Формирование мотивации к здоровому образу жизни подростка через систему внеклассных мероприятий
презентация к уроку (9 класс) на тему

Цель:  воспитание потребности в здоровом образе жизни и ответственности перед обществом за собственное здоровье.
 
Задачи:
– воспитывать потребность в ЗОЖ и ответственность перед обществом за собственное здоровье, формировать коммуникативную компетентность школьников;– добиваться осознания значимости здоровья для молодых людей и показать пути его сохранения в разных жизненных ситуациях;

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Департамент культуры Ханты – Мансийского автономного округа - Югры Бюджетное учреждение среднего профессионального образования Ханты – Мансийского автономного округа-Югры Колледж-интернат Центр искусств для одаренных детей Севера «Формирование мотивации к здоровому образу жизни подростка через систему внеклассных мероприятий» (сообщение) Подготовила: воспитатель Рожкова Д. С. Ханты-Мансийск 2018

Слайд 2

Цель : воспитание потребности в здоровом образе жизни и ответственности перед обществом за собственное здоровье. Задачи: – воспитывать потребность в ЗОЖ и ответственность перед обществом за собственное здоровье, формировать коммуникативную компетентность школьников; – добиваться осознания значимости здоровья для молодых людей и показать пути его сохранения в разных жизненных ситуациях; – развивать умения работы в группе, создавать условия для развития творческих способностей.

Слайд 3

“Здоровье – всему голова” – гласит народная мудрость. Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные ж изненные задачи, преодолевать трудности, перегрузки. К сожалению, в нашем обществе немало людей, которые не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Мотивация к ведению здорового образа жизни Самое главное – с самого раннего возраста нужно подходить к вопросу здорового образа жизни. Смысл воспитания здорового образа жизни у школьников сводится к эффективной мотивации, причем конечной целью должен становиться не столько текущий благоприятный образ жизни, сколько формирование самомотивации – понимание, «прочувствование» необходимости ведения здорового образа жизни.

Слайд 4

Главная задача воспитания здорового образа жизни школьника - построение индивидуального подхода к здоровому образу жизни. Требование полного выполнения всех правил, как правило, приводит к развитию выраженного внутреннего конфликта у школьника, что может в конечном итоге вести к реакциям отрицания. Выросший ребенок, почувствовав возможность неподчинения родителям, нередко начинает делать все наперекор устоявшимся привычкам: вволю есть сладкое и жирное, курить и пить алкоголь, часами засиживаться перед телевизором и компьютером, забросить даже самые элементарные гигиенические процедуры. Чтобы избежать развития такой крайне нежелательной реакции, необходим индивидуальный план здорового образа жизни , который будет включать наиболее значимые для конкретного ребенка пункты в приемлемой для него форме. Формирование полезных стереотипов. Когда ряд действий повторяется регулярно, начиная с самого раннего возраста, то эти самые действия становятся привычкой: человек, даже не осознавая смысла своих манипуляций, делает что-то просто потому, что так привык . Собственный пример. Пример родителя может стать для ребенка решающим фактором формирования здорового образа жизни. Отношения взаимного доверия и любви, успешность родителя помогут сохранить действенность собственного примера не только в вопросах образа жизни, но и при принятии важнейших жизненных решений.

Слайд 5

Мотивацию на здоровый образ жизни строила на особенностях конкретного возраста школьника. Вот такие основные моменты, мотивируют на соблюдение правил здорового образа жизни. Мотивация самосохранения Действует при опасных обстоятельствах со здоровьем. Аллергик, перенесший анафилактический шок, вряд ли будет есть шоколад, если отчетливо помнит, что именно этот продукт стал причиной угрожающего для жизни состояния. Сколь бы вкусным ни было лакомство, оно не станет соблазном для такого человека. Именно мотивация самосохранения становится решающей для отказа от употребления наркотиков. Если ребенок с детства знает о частоте «молодых» смертей у наркоманов, то это может оказаться сильной мотивирующей силой. Однако попытки необоснованного использования мотивации самосохранения могут принести только вред: родитель, говорящий о смертельной опасности курения, не сможет долго «морочить голову» ребенку: увидев, сколько людей разных возрастов курит и продолжает вести активную жизнь, школьник только потеряет доверие к взрослым, а это сделает дальнейшие воспитательные усилия бесполезными. Когда проводила классный час «О вреде курения», наглядно в презентации делала акцент на саму зависимость, как потерю свободы, и на проблемы со здоровьем у курильщиков.

