Методическая разработка «Двухголосное пение в младшем хоре»
методическая разработка по теме

Смекаленкова Татьяна Александровна

Проблема многоголосного пения в детском хоре является одной из основных при обучении хоровому пению. Нестройное звучание  партий и плохой ансамбль в хоре не приносит слушателям и самим исполнителям эстетического удовлетворения. Главная причина заключается в том, что отсутствует предварительная работа по подготовке слуха хористов  к восприятию многоголосия. В работе мы постараемся исследовать тему :"Двухголосное пение в младшем хоре".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon met.razrab.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУ ДО ЦВР Калининского района Санкт-Петербурга

«Академический»

Методическая разработка

«Двухголосное пение в младшем  хоре»

Работу выполнил:

преподаватель

высшей квалификационной категории

Смекаленкова Татьяна Александровна

2018 г.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1.Теоретические  аспекты хорового пения в школе………………………..5

Глава 2. Традиционные формы и методы работы над двухголосием в детском хоре…………………………………………………………………………………. 16

Заключение………………………………………………………………………….28

Список литературы…………………………………………………………………29

                                                           Введение

Проблема многоголосного пения в детском хоре является одной из основных при обучении хоровому пению. Довольно часто  на концертах приходится слышать фальшивое пение детского хора многоголосных произведений как, а  cappella,  так и с сопровождением фортепиано. Нестройное   звучание партий и плохой ансамбль в хоре не приносит слушателям, ни самим исполнителям эстетического удовлетворения, а формальное отношение к звучащему многоголосию ни как не способствует дальнейшему росту и развитию хорового коллектива. Главная причина подобного непрофессионального пения заключается в отсутствии предварительной работы по подготовке слуха хористов к восприятию многоголосия и неправильном подходе к выучиванию таких произведений. Данная проблема  определила тему нашего исследования: «Двухголосное пение в  младшем хоре».

Объект исследования: процесс формирования навыков двухголосного пения в младшем хоре.

Предмет исследования: содержание и способы работы над двухголосием  в младшем хоре.

Цель исследования: определить основные направления и способы работы над двухголосием в младшем хоре.

Задачи исследования:

1. Определить значение понятий «детский хор»,  «двухголосное пение»;

2. Выявить общие методические подходы к работе над двухголосием в хоровом классе;

3. На основе анализа педагогического опыта составить представление о возможных способах работы над двухголосием с учащимися.


Методы исследования:

  • изучение и анализ музыкально-педагогической литературы;
  • собеседование;
  • педагогическое наблюдение;
  • обобщение, сравнение и систематизация.

Новизна работы состоит в обобщении педагогического опыта развития навыка двухголосного пения в младшем хоре, в попытке выделить ряд методов, использование которых могло бы стать условием более успешного освоения учащимися навыка двухголосного пения.

Практическая значимость: материалы данного исследования могут быть использованы преподавателями ДМШ и ДШИ при подготовке  к занятиям, а также  при подготовке к выступлениям  на методических советах.


Глава 1. Теоретические аспекты хорового пения в школе.

Хоровое пение — одно из древнейших искусств. Вся история мировой культуры не расторжимо связана с певческим таинством. Человеческая сущность, сама природа человеческая явлена в хоровом пении, в соборном единении вокального дара людей – так необъяснимо глубинно и так естественно.

Детский хор – особая драгоценная ветвь хорового исполнительства, более камерная по масштабу звучания, но зачастую более тонкая, более эмоционально открытая, более поэтичная и искренняя.

Детский хор – живой организм, удивительное существо, постоянно растущее, изменяющееся и всегда молодое, с энтузиазмом  несущее энергетику юности, оптимизма и поэтического обаяния; особый исполнительский инструмент, хрупкий и нежный гибкий и отзывчивый, которому подвластно искреннее и непосредственное выражение самих глубин человеческого чувства.

Только этот инструмент невозможно получить готовый. Его нужно вырастить, взлелеять, научить, настроить, воспитать.

Как создать по-настоящему художественный детский хоровой коллектив?

Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Придётся искать и пробовать, экспериментировать и ошибаться, думать и анализировать. Но всегда следует помнить, что главной особенностью работы с детским хором является умелое сочетания обучения (развитие музыкальных способностей, певческих навыков, голосового аппарата, грамотности), музыкального воспитания (сознательное отношение к искусству, любовь к музыке, пению, расширение кругозора) и непосредственно исполнительства. Такой подход позволяет полноценно развиваться хору и максимально раскрываться способностям каждого ребёнка. А основой в этой непростой и кропотливой работе является сама музыка, те произведения, на которых учится и растёт детский хор.

Певческое дыхание

Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. Внимание хормейстера  должно быть направлено на певческое дыхание, естественное, глубокое и ровное. По мнению многих руководителей детских хоровых коллективов, дети должны пользоваться смешанным грудобрюшным дыханием. Однако другие хормейстера считают, что такой тип дыхания вредит здоровью детей и пагубно отражается на тембровом звучании их голоса.

Чрезмерно большой объём вдоха  при выдохе оказывает избыточное давление воздуха на гортань, что приводит её смещению вверх. Следовательно, объём вдыхаемого воздуха перед  атакой звука должен быть умеренным. Певцы должны брать воздух носом и ртом, не поднимая плеч при опущенных и совершенно свободных руках.

Важную роль в формировании дыхания играет пение по руке руководителя (дирижёрские жесты «вступление» и  «снятие»), умение распределять дыхание по музыкальным фразам.

Именно правильно взятое дыхание способствует выработке опоры при дыхании, умению распространить  дыхание на всю исполняемую фразу.

Различают три вида атаки: твёрдая, мягкая и придыхательная.

Верная атака обеспечивает качество звуковедения. Певец мысленно должен представлять высоту, силу и характер исполняемой ноты. Атака звука начальный момент взаимодействия голосовых складок и дыхания.

