Конспект занятия "Я - репортер"
план-конспект урока (7 класс)

Кодьева Лариса

Конспект занятия "Психологические, коммуникативные особенности профессии «журналист"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_-reporter.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кодьева Лариса Валериевна

Конспект занятия на аттестацию                                                                                 ноябрь, 2018г.

Тема: «Психологические, коммуникативные особенности профессии «журналист»

Цель: закрепить основные профессиональные качества, которыми должен обладать журналист.

Задачи:

  • повторить основные профессиональные качества, которыми должен обладать журналист;
  • расширение и активизация знаний обучающихся о профессии “Журналист”;
  • развитие творческих способностей и познавательного интереса обучающихся;
  • развитие умений работать в группе; умение собирать информацию;  развитие диалогической и монологической речи; развитие коммуникативных умений.

Практика: Игровые тренинги на раскрепощение и развитие коммуникативных качеств.

Оборудование и дидактический материал:

  • Компьютер, проектор, магнитная доска
  • Презентация «Я - репортер»
  • парты и стулья (по количеству участников);
  • визитки (для каждого участника);
  • лист ватмана для газеты;
  • фломастеры; микрофон;  пазлы (для разминки);
  • письменные принадлежности; спички; листочки для заметок
  •  «Инструкция участника конференции» (по числу участников);
  • бланк «Рассказ о герое»  на цветной бумаге (по числу участников);

Продолжительность: 40 минут

Форма обучения: групповая, индивидуальная;

Форма учебного занятия: деловая игра - конференция. 

Формируемые УУД:

Личностные

  • формирование системы оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми (творческие, лидерские возможности);
  • формирование норм поведения, исходя из социальных и личностных ценностей;
  • демонстрировать умение подавать себя; развитие навыка активного слушания;

Познавательные

  • выделение необходимой информации;
  • знаково-символическое моделирование;
  • умение задавать вопросы;
  • умение структурировать знание;
  • умение строить устное речевое высказывание;

Регулятивные

  • способность принимать, сохранять цели и следовать им;
  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность.

Коммуникативные

  • умение взаимодействовать в учебной деятельности.
  • формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей.

В начале игры проводится разминка. В нее должны быть включены простые двигательные упражнения, например: «Передай предмет» (игроки передают по кругу воображаемый предмет: цветок, мячик, арбуз, грязь...; «Поменяйтесь местами» и т.д.).

Заканчивается разминка упражнением с делением и работой в паре. Каждому участнику выдается кусочек пазла. По нему он должен найти человека, пазл которого подходит к его собственному. (Пазлы – это разрезанные пополам открытки разных неповторяющихся цветов. Этих разрезанных кусочков должно быть по числу участников.) После того как все отыщут свою «половину», дается задание немного побеседовать друг с другом и найти три признака, которые объединяют партнеров друг с другом (только один из трех может иметь отношение к внешности). Далее участники высказываются, дополняя, но, не перебивая друг друга. После этого им предлагается сесть парами.

Назначить фотокором ...                Оператором…                  Кто печатает качества на слайд…. 

Ход занятия:
1. Организационный и мотивационный этап (2 минуты)

Представьте себе, что все мы репортеры и собрались сегодня на конференцию.

Как вы думаете для чего? (чтобы рассказать о себе, обменяться опытом и повысить свои профессиональные навыки).  В ходе конференции мы посетим несколько мастер-классов, а в конце конференции выпустим свою газету, которая покажет, как вы научились собирать информацию методом интервью и наблюдением, с которыми мы познакомились на предыдущих занятиях, каких профессиональных качеств и  результатов достигли.

2. Этап организации учебной деятельности.

Здравствуйте, уважаемые участники конференции! Я рада приветствовать вас на Первой международной конференции журналистов «Я – репортер» (слайд). Вы все – известные журналисты, представляющие солидные газеты и журналы разных стран мира. Тема нашей сегодняшней встречи: «Профессионально важные качества личности журналиста» (слайд). У нас будет теоретическая и практическая части, где каждый сможет проявить себя, показать свои журналистские качества. Итогом конференции станет газета, созданная вами. А также фоторепортаж,  ответственный за который…

Чтобы мы могли свободно общаться друг с другом, нам следует познакомиться.