Слайд 6

Также следует помнить, что мотивация самосохранения у детей относительно невысока: дети часто «носят розовые очки» и уверены, что с ними ничего страшного произойти не может. Мотивация подчинения правилам общества Это становится наиболее значимым в подростковом возрасте, когда школьники, общаясь тесными компаниями, перенимают друг у друга привычки и предпочтения. В этом отношении компания с выраженными спортивными установками может стать отличной базой для формирования здорового образа жизни школьника. Мотивация удовольствия Удовольствие от здорового тела является сильным стимулом соблюдения правил здорового образа жизни. Больной ребенок не может вволю побегать и поиграть, а это мотивирует его к правильному поведению, нацеленному на скорейшее выздоровление. Воспитание здорового образа жизни школьника стоит самых больших стараний и усилий: нужно показывать на личном примере, что воспитатель за здоровый образ жизни. Но не менее важное - родители тоже должны быть примером для своих собственных детей. Готовым продуктом формирования позитивной мотивации на здоровый образ жизни у школьников является:

Слайд 7

- осознание ребенком необходимости к самообразованию и развитию, которое базируется на формировании, сохранении и укреплении собственного здоровья; - снижение уровня заболеваний; - повышение продолжительности жизни; - способствование улучшению микроклимата в семье; - обеспечение полноценной счастливой жизни детей и их родителей; - повышение социальной активности; - улучшение работоспособности организма; - искоренение вредных привычек; - максимальное рациональное использование времени на отдых и труд; - обеспечение жизнерадостности, повышение настроения. Бесспорно, развитие критического мышления, здоровое мышление и полноценная жизнь позволяет детям правильно сделать выбор в пользу здорового образа жизни. Процесс формирования мотивации здорового и безопасного образа жизни у школьников целесообразно рассматривать, как органичную часть целостного педагогического процесса, как взаимодействие внешних и внутренних факторов, проявляющихся в сотворчестве. Внутренними факторами являются потребностно-мотивационная сфера школьника, его ценностные ориентации, отношения, самооценка, интересы, индивидуальные свойства. Внешним фактором в данном случае выступает образовательный процесс .

Слайд 8

Практический опыт показывает, что дети способны самостоятельно не только формировать цели, но и воплощать их. Совместная с ними деятельность поможет понять, что они знают о здоровье, что их интересует, беспокоит, тревожит больше всего, что бы они хотели сделать для своего здоровья и общественного здоровья. А инструментом может стать сотворчество, совместное постижение знаний, опыта – в неформальном, партнёрском взаимодействии детей и педагогов. Одним из ключевых моментов в выработке мотивации ребёнка на сознательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих является создание у него ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования. Ситуация успеха – это результат сотворческой деятельности педагога и воспитанника, при которой результат деятельности подростка сопоставим с его ожиданиями. Это и есть фундаментальное ядро в формировании мировоззрения учащихся на принятие здорового образа жизни, а воспитание происходит в результате ежедневного кропотливого труда. Задача педагога – тщательно спланировать воспитательный процесс, направив его в нужное русло.

Слайд 9

Однако , самые энергичные усилия педагогов и медицинских работни- ков не могут гарантировать здоровья. Никто не может за подростка сделать зарядку, вовремя расслабиться, отказаться от рюмки вина и сигареты. Чтобы быть здоровым, надо захотеть стать им. Для этого следует вести здоровый образ жизни. Как заставить себя вести здоровый образ жизни? Для этого необходимо создать установку на здоровый образ жизни. Необходимо постепенно формировать у школьников убеждение в том, что успешность и высокое качество жизни зависят от собственной культуры человека, от того, насколько внимательно и заботливо он сам относится к здоровью - своему, других людей, к состоянию социокультурной и природной среды. Как же можно создать заинтересованность и готовность (установку) вести здоровый образ жизни? Для установки любой формы поведения необходимы два момента: цель должна восприниматься как стоящая усилий и достижимая. Можно выделить несколько факторов, существенных для мотивации к здоровому образу жизни:

Слайд 10

- знание того, какие формы поведения способствуют нашему благополучию и почему; - желание быть хозяином своей жизни - вера в то, что здоровое поведение в действительности даст положительные результаты; - положительное отношение к жизни - взгляд на жизнь как на праздник , которым нужно наслаждаться; - развитое чувство самоуважения, осознание того, что ты достоин наслаж- даться всем самым лучшим, что может предложить тебе жизнь. В колледж-интернат дети поступили в разные классы, начиная со второго класса, в большинстве своём с невысоким уровнем мотивации к ведению здо рового образа жизни. Это подтверждает проводимое на начальном этапе анкетирование на выявление отношения детей к ценности здоровья и здорового образа жизни. В интернате учащиеся находятся круглосуточно.