Твёрдая атака: связки смыкаются  плотно, звук получается энергичный, твёрдый, полное колебание связок.

  Мягкая атака: связки смыкаются менее плотно, звук получается мягкий, менее напряжённый.

  Придыхательная атака: связки смыкаются не полностью, пропускают воздух («утечка воздуха»). Чаще всего придыхательная  атака свидетельствует о болезни горла. В практике хорового пения следует добиваться у детей смыкания  связок, используя мягкую или твёрдую атаки.

Своеобразной проверкой правильного певческого дыхания служит цепное дыхание. В  этом случае каждый певец сам контролирует своё дыхание, следит за дыханием товарищей, без толчка заканчивает пение и вновь берёт дыхание, повторяя тот же звук.

Дикция в хоре

Одно из основных условий достижения хорошей дикции в хоре – это, прежде всего, глубокое проникновение певцов в содержание слов исполняемого произведения, что делает возможным достижение осмысленности их произношения.

Основной момент в работе над гласными-воспроизведение их в чистом виде т.е. без искажений. Специфика произношения гласных  в пении заключается в их единой округлой манере формирования. Это необходимо для обеспечения ровности тембрового звучания голосов и достижения унисона в партиях. Выравнивание гласных достигается путём сохранения вокальной позиции гортани в стабильном  положении в процессе перестройки артикуляционного уклада с одной гласной на другую.

В зависимости от того, какого звучания голосов необходимо добиваться:

осветлённого, более звонкого или округлённого, нужно выбирать такую гласную для вокализации.

Для осознанного управления певческим процессом педагогу необходимо хорошо понимать фонетическое значение артикуляционного уклада каждой гласной для звукообразования.

Звуки «у», «ы» формируются на уровне глотки и звучат более глубоко. Они способствуют  открытию глотки соответственно по вертикали и по горизонтали, что необходимо для правильной постановки как певческого, так и речевого голоса. Эти фонемы  имеют устойчивое произношение, т.е. у разных людей они примерно звучат одинаково.  Они почти не искажаются в словах  по сравнению с другими гласными, такими как: «А,Е,И,О». Отсюда и следует специфическое использование этих фонем для хорового пения как эталонных для исправления «пестроты» звучания гласных в пении. Именно  на этих гласных быстрее выравнивается тембровое звучание хора и достигается унисон в хоровых партиях.

В процессе работы над произведениями, обычно после вокализации на слоги «лю», «ду», или «ды», исполнение со словами приобретает большую ровность звучания. Однако  фонема «у» является «тёмной» гласной. Поэтому чрезмерно долгая вокализация на этой гласной может привести к появлению «тусклого звучания голосов». Чтобы избежать этого рекомендуется осветлять её на упражнениях в сочетании с гласной «а».

Чистая гласная «о» обладает свойствами гласных «у», «ы», она звучит округло естественно. После гласной «о», как правило, звук голоса непроизвольно округляется и на другой, последующей гласной.

Наибольшую пестроту в пении привносит гласная «а», поскольку разными людьми она произносится по-разному. Использовать эту фонему на ранних этапах нужно весьма осторожно. Однако А.В. Свешников начинал обучение детей пению именно с гласной «а».

Гласные «и», «э» стимулирую, работу гортани, вызывают более плотное  и глубокое смыкание голосовых связок. Они осветляют звучание голоса и приближают вокальную позицию. При пении в академической манере эти фонемы требуют особого внимания в отношении округления.

Гласная «и» должна звучать ближе к «ю», иначе она приобретает неприятный, пронзительный характер. Чтобы её звучание не было слишком «узким»,  необходимо соединять её в упражнениях с гласной «а».

Гласные «е, ю, я, ё» - сложные. Благодаря  скользящему артикуляционному укладу они поются мягче, по сравнению с чистыми гласными. Однако эти гласные  требуют особого внимания со стороны педагога, так как специфика их произношения провоцирует появления portamento  при переходе со звука на звук в процессе исполнения  мелодии.

Работа  над согласными.

Исходя из функционального назначения голосового аппарата, второе место  после гласных занимают сонорные согласные: «м, л, н, р», так как они тоже могут тянуться. Сонорные согласные способствуют озвучиванию головных резонаторов и формированию навыка пения в высокой певческой позиции.

С помощью  звонких сонорных согласных «б, г, в, ж, з, д», можно влиять на тембровое звучание голоса. Например  слог «зи» приближает вокальную позицию, тембр  голоса становится позиционно близким, лёгким и   прозрачным. Однако он может стать плоским и обеленным. Чтобы этого избежать, необходимо добиваться произношения гласного «и» на достаточно большом объёме рта.

Глухие согласные «п, к, ф, с, т», образуются без участия голоса и состоят из одних шумов. Согласные «п, к, т»,  не имеют продолжительности. Им свойственен  взрывной характер. Поэтому эти согласные, стоящие на конце слога, следует всегда относить к следующему за ним слогу. Вокализация на слоги «ку», «та», «по», служит достижению скорости переходных процессов  при смене слогов, чёткости ритмического рисунка и создаёт условия для кантилены, более объёмного и округлого звучания последующих гласных.

Шипящие «х, ц, ч, ш, щ» - также состоят из одних шумов, однако они имеют продолжительность.

Глухая «х» в сочетании с гласной смягчает атаку звука.

Глухая «ф» и свистящий звук «с» нередко рекомендуют использовать в установочных упражнениях для тренировки дыхания: продолжительности и постепенности выдоха.

Основное правило произношения слов в пении: быстрое и чёткое формирование согласных и максимальная протяжённость гласных, что  обеспечивается активной работой мускулатуры артикуляционного аппарата – щёчных губных мышц, кончика языка.

Для тренировки губ и кончика языка можно использовать разные скороговорки, а также проговаривание слов песен  с утрированной активностью работы артикуляционного аппарата. Все слова произносить твёрдыми губами.