Каждый из вас получит визитку, на которой  крупными буквами напишет имя или псевдоним, издание, которое представляет, и страну, из которой приехал.  Примерный список изданий: журнал “Здоровье”, “Жёлтые страницы”, “Криминальные новости”, “Экономический вестник”, “Юный натуралист”, “За рулем”, “Новости спорта”, модный журнал «Силуэт» и т.д.

Придумайте и жанр, в котором вы пишете, основную тему, которую освещаете. Это может быть спорт или политика, экономика или искусство, природа, экология, криминальный мир... Итак, создайте свой образ. У вас есть 2 минуты.

Педагог отвечает на вопросы детей, помогает, если возникают сложности.Участники игры получают визитки, на которых пишут свое собственное имя или псевдоним, воображаемое печатное издание и страну.

Отлично, а теперь вам предоставляется возможность продемонстрировать свое журналистское мастерство. Вы возьмете интервью у своего партнера, а затем представите его, а он – вас. Вы все получите инструкцию о том, как действовать.

Знакомство с инструкцией на (слайде). Озвучить. Раздаётся инструкция участникам Первой международной конференции «Я – репортер».

ИНСТРУКЦИЯ

  1. По окончании конференции каждый участник должен представить творческий отчет в виде очерка-наблюдения за одним из присутствующих.
  2. В ходе конференции репортер наблюдает за Героем с целью выявления личностных качеств человека, особенностей его поведения.
  3. Для того, чтобы лучше узнать Героя, необходимо взять у него интервью.
  4. Примерные вопросы интервью:
  1. почему Герой выбрал профессию журналиста;
  2. почему он работает именно в этом жанре;
  3. самая интересная командировка, в которой он побывал;
  4. самые интересные люди, с которыми он встречался;
  5. профессиональная мечта героя, о ком или о чем ему хотелось бы написать.

Участники берут друг у друга интервью, затем рассказывают друг о друге в течение 30 секунд. Детям дается микрофон и 30 секунд каждому. (таймер)

Замечательно, теперь мы друг друга знаем. У нас сегодня представлены такие страны, как... и такие жанры, как... (перечисляю страны и жанры). Перейдем к теме сегодняшней конференции. Давайте напомним друг другу, какие важные качества должны быть у журналиста?

 Что отличает журналиста от людей других профессий?

Педагог фиксирует на доске те качества или на слайд выводит ученик, которые называют дети. Это могут быть такие качества, как интеллект, чувство юмора, изобретательность, коммуникабельность, обаяние, ответственность, любознательность и т. д.

А теперь напишите у себя на листочке или в блокноте качества из общего списка, которые присущи вам лично. (Дети составляют списки у себя на листочках.) А сейчас допишите те качества, которыми вы не обладаете, но очень хотели бы в себе развить. Сегодня вы можете попытаться сделать это (т.е. развить какие-либо качества), так как у нас будут проводиться специальные мастер-классы. И у каждого из вас будет задание: вам необходимо наблюдать за вашим партнером в течение всей игры, а в конце – написать о нем статью. Так что будьте внимательны – наблюдайте и помните, что за вами тоже наблюдают.

Итак, приглашаю вас всех на мастер-классы.

  Первый наш мастер-класс называется «Я начинаю разговор...» (слайд). Каждый журналист  в своей работе встречается с огромным количеством людей. И от того, как он начнет разговор, зависит успех всего дела. Сейчас вам предстоит попробовать начать разговор с незнакомыми и очень разными людьми. Встаньте в круг. Рассчитайтесь, пожалуйста, на первый-второй. Первые номера – шаг вперед, повернитесь лицом ко вторым номерам...

