Устный журнал «Затраты в семье»
классный час на тему

Способствует формированию у детей умения применятьэкономические знания в конкретных условиях, элементарных экономических расчетах, развитию умений соизмерять собственныепотребности с материальными возможностями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Устный журнал «Затраты в семье»

Цели:

обучение правильному отношению к деньгам, способам  их  зарабатывания  и разумному использованию.

Задачи:

Познакомить детей с доступными экономическими понятиями, знакомство с современными рыночными отношениями.

Формировать  умение применять экономические знания в конкретных условиях, элементарных экономических расчетах.

Способствовать развитию умений соизмерять собственные потребности с материальными возможностями.

Воспитывать навыки бережного отношения ко всем видам собственности, природным ресурсам, уважения интересов отдельной личности и других членов семьи, привитие уважения к труду и людям труда.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

-Здравствуйте, те, кто весел сегодня,

Здравствуйте, те, кто грустит,

Здравствуйте, те, кто общается с радостью,

Здравствуйте, те, кто молчит.

Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей.

Улыбнёмся друг другу.

Здравствуйте!

2. Сообщение темы.

Воспитатель: - В каждом из нас изначально заложена потребность любить и быть любимым. Каждому хочется встретить своего единственного и неповторимого и жить с ним счастливо всю жизнь, разделяя радости и горести. Так образуется семья. Вот и вы стали совсем взрослыми, и скоро   перед вами откроется большая дорога в мир взрослых. Кто-то из вас раньше, кто-то позже создаст свою семью. И это прекрасно. Но помимо счастья, доброты, взаимопонимания, существуют в семье и повседневные дела, часто возникают вопросы, которые необходимо решать каждый день. И один из таких вопросов: как правильно потратить деньги, заработанные мужем и женой. И хотя это будет в будущем, но задуматься об этом вы должны уже сейчас. Этому и будет посвящено сегодняшнее занятие. Затраты в семье_ так называется тема  нашего занятия.

Для начала вспомним,  что такое бюджет?

Бюджет - это структура доходов и расходов за определенный период времени (неделю, месяц, год).

- А что обозначает словосочетание «семейный бюджет»?

 Это денежные доходы и денежные расходы одной семьи.

Сегодня мы будем учиться разумно тратить семейный бюджет.

3. Введение в игровую ситуацию.

  Воспитатель : - Ребята, нам нужно разделиться на пары: юноша и девушка. Это будет ваша воображаемая семья. Конечно же, это не значит, что девушка, которая сегодня с вами в паре, обязательно станет вашей женой, а юноша – мужем. Это игра, которая подготовит вас к будущей семейной жизни. Итак, представьте, что вы семья, которая пока состоит из двух человек: мужа и жены.

- Юноши, какую профессию вы хотите выбрать? Сколько будет составлять ваша примерная заработная плата? Напишите на альбомном листе.

 - Девушки, какую профессию вы хотите выбрать? Сколько будет составлять ваша примерная заработная плата? Напишите на альбомном листе.

- Представьте, что вы получили заработанные деньги. Они лежат перед вами. Что вы будете делать дальше? А как вы будете хранить деньги? (ответы детей) муж и жена будут хранить в разных местах и не скажут друг к другу, где, или в одном, заранее обговорённом месте?

 Раз вы решили жить вместе, в беде и радости, вы доверились друг другу, поэтому и хранить их нужно в каком-нибудь одном, заранее обозначенном месте.

Сложите ваши деньги вместе и посчитайте, сколько же будет составлять ваш семейный бюджет? (ответы детей)

4. Определение пунктов семейных трат.

Воспитатель: - Примерный денежный доход мы определили, теперь перечислите, на что же семья тратит деньги? Мы на предыдущих занятиях обсуждали эти расходы, необходимо лишь вспомнить их.

1. Коммунальные услуги и квартплата.

Вспомните, из чего состоит квартплата и что в неё входит? – Плата за газ, отопление, канализацию, горячую и холодную воду, за вывоз бытовых отходов. Что входит в понятие «коммунальные услуги»? – Плата за электроэнергию, телефон.

Где, в каком учреждении платят за квартплату и коммунальные услуги? - В сбербанке, на почте.

2. Продукты питания.

Вспомните примерное меню. Из чего будет состоять ваш завтрак? Обед? Ужин? Из каких блюд? Какие продукты питания вы будете закупать на месяц?

3. Досуг и отдых.

-Что входит в этот пункт расходов?

- посещение кино, приём гостей, походы, поездки.

4. Одежда и обувь.

