Психолого-педагогические аспекты деятльности старших вожатых
консультация по теме

Тарасенко Ольга Николаевна

Специфика развития личности ребенка.

Способы выявления индивидуальных особенностей.

Закономерности формирования детского коллектива.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого – педагогические основы деятельности старшего вожатого:

Данная тема предполагает расскрытие некоторых основ психолого-педагогической работы с детьми, в том числе знаний о :

  • специфике развития личности ребенка, эмоциональных состояниях детской психики,
  • детских возрастных особенностях,
  • закономерностях становления детского коллектива,

Современная отечественная психологическая наука решает проблему развития психики, считая человека существом биосоциальным, рассматривая действия двух факторов в единстве.

К биологическому фактору относятся наследственность и врожденность, т.е. то, с чем появляется младенец на свет. Что наследует ребенок? Прежде всего по наследству он получает человеческие особенности строения нервной системы, головного мозга, органов чувств; физические признаки, общие для всех людей, среди которых важнейшее значение имеют прямолинейная походка, рука как орган познания и воздействия на окружающий мир, особое человеческое строение речедвигательного аппарата и др.

Наследуют дети биологические, инстинктивные потребности (потребности в пище, тепле и пр.), особенности типа высшей нервной деятельности. Прирожденные психофизиологические и анатомические особенности нервной системы, органов чувств, головного мозга принято называть задатками, на основе которых формируются, развиваются человеческие свойства и способности, в том числе интеллектуальные, творческие.

Определенное влияние на развитие психики ребенка оказывают природная среда, физический мир: воздух, вода, солнце, земное притяжение.

Природная среда важна, но она не определяет развитие, ее влияние косвенное, опосредованное (через среду социальную, трудовую деятельность взрослых).

Отечественные психологи, признавая значение наследственности и утверждая определяющую роль социальной среды в психическом развитии ребенка, подчеркивают, что ни среда, ни наследственность не могут оказать влияние на личность вне ее собственной активности.

По существу, в активности ребенка обнаруживается и биологическое, и социальное в их единстве.

Каждый период развития ребенка, по мнению Даниила Борисовича Эльконина (советский психолог), характеризуется своей социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью, центральными психическими новообразованиями и возрастными изменениями всей психики ребенка в целом.

Основным механизмом психического развития являются противоречия двух типов: между потребностями и возможностями ребенка и между уровнем развития ребенка и его неадекватной социальной позицией. Обострение противоречий порождает кризисы развития — переломные моменты развития.

В пределах конкретного возрастного периода имеются свои типы деятельности, и развитие ребенка в каждом из них не одинаково.

Основные линии психического развития по Д.Б. Эльконину

http://www.mirvolos.com/rmsimages/pedagog/image012.jpg

Давайте поговорим немного подробнее о некоторых особенностях развития воспитанников в различные возрастные этапы.

Сначала определимся с возрастными периодами. Есть различные возрастные периодизации развития от периодизации Аристотеля до работ современных зарубежных и отечественных ученых. Мы разберем общепринятую, основанную на некоторых авторских периодизациях:

Возрастной период

Младенчество

(0-1 год)

Раннее детство

(1-3 лет)

Дошкольный возраст

(3-7 лет)

Младший школьный возраст

(7-11 лет)

Подростковый возраст

(11-15 лет)

Старший школьный возраст

(15-18 лет)

Принимая во внимание интерес нашей аудитории – старших вожатых, подробнее остановимся на особенностях развития ребенка в период школьного обучения.


Возрастной период

Эмоциональное развитие

Личностные особенности, кризисы

Особенности межличностного взаимодействия, общения.

Младший школьны возраст

(7-11 лет)

Особенно эмоционально насыщенный .Осознание своих чувств и соответственно понимание чувств других людей у них еще далеко не совершенны. Они часто еще не в состоянии правильно воспринимать мимику лица, выражающую то или иное чувство, неверно истолковывают выражение тех или других чувств окружающих, что влечет за собой и неадекватную ответную реакцию ребенка.