У нас получилось два круга. Теперь по моей команде вы поприветствуете человека, который окажется перед вами. Причем делать это нужно, внимательно слушая мои инструкции. По команде «Стоп. Внешний круг – шаг вправо» – внешний круг делает шаг вправо, а внутренний – остается на месте. И разговор продолжается, но уже с другим человеком. Итак, начнем... Поприветствуйте друг друга, как будто вы только что познакомились, но встреча с этим человеком имеет для вас очень большое значение. (Участники здороваются.)стоп – шаг вправо. Далее вам нужно поприветствовать друг друга следующим образом:

  1. как старые друзья... стоп - шаг вправо;
  2. как будто вы очень обижены на этого человека... стоп - шаг вправо;
  3. как будто вы сильно обидели этого человека и хотели бы, чтобы он вас простил...стоп - шаг вправо;
  4. как дипломаты на приеме... стоп - шаг вправо;
  5. как с человеком, с которым вам предстоит длительное совместное путешествие...стоп - шаг вправо.

Замечательно. Спасибо. Вы отлично поработали. Прошу пройти на свои места для обсуждения. (Все садятся). Чему был посвящен наш первый мастер-класс?

Легко ли вам было друг с другом общаться?

 Какие качества помогали вам находить общий язык? (общительность, находчивость)

 Какими качествами обладал человек, с которым вам было приятно общаться? (доброжелательность, внимательность)

Вывод: журналист должен быть доброжелательным, обаятельным, внимательным к собеседнику.

Вспомните, как вел и проявлял себя ваш Герой – человек, за которым вы наблюдаете. Запишите свои наблюдения на листочек. У вас 1 минута.

Эта процедура происходит после каждого мастер-класса. Дети должны не только концентрироваться на себе, но и наблюдать за своим Героем, о котором в конце игры будут писать статью.

Мастер-класс “Колодец”.

Развитие навыка работы в группе. (2 стула, коробок спичек)

Репортер должен уметь работать в команде,  например с фотографом, оператором и другими членами команды. Вы попробуете работать  в группе молча, стараясь понять другого по взгляду, по жесту. Задание: сложить колодец  из спичек, каждый по очереди кладет по кругу по одной спичке. Определяется у кого колодец выше и ровнее. Помните: запрет на вербальную коммуникацию. Время 1 минута.

Чему был посвящен мастер-класс?        (сплоченной работе в команде?)

Легко ли вам было друг с другом общаться?

 Какие качества помогали вам находить общий язык?             (внимание, смекалка)

Вывод: журналист должен уметь работать в команде, иногда понимать человека без слов.

Вспомните, как вел и проявлял себя ваш Герой в командной работе (человек, за которым вы наблюдаете). Запишите свои наблюдения на листочек. У вас 1 минута.

Дальше я приглашаю вас всех на следующий мастер-класс. Он называется «Необычная ситуация» (слайд). Каждый журналист, в своей работе попадает в разные необычные ситуации, где он должен показать себя с лучшей стороны, проявить свои профессиональные качества. Вам предлагается упражнение «Свеча доверия». 

Все участники становятся в круг плечо к плечу, руки согнуты в локтях, выставлены вперед. Ладони подняты вверх. Один из участников становится в центр круга. Руки опущены вдоль тела, глаза закрыты. Он расслабленно опускается на руки стоящих. Группа подхватывает его и медленно, аккуратно передает по кругу. В центре должен побывать каждый участник. 

Вы понимаете, как ответственно мы должны подойти к этой процедуре? Нужно держать, чтобы человек не упал. Итак, кто хочет стать первым?..

Все дети проходят через испытание – доверяются тем, кто держит. Если кому-то становится страшно, то надо разобраться  почему, поднять вопрос доверия к коллективу. Следить за ходом игры. После упражнения проводится обсуждение.

Все прошли испытание? Легко ли было включиться в «необычную ситуацию»? Что мешало вам расслабиться? Что помогало? Что вы чувствовали, когда держали других?     Вывод: журналист должен чувствовать ответственность, поддержку и доверять товарищам. Теперь запишите наблюдения за своим Героем. Время 1 минута.

Мы переходим к нашему последнему мастер-классу – «Спасибо тебе за...» (слайд). 

Сейчас каждый из вас, скажет своему соседу-коллеге несколько теплых слов. И пусть они будут о том, как вам с ним сегодня работалось. Ведь профессиональный журналист должен уметь быть благодарным и подмечать в человеке хорошие стороны его души. Кто хочет начать?