В пении у детей нередко наблюдаются различные недостатки, которые легко можно устранить определёнными приёмами и методами.

  При появлении в голосе гнусавости полезно использовать гласные «а» или «э» в сочетании с губными согласными, а при появлении носового призвука – «а»  или «ы» в сочетании с гласной  «д».

Открытый звук устраняется при помощи гласных «у»,  «о» в сочетании с сонорными  «м», «л».

Горловой призвук устраняется при пении гласных  «о», «у» в сочетании  с глухими согласными.

Согласную на конце слога следует присоединять к последующему слогу. Это будет создавать условия  для выработки кантилены. Если две гласные стоят рядом, то при пении их нельзя сливать – вторую следует спеть как бы с новой атакой.

Согласные  в пении у хороших певцов произносятся всегда коротко.

Особенно это относится к шипящим и свистящим  «с», «ш» потому, что они хорошо улавливается ухом слушателей. Их всегда нужно укорачивать, иначе будет создаваться впечатление  шума и свиста при пении.

Для соединения и разъединения  согласных существует правило: если одно слово кончается, а другое начинается одинаковыми или приблизительно одинаковыми согласными звуками (д-т, б-п, в-ф), то в медленном темпе их нужно подчёркнуто разделять, а в быстром темпе, когда такие звуки приходятся на мелкие длительности, их нужно подчёркнуто соединять.

Особенности произношения слов в пении

Звонкие согласные (одиночные и парные) в конце слова произносятся как соответствующие или глухие. Звонкие согласные перед глухими оглушаются. Например: «У берёз (с) поникли...».

Зубные согласные «д, з, с, т» перед мягкими согласными смягчаются: «двена(дь)цать», «ка(зь)нь, «пе(сь)ня» и т.д.

Звук «н» перед мягкими согласными произносится мягко: «стра(нь)ник».

Звуки «ж», «ш» перед мягкими согласными произносятся твёрдо: «прежний», «вешний» и пр.

Возвратные частицы  «ся» и «сь» на конце слов в светских произведениях произносятся твёрдо как «са» и «с», а в духовных, написанных на церковно-славянском языке, побуквенно, как написано.

Сочетание «чн», «чт», как «шн», «шт»: ску(ш)но, коне(ш)но.

В сочетаниях «стн»,  «здн» согласные не произносятся: гру(сн)о, по(зн)о.

Сочетание «сч» и  «зч» уподобляются долгому «щ» : (щщ)астье, изво(щщ)ик.

Сочетание «сш»  «зш» в середине слова и на стыке слова с предлогом произносится как твёрдое долгое  «ш»: «бе(шш)умно».

Сонорная «р» при пении всегда произносится утрированно.

Итак, произношение согласных требует всегда повышенной активности  работы артикуляционного аппарата певцов. Однако главное требование, предъявляемое к дикции в пении – осмысленность произношение слов. Это возможно только при одном условии: глубокое проникновение в содержание текста, что является основой выразительности исполнения вокальных произведений.

Кроме того, условием ясной дикции в хоре является безупречный ритмический ансамбль.

Работа над ритмическим ансамблем.

В.И. Краснощёков писал: «...умение петь вместе, ритмически   чётко и одновременно произносить слова, гибко изменять темп, вместе  брать дыхание, вступать и прекращать петь – является важнейшим качеством хоровых певцов, ибо в ритмичности исполнения заключается тот порядок, без которых не может быть решена ни одна творческая задача».

 В работе над ритмической организацией хорового пения можно использовать следующие методы:

  • проговаривать хором ритмический рисунок, используя такие слоги,как: «та», «ти-ти», «тири-тири», «та-а»;
  • простучать и прохлопать ритм песни;
  • проговорить слова в ритме песни;
  • петь с названием нот;
  • петь со славами.

Ритмические особенности ансамбля отражаются на характере вдоха перед атакой звука, который нужно осуществлять обязательно в соответствии с темпом произведения. При смене  темпов меняется и скорость вдоха. Очень важно добиваться одновременности вдоха певцов хора, атаки и снятия звука.

С самого начала работы следует формировать у хористов умение петь по руке дирижёра. Все изменения темпа или нюанса отражаются в дирижёрском жесте, точнее в ауфтакте, который предупреждает о том, что будет дальше.

Н.Н. Данилин не раз указывал на то, что степень выученности произведения познаётся по слаженности  хора в момент вступления после паузы.

Что бы добиться выразительности исполнения и ритмической точности в детском  хоре применяют метод ритмического дробления на метрические единицы, что в последствии переходит в ощущение внутренней пульсации и создаёт впечатление слаженности и органности звучания.

Некоторые приёмы развития слуха и голоса детей.

Приёмы развития слуха, направленные на активизацию слухового восприятия и вокально-слуховых представлений:

  • слуховое сосредоточение  и вслушивание  в показ учителя с целью последующего анализа услышанного;
  • сравнение различных вариантов исполнения для выбора лучшего;
  • введение теоретических понятий о качестве певческого звука и элементах музыкальной выразительности только на основе приобретения личного опыта учащихся;
  • использование детских музыкальных инструментов: подстраивание высоты своего голоса к звуку камертона, рояля, голосу учителя или группы детей с наиболее развитым слухом;
  • пение  «по цепочке», т.е. по очереди;
  • моделирование высоты звука движениями  руки в пространстве;
  • отражение направления движения мелодии при помощи схемы, графика. ручных знаков, нотной записи;
  • настройка на тональность перед началом пения;
  • устные диктанты;
  • задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижёра для выстраивания унисона, что заставляет учащихся сосредотачивать слуховое внимание;
  • в процессе разучивания произведения смена тональности с целью поиска удобной для детей, где их голоса звучат без излишнего напряжения;
  • выделение отдельных звуков из гармонических интервалов или аккордов и воспроизведение их хором в мелодическом и гармоническом вариантах и т.п.

