Диспут "Гражданская позиция: твой выбор - твое будущее" для учащихся старшего школьного возраста
классный час (9, 10, 11 класс)

Михеева Ольга Александровна

 В современном мире проблемы гражданственности и патриотизма становятся все более актуальными в воспитательном процессе подрастающего поколения. Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых ценностей, которая является важнейшим духовным достоянием личности. Он проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение к своей Родине,  сопричастность с ее историей, культурой,  достижениями  и ценностями народа. Цель данного диспута: гражданско-патриотическое воспитание молодого поколения, определение  своей  позиции по отношению к обсуждаемой проблеме.

Задачи:

- формирование гражданской позиции, чувства патриотизма у учащихся

- развитие у учащихся умения излагать свои мысли, слушать других

- развитие интеллектуальных качеств, логики, мышления

В рамках диспута учащиеся могут активно обсудить  актуальные темы современного общества: «гражданская и антигражданская позиция», «патриотизм граждан», «служба в вооруженных силах» и «равнодушие граждан». Мероприятие сопровождается показом и обсуждением видеороликов, разбором ситуаций и примеров. В завершении мероприятия, учащиеся смогут написать на ватмане  - «Экране гражданина» те качества, которые они хотели бы воспитать в себе. Диспут составлен с учетом возрастных особенностей детей подрасткового возраста и с использование современных образовательных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenarnyy_plan.docx26.03 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарный план

диспута «Гражданская позиция: твой выбор – твое будущее»

Порядок проведения

Техническое оснащение

I: Вступительная часть.

Ведущая: Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на диспуте «Гражданская позиция: твой выбор – твое будущее», а вести его буду я -Ольга.

Ольга. Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами разговаривать?

ответы участников

Ведущая: о том, кто такой “гражданин” и что значит  для каждого  из вас гражданская позиция. Но сначала давайте обозначим правила, которых будем придерживаться:

- Каждый имеет право высказать свое мнение.

- Говори, что думаешь и думай, что говоришь.

- Уважай чужое мнение.

- Умей выслушать точку зрения, с которой не согласен.

- Правоту доказывай доводами, а не криками.

- Будьте искренни, говорите то, что думаете и чувствуете.

- Правило одного микрофона (говорит только один человек). Вы согласны с данными правилами?

                                                   ответ участников

Звучит музыка.

Слайд

 (правила диспута)

II: Основная часть.

Ведущая: Ребята, давайте поразмышляем, кто такой «гражданин»?

ответы участников

Да, я с Вами соглашусь. Это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки.

Ребята вы правильно объяснили смысл понятия  «гражданин», но  если обратиться к более полному трактованию, то мы увидим, что оно употребляется в различных смыслах: во-первых, это житель какой-либо страны, имеющий право гражданства. Во-вторых, начиная с античных времен и до наших дней,  это слово имеет и более глубокий смысл, связанный с правами человека, его свободой и ответственностью. В Древней Греции женщины, рабы и иностранцы не могли стать гражданами Афин, и принимать участие в выборах. Быть гражданами могли только мужчины, поскольку это было очень ответственно и  почетно, таким образом, мужчины являлись хозяевами Афин. Гражданин обладал важными правами, как  в личной, так и в политической жизни. Но у него были и серьезные обязанности: прежде всего,  соблюдать законы и защищать Отечество. С того времени начали собирать большие собрания, которые проходили на склоне холма в Афинах. Здесь любой гражданин мог говорить всё, что хотел и даже сказать правительству, что оно должно делать.

Из рассказа мы видим, что права и обязанности античного и современного гражданина отличаются. Давайте, сейчас их сравним.

На ватмане записываются права современного и античного гражданина

Ведущая: Мы с вами определили кто такой гражданин, а теперь давайте рассмотрим понятие «гражданская позиция» что это?

ответы участников

Гражданская позиция – осознанное участие человека в жизни общества. Ребята, как вы  проявляете гражданскую позицию?  

ответы участников

Ведущая: Сейчас мы с вами попробуем составить портрет гражданина, который имеет активную гражданскую позицию. Какими качествами он должен обладать?  

ответы участников записываются на ватман

примерные ответы:

- любит Родину, свой край

- активно участвует в политической жизни страны

- хранит прошлое своей Родины и участвует в восстановлении памятников старины

- выполняет священный долг Родине

- заботится о природе

- борется с несправедливостью

- не может быть равнодушным

Необходимо с самого раннего возраста воспитывать в себе любовь к семье и Родине, желание служить на благо Отечества, заботу об окружающей среде, толерантное отношение к различным национальностям, старшему поколению, людям с ограниченными возможностями, и т.д.