Младший школьник начиная с I класса старается справиться с сильным волнением, например, сдержать слезы, уже может побороть свои желания, подчиняется требованиям учителя. В целом его общий эмоциональный тонус, настроение характеризуют жизнерадостность, бодрость, веселое оживление. Тем не менее неудовлетворение уровня притязаний в учебной деятельности может привести к аффектам в поведении и при отсутствии внимания учителя закрепляться как отрицательные черты характера (грубость, недоброжелательность и т.д.).

Сохраняется также и большая впечатлительность. Драматические события, увиденные в театре, кино, пережитые в семье, приводят к страху, испугу и могут длительное время волновать ребенка, отвлекая от учебы. Развиваются нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства.

Изменение эмоциональной сферы вызвано тем, что с приходом в школу горести и радости ребенка определяют не игра и общение с детьми в процессе игровой деятельности, а процесс и результат его учебной деятельности, та потребность, которую он в ней удовлетворяет, и в первую очередь — оценка учителем его успехов и неудач, выставленная им отметка и связанное с ней отношение окружающих.

Кризис 7 лет: психологически ребенок начинает осознавать себя как социального индивида. У него формируется внутренняя позиция. Это может проявляться в том, что ребенок становится капризным, раздрожительным, непослушным. После адаптации эмоциональное самочувствие и самооценка стабилизируются. Учебная деятельность изменяет содержание чувств младшего школьника и соответственно, определяет общую тенденцию их развития — все большую осознанность и сдержанность.

Нравственный реализм  (по Пиаже)– непоколебимое и весьма однозначное понимание добра и зла, разделяющее все существующее только на две категории – хорошее и плохое – и не усматривающее никаких полутеней в нравственных оценках.

Увеличение индивидуальных различий между детьми.

Произвольность действий, формируясь в процессе обучения, становится новообразованием младшего школьного возраста. Но формирование произвольности, и особенно волевых действий, требующих преодоления внешних или внутренних препятствий, -процесс длительный и сложный.

Настойчивость как важнейшая волевая черта характера развивается к III классу и позволяет учащимся добиваться успеха в учебе даже при больших трудностях.

Увеличивается и становится разнообразнее время, уделяемое общению.

Авторитет учителя на начальном этапе обучения. В детских группах во время игры устанавливаются свои специфические отношения с более или менее выраженными мотивами межличностных предпочтений.

Учитель как  личность становится менее интересной, менее значимой и авторитетной фигурой, растет их интерес к общению со сверстниками. Круг друзей начинает быстро расти, а личные привязанности становятся более постоянными.

Подростковый возраст

(11-15 лет)

Переходный возраст – период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, странности, страстности, частой смене настроений и т.д. Подростки – возрастная группа, которая отличается от остальных своеобразной психоэмоциональной неустойчивостью. Некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах. Эмоциональные реакции и поведение подростков зависят также от социальных факторов и условий воспитания, причем индивидуально-типологические различия сплошь и рядом превалируют над возрастными.  

Эмоции подростков отличаются большой силой и низкой степенью управляемости. С этим связано неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. При встрече с трудностями возникает сильное чувство противодействия, подросток бросает дело, реже – становится настойчивее. У подростков сильные эмоции часто блокируют разумное решение. Психологические особенности подросткового возраста могут приобрести, при резкой выраженности, «подростковый комплекс», а обусловленный ими нарушения поведения проявляются как «пубертатный криз».

Подростковый комплекс включает перепады настроения от безудержного веселья к унынию и обратно без достаточных причин, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость – с развязностью, чувственное фантазирование – с сухим мудрствованием, желанием быть признанным и оцененным другими.  

Характерно развитие критичности, преднамеренности и определенной доли самостоятельности. Подростки способны учитывать предыдущий эмоциональный опыт, на основании которых у них формируются устойчивые эмоциональные отношения. В это же время, свойственная им повышенная возбудимость, неуравновешенность с преобладанием возбуждения над торможением, связанная с психофизическими особенностями возраста, накладывает отпечаток на характер протекания у них эмоциональных процессов. Однако многие подростки уже способны сдерживать свои эмоции, управлять ими.

Переход к нравственному релятивизму, основанному на убеждении, что каждый человек имеет право на справедливое и уважительное отношение к себе и в каждом его поступке можно усмотреть нравственно оправданное и осуждаемое.

