Персонально ориентированная воспитательная деятельность в условиях учреждения дополнительного образования естественнонаучной направленности
статья

Актуальность организации персонально ориентированной деятельности обучающихся в условиях дополнительного образования обусловлена спецификой самого дополнительного образования, которая создает благоприятную среду для максимального формирования и развития способностей, самоопределения в пространстве ценностных установок, помогает в выборе профессии, что, в конечном счёте, дает возможность каждому обучающемуся стать успешным. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moi_publikatsii_dopolnitelnoe_obrazovanie.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ"

Персонально ориентированная воспитательная деятельность в условиях учреждения дополнительного образования

естественнонаучной направленности

Т.И. Вареникова,

педагог ДО

 СОГБУ ДО «Станция юннатов»,

smolyunnat@mail.ru

Смоленск

2017

Актуальность организации персонально ориентированной деятельности обучающихся в условиях дополнительного образования обусловлена спецификой самого дополнительного образования, которая создает благоприятную среду для максимального формирования и развития способностей, самоопределения в пространстве ценностных установок, помогает в выборе профессии, что, в конечном счёте, дает возможность каждому обучающемуся стать успешным.

Целью персонально ориентированной деятельности является содействие успешному развитию уникальной и целостной персоны конкретного ребенка, создание условий для формирования, проявления и последующего обогащения его субъектного опыта в саморазвитии (Е.Н. Степанов «Персонально ориентированная воспитательная деятельность педагога: гипотетические представления»)

Особую актуальность приобретает персонифицированный подход в обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья для формирования жизненной, деятельностной и коммуникативной компетенции.

Ребенок, оказываясь под влиянием факторов, сдерживающих и деформирующих его развитие, нуждается в сопровождении для их преодоления. «Педагогическое сопровождение», которое тесно связано с понятием «педагогическая поддержка, помощь». (О. С. Газман «Технология педагогической поддержки», 2012)

Педагог ДО оказывает ребенку с ОВЗ оперативную помощь в решении индивидуальных проблем, которые связанны с физическим и психическим здоровьем, стимулирует успешное продвижение в обучении и межличностной коммуникации. Задача педагога при персонифицированном подходе в воспитании и развитии детей с особыми образовательными потребностями состоит в том, чтобы не ограждать ребенка от трудностей, не решать его проблемы, а помогать ему делать осознанный и ответственный выбор путей решения проблемы, т.е. действовать самому. На любом занятии творческого объединения, как на теоретическом, так и на практическом важно для каждого учащегося создать ситуацию успеха, обеспечивающую создание условий для самостоятельности в постановке целей и принятии решений, применении трудовых умений и навыков в практической деятельности, социальному взаимодействию и толерантности; для формировании его субъектной позиции, которая выражается в адекватных представлениях о мечтах, потребностях, интересах, увлечениях, продуктивном общении в житейских и деловых ситуациях.

Роль педагога заключается еще и в том, чтобы создать для ребенка такой эмоциональный фон уверенности в том, что в случае необходимости у него всегда есть взрослый, к которому он сможет обратиться за помощью и с любым вопросом.

Для детей с особыми образовательными потребностями актуальными принципами построения ПСВ являются:

- практико-ориентированный характер предметных знаний, их тесная связь с жизнью;

- построение обучения с учетом своеобразия приема, переработки и использовании учебной информации;

- коммуникативная направленность занятий и формирования коммуникативной компетентности;

- проведение специальных коррекционных занятий по исправлению или ослаблению имеющихся у детей нарушений.

Педагог ДО имеет широкий спектр возможностей для персонифицированного воспитания, развития и сопровождения ребенка в области биологических и экологических знаний. На этапе формирования творческого объединения педагог проводит стартовый мониторинг для определения таких характеристик как мечта, цели, потребности, интересы, проблемы жизнедеятельности, информация о которых очень необходима для проектирования и создания персонифицированных систем воспитания.  На основе этого составляем персональную карту обучающегося. Для нас важно не только выявить готовность ребенка к деятельности в рамках конкретной образовательной программы, но и готовность к самопознанию, самопониманию, саморазвитию, рефлексии и способности к проектированию собственной индивидуальной траектории.

Индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого учащегося, важным условием прохождения которого является формирование субъектной позиции обучающегося в процессе собственного образования.