Ведущая: Ребята, как вы думаете, каждый человек нашего общества должен иметь свою гражданскую позицию? Конечно, гражданин должен понимать свою ответственность перед страной и народом. Проявлением гражданской позиции является отношение человека к семье и близким людям, обществу, деятельности, к Родине в целом.   От каждого зависит то, каким будет наше будущее. Таким образом, гражданская позиция проявляется и формируется в конкретных делах. Через деятельность человек познает себя, свое отношение к окружающему миру. Если наша деятельность направлена на благо Родины и народа, то это проявление активной гражданской позиции.

Если же человек относится равнодушно или негативно к окружающим людям, проблемам страны, то это говорит о проявлении антигражданской позиции. Мы предлагаем посмотреть видео и решить какая позиция для вас ближе.

просмотр и обсуждение видео

В какой части проявляется активная гражданская позиция?

Как бы вы поступили в данных ситуациях?

Является ли равнодушие проявлением антигражданской позиции?

Ведущая: Жизнь зачастую предлагает нам нестандартные ситуации. Подготовиться к ним сложно, так как наше поведение в трудных обстоятельствах непредсказуемо. Но от наших нравственных и моральных качеств, того что мы считаем допустимым или не допустимым, зависит выбор действий и поведения в той или иной ситуации. 

Ребята, я хочу предложить вам несколько примеров подобных ситуаций, которые мы с вами проанализируем с точки зрения гражданской позиции всех действующих лиц.

Ситуация 1

Дед знаменитого ученого В.И. Вернадского был военным хирургом. Он участвовал в знаменитом швейцарском походе А.В. Суворова. После штурма Чертова моста Суворов был вынужден оставить раненых. Ухаживать за ними остался Вернадский. Госпиталь взял в плен французский маршал Массена. Каково же было удивление маршала, когда он прошелся по палатам: русские, французские, итальянские солдаты и офицеры…

- Месье?! – маршал посмотрел на Вернадского. – Вы подбирали всех раненых после боя?

Наполеон Бонапарт, став первым консулом Французской республики, учредил орден Почетного легиона. Вернадский был награжден одним из первых.

Как вы понимаете эту ситуацию?

Ситуация 2

В Стокгольме один злоумышленник напал на 27-летнюю мусульманку на седьмом месяце беременности, ударил ее головой об капот автомобиля, и всячески оскорбляя, кричал ей: «Мы не потерпим в нашей стране мусульман с покрытыми головами!» Вся в крови девушка была срочно госпитализирована, но сейчас ее жизни, ничего не угрожает. Данное нападение на беременную мусульманку в хиджабе вызвало широчайший общественный резонанс и подняло на ноги всю Швецию. После обнародования факта нападения тысячи шведов, женщины и мужчины, люди различных культур и верований, среди которых есть телеведущие и депутаты, сфотографировались в хиджабах и выставили данные фото в социальных сетях, этим самым они сумели привлечь внимание к проблеме и показать достойный пример ее решения не только в Швеции, но и далеко за пределами своего государства.

Ведущая: Любая страна рассыплется в прах, если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, патриотизм, желание сделать жизнь на этой земле лучше. Тема патриотизма – актуальна для нашей страны, для русских людей.

-  Считаете ли себя патриотом? Почему?

-  Какие поступки надо совершить, чтобы их назвали патриотическими?

-  Готовы ли вы способствовать процветанию Родины?

Настоящий патриот готов служить на благо Родины и защищать свое Отечество. В ответственный момент для своей страны каждый гражданин должен встать на защиту своего народа и государства. Для эффективной защиты молодой человек должен пройти военную службу. 

В советское время было очень почетно служить в армии, и на того, кого туда не брали смотрели как-то искоса. Теперь же ситуация изменилась. Молодежь задумывается о том как бы «откосить» от службы,  перспектива “шагать год в стройбате” не вызывает никакого желания и тем более уж удовольствия.

Как вы считаете, по каким причинам юноши не хотят проходить службу в армии?

Как подобная ситуация может отразиться на нашей стране?

