ЗАНЯТИЕ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСА «ШАХМАТНАЯ АЗБУКА» В 1-М КЛАССЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ПО ТЕМЕ: «ПЕШКА»
статья на тему

СТАТЬЯ В ЖУРНАЛЕ " УЧИТЕЛЬ", N 1, 2018.  ЗАНЯТИЕ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСА «ШАХМАТНАЯ АЗБУКА» В 1-М КЛАССЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ПО ТЕМЕ: «ПЕШКА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_uchitel_l._alvarov_shahmatnaya_azbuka_2_publ.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Алваров Лев Рубенович,

педагог-организатор высшей квалификационной категории, учитель начальных классов МБОУ «Школа № 3 им. И.А. Флерова» г.о. Балашиха, Московская область

Alvarov Lev Rubenovich

educationalist-organizer of higher qualification grade, elementary school teacher of Municipal Budgetary Education Institution “Flyorov School No.3”, urban district Balashikha.

Off-hour activity “Pawn” in the frame of the course “Chess ABC” in the 1st form in accordance with the requirements of Federal State Edicational Standard

ЗАНЯТИЕ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСА «ШАХМАТНАЯ АЗБУКА» В 1-М КЛАССЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ПО ТЕМЕ: «ПЕШКА»

Объем внеурочного времени на тему 2 часа.

Место внеурочного занятия  в теме – 1-е занятие по теме: «Пешка».

        Тип урока: комбинированный – объяснить ход пешки, превращение пешки в фигуру, взятие пешкой, обучение приемам моделирования при игре двумя лагерями пешек в отсутствии других фигур, отработать правила движения пешкой.

        Цель урока: отработка приемов игры пешкой.

Задачи

  1. Обучающие: показать превращение пешки в фигуру и выбор правильного взятия пешкой нужной фигуры; отработать правила движения пешкой.
  2. Развивающие: развивать навыки грамотной шахматной речи,  самостоятельной работы обучающихся и работы в парах, умения строить алгоритм своих действий в соответствии с предложенным алгоритмом движения пешки. Продолжать развитие навыков работы с дидактическим материалом и учебником.

3)  Воспитательные: прививать интерес к занятию и шахматам в целом;

     воспитывать умения грамотно высказывать и отстаивать правильность своего

     решения; формировать коммуникативную и социальную компетентности

     обучающихся; содействовать поднятию эмоционального настроя; формировать

     гражданскую позицию в рамках патриотического воспитания.

Воспитывать  усидчивость, настойчивость и упорство, силу воли, внимание, умения преодолевать трудности. Способствовать развитию навыков культурного поведения, умению с достоинством себя держать, уважать соперника.

Планируемые результаты

  1. Личностные: развитие умения ясно, точно и по - шахматному грамотно выражать свои мысли; формирование самооценки на основе результата деятельности, эмпатии как понимания чувств одноклассников и сопереживание им, приобретение навыков сотрудничества, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, формирование внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе.
  2. Предметные: освоение умения ходить пешкой в соответствии с предложенным алгоритмом движения и конечным результатом.
  3. Метапредметные коммуникативные: проявление активности во взаимодействии при игре в команде и в парах, формирование собственного мнения и позиции, умения задавать вопросы, слушать преподавателя и своих одноклассников, правильно формулировать свои высказывания, адекватно оценивать свое поведение и осуществлять контроль за своим состоянием как при выигрыше, так и при отрицательном завершении партии; формирование умения оказывать сотрудничество и взаимопомощь.

Способы контроля за результатами: контроль осуществляется через само- и взаимоконтроль учеников и учителя.

Основные виды деятельности обучающихся на занятии: работа в паре, работа в группе, самостоятельная работа.

Основной уровень активности: воспроизводящая, интегрирующая  и эмоциональная активность.

Основные методы и технологии, используемые на занятии: эвристическая беседа, сочетание репродуктивную и проблемной форм обучения, приемы частично-поискового метода, групповая, парная и индивидуальная работа.

Ресурсы урока: школьная доска, компьютер, экран, проектор; демонстрационная настенная шахматная доска с магнитными фигурками;  комплекты шахматных фигурок с досками;  дидактический материал;  вырезанные из блестящего материала шахматные фигурки для рефлексии.

Литература, используемая учителем: Костенюк А.К., Костенюк Н.П. Как научить шахматам: [дошкольный шахматный учебник] / А.К. Костенюк, Н.П. Костенюк. – М. : «RUSSIAN CHESS HOUSE», 2009. – 144с.

Технологическая карта внеурочного занятия

ЭТАП I. Мотивация к учебной деятельности и постановка целей урока

Деятельность учителя: приветствие, проверка готовности к занятию, команда на исполнение шахматного гимна (Гимн «Пешки - крепкие орешки» Муз. Г.А.Струве, сл. Крючкова), организация внимания детей. Слайд №1: «Высказывание Ф. Филидора: «Пешки – душа шахмат». Слайд №2: «Шахматные диаграммы:  пешка и две фигуры (какую фигуру следует взять); две пешки разного цвета на смежных вертикалях  (кто победит?), два лагеря пешек в начальной позиции без остальных фигур (кто первый проведет  пешки в ферзи?)».

Деятельность обучающихся (осуществляется через действие): обучающиеся формулируют цель и определяют задачи урока, исполняют три куплета шахматного гимна.