По кругу все говорят своему соседу справа или слева несколько добрых слов. Остальные внимательно слушают и затем делают запись о своем Герое в течение 1 минуты.

Вывод: журналист умеет видеть хорошее в человеке и говорить добрые позитивные слова.

Наши мастер-классы подошли к концу. И, как завершение нашей международной конференции, мы сейчас выпустим газету, посвященную нам самим. Мы обобщим информацию, которую получили друг о друге, и сделаем спецвыпуск «Я – репортер».

Каждый участник получает лист цветной бумаги, на которой пишет очерк о своем Герое.

Рассказ о Герое (слайд)

Моего Героя зовут _____________________________________________
Он выбрал эту работу, потому что _________________________________
В людях он больше всего ценит ___________________________________
Сам он обладает такими профессиональными качествами, как __________
На этой конференции Герою не всегда удавалось. _____________________
Больше всего мне понравилось, что он _______________________________
Мой Герой мечтает о ______________________________________________

Педагог помогает ребятам заполнять «Рассказы», вырезать, приклеивать на общий ватман +визитки репортер журнала…. В это же время фотокор загружает фотографии для фоторепортажа  «Я – репортер».

У нас получилась газета, в которой вы показали -  чему научились, т.е. свое мастерство как собрать информацию о человеке и грамотно её изложить. Дать оценку работе каждого.  А теперь посмотрим фоторепортаж  о нашей конференции. Поздравляю  вас с окончанием конференции.

3. Рефлексивный этап (5 минут) Обобщаю знания. Выделяю ключевые моменты.

Ребята, сегодня мы с вами закрепили профессиональные качества журналиста. (слайд) Хоть  вы юные журналисты давайте будем им следовать, а некоторые качества и развивать в себе. Посмотрите свои листы, где писали качества. Подумайте о том, как дополнительно развивать нужные вам качества. Мыслями   поделитесь на следующем занятии.

Внимание на слайд. Каждый  говорит свое мнение о занятии ….  (слайд)

  • я узнал…
  • я понял…
  • я научился…
  • лучше всего у меня получалось…
  • я изменился в …сторону и хочу развить в себе качество…

Оцените себя. Если вы считаете, что работали на занятии очень активно, успешно общались и отлично написали очерк о герое - возьмите 3 картинки,  если активно работали, хорошо написали очерк – 2 картинки, если не очень  активно трудились, возникали разногласия и не довольны своим очерком – 1 картинку.

Благодарю всех  участников занятия особенно оператора и фотокорреспондента.

ИНСТРУКЦИЯ

  1. По окончании конференции каждый участник должен представить творческий отчет в виде очерка-наблюдения за одним из присутствующих.
  2. В ходе конференции репортер наблюдает за Героем с целью выявления личностных качеств человека, особенностей его поведения.
  3. Для того, чтобы лучше узнать Героя, необходимо взять у него интервью.
  4. Примерные вопросы интервью:
  1. почему Герой выбрал профессию журналиста;
  2. почему он работает именно в этом жанре;
  3. самая интересная командировка, в которой он побывал;
  4. самые интересные люди, с которыми он встречался;
  5. профессиональная мечта героя, о ком или о чем ему хотелось бы написать.

ИНСТРУКЦИЯ

  1. По окончании конференции каждый участник должен представить творческий отчет в виде очерка-наблюдения за одним из присутствующих.
  2. В ходе конференции репортер наблюдает за Героем с целью выявления личностных качеств человека, особенностей его поведения.
  3. Для того, чтобы лучше узнать Героя, необходимо взять у него интервью.
  4. Примерные вопросы интервью:
  1. почему Герой выбрал профессию журналиста;
  2. почему он работает именно в этом жанре;
  3. самая интересная командировка, в которой он побывал;
  4. самые интересные люди, с которыми он встречался;
  5. профессиональная мечта героя, о ком или о чем ему хотелось бы написать.