Основные приёмы развития голоса, относящиеся к звукообразованию, артикуляции, дыханию, выразительности исполнения:

  • внутрислуховое  представление первого звука до того, как он будет воспроизведён в слух;
  • вокализация певческого материала лёгким стаккатированным  звуком на гласный «у» с целью уточнения высоты звука во время атаки и при переходе со звука на звук, а также для снятия форсировки;
  • вокализация песен на слог «лю» для достижения мягкой атаки звука его округления, снятие форсировки;
  • выработки активного piano как основы развития детского голоса;
  • при пении восходящих интервалов верхний звук исполняется в позиции нижнего, а при пении нисходящих, - напротив нижний звук следует исполнять в позиции верхнего;
  • расширение ноздрей и глотки при вдохе и сохранение их в таком положении при пении, что рефлекторно обеспечивает полноценное включение головных резонаторов;
  • сохранение вокальной позиции (т.е. позиции вдоха) при пении;
  • произношение текста активным шепотом, что активизирует дыхательную мускулатуру и вызывает чувство опоры звука на дыхание;
  • нахождение главного  по смыслу слова во фразе;
  • придумывание название к каждому новому куплету песни отражающего основной смысл содержания;
  • вариативность заданий  при повторении упражнений и при разучивании песенного материала за счёт способа звуковедения  вокализируемого слога, динамики, тембра, тональности, эмоциональной выразительности и т.п.;
  • чередование песен по принципу контраста, что определяет их последовательность как в процессе каждого урока, так и при формировании концертных программ.

Основные приёмы психологического воздействия на учащихся:

  • творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность учащихся и создающие для них поисковые ситуации;
  • запись основных правил пения на плакатах;
  • постоянное побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
  • организация соревнований на уроке между отдельными детьми, группами  как игровой момент, вызывающий интерес к занятиям;
  • юмор как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность учащихся на занятиях;
  • одобрение, поощрение учителем успехов учеников с целью стимуляции их интереса к занятиям;
  • использование дыхательной гимнастики и лёгких физических упражнений в процессе репетиции, что снимает статические мышечные напряжения, улучшает кровообращение, восстанавливает работоспособность;
  • формирование личностного и социального смысла певческой деятельности через концертную деятельность хорового коллектива.

Планирование репетиционного процесса.

Выбрав произведение для работы с детьми хормейстер, прежде всего, должен внимательно изучить его. Для этого необходимо наметить план репетиции, выделить трудные места и разобрать общую концепцию исполнения.

  Прежде чем приступить к разучиванию произведения, обычно руководитель проводит беседу о его содержании и характере, сообщает краткие сведения о композиторе и авторе литературного текста.

  Формы ознакомления могут быть различными. Можно организовать прослушивание аудиозаписи разучиваемого произведения в исполнении хорошего коллектива, собственного исполнения, наиболее талантливого ученика или группы учащихся с которыми была проделана предварительная работа.

Разучивать произведение полезно без инструмента, так как это обостряет слуховой самоконтроль при пении.

Работа по разучиванию произведения начинается с названием нот. В  хорах, где их участники неуверенно читают ноты с листа или совсем плохо знают нотную грамоту, невозможно добиться от хористов понимания музыкальной композиции изнутри, а, следовательно, и соответствующей эмоциональной выразительности исполнения.

Если произведение многоголосное, то его можно разучивать по партиям. Работать над произведением следует по фразам или частям, в соответствии со смыслом литературного текста и музыки. К. Виноградов считал, что самое главное – сделать отдельно каждую партию, вплоть до нюансов.

При разборе произведения на первом этапе работы нельзя совсем не учитывать его эмоциональное содержание. Однако опытный руководитель умеет решать технические задачи именно через художественный образ произведения. Это обычно осуществляется через воздействие на образное и ассоциотивное мышление учащихся методом ярких воздействий.

 


Глава 2. Традиционные формы и методы формы работы над двухголосием в детском хоре

Как же следует готовить детей к восприятию двухголосия?

  1. Прежде всего, необходимо научить детей чисто, стройно петь в один голос добиться слитного звучания голосов. Только чистый унисон даёт стройное звучание. Это фундамент, на котором строится двухголосное пение, да и не только двухголосное, но и многоголосное хоровое пение.
  2. Научить детей петь без сопровождения, ибо такое пение является наиболее действенным средством для развития и совершенствования слуха детей.
  3. Необходимо развивать у детей музыкальную восприимчивость то есть умение слушать и слышать, сознательно воспринимать песенный материал. Для этого нужно научить  детей разбираться в характере мелодии песни. в строении музыкальных фраз, находить встречающие повторения, подмечать изменения в мелодическом и ритмическом рисунке музыкальных фраз, находить различия в их окончаниях.
  4. Научить детей петь, чисто интонируя:
  • Мажорный звукоряд (до1-до2) в восходящем и нисходящем движении ( с названием нот);
  • Мажорное трезвучие. К звучанию трезвучия можно подойти следующим образом: пропеть звукоряд из пяти нот (пентахорд). Затем в данном звукоряде выделить звуки, входящие в трезвучие. И затем поётся трезвучие. На первом этапе работы над двухголосием возможно только освоение мажорного звукоряда и мажорного трезвучия. Освоение минора должно быть отнесено на более позднее время.  

5. Научить детей слышать и петь простые созвучия: с начало большую терцию и чистую квинту, затем чистую кварту. Проиграв на инструменте большую терцию в одновременном звучании: спросить детей сколько звуков они слышат. Получив от некоторых детей (с более острым слухом) правильный ответ («два звука»), предложить им пропеть сначала верхний звук, потом нижний, затем повторить интервал всем хором.

Дети поют верхний звук учитель нижний.

На первой стадии работы нужно с большой осторожностью подойти к выбору репертуара, он будет является решающим фактором в деле успешного освоения двухголосия.

