Воспитание экологической культуры обучающихся на основе изучения мира птиц.
статья

Ляхова Наталья Владимировна

 Только непосредственное наблюдение за природой позволит выработать у детей экологическую жизненную позицию, позволяющую ценить Природу, уважать жизнь во всех её проявлениях; находясь на ответственных постах и просто в повседневной жизни, чувствовать ответственность и перед Землёй, и перед Человечеством, и перед своей малой Родиной

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание экологической культуры обучающихся на основе изучения мира птиц

        Одной из главных задач современной школы является — научить своих питомцев любить природу. А  - это значит приобщить их  к ней, быть ей не чужим, своим, —  уметь сливаться  с нею, чувствовать себя нераздельною ее частью. Уметь ее наблюдать, понимать, у нее учиться, а ученье это дает пищу не только для ума, но и для души.        Природа  в самом широком смысле слова-мир растений, мир животных, мир неорганический — во всей их гармоничной целостности — с облаками и звездным небом включительно.

        Одним из основных объектом изучения в нашей школе являются птицы.  Так как птицы более, чем какие-либо другие животные, приобщают  ребят к природе и способствуют эстетическому ее восприятию.

        Какие же  особенности привлекают к себе  внимание птиц? А это их многочисленность, подвижность, заметность и способность издавать разнообразные звуки - отличают их как объект изучения от земноводных, пресмыкающихся и млекопитающих, ведущих, как правило, более скрытный образ жизни. На экскурсиях птицы обычно первыми попадаются на глаза. Издаваемые ими крики и песни слышны на расстоянии. Немаловажное значение имеет и яркая окраска многих птиц, а также способность их к разнообразным движениям и полету. В пору размножения птичьи гнезда, яйца и птенцы сравнительно легко могут быть обнаружены и стать предметом обсуждения.

         По географическому положению наше село – Манычское самое северное в Ставропольском крае. А в 21км  от него к северу находится крайняя северная точка Ставропольского края на берегу озера Маныч Гудило.

        Озеро Маныч – Гудило- это один из самых ярких уголков нашей малой Родины . Главным достоянием которого,  является поистине уникальное разнообразие растительного и животного мира. Только здесь можно увидеть обширные  ковры цветущих тюльпанов, звенящие трели жаворонков, льющиеся из бездонной голубизны неба, многотысячные стаи гусей, журавлей, куликов  и других птиц,  ежегодно пролетающих  над  озером.

        Из года в год многие поколения наблюдают бесчисленные стаи пернатых, которые ежегодно скапливаются на островах и берегах озера Маныч.

        Через озеро Маныч-Гудило проходит крупнейшая миграционная трасса птиц в Евразии, соединяющая Западную Сибирь, Таймыр и Казахстан с Черноморским бассейном, Ближним и Западным Востоком, Северной и Восточной Африкой. Здесь расположено одно из самых крупных мест длительных остановок мигрирующих гусеобразных и околоводных птиц в России.

        Именно поэтому, как магистральный путь пролета и место сезонных скоплений водоплавающих и околоводных птиц, озеро Маныч-Гудило внесено в перечень объектов международной Рамсарской конвенции об охране водно-болотных угодий, а для сохранения уникальной природы озера и редких сохранившихся участков коренной степной растительности в 1995 году  был создан Ростовский заповедник. В 1996 году территория калмыцкой части угодья включена в состав биосферного заповедника "Чёрные Земли". В 2010 году был образован на севере, на территории Ставропольского края, ‒ государственный природный заказник краевого значения «Маныч-Гудило».

        Заказник организован в дельте реки Дунды, являющейся одним из ключевых участков для сохранения и восстановления уникального водно-болотного комплекса центральной части озера Маныч–Гудило на территории Ставропольского края. Охраняемые виды: краснозобая казарка, пискулька, розовый и кудрявый пеликаны.

        Проведенные нами орнитологические исследования  показали, что наиболее многочисленной и разнообразной является орнитофауна, приуроченная к околоводным станциям. Самыми представительными видами на данной территории являются чомга Podiceps cristatus, кудрявый пеликан Pelecanus crispus, розовый пеликан Pelecanus onocrotalus, лебедь шипун Cygnus olor, кряква Anas platyrhynchos, серый журавль Grus grus, лысуха Fulica atra, чибис Vanellus vanellus, турухтан Philomachus pugnax, ходулочник Himantopus himantopus, черноголовая чайка Larus melanocephalus, озерная чайка Larus ridibundus, хохотунья Larus cachinans, чеграва Hydroprogne caspia, речная крачка Sterna hyrundo, береговая ласточка Riparia riparia. Менее многочислены черношейная поганка Podiceps nigricollis, большой баклан Phalocrocorax carbo, выпь Botaurus stellaris, малая выпь Ixobrychus minutus, кваква Nycticorax nycticorax, большая белая цапля Egretta alba, малая белая цапля Egretta garzetta, каравайка Plegadis falcinellus, серый гусь Anser anser,  огарь Tadorna ferruginea, пеганка Tadorna tadorna,  , малый зуек Charadrius dubius, большой кроншнеп Numenius arquata, шилоклювка Recurvirostra avosetta, кулик-сорока Haematopus ostralegus, черноголовый хохотун Larus ichtyaetus, малая чайка Larus minutus, филин Bubo bubo, сизоворонка Coracias garullus. 
        