ИНСТРУКЦИЯ

  1. По окончании конференции каждый участник должен представить творческий отчет в виде очерка-наблюдения за одним из присутствующих.
  2. В ходе конференции репортер наблюдает за Героем с целью выявления личностных качеств человека, особенностей его поведения.
  3. Для того, чтобы лучше узнать Героя, необходимо взять у него интервью.
  4. Примерные вопросы интервью:
  1. почему Герой выбрал профессию журналиста;
  2. почему он работает именно в этом жанре;
  3. самая интересная командировка, в которой он побывал;
  4. самые интересные люди, с которыми он встречался;
  5. профессиональная мечта героя, о ком или о чем ему хотелось бы написать.

ИНСТРУКЦИЯ

  1. По окончании конференции каждый участник должен представить творческий отчет в виде очерка-наблюдения за одним из присутствующих.
  2. В ходе конференции репортер наблюдает за Героем с целью выявления личностных качеств человека, особенностей его поведения.
  3. Для того, чтобы лучше узнать Героя, необходимо взять у него интервью.
  4. Примерные вопросы интервью:
  1. почему Герой выбрал профессию журналиста;
  2. почему он работает именно в этом жанре;
  3. самая интересная командировка, в которой он побывал;
  4. самые интересные люди, с которыми он встречался;
  5. профессиональная мечта героя, о ком или о чем ему хотелось бы написать.

Рассказ о Герое

Моего Героя зовут _____________________________________________
Он выбрал эту работу, потому что_______________________________________________ ________________________________________________________________________
В людях он больше всего ценит _________________________________________________ ________________________________________________________________________
Сам он обладает такими профессиональными качествами, как _____________________________________________________________________________
На этой конференции Герою не всегда удавалось __________________________________ ________________________________________________________________________
Больше всего мне понравилось, что он ____________________________________________
Мой Герой мечтает о __________________________________________________________

Рассказ о Герое

Моего Героя зовут _____________________________________________
Он выбрал эту работу, потому что_______________________________________________ ____________________________________________________________________________
В людях он больше всего ценит _________________________________________________ ____________________________________________________________________________
Сам он обладает такими профессиональными качествами, как _____________________________________________________________________________
На этой конференции Герою не всегда удавалось __________________________________ _____________________________________________________________________________
Больше всего мне понравилось, что он ____________________________________________
Мой Герой мечтает о ___________________________________________________________

Рассказ о Герое

Моего Героя зовут _____________________________________________
Он выбрал эту работу, потому что_______________________________________________ ____________________________________________________________________________
В людях он больше всего ценит _________________________________________________ ____________________________________________________________________________
Сам он обладает такими профессиональными качествами, как _____________________________________________________________________________
На этой конференции Герою не всегда удавалось __________________________________ _____________________________________________________________________________
Больше всего мне понравилось, что он ____________________________________________
Мой Герой мечтает о ___________________________________________________________

Рассказ о Герое

Моего Героя зовут _____________________________________________
Он выбрал эту работу, потому что_______________________________________________ ____________________________________________________________________________
В людях он больше всего ценит _________________________________________________ ____________________________________________________________________________
Сам он обладает такими профессиональными качествами, как _____________________________________________________________________________
На этой конференции Герою не всегда удавалось __________________________________ _____________________________________________________________________________
Больше всего мне понравилось, что он ____________________________________________
Мой Герой мечтает о ___________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

План -конспект занятия "Введение в образовательную программу". Тема занятия "В царстве волшебных лоскутков"

Занятие рассчитано на младший школьный возраст. На этом занятии дети знакомятся с видом декоративно- прикладного творчества -художественным гильошированием....

Конспект занятия по РРС и ФПСР.Индивидуальное занятие по РРС и ФПСР.Здоровье. Автоматизация звука С.

Тема ФПРС:  Автоматизация звука «С».Цель: Тренировать ребёнка в умении правильно произносить звук «С» в открытых слогах и между гласными в словах, фразах и предложениях. Тема РРС:  «Здо...

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....

Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий". План-конспект тренировочного занятия по волейболу. План-конспект занятия по легкой атлетики

Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий".План-конспект тренировочного занятия по волейболу.  План-конспект занятия по легкой атлетики....