Музыка и личность
занимательные факты

Ермолович Лариса Герасимовна

Музыка учит ребенка не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_i_lichnost.doc69 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Л.Г.Ермолович – заведующая

Мыскаменского филиала ЯДМШ, преподаватель

Музыка и личность

Музыка делает человека коммуникабельнее, потому что, исполняя произведение, стремясь передать мысли и чувства композитора, исполнитель учится находить контакт со слушателями, в разговоре он чувствует нюансы интонации и эмоций собеседника, угадывает тон и темп беседы – он же привык чувствовать мысли и настроение композитора, музыкальное произведение которого он исполняет.

Музыка приучает ребенка к ежедневному труду, воспитывает в нем терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира. Музыка учит не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, а видя и слыша, чувствовать. А счастье человека как раз и зависит от того, какими глазами он видит окружающее и какие эмоции от увиденного испытывает. Если вы хотите, чтобы мир вашего ребенка был богат и эмоционально насыщен, если вы хотите, чтобы он стал успешным, всесторонне развитым, целеустремленным, а следовательно, и счастливым математические способности? Ему некогда больше заниматься игрой на фортепьяно? Но перед тем как он закроет (но не навсегда!) крышку рояля, пусть скажет ему спасибо! Без музыки он не стал бы тем, кем стал, потому что именно музыка даёт и образное мышление, и пространственное представление, и привычку к ежедневному кропотливому труду. Или же ребёнок внезапно решил забросить занятия музыкой, начал писать хорошие и глубокие, не по возрасту стихи и сочинения человеком, дайте ему эту возможность.

Дети, которые играют на музыкальных инструментах, обычно грамотнее других. Ребёнок идет в десятый класс математической школы, и у него обнаружились блестящие данные? Скажите, откуда это море эмоций, чувство ритма и образность изложения? Не от той ли учительницы музыки, которая, бесстрастно отбивая такт, суховато приговаривала: «Он здесь тоскует, не барабань, играй пиано, а здесь уже отчаянье – форте, фортиссимо! Слушай музыку, слушай, что хотел сказать композитор…» Попробуем конкретизировать сказанное выше и объяснить, как игра на музыкальных инструментах помогает в усвоении некоторых предметов.

Правописание и музыка

Если бы способность писать без ошибок зависела только от знания правил, то правильно писали бы почти все. При нормальном интеллектуальном развитии у детей часто бывают затруднения в овладении письмом и выражении мыслей из-за причин, не связанных с дефектами зрения, слуха или какими-либо неврологическими нарушениями. Овладению грамотным письмом могут мешать:

Нарушение пространственного восприятия. 

По статистике, 60% школьников имеют довольно расплывчатые представления о таких понятиях, как право, лево, внизу, наверху и пр. Не верите? Пусть определит, стоя напротив вас, где у вас правая рука, а где левая. Не справился? Задумался? Значит, на письме он пишет буквы (и цифры) зеркально, например, «э» вместо «е», или «б» вместо «д», переставляет местами буквы и слоги в слове, слова в предложении и «заезжает» за поля. По этой же причине он пропускает буквы и слоги, пишет слитно слова в предложении, а новое предложение с маленькой буквы. Ребенок, знающий азы игры на музыкальном инструменте, этих затруднений не испытает: он твердо усвоил, где правая, где левая рука.

Знание подкреплено наглядностью – перед ним лежат ноты, на которых ясно обозначены партии левой и правой руки. На фортепьянных нотах, например, верхняя строчка – правая рука, нижняя – левая, а значит, в ребенке закреплено и такое понятие, как «вверху-внизу». Знание об интервале и последовательности звуков в аккорде дополнят его пространственные понятия, а, следовательно, уберут описанные выше ошибки в письме.

Кинетические и динамические нарушения организации движений.

 Что это значит? А это значит, что пальчики плохо двигаются сами по себе и плохо переключаются с одного движения на другое, и от этого все внимание наше – на пальчики, и пока мы выводим сложную букву «в» и думаем, как бы вслед за ней не ошибиться в написании не менее сложной «з» и то же в цифрах, школьная программа уходит далеко вперед. Что, как не упражнения на музыкальных инструментах, научит двигаться руки и координировать движения пальцев?

Несформированность связей между слуховым анализатором и двигательной системой. Дети не могут воспроизвести на письме правильно услышанную фразу.