С музыкальной стороны песни должны отвечать следующим требованиям:

  • по форме – крайне сжатые, лаконичные (не более одного периода);
  • по мелодии – яркие, выразительные, напевные;
  • по ритму – весьма простые (чередование не более двух-трёх длительностей);
  • голосоведение – ясное, естественное  и, желательно самостоятельное;
  • диапазон не должен  превышать октавы.

При двухголосном пении особое внимание учитель должен обратить на характер и строение второго голоса. Из педагогической практики известно, что дети не всегда охотно поют партию второго голоса. Убедить детей, что оба голоса равноценны и интересны  можно только умелым подбором песен. На  первом этапе работы нужно подбирать такие песни, где второй голос представлял бы вполне самостоятельную и интересную мелодию. Например такие, как «Соловей, соловеюшка», «Как пошли наши подружки». Второй голос является ведущим  в русских народных песнях «У меня  во садочке», и «Как у наших у ворот».

И.В. Роганов – заслуженный работник культуры России,  президент Ассоциации дирижёров детских и молодёжных хоров  Северо-Западного региона РФ, в своей книге «Проблемы хорового строя» писал: «Переход к пению двухголосия a cappella обычно происходит после освоения  хором чистого пения в унисон, например на второй год занятий. Но возможно и нужно готовить хор к исполнению вертикали уже в начальный период обучения. В качестве «Игровых партитур» пения на два-три голоса, можно предложить детям «озвучить» разные музыкально-игровые ситуации: например: «Часовой магазин», где все часы поют свои мелодии на одном-двух звуках с разными длительностями, на звуках трезвучия, на интервалах – терция, чистая квинта, кварта и т.д., тик-так, бом-бом и т.д. Также варианты двухголосных упражнений, со словами или с названием нот. Постепенно от коротких мелодий со словами надо переходить к пению интервалов в ладу и затем последовательностей аккордов.

Рекомендуемый  учебный и практический музыкальный материал:

  • русские народные песни в различных обработках;
  • знаменные распевы в двухголосном изложении;
  • двухголосные ладовые разрешения ступеней;
  • двухголосное пение интервалов на ступенях лада;
  • двухголосное пение по таблице В.А. Чернушенко, «Столбице».

Из опыта работы с хором  

Хоровое занятие в детской хоровой студии - это не урок, не репетиция, это часть жизни хориста, естественная его потребность и необходимость. Это своеобразное действо, где всё перемешано, переплетено, взаимосвязано. Мы все: и хормейстер, и дети – единое целое. Стремимся познать, проникнуть, открыть что-то новое, найти красоту, создать образ. Поэтому мы не учим  «голые» ноты, а потом подставляем слова, не работаем абстрактно над многоголосием, строем, ансамблем и т.д. Это всё единое целое самой жизни хора, а хоровой коллектив - это единый живой организм. И чем больше это единство, чем лучше понимает, знает и чувствует детей дирижёр, чем  отзывчивей  и восприимчивей хористы, тем , легче и быстрее решаются многочисленные профессиональные задачи, тем сложнее и прекраснее исполняемый репертуар.

Само хоровое занятие – необыкновенно увлекательный процесс. И как бы заранее не продумывалось его содержание, задачи, репертуар – всё равно каждый раз это в значительной степени импровизация, это живое действие со своими радостями, достижениями и неудачами и неожиданностями.

Вот несколько простых советов, которые необходимы для создания  естественной  творческой атмосферы  хорового занятия:

1. Заниматься всегда хором вместе (расходится по группам или партиям внутри занятия на небольшой отрезок времени).

2. Учить только те произведения, в которые влюблён хормейстер, а следовательно, полюбят и дети;

3. Иметь большой, разнообразный  и обязательно художественный репертуар;

4. На каждом занятии работать над достаточно большим количеством сочинений;

5. Заниматься с детьми с удовольствием, благожелательно и радостно.

Хорошей школой  для развития умения пения без сопровождения становятся небольшие упражнения-распевания, которыми следует регулярно заниматься с начинающим хором. Вот некоторые из них:

  • поём песни-попевки, такие как: « Василёк», «Как под горкой» и др. Сначала с простой гармонизацией, а затем    a cappella. Следим за точным интонированием первого и особенно последнего звука. Особое внимание  обращаем на нисходящие мелодические обороты, так как именно такое движение к тонике ведёт к ослаблению интонационного контроля, мелодия как бы «скатывается», теряется ощущение опоры;
  • поём эти мелодии без сопровождения «цепочкой», т.е. по фразам  рядами, группами, по одному, задача не прервать  мелодию, не испортить её, т.к. поют одни, другие поют «про себя»;
  • поём небольшие вокальные упражнения в разных тональностях, с простой гармонизацией. Чуть позже настраиваем хор только на тоническим  трезвучием и исполняем упражнения без аккомпанемента. Через   некоторое время играем вначале  только    тонику. Дети  должны научиться самостоятельно, по тонике, перестраиваться на новую тональность, и сохранять её;
  • поём выдержанные звуки разной высоты, следя за точностью интонации на всём протяжении звука. С начало учимся исполнять один звук разной высоты, следя за точность интонации на всём протяжении звука. Сначала учимся исполнять один звук в унисон всем хором, затем  двухголосно широкие интервалы (квинта, секста, октава), потом более узкие.

Одно из первых условий качественного пения a, cappella является наличие в хоре хорошего унисона. Если хор с сопровождением фортепиано поёт нестройно, фальшиво, то ещё сложнее ему будет сохранять чистоту интонации без поддержки инструмента. При разучивании мелодии нужно играть гармонию, а не мелодию (чтобы слух поющих не был пассивным а развивался).

С каких произведений нужно начинать работу над развитием навыка пения без сопровождения?

