«Психолого-педагогические особенности развития учащихся старшего школьного возраста»
материал по теме

       Эффективность обучения иностранному языку в школе, в большей степени, зависит от того, насколько его методы, формы и приемы ориентированы на возрастные особенности учащихся. Необходимо не просто знать и четко различать сильные и слабые стороны каждого возраста, но главное, ставя перед учеником посильные задачи, полностью использовать все потенциальные возможности данного периода развития. Нельзя не сказать о возрастании личностной тревожности учащихся в данный период, что объясняется, в первую очередь, особенностями социальной ситуации развития старшеклассника: задачи целеполагания, профориентации. Учащиеся IX и XI классов испытывают чрезмерное беспокойство в связи с подготовкой к ГИА. Старшеклассники боятся не оправдать ожидания учителей и родителей, поэтому в это время требуется быть более внимательными к подросткам и усиленно заниматься с ними по предмету, чтобы они были уверены в своих силах. Дабы нивелировать страхи или свести их к минимуму, предлагаю рассмотреть в докладе некоторые упражнения для тренировки эмоциональной устойчивости учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Докладчик: учитель английского языка,    

Салманова Е.Ф.  

                                   

«Психолого-педагогические особенности развития учащихся старшего школьного возраста»

Эффективность обучения иностранному языку в школе, в большей степени, зависит от того, насколько его методы, формы и приемы ориентированы на возрастные особенности учащихся. Необходимо не просто знать и четко различать сильные и слабые стороны каждого возраста, но главное, ставя перед учеником посильные задачи, полностью использовать все потенциальные возможности данного периода развития. Старший школьный возраст, или, как его называют, ранняя юность, охватывает период развития детей от 15 до 17 лет, что соответствует возрасту учеников IX—XI классов средней школы. К концу этого возраста школьник приобретает ту степень идейной и психической зрелости, которая достаточна для начала самостоятельной жизни, дальнейшего учения в ВУЗе или производственной работы после окончания школы.

Старший подростковый возраст - возраст кризисный, а, следовательно, особенно уязвимый. В этот период происходят значительные перемены не только на физиологическом уровне, но и в душевной организации взрослеющего человека. Возрастная стратификация содержит систему связанных с возрастом социально-психологических ожиданий и санкций. «Юность» означает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического, в частности полового созревания, а с другой - достижение социальной зрелости. Когда подростковый опыт уже недостаточен для нормального самочувствия, а взрослый опыт еще не освоен, старшеклассник вынужден в короткий промежуток времени находить решения основных задач дальнейшего развития.

Главная проблема заключается в том, что эти задачи, при множестве различных социальных институтов, призванных оказывать помощь, каждый человек в период взросления должен решать самостоятельно. «Движение» личности подростка в процессе решения этих задач всегда противоречиво, конфликтно. Некоторая универсальность задач развития в старшем подростковом возрасте позволяет выявить типичные особенности личности учащегося, однако условия, в которых каждое новое поколение вынуждено решать эти задачи, могут существенно различаться. Это, несомненно, касается общественных целей и ценностей, социально-педагогических условий обучения и воспитания, культурной и национальной основы, экономической ситуации в стране и регионе.

Старший подростковый возраст является сензитивным для формирования ценностных ориентаций как устойчивого образования личности, способствующего становлению мировоззрения и отношения к окружающей действительности. Несмотря на стремление к самостоятельности, старшеклассники готовы делиться с родителями радостями, неприятностями, обращаться к ним в трудных ситуациях. Сфера взаимоотношений подростка с родителями на протяжении всего периода взросления остается значимой и оказывает значительное влияние на формирование его личности: его потребностно-мотивационной сферы, системы отношений к себе и окружающим.

Таким образом, можно выделить несколько тенденций развития подростков в период взросления:

  1. созревание когнитивных и эмоциональных функций ведет к тому, что молодые люди используют новые способности в форме критики, сомнений и противодействия ценностям, установкам и образу действий взрослых. Часто это ведет к конфликту с родителями и бунту, особенно если в семье господствует авторитарный стиль воспитания;
  2. в процессе социализации группа сверстников в значительной степени замещает родителей и становится референтной группой;
  3. перенос центра социализации из семьи в группу сверстников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями и замене их взаимоотношениями со многими людьми, меньше влияющими на личность как целое, но формирующими определенные формы ее поведения. Особую роль здесь играют особенности, связанные с внешним видом и производимым впечатлением. Все это приводит к конфликтам с членами семьи;
  4. несмотря на уменьшение влияния семьи в период взросления, она по-прежнему остается важной референтной группой.