Если, например, такому ребенку предложить подсчитать количество сделанных ударов в заданной вами ритмической структуре, он подсчитает их правильно, но простучать сам такой - же ритм не сможет. Следовательно, он будет писать неправильную букву вместо правильно услышанного звука, не сможет соблюдать правил переноса и, опять же будет переставлять местами слоги и пропускать буквы, потому что деление слова на слух на слоги – это деление его на ритмические единицы. Игра на музыкальном инструменте сформирует в ребенке чувство ритма и наладит координацию между слухом и моторикой рук. Способность трансформировать свои мысли и чувства в письменную форму – в слова и предложения – отражает сложный процесс, формирующийся с раннего детства.

Чем старше ребенок, тем отчетливее проявляются дефекты в написании. Особенно они видны тогда, когда школьники начинают писать сочинения на заданную тему. Они не могут выразить развернутую мысль, потому что не способны оперировать знаками препинания, организовать текст (разбить на абзацы, имеющие законченное смысловое содержание) и просто не могут облечь свои мысли в письменную форму. Школьник, умеющий делить на фразы музыкальное произведение, знающий музыкальную символику, умеющий передать мысли композитора в звуке, легко справится с этими задачами и в письменной речи!

Математика и музыка

Музыка учит ребенка не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь. Следовательно, она развивает все виды восприятия (зрительное, слуховое, чувственное), и все виды памяти (зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную). Ребенок, играющий «Осеннюю песнь» Чайковского и как бы видящий в это время грустную картинку осени, на уроке, например, истории будет так же ясно представлять все излагаемое учителем, и от этого лучше запоминать.

Конспектируя материал, он будет его усваивать тоже гораздо лучше, потому что у него налажена моторная память, то есть связь между мышлением и двигательными функциями руки. Вы и сами знаете, что иногда какой-нибудь забытый навык вспоминается больше руками, а не головой.

Кроме того, музыка развивает ассоциативную фантазию, без которой невозможно овладение другими видами искусств… История знает массу людей, талант которых многогранен и способности к одному роду занятий как бы дополняют способности к другому. Леонардо да Винчи был скульптором, художником, архитектором, инженером; пел, преподавал пение и был первым, кто изучил природу вокального искусства.

Александр Сергеевич Грибоедов, русский писатель и дипломат, был еще композитором, пианистом и органистом. Михаил Иванович Глинка прекрасно рисовал. Эйнштейн играл на скрипке… Дети, обучающиеся музыке, обычно обнаруживают способности и тягу к другим видам искусства, потому что, помимо когнитивных способностей, музыка развивает эмоции, улучшает личностные качества.

Во-первых, ребёнок может выбрать, с каким родом деятельности будет связана его судьба и сам определиться, так как имеет представление и о науке, и о живописи, и о музыке. Во-вторых, чаще всего после окончания получения начального музыкального образования, решение принимается самостоятельно и, как правило, без замешательств, что говорит о полной личностной сформированности ребёнка. О влиянии музыки на человека можно говорить бесконечно…

ИГРА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

В данной главе я не отрываю практику от теории, потому что, как хорошо сказал Морис Мартено, считаю искусственное отделение сольфеджио от навыков игры на музыкальном инструменте приводит лишь к тому, что ученик выучивается производить музыкальные звуки, которые не являются музыкой.

В XX веке три музыканта исследовали процесс обучения музыке: немец Карл Орф, японец Синити Судзуки и француз Морис Мартено. Все трое не хотели мириться с тем, что традиционные методы обучения часто оказываются неэффективными и что огромное количество учеников их отвергает. Все трое поняли - музыке нужно обучать с самого раннего детства, превращая уроки в занимательную игру.

Карл Орф разработал методику, основанную на ритмических упражнениях, и создал условия для производства ударных инструментов поразительного качества. Тем не менее, поскольку эта методика предназначена для обучения целой группы детей, которая мало-помалу превращается в настоящий оркестр, я не буду о ней распространяться и просто посоветую вам узнать, существуют ли там, где вы живете, курсы "Карла Орфа". Судзуки и Мартено создали хорошо дополняющие друг друга методики индивидуального обучения. Целью обучения музыке является не только подготовка профессионалов: оно должно, по их глубокому убеждению, быть школой жизни и воспитывать душу ребенка. Музыке можно научиться тем же способом, что и родному языку. Поняв это более полувека назад, Судзуки изобрел приемы, применение которых дает такую возможность. Он выбрал именно скрипку - ее можно сделать очень маленькой, и потому даже двухлетний ребенок способен на ней играть. При этом такой инструмент будет обладать одинаковыми с большими скрипками звуковыми качествами. Кроме того, скрипку можно воспринимать как дорогую игрушку и даже как продолжение собственного тела, потому что, играя, исполнитель прижимает ее к себе.