  • прежде всего это должны быть  небольшие  сочинения в удобной тесситуре, с естественным и выразительным движением мелодии  ясной ладовой основой, (чтобы музыка сама ложилась на слух без хроматизмов и отклонений);
  • с плавной, спокойной  метроритмикой; чтобы дети успевали всё  пропевать и контролировать своё пение;
  • с простейшим  двухголосием, дающим  гармоническую поддержку мелодии, которое основано на выдержанных звуках, опорой на чистые интервалы, сходящие в унисон;
  • в умеренном темпе, так как в подвижных песнях труднее следить за чистотой интонации, какие-то обороты могут «проскакивать»  мимо внимания поющих, а в медленных сочинениях сложнее держать строй из-за несовершенного пока ещё владения детьми певческим дыханием;
  • с ясной фразировкой, помогающей ребятам спокойно возобновлять дыхание.

Начинать работу над  многоголосием лучше с произведений включающих эпизодическое  двухголосие. Следующим этапом освоения  двухголосия могут стать произведения подголосочного  склада, а также песни с косвенным и противоположным движением голосов.

Наиболее сложно даётся начинающему хору двухголосие изложенное параллельными терциями

Отдельная область двухголосия с остинатным сопровождением. Для своеобразной поддержки к партии альтов в словацкой песне «Валынщик» добавили игру металлофонов, которые не только давали тональную основу певцам, но и своим тембром украшали звучание хора.

Исполнение сочинений с использованием имитационной полифонии и её простейшего вида – канона, оказывает большую пользу в развитии многоголосного слуха детей, но достаточно сложно в пении без сопровождения.

Для более качественного и разнообразного пения хора творчески подходить к интерпретации произведений. Так чередование исполнительских составов (пение одного солиста ,группы солистов, всего хора).

Один из важных моментов в плодотворном освоении многоголосия – грамотное и постоянное распределение  детей по хоровым партиям, а также оптимально удобная рассадка хорового коллектива. Главное, чтобы в партиях были ребята с яркими и тихими голосами. Изучаемое произведение можно петь частями (по фразам, предложениям) разными партиями, совершенствуя унисон в каждой из них.

 Обучению многоголосному пению  условно можно разделить на три этапа:

  1. Накопление слушательского опыта;
  2. Исполнительская подготовительная деятельность;
  3. Формирование навыка пения на два голоса.

Одним из эффективных приёмов в работе над формированием навыка двухголосного пения, является исполнение хором, как упражнений, так и музыкальных произведений  дуэтом с преподавателем. Дети должны прислушиваться к одновременному звучанию мелодии в условиях  двухголосия. Дети должны одновременно прислушиваться к звучанию другого голоса  и, не сбиваясь, петь свою партию.

Начинать разбор нового произведения лучше всего с унисонного исполнения всем хором каждой партии отдельно. Так дети уже на первом знакомстве  с музыкой представлять общее мелодическое движение двух голосов.

Петь одной партией (например, сопрано) с закрытым ртом, а другой сольфеджио или со словами. Такое исполнение помогает доучить, допрочувствовать мелодию одного голоса  (в данном случае мелодию альтов), слыша при этом получаемое созвучия.

Петь произведение поочередно партиями, по фразам  или предложениям. При этом не поющая  партия  должна петь «про себя», хорошо представлять мелодию своей партии, чтобы точно подхватить её продолжение. Пение «про себя» наилучшим образом способствует развитию слуха хориста.

Включать в репертуар многоголосные произведения лучше с фортепиано.

Для  начального обучения можно по рекомендовать следующие двухголосные произведения народной музыки: словацкая песня «Спи, моя милая»в обработке В.Неедлы, швейцарская песня «Кукушка» в обработке Р.,Гунд., польская «Кукушка» в обр.А.Сигединского, обр. русс.нар. песен  «Я пойду ли,молоденька», «Здравствуй гостья Зима!», «Ой по над волгой», «Как в лесу лесочке».

Особую роль в репертуаре хора должны иметь двухголосные сочинения, где партии поют по переменно, чередуясь друг с другом, и лишь иногда соединяются в полноценное двухголосие.

Одно из любимых  произведений хора англиская нар.песняв обр. Г.Саймона « Love somebody». Имитация средней части и коды построены на знакомом мелодическом материале, поэтому выучивалось довольно легко.

Прекрасная обр.Т.Попатенко албанская  нар.песня «Цветок» вся состоит из параллельного движения движения голосов терциями. В терцовом двухголосии важно попадать на первые звуки каждого начало построения. Главная трудность в терцовой  фактуре – ансамблевая слитность голосов в динамике, характере  звуковедения, фразировке в уравновешанном звучании каждой партии. При качественном исполнении звучат завораживающе красиво. Наибольшую сложность  для маленьких певцов представляют произведения с двухголосием с параллельными  секстами или другими широкими интервалами.

Развитие полифонического слуха и мышления певцов – важная задача в работе хора. Именно в  пении полифонических произведений проявляется уровень мастерства хорового коллектива. В репертуаре среднего хора обязательно должны быть многоголосные произведения с самостоятельным голосоведением, с элементами имитаций и,конечно, каноны.

Полезно простое упражнение пение гамм каноном (если сопрано начинают канон  они поют верхний голос, а   при пении нисходящей гаммы эта партия становится нижним голосом.)

Грамотная и тщательная работа над навыками двухголосного пения настолько развивает слух детей, их умение самостоятельно интонировать свою партию, слышать и контролировать музыкальное окружение, что переход к более сложным видам многоголосия не вызывает особой проблемы у поющих.

Г.Струве – заслуженный артист РСФСР, художественный руководитель детской хоровой студии «Пионерия» в своей книге «Школьный хор» пишет: «Перейти к многоголосному пению возможно только при наличии трех факторов в хоре:

  • если у детей воспитан навык «Музыкальной наблюдательности»;
  • если у детей есть минимальный запас слуховых навыков;
  • если детям привит элементарный навык унисонного пения.