Слайд 11

Во второй половине дня проводятся уроки по специальным дисциплинам, внеклассная работа. Формированию здорового образа жизни подростков в полной мере способствует организация внеурочной деятельности. В связи с этим, в нашем колледже-интернате систематически проводятся внеклассные мероприятия: дни здоровья, конкурсные программы, конкурсы плакатов, рисунков, трудовые операции, акции, защита проектов и др. Интернат расположен рядом с сосновым лесом, поэтому осенью и зимой постоянно проводились прогулки в лес. В рамках занятий дополнительного образования активно работает секция футбола, брейк-данса. Некоторые сдают нормы комплекса ГТО и добиваются неплохих результатов.

Слайд 12

В нашем классе нами проведена определённая работа по формированию мотивации к здоровому образу жизни у школьников. Это и часы общения о вреде курения, алкоголя и наркотиков; о правильном питании и продуктах, вредных для здоровья; «Мода и здоровье подростка», где подростки учились оценивать модные явления с точки зрения ущерба или пользы для здоровья. Применяю метод создания презентаций, бесед и часов общения с использованием ИКТ, которые ориентированы на самостоятельность, творческую активность подростков. В 8 классе был проведён открытый классный час «Со здоровьем дружим мы» где детям раздавались памятки, буклеты с полезными советами по ЗОЖ. Ученик года на тему: «Влияние музыки на здоровье человека», где после тоже раздавались буклеты с полезной информацией о здоровье.

Слайд 14

Проводила анкетирование с подростками по ЗОЖ, по здоровому питанию, по сквернословию. Анкета «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» 1 . Что такое на твой взгляд, здоровый образ жизни? а) это образ жизни, направленный на сохранение здоровья; б) это соблюдение режима дня и правильного питания; в) это занятия спортом и закаливание. г) не знаю. Один человек ответил на вопросы не серьезно, не знаю. Остальные дети все ответили правильно. 2. Является ли твой образ жизни здоровым? а) да; б) нет; в) частично; г) не знаю. На этот вопрос ответили все по–разному. 3. Насколько успех в жизни человека зависит от его образа жизни? а) на 80-100% б) на 50-70% в) на 10-40% г) не зависит. Здесь тоже по-разному. 4. Для чего бы ты стал вести здоровый образ жизни? а) чтобы не беспокоили болезни; б) чтобы жить долго; в ) чтобы выглядеть красиво ; г) чтобы всего добиться в жизни. Все дети ответили правильно . 5. Какие обстоятельства могли бы побудить тебя изменить образ жизни? а )пример родителей; б)пример уважаемых мной людей; в)болезни ; г )наглядная информация в фактах и цифрах; два человека ответили на 1 вопрос, 2 человека ответили на 2 вопрос, 3 человека на 3 вопрос, остальные на 4 вопрос.

Слайд 15

6 . Употреблял ли ты алкоголь, табак, наркотики? а) да; б) нет; в) пробовал; г) уже отказался. На 6 вопрос 5 человек ответили, что они употребляли, 1 человек – уже отказался, и 5 человек не употребляли ничего. 7. Ты обсуждаешь с родителями свои проблемы? а) да; б) нет; в) пытаюсь, но не получается высказать всё, стесняюсь; г) пытаюсь, но родители неправильно меня понимают. 5 человек обсуждают, 4 человека не обсуждают, 1 человек пытается, но стесняется, 1 человек – родители меня не понимают. 8. Как ты справляешься со стрессом? а) слушаю классическую музыку; б) иду в спортзал; в) обливаюсь холодной водой; г) хватаюсь за что-нибудь другое. 8 человек слушают музыку, 3 человека идут в спортзал. 9. Есть ли у тебя три заветных желания, если есть, то напиши: какие? да; нет. В основном, чтобы в семье были все здоровы. У некоторых нет никаких желаний.

