас!

12.00 – 13.00 – обед

За столом серьёзный вид,

Приналяжем и покажем,

                                                         Наш ребячий аппетит!

13.00-14.00 - свободное время

       -Не грустят в семействе нашем:

Мы поём, играем, пляшем

                                                        Все занятия хороши

                                                        Всё сумеем сделать мы!

14.00–15.00 – работа по плану воспитательных мероприятий.

15.00  – Полдник. Уход домой.

        

        

Приложение 2

План воспитательных мероприятий

летнего оздоровительного лагеря «Радуга»

с дневным пребыванием детей

«Весёлыми тропинками лета»

01.06

«Ключи от лета» 

1.Беседа: «Давайте жить дружно» (сплочение коллектива)

2.Игровая программа «Вместе весело шагать!»

3.«Мозговой штурм» - выбор актива отряда.

02.06

«Ау,

таланты!»

1.Беседа «В гостях у доктора Айболита»

2.Кругосветка «Знакомство с территорией лагеря».

3. «Алло, мы ищем таланты!» (подготовка концерта к открытию I смены)

05.06

«Мы рады вам,

мы ждали вас!»

1.Минутка здоровья «Профилактика пищевых отравлений».

2.Игра по ПДД  «Тот примерный пешеход, кто по правила идет!».

3.Подготовка к открытию лагеря.

4.Спортивно-развлекательная программа: «Мы рады вам, мы ждали вас!».

06.06

«Здравствуй, лагерь!!!»

1.Игры на свежем воздухе.

2. Открытие  I лагерной смены «Лето, ах, лето…» (ДК «Юбилейный») Праздничная дискотека.

3.Конкурс рисунков « Лето – это я и ты!».

07.06

«Там на неведомых дорожках…»

1.Минутка здоровья «Как уберечься от солнечного ожога».

2.Пушкинский день в России. Конкурс чтецов.

3.Викторина по сказкам А.С. Пушкина.

08.06

«Фольклорные

Посиделки» 

1.Спортивно - развлекательная программа: «Веселыми тропинками лета».

2. 2. Беседа «Устное народное творчество русского народа».

3.Разучивание пословиц, поговорок, песенок, закличек, загадок».

09.06

«День

творения»

1.Минутка здоровья «Правила поведения на воде».

2. «День творчество».

3. «На дворе у нас игра»- подвижные игры на свежем воздухе.

13.06

«Дискотека!»

1. «Морские забавы» - спортивные состязания.

2.  Развлекательная программа «Радужная дискотека» (ДК «Юбилейный»)

3. Шашечно-шахматный турнир.

14.06

«День Спортиков»

1.Минутка здоровья «Твой режим во время каникул».

2. «Курить – здоровью вредить» -  конкурс рисунков.

3. «Выше, быстрее, сильнее» - спортивные соревнования.

 15.06

« День

Чистюлей!»

1.Экологический десант «Здоровье и чистота – в наших руках».

2. Экскурсия в библиотеку.

3. Игра на свежем воздухе «Веселый муравейник».

 16.06

«День Памяти»

1. Спортивное мероприятие «Движение – это жизнь».

2. Устный журнал «Прошла война, прошла беда» - посвященный Дню памяти и скорби.

3.Конкурс рисунков «Это было недавно, это было давно».

19.06

«День

Умников!»

1. «Сильные, ловкие, смелые» - спортивные состязания на свежем воздухе.

2.  «Интеллект – шоу» (интеллектуальные игры).

3. Экскурсия в музей «Наша малая Родина».

 

20.06

«В гостях  у

Полосатого  

       друга»

1. «Красный, желтый, зеленый» - спортивно-познавательная игра.

2. День Здоровья. «Шуточная Олимпиада-спортивные состязания

(совместное спортивное мероприятие с ДОЛ при МБОУ СОШ №3)

3. Беседа «Вредные сестрички – вредные привычки» - профилактика развития вредных привычек.

4. Игры на свежем воздухе.

 21.06

«День развлекалок!»

1.Музыкально – игровая программа «Давайте потанцуем!»

2. Экологическая кругосветка «Тайны леса»

3. Шуточные игры на свежем воздухе.

 22.06

«День Золушек!»

1.Подвижные игры на свежем воздухе.

2.Конкурс для девочек «Мисс Лагеря -2014».

3.Конкурс рисунков «А у нас во дворе…»

 23.06

«В гостях у сказки»

1.Разучивание русских народных игр.

2. Игра-путешествие «В гостях у сказки».

3.Соревнование велосипедистов.