Проектирование индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) можно представить в несколько этапов:

  1. Подготовительный

1.1.Мотивационно-диагностические мероприятия

Педагог мотивирует ребенка в определении целей деятельности и составления плана (программы) по их достижению. Определяется и фиксируется базовый объем и содержание биологических знаний, перечень компетенций, личностных качеств, к достижению которых ребенок будет стремиться. Педагог учитывает индивидуальные возможности каждого ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятиях: у детей с диагнозом УО страдают самые важные функции организма: внимание, речь, память, психика, отстает моторное развитие ребенка и может быть нарушена координация движений. При расстройствах аутистического спектра происходят нарушения социального взаимодействия, и это выражается в неспособности людей, больных аутизмом, полноценно социально общаться. Недостаточное развитие моторики рук, способность удерживать внимание, плохая переключаемость с одного вида деятельности на другой приводит к тому, что детям трудно писать, рисовать, лепить, клеить и т.п. Поэтому на занятиях педагог дает короткие, интересные задания, с учетом индивидуальных способностей обучающихся: одни раскрашивает и рисует строго по контурам рисунка, другие могут сами выбрать и нарисовать рисунок по образцу. Для слабовидящих детей педагог использует более крупные изображения и шаблоны, ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата возможно использовать дистанционные формы обучения, но к сожалению в современных условиях дополнительного образования из-за недостатка материально-технического и финансового обеспечения - это невозможно. В работе с инклюзивными обучающимися дают хорошие результаты использование информационных технологий и ресурсов Интернет.

Каждый ребенок с ОВЗ индивидуален, имеет специфику диагноза и развития. Но общее для всех случаев одно: ребенок погружается в творческую деятельность, которая позитивно влияет на развитие познавательной и личностной сферы; расширяются его социальные контакты, преодолеваются психологические барьеры, расширяются возможности взаимопонимания между всеми взаимодействующими сторонами: ребенок – педагоги – родители – сверстники.

1.2.Обучение рефлексивным способам деятельности

Психолого-педагогические исследования показывают, что формирование личности ребенка и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на "открытие" им нового знания. Акцент с получения обучающимся готовой информации, транслируемой учителем, смещается на самостоятельный поиск, отбор, анализ, систематизацию и презентацию информации. В формировании рефлексивных умений и навыков учебной деятельности является осознание, что перед тем, как выполнить какую-либо работу, нужно сначала подумать, что делать, а уже потом — выполнять. Особенно важно, чтобы обучающиеся осознали предложенный подход еще до того, как встретятся с формулировкой соответствующих задач. Для этого можно использовать рисунки, шаблоны при выполнении логических упражнений на сравнение, классификацию, анализ, а также на установление последовательности, высказывания эмоционально-оценочных суждений и т. п. Полезными становятся ситуации заинтересованности, сказочности, проблемности. Очень важным фактором обеспечения мотивационных условий формирования рефлексивных умений и навыков является уверенность ребенка в том, что он сможет выполнить предложенные педагогом действия. Подбирая учебный материал, нужно помогать ребенку поверить в собственные силы, заинтересовать, вызвать интерес к решению задач, анализу, исправлению ошибок.

  1. Развитие, индивидуальной образовательной траектории

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика качества воспитательной деятельности, осуществляемая образовательным учреждением дополнительного образования в ходе УВР

Выступление на педагогическом совете МОУ ДО "Ольховский ЦРТДЮ", посвященном "Внутренней экспертизе качества воспитательной деятельности, осуществляемой педагогом в рамках кружковой деятельности"...

«УЧИМСЯ БЫТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЯМИ» ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Материал из  опыта работы с учебной группой «Юные исследователи природы» учреждения дополнительного образования детей «Городская станция юных туристов» г. Ногинска с приме...

Духовно-нравственные традиции в учреждении дополнительного образования естественнонаучной направленности

Духовно-нравственное воспитание - основа формирования культурной личности, способной к саморазвитию, адаптации в сложной окружающей действительности, умеющей совершенствовать и позитивно реализовать с...

Духовно-нравственные традиции в учреждении дополнительного образования естественнонаучной направленности

Духовно-нравственное воспитание - основа формирования культурной личности, способной к саморазвитию, адаптации в сложной окружающей действительности, умеющей совершенствовать и позитивно реализовать с...

Духовно-нравственные традиции в учреждении дополнительного образования естественнонаучной направленности

Духовно-нравственные традиции в учреждении дополнительногообразования естественнонаучной направленности...