Формирование «музыкальной наблюдательности» начинается с умения анализировать музыкальный материал. Умение прослеживать за мыслью композитора активизирует внимание детей. Дети обязательно должны научиться определять - как меняется настроение, сколько частей в песне, в каком регистре звучит аккомпанемент; понимать строение музыкальной фразы - находить повторность, различать изменения в основном рисунке мелодии, различать окончания музыкальных фраз. Для этого необходимо как можно раньше познакомить детей с нотной грамотой и научить их прослеживать музыкальный материал по нотам.

В активизации музыкального слуха большую роль играет аккомпанемент в песне. На первом этапе работы с хором сопровождение обычно дублирует вокальную партию, но чем быстрее руководитель перейдет к более разнообразной и музыкально выразительной фактуре в аккомпанементе, тем быстрее воспитывается «музыкальная наблюдательность». Чем быстрее дети научатся находить звуки мелодии в гармонической ткани произведения, тем легче будет хормейстеру перейти к пению многоголосия в хоре.

Минимальный запас слуховых навыков тесно связан с теорией музыки. Еще в подготовительном хоре дети учатся различать лады в музыке, интервалы. Почему детям трудно перейти к многоголосию? Потому что у них мало музыкальных впечатлений, они не представляют, как должен звучать тот или иной интервал, аккорд. В младшем хоре дети могут освоить некоторые элементы теории на более высоком понятийном уровне. Мир музыкальных впечатлений встает на новую ступень.

Что обязательно должны знать, слышать и уметь петь в хоре дети: мажорное и минорное трезвучие; гаммы — натуральный мажор, гармонический минор; все интервалы уметь петь мелодически и гармонически; петь ступени устойчивые и неустойчивые в мажоре, гармоническом миноре.

1.Мажорное и минорное трезвучие поются с ручными знаками сверху вниз от V ступени. Чтобы дети быстрее почувствовали разницу, трезвучия исполняются в контрасте Т35, t35 (упражнение исполняется по полутонам вверх и вниз):

2. Петь цепочку интервалов мелодически и гармонически с названием нот, с названием ступеней (раз, два...), интервалов с ручными знаками. Если исполнять интервалы вверх от I ступени, интервалы будут большие и чистые, а вниз от тоники чистые и малые: чтобы спеть интервалы гармонически, хор делится на две группы. Одна партия исполняет нижний тон, другая выстраивает верхний звук:

3. Петь натуральную мажорную гамму и гармонический минор в младшем хоре ровно и красиво, как исполняют опытные певцы, практически невозможно. На начальном этапе дети исполняют первые пять ступеней, используя ручные знаки. Например: играем в игру «Сколько звуков подряд я исполню на инструменте?». Дети отвечают, затем исполняют с ручными знаками.

4. Исполняя гамму вверх надо попросить детей дольше пропеть 4 ступень, «закрепиться» на S, а исполняя вниз на D.

5. Разрешать неустойчивые ступени в устойчивые с ручными знаками.

6. В следующих упражнениях дети свободно могут спеть интервал гармонически (исполняется вверх по полутонам).

7. Упражнение на умение выделить слухом нижний звук из двух звучащих. Дети вслед за рукой озвучивают нижний звук.

8. Самым легким, доступным и веселым станет на занятиях ритмическое двухголосие, трехголосие. Каждой партии задается свой ритмический рисунок, который можно прохлопать, исполнить цоканьем языка или изобразить часы.

Детям очень нравится игра «Сколько звуков я слышу?». Учитель играет любые интервалы (простые и составные), аккорды, а дети показывают количество услышанных звуков (от одного до четырех). Постепенно игра усложняется: можно попросить детей исполнить голосом в созвучии верхний или нижний звук; у ребят, поющих в хоре 2,3 год можно спросить название интервала или аккорда, лад, исполнить средний звук голосом. Эта игра очень активизирует внимание, заставляет слушать и слышать.

Игра «Продли звук» тоже очень нравится юным певцам. Можно исполнять любые звуки. Дети слушают звук, исполняемый на инструменте до тех пор, пока звук станет еле слышен, затем исполняют на слог «лю», «возраждая» его голосом:

Затем задание усложняется: руководитель играет звук на стаккато, дети повторяют звук на «лю» без поддержки инструмента. Можно исполнять звуки как в тональности, так и в разнобой:

Очень хорошо развивает слуховое внимание исполнение песен по фразам, по цепочке, по партиям, по рядам и т. д. Например: русскую народную песню «На зеленом лугу», можно исполнять по фразам от одного певца к другому, можно по рядам, партиями, по слову, по ноте. Если дети научились это делать свободно, то можно начинать петь каноны.

Форма канона стала постоянно использоваться в практике развития навыков многоголосного пения. Дети любят исполнять каноны в любом возрасте.

В литературе для хормейстеров описывается много приемов разучивания канонов. Самый известный — метод «снежного кома» Б.Рачиной. Хор учит мелодию одноголосно. Через два-три занятия, когда она совершенно усвоена, пригласить двух-четырех самых способных детей и предложить им спеть мелодию с руководителем хора на два голоса. Объяснить, что второй голос будет «запаздывать», но главное — петь напевно, негромко и слушать друг друга. Затем к руководителю подсаживается еще несколько певцов, а другие помогают хоровой партии. Главное условие — петь напевно и по-прежнему слушать! Постепенно в работу включается весь класс.

Наиболее трудный момент в исполнении канона — вступление второго голоса. Обычно, слушая партию ведущего голоса, дети мысленно продолжают петь мелодию и потому сбиваются, не попадают на первые звуки канона. В связи с этим полезно, исполняя мелодию, постоянно возвращаться к ее началу. Теперь переходим к игре «Эхо». Хор делится на две группы. Первая группа поет первый такт песни, вторая группа повторяет тихо, как эхо. Затем первая группа исполняет следующий такт, вторая тихо его повторяет и т. д.