Продолжается процесс формирования и развития самосознания ребенка. Совершенствование самосознания характеризуется особым внимание ребенка к своим недостаткам. Желательный «образ Я» складывается из ценимых им достоинств других людей.

Самый легкий способ достичь цели «быть как взрослый» состоит в подражании внешним формам наблюдаемого поведения. Подростки копируют поведение взрослых, авторитетных в их кругу.

Особенно интенсивное развитие общения детей со своими сверстниками. Вовлечение подростков в орбиту уже не детских интересов побуждает его к инициативной перестройке взаимоотношений с окружающими людьми. Он сам начинает предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым, сопротивляется и протестует.

Центр физической и духовной жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых. Отношения в группах сверстников основываются на более серьезных делах, охватывающих широкий диапазон видов деятельности.

В этом возрасте дети становятся особенно чуткими к мнению сверстников и взрослых, перед ними впервые остро встают проблемы морально-этического характера, связанные, в частности, с интимными человеческими взаимоотношениями.

Меняется восприятие подростками окружающих людей. Эталоны межличностного восприятия, которыми они пользуются, оценивая окружающих людей, становятся все более обобщенными и соотносятся не с мнениями отдельных взрослых, а с ценностями и нормами. Очень важна роль «значимого взрослого», коллектива сверстников.

Старший школьный возраст

(15-18 лет)

Юношескому возрасту свойственна устремленность в будущее. Юношей характеризует меньшая импульсивность, большая эмоциональная устойчивость, дифференцированность эмоциональных реакций и способов их выражения, рост сознательности эмоций, повышение их самоконтроля и саморегуляции.

Основной содержательной характеристикой эмоций и чувств в юношеском возрасте является будущее. Доминируют эмоции, связанные с ожиданием будущего, «которое должно принести счастье».

Эмоциональная сфера старшеклассников характеризуется:

1) многообразием переживаемых чувств, особенно нравственных и общественно-политических;

2) большей, чем у учащихся средних классов, устойчивостью эмоций и чувств;

3) способностью к сопереживанию, т. е. способностью откликаться на чувства других, близких им людей;

4) развитием эстетических чувств, способностью замечать прекрасное в окружающей действительности.

5) большей устойчивостью и глубиной дружбы

6) появлением чувства любви;         

Уже не ребенок, но еще не взрослый.

Формирование и развитие морали. Открытость к обсуждению и осмыслению нравственных вопросов. Обращение к источникам морали, которыми пользуются взрослые. Важные качества для обсуждения: честность, справедливость.

Начальный период становления социальных, политических, религиозных, культурных, экономических и других позиций человека.

Начало практических реализаций серьезных жизненных планов.

Ранний юношеский возраст – это время не меньших бурь и потрясений, чем подростковый, но они качественно иные и связаны с трудностями нахождения удовлетворительного ответа на вопрос «каким быть?».

Продолжается раздельное, относительное независимое развитие взаимоотношений детей со сверстниками и взрослыми. Взаимоотношения со сверстниками разделяются на товарищеские и дружеские, а отношения со взрослыми – на личные и деловые. В целом вся система взаимоотношений становится сложнее, в ней старшеклассники начинают играть множество различных социальных ролей.

Возникновение потребности в юношеской дружбе. Наряду с дружбой возникает еще более глубокое чувство – любовь.

В этот период обычно меняется отношения со взрослыми. Они становятся более ровными, менее конфликтными.  


Весь дошкольный и школьный возраст входит в одну «эру восхождения к социальной зрелости». Эта эра не завершается периодом ранней юности и получением школьником аттестата зрелости, а продолжается в новых группах, где и осуществляется органическое вхождение вчерашнего школьника в права экономически, юридически, политически и нравственно зрелого человека, полноправного члена общества.

Итак, личность формируется и развивается в условиях конкретно-исторического существования человека, в деятельности (трудовой, учебной и др.). Ведущую роль в процессах формирования личности играют обучение и воспитание.

Механизмы формирования личности.

Стихийные механизмы формирования личности. К ним можно отнести достаточно общий механизм сдвига мотива на цель, а также более специальные механизмы идентификации и освоения социальных ролей. Эти механизмы являются стихийными, потому что ребенок, подвергаясь их действию, в полной мере не осознает их и уж во всяком случае сознательно ими не управляет. Они господствуют в детстве, до подросткового возраста, хотя затем также продолжают участвовать в развитии личности вместе с сознательными формами «самопостроения».

