«УЧИМСЯ БЫТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЯМИ» ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья на тему

Толстунова  Екатерина Владимировна

Материал из  опыта работы с учебной группой «Юные исследователи природы» учреждения дополнительного образования детей «Городская станция юных туристов» г. Ногинска с применением проектного метода в обучении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon методический материал81.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБУ ДО «Городская станция юных туристов»

 «УЧИМСЯ БЫТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЯМИ»

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  

(материалы из опыта работы)

Смирнова Екатерина Владимировна –                                                               педагог дополнительного образования                                                                   МБУ ДО «Городская станция юных туристов»

142406, г. Ногинск, ул. Самодеятельная д.7

г. Ногинск, 2016 год

Аннотация

В настоящее время все более актуальными являются вопросы экологического образования подрастающего поколения. Учреждения дополнительного образования позволяют решить поставленную задачу через занятия школьников в учебных группах эколого-биологической направленности.

Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, позволяет систематизировать, обобщать, углублять знания в определенной области учебного предмета и учит их применять на практике.

Цель: воспитание и развитие учащихся, создание условий для их самоопределения, самореализации.

Автором представлены материалы из опыта работы по организации проектной деятельности эколого-биологической направленности в учреждении дополнительного образования (на примере работы учебной группы «Юные исследователи природы»); методический паспорт на один из исследовательских проектов учащихся и пример исследовательского проекта.

Через проектную деятельность происходит становление современного человека. Главный результат применения проектного метода в обучении учащихся по программе «Юные исследователи природы» - это формирование экологически грамотной личности с научным мировоззрением, обладающей умением учиться, жить, принимать самостоятельные решения и делать самостоятельные выводы. Учащиеся выбирают профессии врачей, экологов, педагогов.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Экологические знания в настоящее время приобретают особую актуальность, которая связана с происходящими под влиянием человеческой деятельности негативными изменениями окружающей среды.  В становлении экологического сознания велика роль образовательных учреждений, которые могут и должны воспитывать у детей  чувство сопричастности к природе, ощущение ее красоты, не позволяющее относиться к ней потребительски. Исследовательская и природоохранная деятельность способствуют экологическому воспитанию учащихся. Получая достоверную информацию о состоянии окружающей среды в рамках проектно-исследовательской работы, учащиеся понимают необходимость бережного отношения к ней, становятся инициаторами и активными участниками природоохранных мероприятий и экологических акций на территории родного края.

В связи с этим в настоящее время возникла необходимость организации научно-исследовательской работы экологической направленности на высоком уровне.

Научно-исследовательская деятельность школьников  — это деятельность учащихся под руководством педагога, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, позволяет систематизировать, обобщать, углублять знания в определенной области учебного предмета и учит их применять на практике.

Научно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь от самого педагога, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной библиотеки с серьезной литературой, и, вообще, желания углубленно работать с учащимися по изучению живых объектов.

Для развития у детей навыков исследовательского поведения необходимо сформировать у детей следующие умения:

1. Видеть проблему.

2. Задавать вопросы.

3. Выдвигать гипотезы.

4. Давать определения понятиям.

5. Классифицировать.

6. Наблюдать.

7. Проводить эксперимент.

8. Делать выводы и умозаключения.

9. Структурировать материал.

10. Доказывать и защищать свои идеи.

На занятиях учебных групп эколого-биологической направленности в учреждении дополнительного образования существуют все условиях для применения технологии проектного обучения.

Цели и задачи деятельности.

 Цель: воспитание и развитие учащихся, создание условий для их самоопределения, самореализации.

Задачи:

  • Раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности. Формирование навыков научной работы.
  • Создание условий для вовлечения в коллективную поисково-исследовательскую деятельность учащихся разных возрастов.
  • Углубленная подготовка учащихся  к самостоятельной исследовательской работе.
  • Проведение научных исследований, имеющих практическое значение.  
  • Пропаганда достижений науки.
  • Профессиональная ориентация учащихся.

Данную технологию необходимо использовать на занятиях  по структуре:

- Разработка проектного задания.

- Выбор темы проекта.

- Выделение подтем в теме проекта.

- Формирование творческих групп.

- Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, отбор литературы.

- Определение форм выражения итогов проектной деятельности.

- Разработка проекта (составление плана практической реализации проекта, подбор необходимых инструментов, материалов и оборудования; выполнение запланированных технологических операций; текущий контроль качества; внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию).

- Оформление результатов.

- Презентация.

- Рефлексия.

Ожидаемые результаты:

 учащиеся  должны  знать:

  •  особенности  природы, экологии родного края;
  •   методики экологического мониторинга и  правила  применения  их в работе над исследовательскими проектами

должны   уметь:

  •    осуществлять практическую деятельность в экологической и химической лаборатории;
  •   грамотно вести себя в природе;
  •   наблюдать, выделять главное из большого количества информации и делать самостоятельные выводы.
  •   представлять на защите результат своего исследования.

СОДЕРЖАНИЕ

Материалы основаны на личном опыте работы с учебной группой «Юные исследователи природы» учреждения дополнительного образования детей «Городская станция юных туристов» г. Ногинска с применением проектного метода в обучении.