Слайд 16

Из проведенного анкетирования узнала, что больше половины детей обладают уровнем отношения к ЗОЖ. Большая часть школьников овладевает навыками, приемами ЗОЖ, дети читают литературу, расширяют свой кругозор. Провела классный час «Курить – здоровью вредить» с использованием презентации и проведением опыта. Интересным был конкурс презентаций на тему «Пирсинг и тату. Красиво или опасно?» Подростки подготовили видеоряд изображений последствий пирсинга и татуаша . Выводы, сделанные детьми, доказали пагубные , зачастую необратимые, последствия увлечения современными « модными » течениями в подростковой среде.. Актуальной на данный момент считается и тема здорового питания, воспитание культуры питания, получение широкой информации об употреб- ляемых в современном обществе продуктах. Так был проведен ряд бесед, часов общения с использованием видеофильмов на темы «Влияние энергетических напитков на подростковый организм», «Секреты здорового питания» анкета по здоровому питанию, «Беседа о вейпах», «Осторожно – пивной алкоголизм».

Слайд 17

В последнее время детей вовлекают в «суицидный квест» - виртуальную игру, финалом которой становится самоубийство. Эти игры на смерть –незримый терроризм, пытающийся растлить, убить наших детей. Провела ряд бесед на тему «Ценности жизни», «Жизнь прекрасна» на часах общения. Эта же тема поднималась с родителями детей, где по телефону индивидуально поводились беседы, давались рекомендации для родителей. Большое значение придаётся и духовному здоровью подростков. Не секрет , что происходит деградация культуры речи. Тема сквернословия обсуждалась в беседе «Мат - это яд». На часах общения говорится и о том, что не стоит сниматься в безнравственных видеосюжетах, лучше прославиться хорошими поступками, чем опозориться на всю жизнь; не стоит также вступать в группы с негативным содержанием, уметь «фильтровать» своих знакомых. Изредка детей водим в храм, чтобы способствовать сохранению духовного здоровья детей . Самое большое богатство человека – это здоровье. Берегите и цените его и будете богаты . Всем спасибо за внимание. Спасибо

Слайд 18

Литература 1. Сухомлинский В.А. «Сто советов учителю». «Удмуртия», 1981. 2 . Попова А.И. «Здоровьесберегающая среда в школе»// Начальная школа №4, 2004. 3. Коростелёв Н.Б. «Воспитание здорового школьника» М.: Просвещение, 1996. 4. Куценко Г.И. « Книга о здоровом образе жизни» СПб.,1997 . 5. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. М.; Физкультура и спорт, 1990. 6. Кружилина Т., Орехова Т. Здоровое поколение./Основы безопасности жизни. №6, 1998. С. 35-40. 7. Торохова Е.И. Валеология: Словарь. М.; Мир, 1974. 8. Харламов И.Ф. Педагогика. М.; Высшая школа, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование навыков здорового образа жизни школьников через систему физкультурно-оздоровительных мероприятий, уроков физической культуры в общеобразовательной школе».

«Формирование целостного отношения к физической культуре  в процессе взаимодействия семьи и школы» Тезисы: -  формирование у учащихся, а также их родителей системы ценностей, связанных с ве...

Цикл внеклассных занятий по формированию навыков ведения здорового образа жизни: «Сегодня в моде здоровый образ жизни».

Проблема здоровья российских школьников сейчас остро актуальна. Педагоги все больше осознают, что именно они могут сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Это касается нескольких аспе...

Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни школьников через внеклассную деятельность.Материал вошел в работу XXII заочной научно-практической конференции по теме"Современные технологии и формы организации образовательной деятельности "

Материал вошел в сборник работ по теме "Современные технологии и формы организации образовательной деятельности в образовательных организациях различного типа"Тезисы, сставленные мною по данной работе...

Формирование мотивации к здоровому образу жизни на уроках математики

Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, полезно на уроках рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями «знание своего тела», «гигиена тела», «правильное питание»...

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся среднего возраста коррекционной школы через систему внеклассных мероприятий.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся среднего возраста коррекционной школы через систему внеклассных мероприятий....

Формирование мотивации к здоровому образу жизни у учащихся подросткового возраста на уроках биологии

Здоровье и здоровый образ жизни (ЗОЖ) подрастающего поколения - тема особо актуальна. Особую важность данная тема приобретает среди учащихся школ подросткового возраста, так как их образ жизни только ...