Статья «Воспитание экологической культуры обучающихся путем вовлечения в научно-исследовательскую деятельность»
статья на тему

Васильева Яна Валерьевна

В наше время экологическое воспитание ставится если не на первое место, то близко к этому. А происходит это потому, что люди поняли, что если мы не научим наших детей отностится к природе и к планете в целом более гуманно, то в скором времени, нас ждут ужасные изменения...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ctatya_v_staryy_oskol.docx17.18 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание экологической культуры обучающихся путем вовлечения в

научно-исследовательскую деятельность»

Педагог дополнительного образования

Васильева Яна Валерьевна

Муниципального учреждения дополнительного образования

«Вейделевская районная станция юных натуралистов»

п.Вейделевка

Воспитание экологической культуры обучающихся путем вовлечения в научно-исследовательскую деятельность.

«Экология стала самым громким словом на земле, громче войны и стихии. Оно характеризует собой одно и то же понятие вселенской беды, никогда прежде не существовавшей перед человечеством».

Распутин В.Г.

Человек будущего – это личность, живущая в гармонии с природой и самим собой. Любой уровень экологической культуры - это результат нашего воспитания, которое направлено на подготовку подрастающего поколения к жизни в окружающем мире. Без измененного отношения к природе и культуре природопользования, нельзя рассчитывать на положительные изменения в экологии. 

Воспитание экологической культуры обучающихся сегодня, становится одной из главнейших задач, образования и общества. Решение этой проблемы, в первую очередь определяется, если она рассматривается в системе основного и дополнительного образования в целом, а также в прямом участии родителей. В результате экологического воспитания обучающиеся учатся планированию и оцениванию своих действий, контролю своего труда и проявлению творческой активности.

       На данный момент, одной из актуальных методик является исследовательская деятельность. Её целью является создание условий, при которых обучающиеся самостоятельно приобретают знания. В дальнейшем они учатся пользоваться этими, приобретенными знаниями находят пути решения различных задач, как практических так и познавательных. Дети работая каждый раз в разных группах, учатся коммуникативному общению, что позволяет расширять полученные знания, умения и навыки.

Педагогический опыт привел меня к выводу, что наиболее эффективный метод экологического воспитания – это метод научно-исследовательской деятельности . Именно этот метод является основным для работы на занятиях в объединениях.

В работе с обучающимися объединения «Экомир», мы также пользуемся научно-исследовательским методом. Ребята активно участвуют в различных природоохранных акциях и конкурсах. В ходе обучения мы исследовали такие темы как:

«Определение сроков выгонки и цветения одуванчика лекарственного (лат. Radix Taraxaci)» для областной выставки выгоночных цветочно-декоративных растений «Приближая дыхание весны…»;

«Изучение экологического состояния родников п. Вейделевка, п. Зенино,

п. Викторополь Вейделевского района» для конкурса «Юные исследователи окружающей среда»;

«Влияние синего света на рост и сроки цветения рассады перца cладкого сорта «Аленушка» для конкурса «Юннат»;

«Определение содержания тяжелых металлов в водоеме «Кочереженский» для водного конкурса и т.д.

При работе над исследовательскими работами мы пользовались совершенными портативными средствами. В нашем случае это комплекты из учебно-методического комплекса «Экологический практикум» производства ЗАО «Крисмас+». В них входят мини тест-системы для исследования воды, почвы, воздуха, продуктов питания. Обучающимся очень нравиться заниматься на природе с данными инструментами.

Кроме этого обучающиеся объединения «Экомир» очень увлеченно работают над экологическими видеороликами и социальной рекламой. Ребята сами находят темы и способы как лучше преподнести проблемную информацию.

Так только за последний год наши обучающиеся создали такие видеоролики:

«Родникам необходима «скорая помощь»!» для конкурса «Живое серебро Белгородчины»;

«Спасем планету вместе!», посвященный защите озонового слоя и климата Земли

«Человек, оставайся человеком!», видеоролик для «Дни защиты от экологической опасности».

После того как дети самостоятельно ставят цели исследования и находят пути их достижения , они понимают смысл всего происходящего вокруг.

Обучающиеся своими глазами видят экологические проблемы и пытаются их решить. В этом и заключается экологическое воспитание, когда ребенок хочет помочь природе, и делает для этого все что в его силах. Но достичь этого можно лишь с помощью научно-исследовательских методов, а не простого изучения литературных источников.

Таким образом, как показывает практика, исследовательская деятельность реально способствует формированию нового типа обучающегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ «ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА»

Экологическая культура общества – относительно самостоятельная часть общечеловеческой культуры, система общенациональных и общечеловеческих ценностей, выражающая и определяющая характер отношений межд...

Воспитание экологической культуры обучающихся

В работе рассматриваются аспекты экологического воспитания подростков...

Практико-ориентированные и экологические задания как средство развития творческих способностей и воспитания экологической культуры у обучающихся на уроках химии.

Обучение с использованием практико-ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации,так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий выз...

Формирование экологического сознания и воспитание экологической культуры в преподавании географии и во внеклассной деятельности.

В проекте представлены эффективные пути реализации геоэкологического образования через разработку системы в изучении вопросов взаимоотношения общества и окружающей среды в курсе географии средней школ...

Проектная работа "Воспитание добра через сказку у детей с ОВЗ путем вовлечения в проектную деятельность"

Сказка!!! Как много значит это слово человеку, помнящему свое детство. Сразу перед любым читателем встают памятные образы любимых  сказочных героев. Если это золотая рыбка - то она щедро награжда...

Воспитание экологической культуры обучающихся на основе изучения мира птиц.

Только непосредственное наблюдение за природой позволит выработать у детей экологическую жизненную позицию, позволяющую ценить Природу, уважать жизнь во всех её проявлениях; находясь на ответств...

Воспитание экологической культуры у обучающихся с ОВЗ на уроках географии. Модуль «Урочная деятельность»

Воспитание экологической культуры обучающихся с ОВЗна уроках географии, с помощью современных технологий...