Методическая рекомендация «Педагогические методы и приёмы стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся»
учебно-методический материал на тему

Пустынцева Елена Викторовна

Стимулом в психологии называют внешнее побуждение человека к активной деятельности. Поэтому стимулирование - это фактор деятельности учителя.  Данная рекомендация создана для того, чтобы повысить мотивацию учащихся к осуществлению учебной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_rekomendatsiya.docx316.82 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

663340, Красноярский край город Норильск район Кайеркан, ул. Победы дом 7

тел: (3919)39-17-14, факс:(3919) 39-39-63, Е-mail: ddt_@ mail.ru

Методическая рекомендация

«Педагогические методы и приёмы

 стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся»

D:\АНИМАШКИ\шШКОЛЬНЫЙ КЛИПАРТ\shkolnyiy-.png

Составитель:

педагог дополнительного образования

Пустынцева Е.В.

Норильск

2018

Методическая рекомендация

«Педагогические методы и приёмы стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся»

Стимулом в психологии называют внешнее побуждение человека к активной деятельности. Поэтому стимулирование - это фактор деятельности учителя. В самом названии «методы стимулирования и мотивации» находит отражение единство деятельности учителя и учащихся: стимулов учителя и изменение мотивации школьников. Для того чтобы повысить мотивацию учащихся необходимо использовать весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности:

- словесные

- наглядные и практические методы

- репродуктивные и поисковые методы

- методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством педагога.

1) Рассказ, лекция, беседа позволяют разъяснять учащимся значимость учения, как в общественном, так и в личностном плане - для получения желаемой профессии, для активной общественной и культурной жизни в обществе. Яркий, образный рассказ невольно приковывает внимание учеников к теме урока.

2) Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес школьников к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость. Ученики, особенно мальчики, позволяют повышенный интерес к практическим работам, которые в этом случае выступают в роли стимуляторов активности в учении.

3) Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в том случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей школьников, т.е. доступны для самостоятельного разрешения. В этом случае мотивом учебной деятельности учащихся является стремление решить поставленную задачу.

4) Неизменно воодушевляет школьников введение в учебный процесс элементов самостоятельной работы, если, конечно, они обладают необходимыми умениями и навыками для ее успешного выполнения. В данном случае у учащихся появляется стимул к выполнению задания правильно и лучше, чем у соседа.

Далее рассмотрим более подробно пути и средства повышения мотивации учащихся, которые наиболее продуктивны на современном этапе развития образования.

1. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие приёмы.

«Оратор»

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

«Автор» …Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?

«Фантазёр»

На доске записана тема урока.

- Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

- Вот видите, как важно…

«Кумир»

На карточках раздать «кумиров по жизни». Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы?

«Профи»

Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

2. Создание ситуации успеха также позволяет замотивировать учащихся на активную работу во время урока.

Во время опроса целесообразно научить ребят начинать свой ответ словами: «Я знаю, что…». Этот приём способствует росту уверенности учеников в своей компетенции

3. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у учащихся ранее, тоже способствует возникновению интереса к новому материалу.

Очень важно не только записать тему на доске, но и вызвать у школьников эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Это можно сделать через признание личности подростка, опираясь на его жизненный опыт.

- Что вы уже знаете об этой теме?

- Подберите слова об этом или на эту тему….

- Вот видите! В вашей памяти это уже храниться! Значит это нужно!

Проблемность обучения.

На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию она является познавательной, т.е. внутренней. Основная движущая пружина поискового, проблемного обучения - это система интересных вопросов, творческих заданий и исследовательских проектов, которые ставятся перед учениками. 

Необходимо также стремиться к организации и использованию в процессе обучения различных «обратных связей» между учителем и учащимися (взаимный опрос-диалог, собеседование, дискуссия, групповые формы обучения и т.п.)

В чем же суть обучения учащихся в форме проектной деятельности?

Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора учебно-познавательной деятельности своих учеников. Отметим, что вопросы организации проектной деятельности (содержание, методика, формы организации, оценка результативности) подробно рассмотрены в специальной литературе, посвященной данной теме.

 Ещё один вариант контрольных работ - зашифрованные диктанты.

Ученики должны записать только условные обозначения, которые оговариваются. Шифровать учитель может новые понятие, изученные в данном разделе, части речи, члены предложения, морфологические признаки и др. Например, государство - звездочка

Зачет по принципу «вертушки».

Принцип осуществления данного типа урока со стороны прост: ученики пять раз в течение урока переходят от стола к столу и вполголоса отвечают консультантам. Переходы осуществляются по плану, записанному на врученной им карточке, номер которой на время урока становится их личным номером. Таких карточек 25 (комплект для класса в тридцать человек: пять консультантов и двадцать пять участников). В первой графе указаны переходы, во второй - столы (они обозначены буквами А, В, С, Д, Е, и такими же знаками обозначены сами столы), в третьей - роль (номер вопроса, на который нужно ответить) [18, с. 27].

«Учебное портфолио»

Основная идея портфолио - научить ребенка обобщать свой опыт, подытоживать знания, уметь «презентовать Содержание портфолио можно разбить на следующие категории работ:

Словесная отметка

Желательно вслух отмечать каждый успех ученика фразами:  Большое тебе спасибо! Твои успехи всё заметнее! Это твоя победа! Я верю в тебя. Это успешное начало! Ты на верном пути. Ты делаешь это сегодня значительно лучше!

Главная цель оценки - стимулировать познание. Детям нужен УСПЕХ. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические методы и приёмы стимулирования и мотивации учения

Стимулом в психологии называют внешнее побуждение человека к активной  деятельности. Поэтому стимулирование - это фактор деятельности учителя. В самом названии “методы стимулирования и мотивации”...

Стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся с тяжелыми нарушениями интеллектуальной сферы на уроках обучения грамоте

Дидактический материал «Учим гласные, играя»žЦель: стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения  в СКОШ VIII вида. žЗадачи:Коррекционно-образовательные:žЗак...

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности, их анализ...

Практическое применение методов и приёмов развития самостоятельной творческой деятельности учащихся на уроках в СОШ

Приведем примеры индивидуальной творческой работы в процессе обучения иностранному языку...

Сборник методических рекомендаций "Эффективные методы, приемы и формы организации учебной деятельности на уроках русского языка"

В данном сборнике представлен опыт педагогической деятельности учителя русского языка и литературы по эффективной организации современного урока русского языка путем сочетания в практике активных мето...

Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у обучающихся с расстройством аутистического спектра

Трансляция опыта практических результатов профессиональной деятельности...