Обратимся к первому из названных механизмов -- сдвигу мотива на цель 

В первые годы воспитание ребенка состоит в основном из привития ему норм поведения.

Еще до года ребенок узнает, что ему можно и следует делать, а что нельзя.

Очевидно, что уже с этих первых шагов начинается формирование того, что называется «опосредствованным поведением», т. е. действий, которые направляются не непосредственными импульсами, а правилами, требованиями и нормами.

С ростом ребенка все больше и больше расширяется круг норм и правил, которые он должен усвоить и которые должны опосредствовать его поведение. Все дошкольное детство заполнено таким воспитанием, и оно проходит ежедневно и ежечасно.

Особенно здесь следует выделить нормы поведения по отношению к другим людям :«скажи здравствуй», «не тяни руку первый», «скажи спасибо», «а где волшебное слово «пожалуйста»?».

И при правильном тоне воспитателя, достаточно дружелюбном, но настойчивом, ребенок овладевает этими нормами, начинает вести себя в соответствии с ними.

Эти результаты не ограничиваются рамками внешнего поведения, воспитание приводит также к внутренним изменениям, преобразованиям в мотивационной сфере ребенка.

Следует отметить, что воспитание личности приносит плоды только в том случае, если оно проходит в положительном эмоциональном тоне, если родителю или воспитателю удается сочетать требовательность и доброту. Это правило давно интуитивно найдено в педагогической практике и осознано многими выдающимися педагогами. Ничего нельзя добиться требованиями и наказаниями, «страх наказания» -- плохой помощник в воспитании. Если же речь идет о воспитании личности, то это путь, который себя полностью дискредитирует.

На языке формул можно сказать, что ребенок на первых порах выполняет требуемое действие (цель) ради общения с матерью (мотив). Со временем на это действие «проецируется» все большее количество положительных переживаний, и вместе с их аккумуляцией правильное действие приобретает самостоятельную побудительную силу (становится мотивом).

Таким образом, этот процесс подчиняется следующему общему правилу: тот предмет (идея, цель), который длительно и стойко насыщался положительными эмоциями, превращается в самостоятельный мотив. В таких случаях говорят, что произошел сдвиг мотива на цель или, другими словами, цель приобрела статус мотива. 

Если общение с взрослым идет плохо, безрадостно, приносит огорчения, то весь механизм не работает, новые мотивы у ребенка не возникают, правильного воспитания личности не происходит.

Рассмотренный механизм действует на всех этапах развития личности. Только с возрастом меняются и усложняются те главные мотивы общения, которые «освещают» осваиваемые действия. Ведь по мере роста ребенка все более широким становится круг его социальных контактов и связей.

Специальные исследования, и повседневные наблюдения показывают, что каждому этапу реального расширения контактов предшествует, а затем его сопровождает ярко выраженный мотив принятия другими, признания и утверждения в соответствующей социальной группе.

Стоит вспомнить, как ребенок мечтает надеть школьную форму и пойти в первый класс, какое значение придает ученик среднего школьного возраста своему месту и позиции в классе, как заботится о предстоящем месте в жизни юноша.

Подобные мотивы, как показал в своих работах Д. Б. Эльконин, побуждают не только к прямым действиям: установлению контактов и отношений, занятию определенной позиции, но и к действиям, а затем и к развернутым деятельностям, которые обеспечивают приобретение необходимых навыков, знаний, умений, мастерства. Это означает, что социальные мотивы (принятия, признания, утверждения) порождают новые мотивы -- собственно профессиональные, а затем и идеальные -- стремления к Истине, Красоте, Справедливости и т. п.

Рассмотрим следующий механизм.

Далеко не все передается ребенку в форме направленных воспитательных воздействий. Большая роль в передаче «личностного» опыта принадлежит косвенным влияниям -- через личный пример, «заражение», подражание. Соответствующий механизм получил название механизма идентификации.

Первые ярко выраженные идентификации происходят у дошкольников с родителями.

