"Профилактика правонарушений и преступлений, через вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность и организацию содержательного досуга".
методическая разработка (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Чумаченко Ирина Борисовна

Занятие разработано в рамках работы с детьми, требующими особой заботы, с детьми группы социального риска.В разработке описано совместное занятие родителей и детей лепкой из глины. Предлагается слепить колокольчик-оберег своей семьи. Для достижения оптимальных результатов используется применение таких художественных средств и материалов, как глина; продуктивные формы работы с детьми и родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План-конспект занятия775.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества»

Мучкапского района

Тамбовской области

Номинация «Методическая разработка по реализации инновационных технологий в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Методическая разработка занятия

«Профилактика правонарушений и преступлений, через включение  обучающихся во внеурочную деятельность и организацию содержательного досуга».

Разработал: педагог дополнительного образования

Чумаченко Ирина Борисовна

Мучкап  2018

Содержание

1.Аннотация………………………………………………………..  3

2.Пояснительная записка………………………………………….  4

3. Разработка занятия……………………………………………… 6

4. Приложение 1. Анкета для родителей…………………………  13

5. Приложение 2. Анкета для учащихся…………………………..14 6.Рекомендуемая литература………………………………………15

Аннотация.

Данная  методическая разработка занятия составлена в рамках работы  с детьми, требующими особой заботы, детьми группы социального риска.  В разработке описано совместное занятие родителей и детей лепкой из глины. Предлагается слепить колокольчик-оберег своей семьи.

Обозначена актуальная проблема, это вовлечение  подростков в творческую деятельность во внеурочное время и их развитие в совместном творчестве с родителями. Творческая деятельность является мощным воспитательным фактором и позволяет создать оптимальные условия не только для развития творческих способностей детей, но и способствует организовать досуг  ребят так, чтобы у них не оставалось ни времени, ни желания на совершение правонарушений. 

Для достижения оптимальных результатов обучения педагогом используется применение таких художественных средств и материалов, как глина; продуктивные формы работы с детьми и их родителями, апробированные и внедрённые педагогом на базе МОП «Подросток и общество» МБОУДО «Дом детского творчества р.п. Мучкапский». 

Занятие рассчитано для детей подросткового возраста (10-15 лет), как испытывающих различные психолого-педагогические трудности, так и для любых детей, а также их родителей. Разработка может быть использована для проведения совместных занятий родителей с детьми во внеурочной деятельности или  на уроках технологии. Лепка из глины  интересна и доступна для детей любого возраста.

Предназначено педагогам дополнительного образования, учителям, организаторам внеклассной работы, родителям.

Пояснительная записка

Проблема детско-родительских отношений во все времена была актуальной. Ребенок с рождения нуждается в постоянном педагогическом сопровождении взрослых на пути нравственного, умственного, физического и профессионального развития. Отсутствие сопровождения или ненадлежащее сопровождение со стороны взрослых в форме воспитательного воздействия неизбежно трансформируется в детскую беспризорность и безнадзорность, являющихся основой для формирования правонарушающего поведения несовершеннолетних.

 Профилактика правонарушений и преступлений становится наиболее актуальной, т.к. появилось немало подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся не только дети из так называемых «малоимущих» семей, бюджет которых не позволяет организовать полноценный отдых и питание, но и дети из вполне обеспеченных семей, родители которых, просто не находят времени на общение со своими детьми, в результате чего они, как правило, предоставлены сами себе. Все это ведет к росту правонарушений среди подростков.

Правонарушения в основном совершаются во внеурочное время, поэтому особое внимание уделяется развитию системы дополнительного образования и созданию таких условий, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребенка, где ему хорошо и интересно. Привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях и вовлечение несовершеннолетних во внеурочную социально значимую деятельность - является одной из основных задач работы МОП «Подросток и общество». В рамках  программы «Не оступись!» разработаны такие мероприятия, как организация совместных занятий, праздников, конкурсов, выставок совместного творчества детей и родителей, которые способствуют развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости за полученные результаты. Знания и опыт, приобретенные на внеурочных занятиях, совместных занятиях  дети используют при трудоустройстве  в летнее время на базе Дома детского творчества. Здесь ребята под руководством педагога занимаются изготовлением сувениров из глины, которые имеют потребительскую стоимость, что воспитывает у детей ответственность за качество своей работы и помогает подросткам осознать себя нужным, значимым. Это является не только актуальным направлением на сегодняшний день, но и может служить предпрофессиональной подготовкой.

В данной разработке описано одно из совместных занятий родителей и детей, где предлагается слепить колокольчик-оберег своей семьи.