Являюсь педагогом дополнительного образования экологического отдела МБУ ДО «Городская станция юных туристов» г. Ногинска.  Работу учебной группы «Юные исследователи природы» организую по адаптированной программе «Юные исследователи природы» эколого-биологической направленности, рассчитанной на 5 лет обучения учащихся  в возрасте 11-16 лет. Программа построена так, что происходит постепенное развитие интереса  от созерцательной стадии через деятельносто-практическую и познавательную до творческой стадии (самостоятельное исследование). Одна из важных форм практических работ – учебно-исследовательская. Один из основных методов обучения – проектный метод. В рамках работы учебной группы  ведётся исследовательская работа, подготовка учащихся экологическим конкурсам и  конференциям разного уровня. Ребята под руководством педагога осуществляют экологический мониторинг за объектами природы родного края, изучают их историю, вносят предложения по улучшению их экологического благополучия, являются инициаторами, помощниками организаторов и активными участниками городских молодежных экологических акций.

Проектная учебная деятельность учащихся представляет собой творческую  работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются учащимися и осуществляются ими в процессе теоретической проработки и практической реализации при консультации педагога.

 Опираясь на опыт и интересы учащегося, педагог помогает ему выбрать направление, цели и содержание учебной деятельности в зоне ближайшего развития, пути и формы ее реализации, методы анализа и оценки результата, выстроить деятельность по выполнению проекта. Выполняя проекты, учащиеся осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, восполнять пробелы, приобретать опыт решения творческих задач.

Развитие субъектности ученика проявляется в целеполагании и планировании учебно-познавательной деятельности, ее организации и обеспечении. Важно, что работа над проектом предполагает обязательную рефлексивную деятельность: оценку того, что каждый приобрел в процессе выполнения учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как их можно избежать в будущем.

В рамках работы кружка «Юные исследователи природы» путём активного использования технологии проектного обучения формируются  универсальные учебные действия, определённые в  «Концепции фундаментального ядра содержания общего образования»:

Универсальные учебные действия, определённые в  «Концепции фундаментального ядра содержания общего образования»

Формирование УУД в рамках работы группы «Юные исследователи природы»

Обеспечение функций универсальных учебных действий

Работа над проектом /самостоятельный выбор темы, самостоятельный сбор материала/

Личностные универсальные  учебные действия

Работа над проектами на экологическую тематику, написание статей в газету «Зеленая волна», в СМИ, социологические опросы населения, создание презентаций,  выступление на конференциях.

Регулятивные универсальные  учебные действия

Работа над проектом, выступление на конференциях. Доработка проектов по итогам замечаний после публичной защиты проектов, выступлений на конференциях.

Познавательные универсальные учебные действия  

Работа над описанием проекта, создание презентаций, краткого выступления, тезисами, статьёй в СМИ.

Универсальные логические действия

Использование исследовательского метода в проектной работе обязательно при подготовке работы к защите на научно-практической конференции. Универсальные логические действия применяются на всех этапах работы.

Коммуникативные универсальные  учебные действия

Коммуникативные действия формируются при работе в группах /практические работы, наблюдения, социологический опрос, создание презентации, анкетирование, интервьюирование, фотосьёмка/, при публичной защите проектов

Предполагаемые результаты: Формирование УУД через проектную деятельность позволит обеспечить учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; создать условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;  обеспечить успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Овладение учащимися УУД создаст возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.

Вот поэтому я использую в обучении и внеурочной деятельности технологию проектного обучения. Эта педагогическая технология, не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее. Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения мои воспитанники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.

Все этапы подготовки и планирования учащиеся осуществляют совместно с учителем.   Последующая работа выполняется ребятами самостоятельно, но обязательно под руководством учителя.

Проектная технология обучения требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях, что формирует универсальные учебные действия. Через проектную деятельность происходит становление современного человека. Главный результат применения проектного метода в обучении учащихся по программе «Юные исследователи природы» - это формирование экологически грамотной личности с научным мировоззрением, обладающей умением учиться, жить, принимать самостоятельные решения и делать самостоятельные выводы. Учащиеся выбирают профессии врачей, экологов, педагогов.

Список литературы

  1. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб., 2002.
  2. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М., 1991.
  3. Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: монография / отв. ред. В. В.Сериков. – Волгоград, 2000.
  4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. 6-е изд., испр. И доп. – М: АРКТИ, 2008.
  5. Хуторской А. В. Методика личностно ориентированного обучения: Как учить всех по-разному. – М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Военно-патриотическое воспитание подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей

Комплексная дополнительная образовательная программа военно-патриотического объединения «Зеленогорский Кадетский корпус» «Военно-патриотическое воспитание подростков в условиях учреждения дополни...

эстетическое воспитание учащихся средствами музыки в условиях учреждения дополнительного образования

эстетическое воспитание учащихся может быть реализовано в разных учреждениях. В данной статье рассматривается модель взаимодействия учреждения дополнительного образования и общеобразовательной школы....

Отчет по теме самообразования: «Развитие творческих способностей обучающихся в условиях учреждений дополнительного образования детей»

Рассмотрены теоретические основы социально-педагогической деятельности по развитию творческих способностей в условиях учреждений дополнительного образования детей. Представлены методики, развивающие у...

Реабилитационный досуг как технология социальной адаптации ребенка в условиях учреждения дополнительного образования.

Досуг- время вне работы, используемое для привычных занятий. Привычные занятия для многих детей и подростков  нашего города – это занятия спортом, музыкой, театром, исследовательской и худо...

Из опыта работы "Организация технической направленности в многопрофильном учреждении дополнительного образования"

В работе представлен опыт организации технической направленности в многопрофильном учреждении дополнительного образования....

Персонально ориентированная воспитательная деятельность в условиях учреждения дополнительного образования естественнонаучной направленности

Актуальность организации персонально ориентированной деятельности обучающихся в условиях дополнительного образования обусловлена спецификой самого дополнительного образования, которая создает благопри...