На более поздних возрастных стадиях чрезвычайно расширяется круг лиц, из которых выбирается образец -- объект идентификации. Им может стать предводитель компании, учитель, просто знакомый взрослый, литературный герой.

Принятие личностного эталона, или образца, имеет чрезвычайно важную психологическую функцию. Оно облегчает вхождение ребенка, подростка, молодого человека в новую социальную позицию, усвоение новых отношений, образование новых личностных структур.

Например. Выдержка из сочинения десятиклассника: «Принято говорить, что юность не признает авторитетов. Это не так. Да юность ищет самостоятельности, но это не значит, что для нее не существует идеалов. Юность не только признает, но и ищет авторитеты».

Конечно повезет тому подростку, юноше, который найдет достойного значимого взрослого, которого примет, который заинтересует его и подростку захочется следовать его личному примеру, разделить взгляды и отношения к окружающей действительности.

Перейдем к третьему механизму -- принятия и освоения социальных ролей. Во многом он сходен с механизмом идентификации, отличаясь от него значительно большей обобщенностью и часто отсутствием персонализации осваиваемого эталона.

Этот механизм описывается в психологии с помощью понятий социальная позиция и социальная роль.

Социальная позиция -- это функциональное место, которое может занять человек по отношению к другим людям. Она характеризуется, прежде всего, совокупностью прав и обязанностей. Заняв определенную позицию, человек должен выполнять социальную роль, т. е. осуществлять совокупность действий, которых от него ожидает социальное окружение.

Обращаясь к процессу вхождения в роль, ее освоения и выполнения, обнаруживаем, что многие моменты этого процесса являются, так сказать, горячими точками жизни личности.

Прежде всего, заметим, что о позициях, или ролях, мечтают. Известно, что старший дошкольник мечтает стать школьником, солдат (по известному изречению) -- генералом, спортсмен -- чемпионом. Интересно, что в мечтах такого рода существенную роль занимают представления о том, «как я буду выглядеть», т. е. внешние регалии, признаки, символы позиции: школьная форма («как я ее одел и иду с портфелем»), мундир и погоны, пьедестал и медаль чемпиона.

Подобные переживания отражают очень важный психологический момент -- стремление предстать перед другими в новом виде, соответствующем новой роли.

На более продвинутой фазе человек нередко срастается с ролью, она становится частью его личности, частью его «Я».

Если присмотреться ко всем фактам, составляющим то, что можно было бы назвать в целом феноменологией социальных ролей, то можно прийти к заключению, что освоение социальных ролей имеет самое непосредственное отношение к формированию и жизни личности.

Чтобы убедиться в этом, достаточно показать, что в ходе освоения и выполнения ролей, во-первых, появляются новые мотивы, во-вторых, происходит их соподчинение, в-третьих, видоизменяются системы взглядов, ценностей, этических норм и отношений.

Рассмотрим все эти три утверждения на примерах.

Первое может быть проиллюстрировано довольно известным приемом, которым пользуются учителя: если в классе есть излишне активный и шумный ученик, классный руководитель назначает его ответственным за дисциплину. Роль «блюстителя порядка» иногда в корне меняет поведение самого «блюстителя», неожиданно порождая у него действительное стремление к порядку.

Мы с вами немного коснулись вопроса формирования личности. Пришло время обратить внимание на то, что каждый человек индивидуален и ему характерно проявление определенных личностных особенностей.

Педагогу необходимо выявлять особенности детей для создания благоприятных условий для развития каждого воспитанника и детского коллектива в целом.

Результаты психолого- педагогическое исследование необходимо учитывать при работе с каждым конкретным ребенком, это позволит быстрее и безболезненней установить контакт с детьми, помочь каждому ребенку найти свое место в коллективе.

Как можно осуществить такое исследование:

Педагогическое наблюдение – за развитием групповой сплоченности и личности отдельного ребенка (в конкретных жизненных ситуациях).

Диагностика особенностей группового взаимодействия («социометрия», выполнение упражнений «Пожелание», «Передача предмета»)

Диагностика личностных особенностей воспитанников, проводимых педагогом-психологом (определение уровня тревожности, проблем в общении, агрессивности и т.д.)