5. Хозяйственные и бытовые расходы.

- Что входит в этот пункт расходов?

- Ремонт, зубная щётка, паста, туалетная бумага, моющие средства и т. д.

6. Проезд на транспорте.

7. Медицинское обслуживание.

5. Определение первоочередных и второстепенных трат.

Воспитатель: - Взгляните ещё раз на эти пункты. Какие - то из этих трат семья должна совершить обязательно и в первую очередь, иначе она просто не выживет. А некоторые траты вы можете сделать и попозже, они не являются основными. Итак, обсудите в парах, какие из пунктов являются первоочередными, а какие второстепенными.

Даётся время для обдумывания, вывешивается карта «Первоочередные и второстепенные расходы».

- Кто хочет поделиться своими мыслями? Выслушиваются дети.

• Первоочередные траты: квартплата и коммунальные услуги. Почему? 

Ответ: никогда нельзя оставаться должником, иначе отключат свет, газ, воду или, что ещё хуже, можно лишиться жилища.

• Что следующее по важности? Почему?

 Ответ: продукты питания, человек не может жить без еды.

• Следующее? Почему? 

Ответ: одежда и обувь. Без них человек также не может обойтись.

• Что ещё? Почему?

Ответ: медицинское обслуживание. Если человек заболеет, то лечение необходимо, иначе заболевание может перейти в тяжёлую форму.

Запомните и запишите все перечисленное в тетрадь. Что же отнести к второстепенным факторам, на что потратить деньги, если они остались?

• На проезд в транспорте. Но если нет денег, то можно пройтись и пешком.

• На хозяйственные и бытовые нужды. Если не хватает денег, то запланированные в этой части расходы, например покупку мебели, можно отложить или подкопить денег.

• На досуг и отдых. Если вы запланировали сходить в парк, в кино, в гости, а денег нет, то это также можно отложить.

6. Разыгрывание сценок.

Сценка1-я

-Я предлагаю вам заглянуть в одну семью и посмотреть, как супруги распределяют семейный бюджет.

Муж: - А я рассчитывал отложить деньги, чтобы купить ботинки. Ведь

скоро осень, пойдут дожди, и мне нечего будет надеть.

Жена: - Неужели ты хочешь, чтобы я ходила на работу пешком! Давай мы купим ботинки потом.

Муж:  - Но в таком случае я не успею купить их до осени. А мне – мерзнуть!

Жена: - А мне пешком ходить?

Итак, в семье спор. Кто же из супругов прав? На что нужно потратить деньги? Посмотрите на таблицу, что является первоочередной тратой: обувь или проездной?

Вспомним, в каком тоне общались ребята. Они почти кричали друг на друга. Правильно ли это? Почему? (нет, потому что они лишь поругались, а что делать, так и не решили.)

Как же нужно было разговаривать, в каком тоне?

Сценка 2-я

- Посмотрим, как распределяет семейный бюджет другая молодая пара.

Жена: – Саш, посчитай, сколько у нас осталось денег?

Муж: - 1500руб.

Жена: - До следующей зарплаты, сколько дней осталось?

Муж:  – 10 дней.

Жена: – Давай купим на эти деньги обои в комнату, а то они уже такие старые, некрасивые.

Муж: – Ты права. Эти, уже какие - то серые, поцарапанные. Давай купим. Супруги пошли и купили на все оставшиеся деньги обои.

– Верно, ли поступили супруги? (Нет.) 

Почему?

 Ответ: Оставили себя без средств к существованию, а если вдруг заболеешь? Покупка обоев относится, к какому пункту расходов? Это первоочередные расходы? (Нет.) Как надо было поступить? Ответ: отложить в этом месяце 500 руб. и в следующем 500 руб., а затем купить.

7. Распределение денежных средств.

Воспитатель: - Мы смогли найти выход из создавшейся ситуации и помочь этим парам. И помогла нам в этом наша таблица о первоочередных и второстепенных тратах. Вот и вы в будущей семейной  жизни не забывайте к ней обращаться. Давайте подумаем, сколько же денег надо отложить на каждый пункт?

1. Квартплата и коммунальные услуги. Какая сумма потребуется на оплату этих услуг? (2000руб-4000руб.)

- Посмотрите, пунктов расходов много, и можно легко запутаться, поэтому я предлагаю взять конверты и все денежные средства разделить и положить в них.

Итак, кто-то один из каждой семейной пары возьмите 1-й конверт, подпишите его «Коммунальные услуги» и положите в него 2000руб.

