ПЛАН-КОНСПЕКТ ОБОБЩАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «МНОГООБРАЗИЕ МИРА ПРОФЕССИЙ»
план-конспект на тему
Обобщить уже полученные знания и представления об огромном и многообразном мире профессий; в игровой форме подготовить обучающихся к осознанному и самостоятельному выбору профессий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnogoobrazie_professiy_-urok.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОБОБЩАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «МНОГООБРАЗИЕ МИРА ПРОФЕССИЙ»
Автор педагог дополнительного образования И.В. Мелкозерова, ДТДиМ г. Топки
Цель: обобщить уже полученные знания и представления об огромном и многообразном мире профессий; в игровой форме подготовить обучающихся к осознанному и самостоятельному выбору профессий.
Задачи:
- Образовательные:
- расширить знания обучающихся о профессиях;
- познакомить с новыми современными профессиями;
- формировать интерес к профессиям;
- Развивающие:
-развивать внимание, логическое мышление, память, познавательный интерес,
самостоятельность; культуру речи;
- развивать коммуникативные способности при работе в группах;
- развивать позитивную мотивацию на работу и общение в группе;
- активизировать обучающихся к познавательной, творческой деятельности;
- Воспитательные:
- воспитывать любовь к труду; уважительное отношение к людям разных
профессий;
- воспитывать уважение к своим товарищам.
Тип занятия: обобщение знаний и приобретение новых
Вид занятия: интеллектуальная игра «Звёздный час»
Форма занятия: групповая
Оборудование: жетоны-«звёзды», памятки, карточки.
ТСО: мультимедийная установка, компьютер, экран. Презентация (Приложение 1, 2)
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
- Организационный момент:
- Приветствие
- Психологический настрой
- Вводная часть:
- Обозначение учащимися темы
- Целеполагание.
- Беседа из истории профессий и труда
- Основная часть:
- Ознакомление с правилами игры
- Ход игры
- Подведение итогов игры
- Награждение команд
- Итог урока. Рефлексия.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Организационный момент: (слайд1)
- Добрый день! Я рада встрече с Вами!
- Давайте поприветствуем друг друга. Для этого просто улыбнитесь друг другу. Я надеюсь, что сегодня в течение всего урока будет присутствовать доброжелательная атмосфера.
II. Вводная часть. Обозначение темы занятия:
- Посмотрите на экран Как вы думаете, о чём сегодня на уроке мы будем говорить? (ответы учащихся)
- Правильно, тема урока: «Обобщение знаний по теме «Многообразие мира профессий».
- В настоящее время насчитывается свыше 40 тыс. профессий. Около 500 профессий ежегодно исчезают и, примерно столько же, возникает новых. Среднее время существования многих профессий 8-10 лет. Некоторые из них меняются по своему содержанию. Среди такого многообразия профессий, вам необходимо выбрать одну на всю жизнь.
-Сегодня на занятии вы узнаете многое о профессиях - о тех, которые появились недавно, о тех, которые «ушли в прошлое». Может быть, после сегодняшнего занятия, вы определитесь с выбором будущей профессии.
- Цитата дня: (слайд 2) «Если вы не думаете о будущем, у вас его не будет!»
Дж. Голсуорси.
Беседа «Из истории появления профессий и труда»:
- Как Вы думаете, когда появилась первая профессия? (ответы учащихся). А когда люди жили в пещерах, могли ли существовать какие-нибудь профессии? Докажите свой ответ. (ответы учащихся)
(показ изображений древнего человека - слайд 3)
- Да, действительно, мужчины ходили на охоту, добывали на пропитание. Какая профессия уже существовала в то время? (охотник, рыбак)
- Женщины охраняли очаг, готовили пищу, воспитывали детей. О существовании каких профессий вы можете сказать? (домработница, повар, воспитатель) Так постепенно определяется характер деятельности каждого человека, зарождаются профессии. Потом люди поняли, что у каждого свои способности и желание заниматься определённой деятельностью (трудом) и что этому можно научиться.