Педагог может определить насколько ребенок:

Возможно  преобладающее  свойство  личности

Пути педагогического воздействия

Тревожность

Страхи

Мягкое, тактичное, внимательное, чуткое отношение к ребенку

Обязательное обучение методам регулирования эмоциональных состояний

Удерживание от чрезмерной траты энергии.

Дозирование мотивации на этапах контроля, публичных выступлениях

Нельзя винить, а тем более ругать и наказывать ребенка за то, что он боится

Отношение к страхам без лишнего беспокойства и фиксации, чтения морали, осуждения и наказания

Эмоциональная возбудимость

Обязательное обучение методам регулирования эмоциональных состояний

Мягкое, тактичное отношение в условиях соревнований.

Дозирование мотивации на этапах контроля, публичных выступлениях

Эмоциональная невозбудимость

Повышение интереса к изучению нового материала.

Включение в занятие соревновательной мотивации с целью повышения активности

Импульсивность

Терпеливое и настойчивое убеждение в том, что все замечания педагога справедливы

Разъяснение и требование необходимости выполнять упражнения до конца в любых условиях и при любых обстоятельствах

Проблемы в общении

Организация взаимопомощи во время занятий

Приобщение к коллективной беседе по итогам концертной, досуговой деятельности

Способствовать развитию контактности с другими ребятами

Демонстративность

Найти формы успешного удовлетворения повышенной потребности ребенка во внимании к себе

Создать ситуацию успешности для формирования устойчивой позитивной самооценки

Гиперактивность

Введите знаковую систему оценивания

Чаше хвалите ребенка

Используйте на занятиях элементы игры и соревнования

Давайте задания в соответствии со способностями ребенка        

Большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое из них        

Создавайте ситуации, в которых ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом по некоторым областям знаний

Игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные

Стройте процесс обучения на положительных эмоциях

 Помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!

Педагогическое управление личными отношениями детей невозможно без четкого представления о причинах, обуславливающих специфику и характер этих отношений. Коллектив выступает как полноценный инструмент индивидуального развития личности лишь тогда, когда положение ребенка в системе личных взаимоотношений благоприятное, когда статус достаточно высок. Если же учащийся по тем или другим причинам попал в неблагоприятное положение, коллектив перестает быть заметным фактором в его формировании.

Основа личных отношений детей это потребность в эмоциональном контакте.

Развитие потребности в эмоциональных контактах в школьном возрасте приводит к чрезмерному усложнению и расширению личных отношений детей. Эти отношения охватывают семью, широкий круг взрослых знакомых, учителей, воспитателей, но в первую очередь товарищей и учителей.

«коллектив - это целеустремленный комплекс личностей, организованных, обладающих органами коллектива. А там, где есть организация коллектива, там есть органы коллектива, там есть организация уполномоченных лиц, доверенных коллектива, и вопрос отношения товарища к товарищу - это не вопрос дружбы, не вопрос любви, не вопрос соседства, а это вопрос ответственной зависимости…(отношения)…связываются общей ответственностью в работе, общим участием в работе коллектива». (А.С. Макаренко Отношения, стиль, тон в коллективе. Соч. в 7-ми т. М.-1958 т5 С.- 210)

Для того, чтобы рассмотреть отношения между детьми, и ученому и учителю-практику, воспитателю следует воспользоваться специальным инструментом. Таким инструментом стала специально разработанная социальными психологами методика. Методика исследования межличностных отношений. Наиболее подробно методика изучения психологии личных отношений изложена в книге Я.Л. Коломенского «Психология взаимоотношений в малых группах». Минск 1976.

Суть методики заключается в том, чтобы, создав максимально естественную ситуацию - задачу, требующую совместных усилий, поставить перед ребенком, подростком и юношей вопрос о том, с кем бы он хотел эту задачу решать.

Эстонский психолог Ю.А. Орн задавал вопрос: «Кому бы ты мог спокойно доверить свои секреты?», а белорусский психолог Я.Л. Коломенский предлагал в строго конфиденциальной обстановке положить своему избраннику поздравительную открытку к празднику».

Эти критерии относятся к положительным. Кроме них, пользуются и отрицательными критериями, характеризующими не симпатии, а антипатии, неприязнь. Пример: «С кем бы ты не хотел сидеть за одной партой?» «С кем бы ты хотел играть в последнюю очередь?»