Метод Судзуки основан на двух принципах: во-первых, нужно, чтобы ребенок был погружен в музыку, чтобы он ежедневно слышал те мелодии, которые позже, когда они станут частью его самого, он научится играть на своей скрипке; во-вторых, поскольку наилучшими учителями для маленького ребенка являются его родители, тот, кто хочет обучать, таким образом, своего малыша, должен и сам уметь играть, а также понимать, какие трудности связаны с игрой на данном конкретном инструменте. Поэтому тот из родителей, кто будет учить ребенка, также должен приобщиться к игре на скрипке, за что некоторые сразу же без колебаний и берутся, хотя на самом деле без этого можно прекрасно обойтись.

Обучение включает индивидуальные занятия, во время которых учитель исправляет ошибки ребенка и объясняет отцу или матери программу на следующую неделю, и групповой урок, на котором дети в игровой форме учатся музицировать вместе. Ежедневно (или почти ежедневно) малыш вместе с родителями занимается 15-30 минут. Продолжительность занятий зависит от возраста ребенка и его способности концентрировать внимание (ниже вы найдете советы, помогающие облегчить эти ежедневные тренировки). Минимальный возраст для начала занятий - три или четыре года (в зависимости от преподавателя).

Кроме того, чтобы обеспечить психологическую поддержку, Международный институт Судзуки организует краткосрочные курсы с участием учеников и преподавателей разного уровня подготовки. Подобный семинар способен увлечь даже тех, кто не видит в себе никакого призвания" к музыкальным занятиям. По сути дела, эта методика напоминает преподавание в те времена, когда нотная запись еще не была изобретена. Все делается на слух и путем имитации. Противники считают, что Судзуки не уделяет внимания сольфеджио, но это неправда: теория появляется в его курсе несколько позже. Подобно тому, как ребенок начинает говорить и только потом учится читать (даже если обучение чтению начинается очень рано!), он будет уметь играть на каком-то инструменте раньше, чем научится расшифровывать нотную запись. Некоторые преподаватели, использующие метод Судзуки, предлагают полный курс обучения, в том числе нотную грамоту. К сожалению, большинство педагогов не включают этого в свою программу и для изучения сольфеджио отсылают своих учеников к преподавателям, занимающимся по обычной методике. Именно так возникает проблема: ребенок видит разницу двух методик и не чувствует необходимости учиться читать ноты.

Вот тут-то и приходит на помощь Мартено со своим сенсорным методом, квинтэссенцию которого он сформулировал в одной замечательной фразе: "Суть дела - прежде буквы, сердце - прежде рассудка". Для него чтение нот - тоже музыка. Он сравнивает традиционное преподавание теории музыки с чтением рассказа унылым и невыразительным голосом: мало кто из детей захочет слушать подобное чтение.

Метод Мартено включает три этапа:

1. ребенок, подражая взрослому, воспроизводит ритм или мелодию;

2. ребенок узнает, как записывается этот ритм или эта мелодия;

3. ребенок учится читать варианты этого ритма или этой мелодии.

Нотная грамота разделяется, таким образом, на простые элементы, которые малыш постигает постепенно, объединяя их в своем сознании и приобщаясь к тонкостям музыкальной теории.

Я советую всем музыкантам самим обучать своих детей музыке.

Но эта глава адресована тем, чьи знания в области музыки находятся в зачаточном состоянии. Чтобы привить ребенку вкус к музыке, нужно только одно: ХОТЕТЬ ЭТОГО! Если такое желание есть, то благодаря ему одному вы поймете то, что сегодня представляется вам китайской грамотой. Если к тому же вы поете нефальшиво, и ноты, их значения и интервалы для вас не совсем абстрактные понятия, вы сможете сами очень хорошо подготовить ребенка к началу обучения музыке. Пусть те, которым "медведь на ухо наступил" и кто читает партитуру вверх ногами, не бросают чтение этой главы, они увидят ниже, что тоже могут помочь своим детям.

Музыка - это язык, на котором нужно уметь пересказывать тексты (исполнять чужие произведения), читать (знать нотную грамоту) и говорить (импровизировать). Исследования Беттельгейма по обучению чтению показали, насколько в лучшем положении по сравнению с другими находятся дети, научившиеся читать дома. Это справедливо и для музыки. Но, к сожалению, так бывает редко. Дело обстоит даже хуже: представьте себе ребенка, который до шести лет слышал бы на родном языке лишь несколько коротких стихотворений и поток быстрых и непонятных слов по радио; его развитие серьезно бы замедлилось. В отношении музыки этот случай типичен для большинства детей.