УУД (название, вид). Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности, формирование навыков совместного исполнения гимна. Личностные: мотивация учения.

ЭТАП II. Актуализация знаний и фиксирование затруднений

Деятельность учителя: организация работы детей в парах за шахматными досками и объявления конкурса на снятие фигур «на скорость», объяснение и показ как ходят пешки, как бьют, как превращаются в фигуру.

Деятельность обучающихся (осуществляется через действие): дети на скорость снимают фигуры начальной позиции с шахматных досок и выбегают к учительскому столу с громким объявлением своего номера в проводимом соревновании, участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.

УУД. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества  с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности. Личностные: мотивация своей учебной деятельности.

ЭТАП III. Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из ситуации

Деятельность учителя: объяснение и показ как ходят пешки, как бьют, как превращаются в фигуру, организация работы детей в парах.

Задание №1. «Цепочка» - белая пешка должна побить все черные фигуры, «съев» в каждом ходе по фигуре.

Задание №2. Игра в паре. На демонстрационной доске устанавливается одна из позиций, которую необходимо разыграть. Право первого хода поочередно меняется: ходят то белые фигуры, то - черные. Выигрывает соперник, побивший пешку противника.

Задание №3. Игра на смекалку: как добраться до пешки; какую фигуру побить.

Деятельность обучающихся: выполняют задания на шахматных досках в парах, (по желанию) выходят к демонстрационной доске для непосредственной практики.

УУД. Личностные: самоопределение. Регулятивные: формирование умений ставить личные цели своей деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты. Коммуникативные: умение вступать в диалог.

ЭТАП IV. Реализация моделирования движения пешки

Деятельность учителя: организация игры в парах через задание.

Задание. Из начальной позиции пешек провести пешки в ферзи. Выигрывает тот, кто первым поставит ферзя.

Деятельность обучающихся: выполняют задание на шахматных досках.

УУД. Личностные: самоопределение. Регулятивные: формирование умений ставить личные цели своей деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты, контроль полученного результата. Коммуникативные: умение вступать в диалог, слушать и понимать речь других.

ЭТАП V. Смена деятельности

Деятельность учителя: сменить деятельность, снять эмоциональную нагрузку через организацию конкурса на складывание фигурок назад в шахматные доски.

Деятельность обучающихся: дети на скорость складывают фигуры в шахматные доски и выбегают к учительскому столу с громким объявлением своего номера в соревновании.

ЭТАП VI. Рефлексия учебной  деятельности

Деятельность учителя: отмечает лучших, подводит итоги работы пар и класса в целом. Раздает цветные фигурки с вопросами на них: 1) Какая на занятии была тема? 2) Что ты дома расскажешь о сегодняшнем занятии? 3) Что тебе больше всего понравилось на занятии? 4) Чему ты сегодня научился  на занятии?

Деятельность обучающихся. Обучающиеся подводят итоги занятия, отвечают на вопросы.

УУД. Регулятивные: оценивание собственной деятельности на занятии.

ЭТАП VII. Задание работы для выполнения дома

        Деятельность учителя. Ставит задачу отработки моделирования прохождения пешки в ферзи из начального положения пешек в отсутствии других фигур под контролем родителей.

        Деятельность обучающихся. Обучающиеся воспринимают на слух домашнее задание.

Примечание. Этапы смены деятельности, заключающиеся в раскладывании на скорость фигурок начальной позиции или  снятии их с доски с выбеганием обучающихся к  столу учителя, можно проводить до трех раз за одно занятие, что придаст азарта и поднимет настроение обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС по теме «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ»

Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе и направлена на развитие речи учащихся. Это первый урок из двух по календарно-тематическому планированию. Преду...

Методическая разработка урока по биологии для 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Строение клетки»

Методическая разработка урока по биологии для 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС по теме "Строение клетки"...

Разработка урока географии в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС по теме: "Путешествие по Северной Америке»

Америка - волшебный материк, Как много интересного он в себе таит: На востоке – равнины, на западе – горы, Есть там реки, моря и озёра. Есть туманы, дожди и снега, На се...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 5 КЛАССА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурда (М.: Мнемозина).В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений...

ЗАНЯТИЕ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСА «ШАХМАТНАЯ АЗБУКА» В 1-М КЛАССЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ПО ТЕМЕ: «МАТ КОНЕМ В ОДИН ХОД»

СТАТЬЯ В ЖУРНАЛЕ " УЧИТЕЛЬ", N 2, 2018.  ЗАНЯТИЕ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСА «ШАХМАТНАЯ АЗБУКА» В 1-М КЛАССЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ПО ТЕМЕ: «МА...

Программа внеурочной деятельности «Русский язык и культура речи» в 9 классе в соответствии с требованием ФГОС ООО

Программа  подготовлена с учетом требований Федерального государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования,  санитарно-эпидемиологичес...

Республиканский методический конкурс для учителей географии по теме: «Реализация требований ФГОС в географическом образовании» Направление: Современный урок географии с в соответствии с требованиями ФГОС СОО Тема урока: Дальний Восток

Тема урока: Дальний ВостокТехнология:личностно ориентированная, проблемно исследовательская, информационнокоммуник ационная, групповая работа , кейс технологииЦели урока:• Активизировать познават...