отрицательные критерии помогают более четко выявить неприязненное отношение детей к некоторым одноклассникам, с тем чтобы попытаться в дальнейшем это отношение уменьшить. Количество выборов ограничено или неограниченно.

Групповые и индивидуальные формы эксперимента зависят от возраста испытуемых: 1 класс лучше с каждым отдельно, с 3 класса допустим групповой эксперимент.

Понятие коллектива указывает на объединение людей, на существование между ними связующих отношений. В этом смысле в каждом людском объединении можно выделить отношения деловые и отношения личные. Деловые отношения основываются на совместной деятельности по решению социально - значимых задач, на соблюдении установленных в том или ином объединении организационных зависимостей, правил и порядков. Личные же отношения основаны на личных привязанностях, симпатиях и антипатиях.

Ученический коллектив – это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплочённостью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.

Учебный коллектив (ученический, детский творческий) имеет  двойственную структуру: во–первых он является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов которые определяют многие его особенности (виды  и  характер деятельности, число членов, организационную структуру и т.д.); во-вторых, учебный коллектив – это относительно самостоятельное развивающееся явление, которое починяется особым социально – психологическим закономерностям.

Таким образом, воспитательный коллектив- это такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируется здоровыми социальными устремлениями, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных отношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищенность каждой личности.

Создать такой коллектив сразу невозможно, для этого требуется длительное время. В связи с этим обычно выделяют три стадии в развитии коллектива. Критерием этого развития считается отношение коллектива к предъявляемым педагогическим требованиям.

Первая стадия в развитии коллектива характеризуется тем, что в качестве сплачивающего средства выступают требования педагога к учащимся. Требование, высказанное в форме, не допускающей возражений, необходимо на первых порах в каждом коллективе.

Вторая стадия развития этого требования, когда на вашу сторону перешли первый, второй, третий, четвертый активисты, когда около вас организуется группа мальчиков и девочек, которые сознательно хотят поддерживать дисциплину.

И наконец, третья стадия развития этого требования, когда требует коллектив. Это - тот результат, который вознаграждает вас за нервный труд первого периода. (Макаренко А.С. Т.V. С. 151, 152.).

В школе обычно все учащиеся объединяются в единый общешкольный коллектив. Организация и действенное функционирование общешкольного ученического коллектива имеет весьма важное педагогическое значение.

В общешкольный коллектив входят первичные коллективы (классы). Для выполнения работ на непродолжительное время могут создаваться временные коллективы (различные творческие группы, инициативные группы и т.д.).

В структуре воспитательного коллектива большую роль играют органы ученического самоуправления (ученический комитет, старосты в классах и т.д.).

Эти органы в ученических коллективах принято считать формальными. Кроме этих формальных структур в коллективах существуют еще структуры неформальные, которые официально не избираются и не назначаются, но реально влияют на коллективную деятельность и общественное мнение.

Если формальные структуры коллектива базируются на деловых, социальных отношениях, то в основе неформальных групп лежат отношения психологические - личная симпатия и антипатия, узкогрупповые интересы и стремления.

А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и другие педагоги подчеркивали, что в органы самоуправления коллектива должны входить авторитетные и уважаемые школьники. Появление так называемого неформального лидера  (возможно оппозиционера) возможно только в тех случаях, когда это педагогическое условие не соблюдается.

Методика создания и воспитания ученического коллектива базируется на двух вещах: во- первых, нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную совместную деятельность и, во- вторых, необходимо организовывать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла учащихся в дружный и работоспособный коллектив.

В качестве важнейших средств воспитания ученического коллектива выступают: учебная и разнообразная внеклассная работа, трудовая, общественная и культурно- массовая деятельность учащихся.

В процессе организации деятельности нужно применять специальную методику, направленную на создание и воспитание сплоченного коллектива.

Педагогическую основу этой методики составляют:

  • умелое предъявление требований к учащимся;
  • воспитание ученического актива;
  • организация увлекательных перспектив в учебной, трудовой, художественно- эстетической и спортивно- оздоровительной деятельности;
  • формирование здорового общественного мнения;
  • создание и развитие положительных традиций коллективной жизни.