Лепка глиняных игрушек – увлекательное и очень интересное занятие, она раскрывает творческий потенциал ребенка, развивают его интеллект, способствует профессиональному определению. Простой  доступный  материал, как глина, несложные  приемы  лепки  на  базе простых форм,  позволяют  создать  самые  разнообразные  игрушки,  сувениры, которые  могут  быть  использованы как для  украшения  интерьера, так и для подарка.

Планируемые результаты:

-Мотивация, идущая от самих учащихся включиться во внеурочную деятельность;

-выявление профессиональных намерений подростков, способностей и склонностей;

- привлечение родителей к участию в совместном творчестве;

-сформировать доверительные, партнерские отношения между педагогом, детьми  и их родителями.

Тема: «Профилактика правонарушений и преступлений, через включение всех учащихся во внеурочную деятельность и организацию содержательного досуга детей».

Цель: Создание условий для профилактики правонарушений и преступлений, через включение всех учащихся во внеурочную деятельность и организацию содержательного досуга детей.

Задачи:

 - создать положительный эмоциональный настрой;

 -помочь выявить  способности и склонности детей;

-помочь организовать совместный досуг детей и родителей;

- формировать стремление у родителей к налаживанию  партнерских отношений  с детьми;

-укрепление воспитательной функции семьи, формирование активной педагогической позиции родителей.

Необходимые материалы: природная глина, влажные тканевые салфетки, стеки, акварельные краски, кисти.

Методическое обеспечение: слайдовая презентация, разработка занятия, образцы колокольчиков.

Ход занятия.

I. Организационный этап.

Введение в тему. Налаживание эмоционального контакта.

Педагог: Что бы нам лучше познакомиться, предлагаю каждому родителю и ребенку заполнить небольшую анкету (приложение 1, 2).

Педагог: теперь попрошу обменяться анкетами и посмотреть, сходятся ли ваши взгляды? Хорошо ли вы знаете друг друга?

Ответы родителей и детей: слушаю ответы, анализирую, и делаем совместные выводы (какие взаимоотношения в семьях, занимаются ли родители вместе с детьми какими – либо делами, кроме домашних; существует ли взаимопонимание между детьми и родителями).

Педагог: Многие дела можно делать вместе со своими детьми, решать вместе какие-то проблемы. Пусть дети будут в курсе  ваших трудностей. Поверьте, если вы им будете доверять, они всегда придут вам на помощь. Пусть это у них не совсем получается, но это неглавное. Главное – стремление. Но мы порой обрываем рвение ребенка словами – «Не трогай, не твое дело». Эти фразы постепенно отбивают всю охоту помогать Вам. Поэтому следите за своими фразами, они могут отстранить ребенка от вас.

Старайтесь чаще проводить время с вашими детьми, интересоваться их делами, а помогут вам в этом совместные дела, например: изготовление поделок своими руками. Это может быть и лепка, и рисование, и подготовка  подарка, причем из любых материалов.

Педагог: Из анкет стало ясно, что не только на совместное творчество нет времени, но и вообще на занятия творчеством нет времени. Как вы думаете, чем творчество может быть полезно для ваших отношений?        

 Ответы родителей и детей: слушаю ответы и акцентирую внимание на следующих ответах:

-Приятное времяпрепровождение (хорошая альтернатива компьютерным играм, пустому времяпровождению, не останется время на «плохое»).

-Помогает узнать и понять друг друга.

- Совместная деятельность очень сближает и развивает обоих участников.
- Когда рядом родители и включены в процесс вместе с ребенком, он чувствует, что он нужен, что его любят,  его ценят!
- Творчество – хороший способ воспитывать в ребенке черту характера – доводить дело до конца.

Педагог: (подводит итог) Эта работа вас сплотит. Она доставит массу положительных эмоций. Наблюдая за родителем в творческом процессе, помогая, посильно, в этом деле, дети учатся тому, чему не научишь словами. Пока дети ходят в детский сад или в школу мама часто успокаивается: «В садике (в школе) они занимаются с воспитателем». Поэтому не стремятся что-то изготовлять вместе. А когда дети уже 10-15 лет, то родители зачастую думают, что дети уже выросли и сами смогут себя чем-нибудь занять. Но это не правильно, вы даже себе не представляете, насколько важна для ребенка любого возраста совместная работа, например, рисование или изготовление поделки. В будущем, будет, о чем вспомнить. Поэтому, когда вы рисуете вместе или выполняете поделку – не выбрасывайте работы. Сохраните их на память. На своем примере могу сказать, как приятно потом через энное количество времени, когда дети уже взрослые, приезжая домой просматривают свои работы, сделанные вместе, вспоминают те тихие, уютные вечера, проведенные со своими родителями.

II. Объяснение практической части работы с использованием слайдовой презентации о колокольчиках и этапах изготовления)

Мы с вами будем лепить колокольчик из глины. Лепка глиняных игрушек – увлекательное и очень интересное занятие, она раскрывает творческий потенциал, развивает интеллект, логическое мышление. Простой  доступный  материал, как глина, несложные  приемы  лепки  на  базе простых форм,  позволяют  создать  самые  разнообразные  игрушки,  которые  могут  быть  использованы как для  украшения  интерьера, так и для подарка.