Игру эту можно продолжить: первая группа поет свою мелодию тихо, а вторая группа абсолютно точно копирует исполнение первой. Очень хорошо, если при этом первая группа будет постоянно менять характер звуковедения, динамику и темп.

Далее, исполняя песню каноном, полезно все время давать некоторое преимущество одной из групп: первые голоса поют мелодию тихо, вторые в полный голос, или группа поет с текстом, а вторая на какой-нибудь слог. Такая работа вскоре даст свои плоды, дети перестают ошибаться и с удовольствием поют каноны. Но следует помнить правило исполнения канона на концертах: любой канон начинается с исполнения темы в унисон, а затем тема раскладывается на несколько голосов.

При переходе к многоголосному пению трудность заключается не в самом исполнении, а в слышании сразу несколько звучащих мелодических линий. И очень важно научить маленького певца видеть в партитуре и слышать переходы от многоголосия к унисону, от унисона к многоголосию. Научить грамотным вступлениям различных партий. Работая с одной партией очень полезно подыгрывать другую партию или исполнять всю партитуру, а еще интереснее — найти внутренним слухом в исполненной на фортепиано партитуре свой голос (например нижний), и затем исполнить его с названием нот или на слоги.

Певцы с развитым гармоническим слухом слышат другую партию, умеют подстраиваться к ней. Они слышат красоту многоголосия, новое качество в пении. У ребят появляется интерес к многоголосному пению, к хоровому искусству.

Репертуар хора подбирается по принципу от «простого к сложному», должен быть высоко-художественным и отвечать основной задаче — воспитание музыканта.  

                                                     


Заключение

Проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы.

Многоголосие имеет два основных вида:  гомофонно-гармонический стиль и полифония. Виды голосоведения: прямое, косвенное, противоположное.

Хоровое звучание является результатом взаимодействия целого ряда слагаемых: хорового строя, ансамбля, дикции, дыхания, качества певческого звука.  

При работе над двухголосием в младшем хоре можно выделить ряд общих методических подходов: переход к пению двухголосия обычно происходит после освоения хором чистого унисона. Если у детей есть минимальный запас слуховых навыков. Также если у хористов воспитан навык «Музыкальной наблюдательности». Важный момент в освоении двухголосия грамотное распределение детей по хоровым партиям. В начальный период обучения двухголосия использовать: «Игровые партитуры», «Ритмические каноны», ручные знаки, каноны. Начинать работу над многоголосием  лучше с произведений включающее эпизодическое двухголосие, а также с пения с косвенного и противоположного движения голосов. Наиболее сложно даётся начинающему хору двухголосие изложенное параллельными терциями, секстами.

На первом этапе работы подбирать такие произведения, где второй голос  представляет вполне самостоятельную, интересную мелодию.

Освоение двухголосия должно идти в тесном содружестве с созданием  соответствующего репертуара.

Всегда следует помнить, что главной особенностью с работой с детских хором является умелое сочетание обучения (развитие музыкальных способностей, певческих  навыков, голосового аппарата, грамотности), музыкального воспитания (сознательного отношения к искусству, любовь к музыке, пению, расширения кругозора) и непосредственно исполнительства. Такой подход позволяет полноценно развиваться хору и максимально раскрываться способностям каждого ребёнка.

Список литературы

  1. Абелян Л., Попов В. «100 канонов» для детского хора.  – М.: Музыка, 1969.
  2. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Учебник для пед.училищ «Методика музыкального воспитания в школе». – М.: Просвещение, 1989.
  3. Емельянов В.В. «Фонопедический метод развития голоса». – Ленинград, 1991.
  4. Любский С.М. «Двухголосное пение в школе». – М.: Акад.Педагогических наук РСФСР, 1950.
  5. Луканин А. «Начало двухголосного пения в школе». – М.:Москва, 1966.
  6. «Нотная папка хормейстера средний хор» сост. Куликов Б., Аверина Н.
  7. «Проблемы хорового строя», вып.3 авт. – сост. И.В.Роганова. – СПб.: Композитор, 2015.
  8. Попов В., Тихеева Л. «Школа хорового пения» вып.1. - М.: Музыка, 1986.
  9. Соколова О.П. «Двухголосное пение в младшем хоре. – М.: Музыка, 1987.
  10.  Струве Г.А. «Ступеньки музыкальной грамотности». – Спб.: Лань, 1997.
  11.  Струве Г.А. «Школьный хор». – М.: Просвещение, 1981.
  12.  Стулова Г.П. «Хоровое пение, методика работы с детским хором». –                      СПб.: Планета музыки», 2014.
  13.  Шатковский Г. «Развитие музыкального слуха». – М.: Музыка, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока хорового пения "Здравствуй, новая песня!"

Данный урок - урок изучения нового учебного материала.Тема: « Здравствуй, новая песня!»(Разучивание песни «Что мы Родиной зовем?»)Цель занятия: Знакомство с новой песней, краткой биографией комп...

Доклад на тему: "Особенности работы над двухголосным пением в вокальном ансамбле

Практические приемы работы перед началом двухголосного пения и двухголосием...

методическая разработка «Методика формирования навыков хорового пения»

Методичка разрабатывалась в помощь наставникам суворовского подразделения для разучивания строевой песни. Её можно использовать и тем, кто готовит детский коллектив к хоровому выступлению....

Конспект проведения открытого занятия по теме «Двухголосное пение».

Цель урока – приобщение детей к миру певческого искусства,  заключающейся в проявлении себя через звучание певческого голоса...

Мастер-класс по теме: «Двухголосное пение в младшей вокальной группе» педагога – хормейстера МОУ СОШ №9 Михалевой Любовь Васильевны

Мастер-класс по теме: «Двухголосное пение в младшей вокальной группе»педагога – хормейстера МОУ СОШ №9Михалевой Любовь Васильевны     Цель проведения:  Перед...

Обучение двухголосному пению

В данном конспекте даны все необходимые для обучения хоровому пению методы и упражнения...