2. Продукты питания. Сколько стоит питание на 1 день на одного человека? (200 руб.)Но у нас воображаемая семья из двух человек. Сколько будет стоить питание на 1 день на двоих? (400руб.) А на месяц? (400 руб. *30 дней =12000руб.) Отложим в другой конверт эту сумму.

3. Одежда и обувь. Посчитайте, сколько у вас осталось денег?  Сколько из этих денег можно оставить на одежду и обувь? 

Возьмите конверт, подпишите его «Одежда и обувь» и отложите туда деньги. А как поступить, если вы захотите купить вещь более дорогую . 

Ответ: Тогда эти деньги нужно отложить и не тратить, а со следующей зарплаты добавить до нужной суммы. Но не забывайте подумать каждый раз: действительно ли вам эта вещь так нужна?

4. Медицинское обслуживание. Сколько у вас осталось денег?  Сколько из этой суммы мы отложим на медицинское обслуживание? 

- Возьмите конверт, подпишите его и положите туда деньги. Случается, что мы заболеваем, и тогда эти деньги нужны на лекарства. Но болеем мы не каждый месяц. Как же тогда мы поступим с этими деньгами?

Их необходимо откладывать из месяца в месяц на случай серьёзной болезни. Кроме того, в каждой семье рано или поздно появляются дети, тогда деньги будут просто необходимы, так как питание и вещи для малышей стоят недёшево. Вот вы и сможете взять из этого конверта.

5. Второстепенные траты.

 - Сколько у вас осталось денег?  Это много или мало? (Мало.) Вот эти деньги и пойдут на второстепенные нужды.

На проезд в транспорте. На хозяйственные и бытовые нужды. На досуг и отдых.

Тратить их нужно бережно, экономя каждую копейку, постепенно, а не сразу. Возьмите конверт, подпишите его «Второстепенные нужды» и положите туда оставшиеся деньги.

8. Игра.

 - Мы распределили семейный бюджет, разложили деньги в конверты, а теперь попробуем их разумно потратить в игре. Вдоль стены располагаются рисунки, изображающие сбербанк, магазин, транспорт, больница, кинотеатр. - Зарплату вы получили только что, вам жить ещё целый месяц до следующей зарплаты. Подумайте, сколько денег вы потратите и на что, а сколько оставите. Не забывайте: впереди ещё целый месяц.

Ребята подходят к обозначенным объектам и совершают различные покупки и траты.

Воспитатель: – Давайте проанализируем, кто и как распорядился своими средствами.

9. Как сэкономить

Где и как мы сможем сэкономить? (ответы детей)

1. Экономно расходовать электроэнергию, воду, газ, телефон.

2. Найти возможность подработать.

3. Пользоваться услугами магазинов эконом класса, рынком.

4. Осуществлять по возможности самостоятельный ремонт сломавшихся вещей.

5. Копить денежные средства, откладывая каждый месяц небольшие суммы.

6. Сажать фрукты и овощи на приусадебном участке, разводить птицу, домашних животных, пчёл.

10. Итог.

- Чему вы научились на сегодняшнем занятии? Чтобы вы не забыли, я дарю вам памятки. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал "Растем здоровыми"

Методическая разработка внеклассного мероприятия для начальных классов...

Открытый урок: "Есть русская интеллигенция..." Устный журнал "Экология культуры"

Устный журнал был подготовлен  с учениками 8 класса и  их родителями. За две недели до проведения журнала все получили творческие задания....

Устный журнал-Вместе-дружная семья

Образовательные: -ознакомление с понятием «нация» , «толерантность» , «этническая культура»; - ознакомление с традициями культуры народов Украины , цыганской культуры, культуры Азербайджан...

Устный журнал:"Мост на семь верст"

Сценарий устного журнала "Мост на семь верст"для знакомства школьников с традициями русского православного народа и с Великим постом в частности...

Сценарий устного журнала ко дню Неизвестного Солдата для 1-4 классов "Нет на земле и в России семьи такой, где бы ни памятен был свой герой!" (Савочкина Д. В. и Аверина Е. Л.)

Сценарий устного журнала ко дню Неизвестного Солдата для 1-4 классов "Нет на земле и в России семьи такой, где бы ни памятен был свой герой!" (Савочкина Д. В. и Аверина Е. Л.) http://www.authorst...

Мероприятие - устный журнал "Семь металлов - семь планет...."

Данное мероприятие можно использовать во внеклассной работе....

устный журнал: "Православные традиции в кубанской семье"

воспитание нравственных качеств учащихся, чувства гордости семейными православными  ценностями...