Для степных участков отмечены следующие виды птиц: орлан белохвост Haliaeetus albicilla, полевой лунь Circus cyaneus, курганник Buteo rufinus, канюк Buteo buteo, степной орел Aquila nipalensis, черный коршун Milvus migrans, черный гриф Aegypyus monachus, белоголовый сип Gyps fulvus, кобчик Falco vespertinus, обыкновенная пустельга Falco tinnunculus, серая куропатка Perdix perdix, серый журавль Grus grus, красавка Anthropoides virgo, стрепет Tetrax tetrax, степной жаворонок Melanocorypha calandra. 
        
В населенном пункте и его окрестностях встречаются кольчатые горлицы Streptopelia decaocto обычные, домовый сыч Athene noctua, золотистая щурка Merops apiaster, удод Upupa epops, деревенская ласточка Hirundo rustica, розовый скворец Sturnus roseus.

         Обучающиеся нашего учреждения во внеклассной работе участвуют в массовых  акциях Союза охраны птиц России. Массовые акции по изучению и охране птиц – это серия мероприятий, куда входят и птичьи фестивали, и учеты птиц на пролетах.  Чтобы быть точнее – это международный интернет-проект «Весна идет!», участники которого наблюдали за птицами – вестниками весны, международные «Дни наблюдения птиц». Учеты птиц помогают определить количество пернатых, которое у нас есть, отметить редкие виды птиц, нуждающиеся в охране. Эти мероприятия позволяют неравнодушным  школьникам, любителям природы, быть причастными к охране окружающей среды, повышают экологическую культуру населения.         Например, однажды приняв участие в Днях наблюдения птиц, дети начинают интересоваться миром пернатых, и  с нетерпением ждут следующих акций.

          С  ноября  по  март проводим акцию «Покормите птиц!».  Во время этой акции школьники заготавливают корм, организовывают  регулярные подкормки, изготавливают и развешивают кормушки, участвуют  в агитационно-пропагандистской работе.

         В нашей школе первого апреля проводится праздник «День Птиц». Этому мероприятию предшествует огромная подготовительная работа. Организовывается выставка «Мы ждем тебя, пернатый друг», на которой представляются рисунки, плакаты, поделки из природного материала и птичьи домики. На самом празднике школьникам загадываются загадки, проводятся игры. Среди обучающихся проводится викторина о птицах, а также конкурс на лучшее знание пословиц о пернатых. На празднике звучат песни о птицах, в исполнении учащихся. Дети прослушивают фонограммы с пением различных птиц.

         В школе работает кружок  «Эколог- исследователь». Цель кружка  - естественный интерес к природе, бережное к ней отношение, формирование таких качеств как дружба, коллективизм, личная ответственность за общее дело. Занятия в кружке формирует у детей понятие по разумному использованию, охране и приумножению природных богатств.  Занимаясь в кружке, ребята ведут исследовательскую деятельность по изучению птиц. Результатом является выступление с орнитологическими проектами на олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях краевого и федерального значения.  Обучающиеся выступали со следующими работами: «Взаимодействие между представителями семейства голубиных сизым голубем и кольчатой горлицей», «Зимующие птицы села Манычского и его окрестностей», «Гнездовая фауна птиц села Манычское и его окрестностей», «Питание сов в селе Манычское и его окрестностях», «Размещение и численность грача в селе Манычское и его окрестностей», «Орнитофауна села Манычское и его окрестностей».

         Только непосредственное наблюдение за природой позволит выработать у детей экологическую жизненную позицию, позволяющую ценить Природу, уважать жизнь во всех её проявлениях; находясь на ответственных постах и просто в повседневной жизни, чувствовать ответственность и перед Землёй, и перед Человечеством, и перед своей малой Родиной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры обучающихся

В работе рассматриваются аспекты экологического воспитания подростков...

Практико-ориентированные и экологические задания как средство развития творческих способностей и воспитания экологической культуры у обучающихся на уроках химии.

Обучение с использованием практико-ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации,так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий выз...

Статья «Воспитание экологической культуры обучающихся путем вовлечения в научно-исследовательскую деятельность»

В наше время экологическое воспитание ставится если не на первое место, то близко к этому. А происходит это потому, что люди поняли, что если мы не научим наших детей отностится к природе и к планете ...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Развитие экологической культуры школьников на основе создания МОДЕЛИ ЦЕНТРА нравственно-экологического воспитания детей и подростков «ЭКОС- экологическое содружество»

Рузский район – «жемчужина Подмосковья». Край плодородной земли, зеленых просторов лесов, прозрачных озер и кристально-чистого воздуха.Человек, увы, не всегда живет по законам разума...

Воспитание экологической культуры у обучающихся с ОВЗ на уроках географии. Модуль «Урочная деятельность»

Воспитание экологической культуры обучающихся с ОВЗна уроках географии, с помощью современных технологий...