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
- И, конечно, появились люди, которые делали своё дело лучше других, у них проявлялся особый талант (показ людей разных современных профессий.
III. Основная часть:
- Сегодня мы отправимся в путешествие по стране профессий. У вас есть возможность проявить свои таланты и показать знания о мире профессий. Наступил ваш «Звёздный час». ( слайд 4)
-Разделимся на 2 команды (даны 2 разрезных картинки с изображением профессий – учащиеся находят свои части и складывают полную картинку). Придумайте названия своим командам, выберите командира.
- Объясняю правила игры. В игре три тура и финал . Вам будут предложены различные задания, за каждый правильный ответ команда получает звезду. Начнём игру.
I тур: «Угадай профессию»
ЗАДАНИЕ 1:
(слайды 16)
- Я буду зачитывать определения, а вы должны найти соответствующий определению тип профессий. Тип профессии указывает на то, чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет труда. Предмет труда могут быть другие люди, техника, информатика, художественные произведения или природа.
- Этот тип включают в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройство, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники. Этот тип профессий требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.
(человек-техника)
- Этот тип предполагает профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу. От человека в профессиях этого типа требуется высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение.
(человек -художественный образ)
- Предметом профессий этого типа является другие люди. Профессиям этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности.
(человек –человек)
- Данный тип включает профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных. Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта.
(человек-природа)
- Дайте своё определение типу профессий «человек-знаковая система».
(Этот тип объединяет профессии, связанные с текстами, с цифрами, формулами и таблицами, с чертежами, картами, схемами, со звуковыми сигналами. Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлеченному мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.)
Задание 2: (слайд 17)
(слайды 18-22)
- Внимание на экран! Дана профессия и предметы труда. Необходимо определить, какой из предметов лишний.
Для справки:
Брокер - в биржевых торгах он непосредственно представляет интересы клиентов, т.е. по их поручениям он выставляет заявки на покупку или продажу того или иного финансового инструмента.
Бионик - специалист в области бионики (научной дисциплины, связанной с поиском возможностей решения различных инженерных задач на основе анализа структуры и жизнедеятельности организмов).
Клинер - занимается комплексной уборкой офисов, предприятий, складских помещений. За каждую уборочную операцию отвечает соответствующий специалист.
Риэлтер - специалист по сделкам с недвижимостью. Оценка, купля-продажа, аренда.
Букмекер - (англ. bookmaker) - профессия человека, занятого приёмом денежных ставок и выплатой выигрышей при игре на скачках и бегах, на результаты различных спортивных событий, кроме того возможен прием ставок на исходы политических и культурных событий.
II тур: «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОФЕССИИ» (слайд 23)
Задание 1: (слайд 24)
- Вашему вниманию представлены шесть современных профессий, которые появились не так давно. Вам необходимо соотнести названия данных профессий с их характеристиками.
( слайд 25)
- Внимание на экран!
- Андеррайтер
2. Маркшейдер
3. Тестер
4. Коммивояжёр
5. Мерчендайзер
6. Супервайзер
- Слушаем внимательно задание и поднимаем сигнал с номером ответа:
Характеристика профессии | № правильного ответа |
1. Специалист по строительству подземных сооружений | 2 |
2. Специалист, призванный обеспечить отличное качество программного продукта | 3 |
3.Специалист в области страхования, описывает, оценивает и квалифицирует риск, формирует страховой портфель. | 1 |
4. Руководитель группы торговых представителей, промоутеров | 6 |
5. Специалист по продвижению продукции в розничной торговле | 5 |
6. Разъездной сбытовой посредник, который, перемещаясь по рынку, выполняет роль простого посредника или действует по поручению своего клиента (продавца) | 4 |
Задание 2: (слайд 26)
- Сейчас будем говорить не только о современных профессиях, но и о тех, которые уже не существуют или «находятся на грани исчезновения». Вам необходимо поднять карточку-сигнал с номером правильного ответа.
(слайды 27-31)
* Представители какой профессии в давние времена заменяли врачей?
1. кузнецы;
2. алхимики;
3. цирюльники;
4. портные.