«Ваш домашний оркестр»

 Включение в занятие по музыке, в домашний досуг игры на детских музыкальных инструментах всегда является украшением музыкального обучения. Добавление к голосу фортепьяно или детскому голосу, ставших привычными, звуков необычной высоты и яркости привлекает дошкольников к творческой работе на занятии. Для игр и развлечений с детьми 4-6 лет обычно используется музыкальные инструменты, которые не имеют чётко выраженной звуковысотности, поэтому их принято называть шумовыми. К их числу относятся барабан, бубен, колокольчики, треугольник, погремушки, маракасы и так далее. Каждый из этих инструментов обычно имеется в арсенале музыкального работника, да и приобрести их для дома не требует больших затрат. 

 В приобретении простейших шумовых музыкальных инструментов есть свои хитрости. Ответьте, например, давно вы заходили в отдел, где продаются … рыболовные принадлежности? Вы удивляетесь, а зря, потому что именно там продаются замечательные вещи - маленькие оловянные бубенчики, которые так удобно соединить по два - три, повесив их на обыкновенные скрепки. И вот у вас уже есть замечательный музыкальный инструмент, обладающий необычайным звонким голоском. Вместе с детьми вы можете изготовить такой музыкальный инструмент, как кастаньеты. Для этого нужно взять две большие пуговицы, через «ножку» каждой продевается резинка и завязывается на узел так, чтобы получившуюся петельку можно было надеть на первый и третий палец. Пуговицу и резинку можно купить в магазинах ткани. Из контейнеров из-под«киндер-сюрприза» можно сделать музыкальный инструмент – «шуршунчик», наполнив его разными наполнителями (горох, крупа, камешки). Очень легко можно изготовить такой музыкальный инструмент, как «ветерок». С помощью этого инструмента можно изображать появление невидимого героя или слушать музыку ветра. Сделать его очень просто. В бутылке из-под шампуня делается восемь отверстий с обеих сторон и три посередине. Через боковые отверстия протягиваются нитки, к ним привязываются трубочки от металлофона. Инструмент держится на пальце за кольцо, которое крепится наверху.

 Важно познакомить детей с названием инструмента и способом игры на нём. Для этого, показывая тот или иной инструмент, надо продемонстрировать, как на нём играть. Скажем, на барабане играют, ударяя по его поверхности палочками, на погремушках и колокольчиках – встряхивая. Кроме того, в детях следует с самого начала воспитывать культуру пользования инструментом: с ним следует обращаться бережно, брать, играть на нём и класть на стол или убирать в специальную коробку надо аккуратно. Взрослый, показывая имеющиеся музыкальные инструменты, демонстрирует их голоса. Затем детям можно предложить закрыть глаза и на слух определить, какой из инструментов сейчас прозвучал. К каждому отдельному музыкальному произведению проводится индивидуальный подбор музыкальных инструментов для  сопровождения.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  

1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребёнка как можно раньше. «Если не заложить прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи, оно всё равно развалится на куски от сильного ветра и землетрясения», - считают педагоги. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребёнка, будет невосполнимо.

2.Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение на ваш взгляд, кажется далёким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

3.Отсутствие какой - либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение не желаемого тормоза.

4.  Не «приклеивайте» вашему ребёнку ярлык "немузыкальный", если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить. От природы все мы музыкальны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад о роли учителя музыки в становлении творческой личности (музыканта)

Вопросы и проблемы, которые необходимо решать молодому поколению в связи с развитием и использованием новых технологий, требуют творческого подхода....

курсовая работа"Развитие творческой личности ребенка на уроках музыки"

• Урок музыки - источник для музыкально-творческойдеятельности учителя и учащихся.                         ...

Проблемно-поисковые ситуации на уроках музыки и искусства как метод вовлечения личности школьника в мыслительный процесс

В статье рассказывается о методике активных проблемных ситуаций на уроке музыки и искусства. Методика универсальна и её можно использовать на любых школьных уроках.Проблемный подход формирует не тольк...

Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки как одно из приоритетных направлений становления личности

Статья посвящена основным аспектам  духовно-нравственного воспитания  на уроках музыки...

Развитие нравственных качеств личности на уроках музыки у детей с ОВЗ.

Хорошо  известно,  что  искусство  очень  широко  и  глубоко  захватывает  самые  различные  стороны  психики  человека – не  толь...

Статья "Использование творческих заданий на уроках музыки как фактор индивидуальности личности"

Работа содержит теоретическую и практическую части. Может быть использована для выступления на педсоветах, МО и  на практике....

Консультация для родителей " Слушание музыки формирует личность ребёнка"

Очень часто родители считают, что ребёнка не стоит приобщать к музыке, если сам ребёнок не проявляет к ней особого интереса. Это не совсем верно. Ребёнку необходимо слушать музыку. Это формирует его в...