Успешность протекания в коллективе воспитательной работы во многом зависит от первоначальных вкладов в его организацию. Создание коллектива нужно начинать с умелого предъявления педагогических требований к воспитанникам.

Для того, чтобы педагогические требования поддерживались всеми учащимися, необходимо стремиться к тому, чтобы их поддерживала более сознательная часть учащихся. Поэтому в воспитательной работе с коллективом большое значение имеет воспитание ученического актива, развитие его самостоятельности и принципиальности.

Развитие коллектива во многом зависит от содержательности и динамики его деятельности. А.С.Макаренко сформулировал закон движения коллектива, суть которого состоит в том, что коллектив должен постоянно двигаться вперед, добиваться все новых  и новых успехов и оказывать все более сильное влияние на развитие и личностное формирование своих членов. Остановка в развитии коллектива ведет к его ослаблению и распаду. Вот почему в системе коллективного воспитания большое значение имеет организация перспективных устремлений учащихся, постановка перед ними постоянно усложняющихся целей и увлекательных перспектив.

В условиях школы перед учащимися может выдвигаться большое разнообразие перспектив. Прежде всего они должны охватывать учебную работу учащихся (в качестве перспектив в системе учебной работы могут выступать подготовка и проведение предметных вечеров, олимпиад и т.д.), социально – полезную деятельность на благо окружающих людей.

Большое значение имеет положение о том, что перспективы в школе должны носить не только празднично- красочный, но главным образом деловой характер.

В организации и воспитании коллектива большую роль играют традиции. “Ничто так не скрепляет коллектив,  как традиции. Воспитать традиции, сохранить их - чрезвычайно важная задача в воспитательной работе. Школа, в которой нет традиций... не может быть хорошей школой.

Для воспитания коллектива нужны как тожественно- праздничные традиции, так и будничные, побуждающие учащихся к трудовой деятельности, улучшению дисциплины и культуры поведения.

При правильной и целенаправленной организации воспитательной работы с коллективом, всемерном развитии его самодеятельности, внутришкольной демократии и здорового общественного мнения в нем формируется определенный стиль и тон жизни, которые способствуют эффективному формированию чувства коллективизма. Наиболее существенными психологическими и нравственными чертами этого стиля и тона являются: оптимизм и бодрость коллективной жизни и деятельности; развитое чувство собственного достоинства и гордости за свой коллектив; чувства товарищества, дружбы, ответственной зависимости и высокая активность всех учащихся в решении совместно поставленных задач; чувство защищенности каждого члена коллектива. Если такой стиль и тон складываются, тогда в полной мере проявляются такие важные воспитательные функции коллектива, как:

организаторская, когда коллектив становится подлинным субъектом воспитания и управления своей деятельностью,

нравственно- воспитательная и личностно- развивающая, когда коллектив способствует формированию правильных взаимоотношений, гуманизма, чуткости и культуры поведения учащихся, стимулирующая, когда коллектив выступает как возбудитель активности и самодеятельности всех членов в повышении содержательности и здоровой целенаправленности своей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА. Психолого - педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков

Перед тем, как требовать от ребенка, чтобы он реже проявлял агрессивные формы поведения, необходимо чтобы подросток обладал определенным уровнем социального интеллекта, то есть умел справляться с соци...

Управленческие аспекты в работе руководителя детской общественной организации, старшего вожатого, классного руководителя

•В данной презентации представлены управленческие аспекты, которых должен знать руководитель детской общественной организации, старшая вожатая и даже классный руководитель, т.к. управление - это осуще...

Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения старших школьников

Существование проблемы профессионального самоопределения связано с противоречием между системой внешних стимулов, характеризующих современную практику работы школ, и системой реально действующих мотив...

«Психолого-педагогические особенности развития учащихся старшего школьного возраста»

     Эффективность обучения иностранному языку в школе, в большей степени, зависит от того, насколько его методы, формы и приемы ориентированы на возрастные особенности учащихся....

Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения старших школьников

Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения старших школьников...

Главные аспекты психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в условиях предшкольной подготовки в рамках реализации ФГОС

Цель психолого-педагогогического сопровождения развития ребенка в условиях предшкольной подготовки - это оценка уровня готовности к школьному обучению....