* Кто из перечисленных лиц не работает в художественном музее?
1. хранитель;
2. реставратор;
3. экскурсовод;
4. ресторатор.
(Ресторатор занимается ресторанным бизнесом).
* Как называется артист, объявляющий и комментирующий номера эстрадной программы?
1. тамада;
2. конферансье;
3. диктор;
4. спикер.
* Кто из перечисленных лиц работает в аптеке?
1. провизор;
2. прозектор;
3. проректор;
4. продюсер.
* Представитель какой профессии в послереволюционной России назывался «шкрабом»?
1. полотёр;
2. учитель;
3. посудомойка;
4. сторож.
(сокращение от словосочетания «школьный работник»)
III тур «ПРОФЕССИИ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ» (слайд 32)
- Угадайте профессии известных людей. (слайд 33)
(слайды 34-39)
ФИНАЛ (слайды 40-41)
- За 2 минуты составить как можно больше слов из слова ПРОФЕССИОНАЛ. Команда может использовать одну «звезду» за дополнительную букву. За самое длинное слово команда получает «звезду».
Ответы: ион, лес, лис (а), нос, оса, фен, фон, офис, сало, сено, соло, сила, слон, посол, просо, спил, силос, сифон, финал, флора, полено и т.д.
Подведение итогов игры, награждение победителей: - Подсчитайте количество заработанных жетонов- «звёзд». Команда-победитель получает приз, все участники игры поощряются сладкими призами. Все учащиеся получают памятку «Как правильно выбрать профессию» (Приложение 2).
IV.Итог урока. Рефлексия.
- Вам предстоит подвести итог занятия: что узнали нового на уроке, как работали ваши товарищи – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. (слайд 42)
- По цепочке продолжите предложения, данные на экране, можно дать оценку урока высказав своё мнение одним предложением. Я начну: «Мне понравилась работа на занятии…» (перечисляю Ф.И.учащихся).
- Я желаю всем вам найти своё место в жизни, выбрать профессию по душе! Спасибо за работу на занятии! (слайд 43)
Презентация (Приложение 1)
Используемая литература:
Ерёменко Н.И. Предпрофильная подготовка школьников. 5-11 класс.- Волгоград: Изд. «Панорама», 2006.
Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.:Просвещение,1985.
Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Профориентационная работа в школе: метод.пособие/ Е.В.Гурова, О.А. Голерова. – М.: Просвещение, 2007.
Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию: Учеб.пособие для ст.кл. сред.шк. –М.: Просвещение, 1991.
Савченко М.Ю. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс) : Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. Ред. Л.А. Обуховой. –М.: Вако, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план конспект открытого урока по теме:РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ УСТНОЙ РЕЧИ НА БАЗЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ: СЕМЬЯ.ПРОФЕССИИ.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ HAVE GOT.
план-конспект открытого урока в 2-ом классе...
План конспект урока биологии по теме" МНОГООБРАЗИЕ ВОДОРОСЛЕЙ, ИХ РОЛЬ В ПРИРОДЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ"
План урока биологии 7 кл к учебнику Н.И. Сонина Многообразие живых организмов"....
план конспект урока по биологии, тема: "Многообразие живых организмов"
конспект урока в 7 классе по биологии...
План-конспект открытого урока по теме "В мире профессий"- 5 класс
Данный материал представляет собой разработку моего открытого урока в 5-ом классе по теме "Вмире профессий" в соответствии с требованиями ФГОС....
Презентация "Многообразие мира профессий"
презентация...
План-конспект открытого занятия по теме Обобщающее занятие по теме «Азбука оригами»
Тема занятия: «Обобщающее занятие по теме «Азбука оригами»Образовательная программа: «Оригами. Ступени мастерства»Год обучения: 1Возраст детей: 9 – 13 летЦель: Пров...
ПЛАН-КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА ДЛЯ ОБУЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА ПО ТЕМЕ «В МИРЕ ПРОФЕССИЙ»
Разработка классного часа по профессиональной ориентации «В мире профессий». Занятие проводится в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчест...