Реабилитационный досуг как технология социальной адаптации ребенка в условиях учреждения дополнительного образования.
классный час (5 класс) по теме

 

Досуг- время вне работы, используемое для привычных занятий. Привычные занятия для многих детей и подростков  нашего города – это занятия спортом, музыкой, театром, исследовательской и художественно-творческой деятельностью. Для этого в городе созданы все условия. Однако, часть юного поколения предпочитает иной вид досуга: пустое хождение по улицам, употребление алкоголя, правонарушения. Чаще всего к такому досугу склонны дети и подростки, оставшиеся вне семейной заботы. Отвлечь внимание детей от асоциального среды, помочь им выбрать продуктивную деятельность – основная миссия профилактической услуги реабилитационного досуга. Иными словами, под  реабилитационным досугом понимается не просто досуговая деятельность, а чётко направленная организация свободного времени юных граждан с целью их психологической и социальной адаптации. Эта реабилитационная технология для работы с детьми  обеспечивает их занятость и решает задачи социальной и педагогической реабилитации. Акцент в данной услуге переносится с достижений в определённом роде занятий на решение актуальлных, болезненных для ребёнка проблем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реабилитационный  досуг как технология социальной адаптации ребенка в условиях учреждения дополнительного образования.

Автор: Никульшина В.В., педагог дополнительного образования

           Досуг- время вне работы, используемое для привычных занятий. Привычные занятия для многих детей и подростков  нашего города – это занятия спортом, музыкой, театром, исследовательской и художественно-творческой деятельностью. Для этого в городе созданы все условия. Однако, часть юного поколения предпочитает иной вид досуга: пустое хождение по улицам, употребление алкоголя, правонарушения. Чаще всего к такому досугу склонны дети и подростки, оставшиеся вне семейной заботы. Отвлечь внимание детей от асоциального среды, помочь им выбрать продуктивную деятельность – основная миссия профилактической услуги реабилитационного досуга. Иными словами, под  реабилитационным досугом понимается не просто досуговая деятельность, а чётко направленная организация свободного времени юных граждан с целью их психологической и социальной адаптации. Эта реабилитационная технология для работы с детьми  обеспечивает их занятость и решает задачи социальной и педагогической реабилитации. Акцент в данной услуге переносится с достижений в определённом роде занятий на решение актуальлных, болезненных для ребёнка проблем.

В соответствии с постановлением  администрации Тамбовской области и приказом отдела образования  администрации города Котовска   второй год на базе Дома детского творчества реализуется профилактическая услуга «Реабилитационный досуг для детей группы риска». Цель услуги: отрыв детей от асоциальной среды и регулярные занятия продуктивной досуговой деятельностью. Из детей группы риска формируется целевая группа, которая включается в интегрированную группу в количестве не более 30% от общего количества детей

В отличие от социокультурного досуга, в реабилитационном досуге существует определенная последовательность действий (шагов), способствующих социальной адаптации и реабилитации ребенка. При этом необходимы индивидуальный подход к каждому ребенку, понимание его проблем и умение оказать помощь в их преодолении. Вот почему педагог заинтересован в строго определенной наполняемости группы и регулярной посещаемости занятий.

Работу с детьми группы риска осуществляют 6 педагогов дополнительного образования, средний возраст которых 37 лет, а педагогический стаж – 19 лет. Мы понимали, что качество предоставляемой услуги напрямую зависит от компетентности специалистов, её осуществляющих.  Создание профессиональной команды, оснащённой методическим инструментарием и документацией, обладающей необходимыми знаниями и навыками по технологии, личной высокой мотивированностью – такова была  основная задача на предварительном этапе. Знания и опыт, полученные на семинарских занятиях на базе Тамбовского областного государственного образовательного учреждения «Центр развития творчества детей и юношества» позволяют специалистам  педагогически грамотно осуществлять реабилитационную услугу  как со всей интегрированной группой, так и индивидуальную работу  с детьми целевой группы.

          Профилактическая услуга «Реабилитационный досуг для детей группы риска» в течение года реализуется поэтапно. На каждом этапе существуют свои цели, решаются определенные задачи.

Этап введения в профилактическую услугу «Реабилитационный досуг» по праву считается одним из самых трудных. Цель данного этапа: найти ребенка и уговорить его поучаствовать в программе.  Каждый педагог понимал, что большинство детей группы риска считают асоциальное поведение вполне приемлемым и, скорее всего, не будут испытывать явного желания что-то менять в своей жизни на первых порах. Практически невозможно привлечь подростков непосредственно в реабилитационную программу - скорее всего они этого не захотят, им это не нужно, их все устраивает в жизни. Причина проста - они недостаточно мотивированны. И это нормально - они не хотят загружаться и лечиться - они хотят, чтобы было интересно. Следовательно,  главная задача предварительного этапа - создать мотивацию для подростков к участию в досуговом процессе. Личные встречи, доверительные разговоры, тепло, приятие, искренняя  заинтересованность жизнью подростка, уважение к его личности, без оценочное  принятие его таким, каков он есть способствовало тому, чтобы  в 6 творческих объединениях начали заниматься дети и подростки  «группы риска».

В 2011-2012 учебном году целевая группа сформирована из  39 воспитанников, занимающихся в 6 различных творческих объединениях. Из них:

  1. 36 человек с проблемами в поведении
  2. 2 ребёнка-инвалида
  3. 9 человек имеют трудности в развитии
  4. 4 ребёнка из проблемных  семей
  5. 3 детей из опекунских семей

     Для скорейшего привыкания детей к учреждению в первые дни занятий проводится увлекательная игра «Следопыты», которая хорошо известна  многим педагогам. Она  готовится совместно со старшими воспитанниками и помогает детям  узнать историю Дома творчества, познакомиться с работниками учреждения, учит навыкам общения как с детьми, так и со взрослыми. Игра позволяет ребёнку решить, как он будет выполнять задания: в группе или самостоятельно, выбрать посильный для него уровень сложности. Поскольку в игре изначально заложена установка на успех, то дети чувствуют себя победителями, так как в конце игры каждый может сообщить другим то новое, что он узнал  о Доме творчестве, его работниках и воспитанниках.

      Немало труда приложили педагоги, чтобы процесс адаптации к занятиям детей целевой группы прошёл безболезненно, чтобы   воспитанники не покинули коллектив после 2-3 посещений. Многие подростки, попадая в новый коллектив, первоначально переживают довольно болезненный процесс адаптации, от которого в значительной степени зависит судьба их пребывания в учреждении, взаимоотношения с новыми товарищами. «Адаптационный период в первую очередь предполагает ломку стереотипа «трудный» подросток, то есть в собственных глазах подростка должна быть развенчана вся атрибутика той уличной субкультуры, которая до сих пор для него имела исключительную значимость». В этот период дети осматриваются, усваивают модели поведения, принятые нормам организации, находят подходящий круг общения по интересам. Эта ломка происходит в процессе включения подростка в коллективную деятельность, путем замены ложной романтики уличной компании на романтику здорового коллектива. На данном этапе особо тщательно велась индивидуальная  работа, выявлялись трудности каждого ребёнка, составлялись программы реабилитации, вносились изменения в планы деятельности педагогов. В этот период очень важны игры и тренинги на сплочение группы.

     Для воспитанников  реабилитационной группы предшкольной подготовки «Домовёнок»  традиционной стала игра «Путешествие в Волшебную страну», которая проходит   в середине адаптационного  периода и позволяет определить уровень сплочённости детского коллектива,  развитие навыков общения между детьми  и взрослыми, отношение воспитанников к своему педагогу. Родители выступают тут  в роли наблюдателей и «сопререживателей». Поскольку дошкольники данного творческого объединения не посещают детские сады, то  бабушки, мамы и   папы бывают  растроганы, ведь только здесь они по новому могут увидеть  своего ребёнка, почувствовать, как многому он успел научиться, насколько он талантлив и успешен.

               Такая целенаправленная деятельность принесла свои результаты. Все 39 воспитанников целевой группы  прошли адаптацию и продолжают посещать занятия творческих объединений

                Основной реабилитационный период  предполагает активное  включение детей целевой группы в коллективную деятельность объединения, принятием коллективных норм, отказом от асоциальных форм поведения, с заменой их социально-одобряемыми действиями. На этом этапе ребята начинают раскрываться, показывают те стороны своей личности, которые они так тщательно скрывали под маской «трудного». Наиболее активные подростки  берут на себя организаторские функции. На данном этапе еще возможны рецидивы асоциальных отклонений, которые чаще всего провоцируются стереотипностью  оценок, инерцией общественного мнения, которое сложилось о подростках в коллективе класса, у учителей, у родителей. Преодолению этой довольно опасной инерции общественного мнения, стереотипных оценок педагогов способствует тесная связь  творческого объединения  со школой, семьей. Педагогические воспитательные усилия учителей, руководителей объединений, родителей должны направляться и действовать единым фронтом. В досуговую программу на данном этапе включаются тренинг-испытания, направленные на личностный рост, развитие Я-концепции, укрепление самооценки.

    Большая психологическая игра для старшеклассников «Звёздные перекрёстки» обычно  проводится в середине основного периода  и ставит их перед проблемой выбора, учит принимать ответственность на себя за принятое решение. Работа в группах совместно с педагогами позволяет и детям, и взрослым по новому посмотреть  друг на друга и даёт толчок развитию новых позитивных взаимоотношений.

    Этап выхода из профилактической услуги также имеет свои особенности. Здесь подводится итог работы педагогов по реализации услуги, анализируются положительный опыт, изучаются проблемы, намечаются планы на будущее.  Особенно важно в этот период подготовить ребёнка к выходу из услуги, научить его использовать положительный опыт, опираться на свои сильные стороны. Обычно в это время ребёнок с удовольствием  идёт на общение, на откровенный разговор, строит планы на будущее. Именно в это время педагог проводит занятия, основная цель которых – мотивация подростка на достижение успеха, на уверенность в будущем. Основной девиз этого этапа – «всё в твоих руках».    