В старину на Руси главной забавой детишек были глиняные игрушки, из этого самого простого и доступного материала, изготавливались невероятно причудливые колокольчики, мелодичные свистульки, обаятельные зверушки. Эти предметы помимо развлекательной роли служили также оберегами — защищали от злых духов и разного рода напастей. Глиняные колокольчики отлично звучат, существовало поверье, что с помощью звона колокольчика  отпугивали злых духов. Бывают различные по размерам и формам колокольчики: простые и оригинальные, иногда встречаются редкие колокольчики, приобрести такие для себя — мечта каждого коллекционера. Наш колокольчик будет особенным, так как  станет визитной карточкой, можно сказать главным оберегом вашей семьи и  будет хорошим напоминанием о начале вашего творческого союза.

Как же получали такую изысканную красоту? Вообще при изготовлении колокольчиков используются несколько технологий: гончарном круге;

на болванке; способом шликерного литья (с использованием жидких керамических масел).

Оригинальность достигается методом художественной росписи и декорирования. Чтобы создать действительно неповторимый колокольчик, колокольчик-оберег вашей семьи, нужно вложить в него частичку своей души, теплоты и радости. Такая вещь обязательно принесет вам счастье и удачу.

III. Практическая часть.

Прежде, чем приступить к лепке, давайте помнем глину,  покатаем, повытягиваем из нее какие либо формы, чтобы почувствовать глину и передать ей наше хорошее настроение.

1. Скатаем глину в шар.

мастер класс по лепке

2. Затем  катаем одну сторону шара, формируя конус с округлой вершиной. 

D:\2 Все фотографии\фото с телефона 2017гНовая папка (2)\IMG_20171015_112128.jpg

3. У глиняного конуса со стороны основания палочкой намечаем середину и осторожно, примерно дополовины,  протыкаем и катаем по подкладной  доске или ткани до образования конусообразного отверстия.

D:\2 Все фотографии\фото с телефона 2017гНовая папка (2)\IMG_20171015_112206.jpgD:\2 Все фотографии\фото с телефона 2017гНовая папка (2)\IMG_20171015_112756.jpg

4. Выравниваем толщину наших стеночек, что бы они были везде одной толщины. Ставим конус отверстием вниз и  заглаживаем все неровности снаружи с помощью пальцев, при необходимости смачивая их в воде.

D:\2 Все фотографии\фото с телефона 2017гНовая папка (2)\IMG_20171015_113909.jpg

5.Тело колокольчика готово, необходимо включить фантазию и украсить колокольчик налепами (шарики, лепешечки, колбаски, жгутики и т.д.), превращая его в свое авторской изделие, свой семейный оберег, вложив в него свои самые заветные желания. Обсудите между собой, как вы будете оформлять изделие, помогайте друг другу по мере необходимости. (очень важный момент в общении между детьми и родителями, здесь и умение выслушать, договориться, пойти на компромисс, и пр.) 

D:\2 Все фотографии\фото с телефона 2017гНовая папка (2)\IMG_20180121_205045.jpgD:\2 Все фотографии\фото с телефона 2017гНовая папка (2)\IMG_20180121_205130.jpg                                                                           

6. И последний штрих - делаем язычок или било нашего колокольчика: скатываем из небольшого кусочка глины шарик и зубочисткой проделываем в нем отверстие, так же делаем отверстие в верхней части колокольчика. Сушим изделие, и если нет печи для обжига, то можно загрунтовать поделку белой гуашью, раскрасить акварельными или гуашевыми красками, покрыть лаком.

IV Подведение итогов: Можно вновь завести разговор о семье, общечеловеческих ценностях. Пусть каждая семья продемонстрирует свой колокольчик и расскажет о  нем, загадает желания для своей семьи.

Педагог:  расскажите о своих колокольчиках? Какие семейные ценности вам удалось в них заложить?

(Ответы детей и родителей, выставка, полученных колокольчиков).

- Посмотрите еще раз свои анкеты. Что  вам захотелось  изменить в ваших отношениях? У вас появилось желание устраивать совместные творческие посиделки, придумывать, творить, общаться?

-Поощряйте своих детей заниматься творчеством, получайте от творчества удовольствие и радуйтесь вашим общим успехам!

-Разрешайте детям  поучаствовать в том, что вы делаете, и вы увидите, что ваши отношения становятся более доверительными, ребенок становится более организованным, спокойным, творческим и чаще бывает дома! 

