Доклад "Внеурочная проектная деятельность в 6 классе "Уроки православия"
статья (6 класс) на тему

Борьянова Ольга Алексеевна

Одним из значимых методов в организации внеурочной деятельности является метод проектов. Проектная деятельность как особая форма учебной работы способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В России в настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника. Современный ребенок находится в беспредельном информационном пространстве. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.

Возникает необходимость постановки новых стратегических задач в организации воспитательной работы в условиях общего образования.

Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в среднем звене.Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС ООО, следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающих в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающиеся не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Одним из значимых методов в организации внеурочной деятельности является метод проектов. Метод проектов – не новое явление в педагогике. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного  выбора.

В 6 классе я взяла внеурочную деятельность «Уроки православия»

Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; программа определяет цели, планируемые результаты, содержание и организацию процесса формирования универсальных учебных действий через проектную деятельность.

Актуальность курса. Проектная деятельность как особая форма учебной работы способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. В ходе реализации исходного замысла на практическом уровне учащиеся овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения. С помощью проектной деятельности может быть существенно снижена школьная тревожность. Проектная деятельность способствует развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я - концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации её результатов), развитию информационной компетентности.

Разнообразие тем проектов позволяет сформировать как предметные, так и метапредметные универсальные учебные действия. А вся работа над проектом формирует регулятивные умения.

В своей внеурочной проектной деятельности яучу детей самостоятельному достижению намеченной цели, формирую умение работать с информацией, находить источники, из которых ее можно почерпнуть. Совместно с детьми проводим исследования по заданной теме, передаем и презентуем полученные знания и опыт на уроке.  Тем самым формируются навыки совместной работы и делового общения в группе. Средняя ступень школьного образования является исключительно благоприятным периодом для развития коммуникативных способностей и сотрудничества, для вхождения в проектную деятельность.При этом изменяется роль учителя — из простого транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы с обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.

Проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми группами одноклассников, учителей. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.

Успех обучения на моих занятиях во многом зависит от внутренней активности учащихся, от характера их деятельности, от степени самостоятельности, творчества и активности учителя и ученика, интереса.

Каким образом мы строим свою работу над проектом.

Во-первых строим этапы работы над проектом:

- предпроект (детям сообщаю тему занятия. Рассказываю материал и подвожу детей к тому, что необходимо расширить знания в той или иной области. Они в свою очередь высказывают пожелания, задают вопросы);

- этап планирования работы над проектом (с детьми разрабатываем вопросы, которые возникли при рассмотрении темы, формулируем темы проекта для групп.Определяем временные рамки, обсуждаем варианты оформления работы);

В ходе планирования педагог лишь изредка вносит коррективы в ход дискуссии по планированию проектной деятельности. Очень важно максимально предоставить инициативу учащимся, оставив себе роль консультанта и помощника.

- аналитический этап;

Аналитический этап: исследовательская работа учащихся и самостоятельное получение новых знаний; уточнение намеченных цели и задач; поиск и сбор информации через собственные знания и опыт учащихся; обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, приглашенными консультантами и т.д.); изучение специальной литературы, привлечение материалов средств массовой информации, Интернета. Следует отметить, что основной задачей аналитического этапа являются самостоятельное проведение учащимися исследования, самостоятельное получение и анализ информации. Педагог при этом следит за ходом исследования, его соответствием цели и задачам проекта, оказывает группам необходимую помощь, не допуская пассивности отдельных участников. В его задачу также входят корректировка деятельности групп и отдельных участников и помощь в обобщении промежуточных результатов для подведения итогов в конце этапа.

- этап обобщения (Этап обобщения: систематизация, структурирование полученной информации и интеграция полученных знаний; построение общей логической схемы выводов для  подведения итогов (в виде рефератов, докладов, конференций, видеофильмов, стенгазет, журналов, презентации и т.д.). Задача педагога на этом этапе — предоставить учащимся максимальную самостоятельность и помочь проявить творческую активность в выборе форм представления результатов проекта);

- презентация полученных результатов.

Например: в 6 классе мы работаем над проектом «Храмы России».В начале я рассказала детям о художественной культуре России, которая проявляется в архитектурном ансамбле православных храмах. Предложила игру –путешествие по знаменитым храмам России. Подвела детей к тому, что мы можем стать гидами, вести экскурсии по различным знаменитым местам Росси, но нам необходимо разработать интересную программу.

С детьми выбрали темы для нашего  проекта: «Прообраз первого храма», «Самый первый храм построенный на Руси», «Самый первый храм г. Курска», «Архитектурные особенности храма», «Формы, виды, цветовые особенности храмовых построек», «Внутренне устроение храма» и т.д. Работа над нашим проектом продолжается. Борисенко Дмитрий пожелал работать один по данному проекту, выбрал тему «Самый первый храм г. Курска». Он уже ее передал. Многие дети 6 класса принесли свои под-проекты, но в них много недоработок, над которыми мы с ними поработали. Фалалеева Анна выбрала уже итоги нашего проекта, объединила всю информацию в одну презентацию. Я попросила поработать над одним из вопросов более конкретно. Что будет дальше посмотрим. Ведь мотивацией нашего проекта я дума, что будет экскурсионная поездка в Курск.

В прошлом 2016-2017 учебном году я проводила данную внеурочную деятельность в 6 «А», 6 «Б» классах. И поработали мы над проектом «Курск православный». Что в этом проекте особенного? Я показала детям ленту времени города Курска, где были представлены храмы, построенные в хронологическом порядке. Так вот проблему, которые мы с детьми поставили в данном проекте – это является ли город Курск православным? Так же с детьми разработали вопросы: «Количество проживающих национальностей в городе», «Статистические данные вероисповеданий среди населения города», «Храмы, церковные построения в современном Курске». И в конце, когда уже была собрана информация по данному проекту, мы смогли ответить на вопрос «Является ли Курск православным?». По нашим данным – да!

    Опыт проведения занятий по «Основам православной культуры» показывает, что эти занятия способствуют установлению духовной, творческой атмосферы в классе, собственному духовному совершенствованию учителя, учащихся и их родителей, развитию совести и высоконравственной гражданской позиции детей, воспитанию у них благоразумных стремлений к добродетелям и любви к своей Родине, родному краю, Отчизне.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет на тему: Основы проектной деятельности. Мотивация проектной деятельности педагога.

Проект:(от лат. ргоуесtuз— двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:l1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;l2)  предварительны...

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...

сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение), как условие развития исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности»

В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других уч...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...

Программа по внеурочной проектной деятельности "Уроки православия" для 6-7 классов

Данная программа является логическим продолжением ОРКСЭ и ОДНКНР в направлении православной культуры. Программа определяет цели, планируемые результаты, содержание и организацию процесса формиров...

Урок и проектная деятельность учащихся с позиций культурно-исторического подхода Л. С. Выготского (методика применения технологии развития проектной культуры на уроке и в проектной деятельности учащихся)

В пособии с учётом культурно-исторического обоснования излагается содержание и методология развития проектной деятельности (технология развития проектной культуры); представлена методика применения те...