В настоящее время идет модернизация Российской армии: улучшаются условия прохождения службы, войска обеспечиваются современным боевым оснащением, четко регулируются внутренние отношения. Армия является школой мужества, профессиональной подготовкой для каждого мужчины, институтом воспитания патриотов. Отправляясь на службу, юноша должен знать, что он защищает свой народ, дом, мать, сестру.

Не только служба в армии является проявлением патриотизма. Человек, который имеет гражданскую позицию и любит свою страну, не должен быть равнодушным к окружающим людям, старшему поколению, людям с ограниченными возможностями, а также мы должны быть толерантными по отношению к различным национальностям, культурам и религиям. Но в настоящее время мы все чаще сталкиваемся с равнодушием, причем не только по отношению к окружающим людям, но и по отношению к своей стране, народу и своему будущему. Почему сейчас происходит такая ситуация? Почему равнодушие захватывает общество?

ответы участников

 XXI век – это век современных технологий, гаджетов, которые заменяют живое общение между людьми, мы все реже встречаемся с друзьями, чтобы поговорить о делах, просто прогуляться. Мы отправляем короткие сообщения в соц. сетях, а эмоции заменяем различными смайлами, общаясь таким способом всё можно получить, не выходя из дома - отсюда замкнутость и равнодушие. Интернет пестрит видео, которое отображает человеческое равнодушие, проявление жестокости. И у нас не возникло никаких проблем в подборе материала для сегодняшнего диспута. Давайте сейчас посмотрим с вами эти примеры, а затем все обсудим

                                            просмотр и обсуждение видео

Какие эмоции вызывает данное видео?

Как бы вы поступили в подобных ситуациях?

Каким образом можно изменить данную ситуацию?

Ведущая: От каждого из вас зависит будущее нашей страны, то какой будет ее развитие, ее народ. Настоящая любовь к Родине не только и не столько выражается словом, сколько подкрепляется конкретными делами. Так что – все в ваших руках.

Слайд

(определение слова «гражданин»)

           

           Слайд

(определение слова «гражданская позиция»)

Видео

(гражданская позиция)

Видео

(равнодушие)

III. Заключительная часть. Рефлексия

Ведущая: Мы сегодня говорили о разных проявлениях гражданской позиции, о качествах, которыми должен обладать гражданин. Мы должны понимать, что от нашего выбора зависит будущее страны. Как вы считаете, все ли гражданские качества вы в себе воспитали? Напишите на листке, какое качество гражданина вы бы хотели в себе еще больше воспитать?

                                         приклеиваем стикеры на ватман

Спасибо, что у вас есть добрая струна отзывчивости, ответственности за будущее родины. Мы уверены, что вы будете достойными гражданами России!

Исп. О.А. Михеева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Твоя жизнь – твой выбор»

Название: «Твоя жизнь – твой выбор» (Родительский всеобуч по профилактике употребления психоактивных веществ детьми и подростками)...

"Индивидуальный план обучения учащегося старшего школьного возраста, находящегося на индивидуально-дифференцированной форме обучения"

Данный индивидуальный план обучения учащегося старшего школьного возраста с умеренной степенью умственной отсталости, находящего на индивидуально-дифференцированной форме обучения, проживающего в усло...

Методическая разработка «Развитие музыкальных способностей учащихся старшего школьного возраста»

Начальный этап обучения игре на фортепиано имеет свои особенности. Прежде всего речь идет о приобщении ребенка к миру музыки, поэтому очень важно заботиться о  воспитании ребенка, что справ...

Интегрированное занятие "Твоя жизнь. Твои возможности. Твой выбор"

Занятие рассчитано на учащихся 8-11 классов. Его лучше проводить с небольшой группой детей, чтобы у каждого ребенка была возможность активно включиться в работу и обсуждения....

Проблемы подготовки учащихся старшего школьного возраста к прохождению военной службы в системе физического воспитания общеобразовательной школы

Базовым фактором определяющим способность гражданина проходить военную службу, является состояние его физического развития и здоровья....

«Психолого-педагогические особенности развития учащихся старшего школьного возраста»

     Эффективность обучения иностранному языку в школе, в большей степени, зависит от того, насколько его методы, формы и приемы ориентированы на возрастные особенности учащихся....

Круглый стол по теме "Твоя жизнь – твой выбор"для учащихся 7–9-х классов

Внеклассное занятие проведено и рамках месячника «Здоровое поколение». Цель занятия: расширять знания учащихся о пагубности вредных привычек;Способствовать формированию знаний о вреде нарк...