Рекомендации: При объяснении нового материала необходимо продемонстрировать образцы колокольчиков. Во время работы помогать всем, испытывающим затруднения в работе, а так же обращать внимание на типичные ошибки и показывать варианты их исправления.

В конце занятия необходимо организовать выставку  поделок, чтобы каждый смог оценить работы других и сделать для себя определенные выводы. Принято после каждого занятия давать с собой технологическую карту выполнения поделки, для того, чтобы дома всей семьей можно было заняться творчеством. Такое совместное творчество, без сомнения, укрепит семью, придаст неповторимое очарование совместному досугу, даст ощущение защищенности и позволит украсить дом трогательными сувенирами, исполненными таинственности и скрытого смысла известного только членам вашей семьи.  

Вывод: Вовлекая родителей в учебно-воспитательный процесс, в семьях  воспитанников формируются общие интересы, значит, повышается педагогический потенциал семьи. Результатом педагогически направленного общения родителей и руководителя становятся сходные взгляды на процесс развития ребенка, а так же единые подходы к его воспитанию.

По итогам работы за 2016-2017г.  нашей площадки получены положительные отзывы от родителей, учителей и несовершеннолетних подростков о необходимости и полезности мероприятий программы для реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Приложение 1

Анкета для родителей.

1.Участвуют ли ваши дети в решении семейных вопросов (да, нет, иногда, не считаем нужным, мы сами способны все решить)?

2.Бывают ли случаи, когда Вы не знаете, где находится Ваш ребенок (нет, бывает, иногда, нет времени следить за этим)?

3.Как вы поддерживаете у своих детей хорошие стремления? (хвалю, даю деньги, не замечаю, обращаю внимание на хорошее)

4.Согласованы ли у Вас в семье требования взрослых к детям?  (Да, нет, не всегда)

5.Знаете ли вы друзей своих детей? (Да, нет, не всех)

6. Чем занимаются Ваши дети в свободное от уроков время? (помогают по дому, смотрят телевизор, читают, занимаются в кружках, не знаю, общаются с друзьями)

7.Имеют ли Ваши дети постоянные обязанности по дому?  (Да, нет, не всегда, не все)

8. Какими делами вы занимаетесь вместе с детьми? (домашние дела, походы, спорт, творчество, другое)

9.Какие отношения у Вас в семье между родителями и детьми? (Ровные, спокойные, требовательные, не терпящие возражения)

Приложение 2

Анкета для учащихся

1. Участвуете ли вы в решении семейных вопросов? (да, нет, иногда)

2.Можете ли вы доверить кому- либо из родителей свою тайну? (нет, бывает, иногда)

3. Поддерживают ли Вас родители в  хороших стремлениях? (хвалят, дают деньги, не замечают)

4. Согласны ли Вы с требованиями своих родителей? (Да, нет, не всегда)

5. Знают ли родители Ваших друзей? (Да, нет, не всех)

 6.Чем Вы занимаетесь в свободное от уроков время? (помогаете по дому, смотрите телевизор, занимаетесь в кружках, читаете, общаетесь с друзьями)

7.Имеете ли Вы  постоянные обязанности по дому?  (Да, нет, не всегда)

8. Какими делами вы занимаетесь вместе с родителями? (домашние дела, походы, спорт, творчество, другое)

9.Какие отношения у Вас в семье между родителями и детьми? (Ровные, спокойные, требовательные, не терпящие возражения)

Рекомендуемая литература

1.Вилен  Гарбузов  Нервные  и  трудные  дети.  -  Санкт-Петербург:  Астрель,  2006.

2.Захаров  А.И.   Как  предупредить  отклонения  в  поведении  детей.  -  М.-Просвещение,  1993.

3.Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ДОСУГА МЕЖДУ ВЗРОСЛЫМ И РЕБЕНКОМ ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Актуальность данной работы определяется требованиями современной ситуации в развитии общества и образования. Если раньше, чтобы быть социально успешным человеком, достаточно было быть хорошим исполнит...

Развитие коммуникативной компетенции через вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность

Интернационализм в дополнительном и обязательном образовании....

Статья "Досуговая деятельность, как средство профилактики правонарушений и преступлений среди подростков"

Статья о правильном формировании досуговой деятельности подростков, а также о положительном влиянии организованного досуга на профилактику правонарушений и преступлений....

Проект: «Профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних, возникающих на почве национального, религиозного экстремизма и ксенофобии через единство нравственных ценностей».

Подрастающее поколение России является самой незащищённой категорией  населения,  оказавшейся в своеобразном ценностном и духовном вакууме. Наблюдаются факты дезорганизации подрастающего пок...

Профилактика правонарушений и преступлений посредством военно-патриотического воспитания, вовлечения несовершеннолетних в волонтёрское движение

Профилактика правонарушений и преступлений посредством военно-патриотического воспитания, вовлечения несовершеннолетних в волонтёрское движение...