Нельзя не сказать о возрастании личностной тревожности учащихся в данный период, что объясняется, в первую очередь, особенностями социальной ситуации развития старшеклассника: задачи целеполагания, профориентации. Учащиеся IX и XI классов испытывают чрезмерное беспокойство в связи с подготовкой к ГИА. Старшеклассники боятся не оправдать ожидания учителей и родителей, поэтому в это время требуется быть более внимательными к подросткам и усиленно заниматься с ними по предмету, чтобы они были уверены в своих силах.

Предлагаю рассмотреть некоторые упражнения для тренировки эмоциональной устойчивости учащихся:

•упражнение «Тренировка эмоциональной устойчивости»

Инструкция: участники разбиваются по парам и садятся лицом друг к другу, как можно ближе. Упражнение выполняется в три этапа: Участники закрывают глаза. Им дается ограничение: запрещаются любые движения телом и даже лицом.  

Ведущий: «Настройтесь на тишину и покой в вашей душе и в вашем теле». После того, как эмоциональная устойчивость на предыдущем этапе сформировалась, задание усложняется.

Ведущий:«Теперь вы будете неподвижно сидеть, но с открытыми глазами. При этом вы смотрите на глаза своего партнера и стараетесь сохранять свое спокойствие». После этих подготовительных упражнений в каждой паре один из участников выбирает себе роль тренера. Задача тренера – рассмешить или как-то еще поколебать эмоциональное равновесие. Если ему это удается, он замолкает и ждет, пока партнер не восстановит утраченное равновесие. Затем упражнение продолжается, при этом важно, чтобы тренер снова повторил то, что вывело его партнера из равновесия. Многократное повторение формирует устойчивость к этому раздражителю. Затем участники меняются ролями, и так – несколько раз.

•упражнение «Круговая кинолента»

Упражнение направлено на тренировку навыка контроля чувств.

 

Инструкция: мысленно создайте сценарий небольшого фильма. Желательно выбрать сначала 5-7 кадров. При этом мысленно «склейте» первый и последний кадры, чтобы получился круг кадров-событий.  

Начните «крутить» эту киноленту на внутреннем экране от первого до последнего кадра, затем еще раз, затем еще раз с большей скоростью. На любом кадре

остановите «просмотр» и попробуйте прокрутить киноленту в обратном порядке с нарастающей скоростью.

•упражнение «Самоактуализация»

Инструкция: попытайтесь закончить предложения:

  1. Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящих экзаменах...  
  2. Откровенно говоря, когда я готовлюсь к экзаменам...
  3. Откровенно говоря, когда я волнуюсь...  
  4. Откровенно говоря, когда я не могу собраться с мыслями...
  5. Откровенно говоря, когда я слышу об экзаменах...
  6. Откровенно говоря, когда я прихожу на консультации...  
  7. Я хотел бы узнать, как в период подготовки к экзаменам...  
  8. Я хотел бы узнать, как во время экзаменов...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Индивидуальный план обучения учащегося старшего школьного возраста, находящегося на индивидуально-дифференцированной форме обучения"

Данный индивидуальный план обучения учащегося старшего школьного возраста с умеренной степенью умственной отсталости, находящего на индивидуально-дифференцированной форме обучения, проживающего в усло...

Методическая разработка «Развитие музыкальных способностей учащихся старшего школьного возраста»

Начальный этап обучения игре на фортепиано имеет свои особенности. Прежде всего речь идет о приобщении ребенка к миру музыки, поэтому очень важно заботиться о  воспитании ребенка, что справ...

Диспут "Гражданская позиция: твой выбор - твое будущее" для учащихся старшего школьного возраста

В современном мире проблемы гражданственности и патриотизма становятся все более актуальными в воспитательном процессе подрастающего поколения. Патриотизм понимается как одна из наиболее зн...

Проблемы подготовки учащихся старшего школьного возраста к прохождению военной службы в системе физического воспитания общеобразовательной школы

Базовым фактором определяющим способность гражданина проходить военную службу, является состояние его физического развития и здоровья....

Особенности развития детей старшего подросткового возраста

Особенности развития детей старшего подросткового возраста...

Протоколы психолого-педагогического обследования ребенка дошкольного и младшего школьного возраста учителем-дефектологом

Протоколы психолого-педагогического обследования детей от 2 до 12 лет учителем-дефектологом...

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Рассматривая психологические особенности старших дошкольников с ЗПР, прежде всего, следует отметить, что это дети с нереализованными возрастными возможностями....