26.06

«Девочки у нас – просто класс!!!»

1.Комический футбол.

2.Фестиваль детского творчества «Зажги свою звезду»

3. Конкурс «Коса, девичья краса».

27.06

«Зеленый огонек»

1.Спортивная эстафета «Я - первый!»

2.Конкурс рисунков «Защитники природы».

3. Подготовка к закрытию I лагерной смены.

28.06

«Счастливая подкова»

1. «Остров здоровья» - игры на свежем воздухе.

2. Беседа: «Добрый молодец без лошади, как птица без крыльев»

3.Экскурсия на конный двор.

4.Подготовка к закрытию лагеря.

29.06

«Русским чаем угощаем!»

1.Беседа: «В здоровом теле, здоровый дух».

2.Музыкально- игровая программа «Русский пряник»

3.Подготовка к закрытию лагеря.

30.06

«Расстаемся друзья»

1.Торжественная линейка к закрытию лагеря. Награждение.

2. Праздничная дискотека «Прощай, лагерь!».

 

Приложение 3

Девиз, законы и заповеди лагеря

«Радуга»

  Наш девиз:

«Мы, как радуги цвета, неразлучны никогда».

        Законы:

  • Закон точного времени;
  • Время дорого у нас, берегите каждый час;
  • Каждое дело должно начинаться и заканчиваться вовремя;
  • Не заставляй ждать себя и не беспокой напрасно других;
  • Закон доброты;
  • Будь добр к окружающим, и люди к тебе потянутся;
  • Закон порядочности;
  • Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках только хорошее;
  • Закон дружбы;
  • Где дружба прочна, там хорошо идут дела;
  • Нет друга - ищи, а нашел – береги;
  • Взаимное доверие - основа дружбы;
  • Закон безопасности;
  • Сначала подумай, потом действуй;
  • Закон взаимовыручки;
  • Если хочешь, чтобы помогали тебе, сам протяни руку помощи тем, кто в ней нуждается.

  Заповеди:

  • Наш коллектив  – одна семья;
  • Один за всех и все за одного;
  • Порядок, прежде всего;
  • Каждое дело вместе;
  • Все делай творчески, а иначе зачем?
  • Даже если трудно, доведи дело до конца;
  • Чистота – залог здоровья;
  • Верь в себя и свои силы!
  • Найди занятие по душе;
  • Продемонстрируй все свои таланты и способности;
  • Далекие звезды над нами горят, зовут они в гости наших ребят.

Приложение 4

Отрядная песня

«Солнечный круг»

Слова Л. Ошанина,  музыка А. Островского

Солнечный круг,

Небо вокруг –

Это рисунок мальчишки.

Нарисовал

Он на листке

И подписал в уголке:

Припев:

Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду я.

Милый мой друг,

Добрый мой друг,

Людям так хочется мира.

И в тридцать пять

Сердце опять

Не устает повторять:

Припев:

Тише, солдат,

Слышишь, солдат, -

Люди пугаются взрывов.

Тысячи глаз

В небо глядят,

Губы упрямо твердят:

Припев:

Против беды,

Против войны

Встанем за наших мальчишек.

Солнце – навек!

Счастье – навек! –

Так повелел человек.

Припев:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование кружков школьного летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания (начальнавя школа).

Файт содержит тематическое планирование таких кружков школьного летнего лагеря, как "Фольклорный", "Волшебный карандаш", "Ритм"(ритмика), "Театральный", секция "Футбол для всех", секция по общей физич...

Открытие летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания

Сценарии  открытия  и закрытия летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания в коррекционной школе создан на основе пройденного материала. Предполагает песни и стихи, посвященные лету,...

Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания

Программа «Летний пришкольный лагерь для детей и подростков «Салют Фестивалей» предполагает в 18-дневный период проведения ряда мероприятий, направленных на поиск новых талантов, развитие и воспитание...

Программа "Мы - дети России" для летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания

Основная задача программы « Мы – дети России» заключается не только в воспитании чувства патриотизма и гордости за свою страну, но и в воспитании толерантности, взаимопонимания. Наша страна многонацио...

Программа деятельности летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей "Солнышко"

Цели и задачи воспитательной работы в летнем оздоровительном лагере дневного пребывания детей «Солнышко»  гуманны и демократичны, отвечают запросам сегодняшнего дня, заказу родителей и потребност...

«Вместе лето" программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей

Программа направлена на решение проблемы построения воспитательного процесса, ориентированного на потенциальные возможности каждой личности и ее потребность стать субъектом социальной и культурной жиз...