       В практике нашей работы мы завершаем учебный год  игровой программой  «Весёлая компания». Такая игра служит хорошим индикатором взаимоотношений  и эмоционального состояния ребёнка. В этот день в  парке Дома детского творчества в течение длительного времени небольшие группы подростков путешествую со станции на станцию и выполняют забавные задания сказочных персонажей. А после игры в творческих объединениях организуется прощальное чаепитие. Так  завершалась реализация профилактической услуги в прошлом учебном году. Надеемся, что и в этом году  игровая программа будет не менее интересной.

     Таким образом, нетрудно определить значимую роль досуга для детей целевой группы. А именно: отдых от учебных нагрузок, возможность продемонстрировать личностные качества, развитие коммуникативных навыков и творческих способностей, положительный эмоциональный настрой, снятие тревожности и др. Досуг для воспитанников – всегда самореализация и самореабилитация.

     



Предварительный просмотр:

«Психолого-педагогическое сопровождение одарённых дошкольников в школе раннего интеллектуального и творческого развития «Умники и умницы» Дома детского творчества г.Котовска

Никульшина Валентина Викторовна,

педагог дополнительного образования МБОУ «Дом детского творчества»

 г. Котовска Тамбовской области

   

     Выявление способных детей и работа с ними являются актуальной задачей образования. А в последние годы работа с одаренными детьми особо выделяется в разряд приоритетных направлений образовательной политики государства. Качественное образование предполагает естественное сближение образовательных учреждений с учреждениями дополнительного образования через внеучебную деятельность. Внеучебная деятельность в свою очередь, должна быть ориентирована на создание условий для:

  1. творческой самореализации ребенка в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности и позитивного преобразующего отношения к окружающей действительности;
  2. социального становления личности ребенка в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами.

     Рассуждая о работе с одаренными детьми, хотелось бы отметить, что  в этом направлении делается достаточно много: появились образовательные учреждения инновационного типа, новые общеобразовательные программы, ставящие своей целью выявление, обучение, развитие одаренных детей. Но проблемой по прежнему являются психологические и педагогические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности. Кроме того, выделяется кадровая проблема, связанная с профессиональной и личностной готовностью педагогов к работе с одаренными детьми. Следующей проблемой являются трудности в восприятии одаренных детей.

    Вышеперечисленные проблемы в  работе  с одаренными детьми определили тему моего проекта: «Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей  в школе раннего интеллектуального и творческого развития «Умники и умницы» Дома детского творчества г.Котовска

   Актуальность данного проекта подтверждается следующими противоречиями:

- между все более возрастающими требованиями к формированию образованной, интеллектуально развитой, творческой личности и отсутствием системы работы с одаренными детьми;
- между необходимостью учитывать особенности одаренных детей и неготовностью педагогов к такому виду деятельности;

- между разнообразием видов одаренности и трудностями их комплексного учета в развивающей работе.

Цель проекта: 

создание эффективной системы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей, обеспечивающей их личностные саморазвитие и самореализацию.

Задачи проекта:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме детской одаренности;
  2. Провести диагностику на предмет выявления одарённых детей
  3. Изучить творческие,  интеллектуальные особенности одарённых детей, их личностные характеристики;
  4. Повысить компетентность педагогов и родителей в вопросах взаимодействия с одаренными детьми;
  5. Провести оценку результативности системы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей лицея.

Гипотеза.

психолого-педагогическое сопровождение обучения и развития одаренных детей в условиях учреждения дополнительного образования может быть эффективным, если:
- детская одаренность рассматривается с позиции комплексного подхода во взаимосвязи трех составляющих (выявление, обучение и развитие),  опирается на научные критерии одаренности;
- создана и широко применяется объективная диагностика детской одаренности на разных этапах жизнедеятельности ребенка;
- ведущим условием развития одаренного ребенка выступает личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс, реализующий индивидуально-ориентированные педагогические технологии.

Предполагаемые результаты.

Реализация мероприятий, предусмотренных данным проектом, позволит:

  1. Сформировать банк данных «Одаренные дети»;
  2. Разработать и реализовать программу по развитию творческих способностей дошкольников;
  3. Повысить компетентность педагогов и родителей в вопросах взаимодействия с одаренными детьми;
  4. Увеличить количество дошкольников, участвующих в интеллектуальных  и творческих конкурсах;

Срок реализации проекта: 1 год.

Этапы работы над проектом:

1 этап - организационный (июль-сентябрь 2011 года)

2 этап - исполнительский (октябрь-апрель 2011-2012 года)

3 этап - заключительный (май-июнь 2012 года)

Содержание проекта:

1 этап – организационный, в ходе которого осуществлялось:

  1. Изучение психолого-педагогической литературы по теме проекта;
  2. Изучение проблем, связанных с организацией работы с одаренными детьми;
  3. Подбор психодиагностических методик для изучения одаренных учащихся;
  4. Выявление одаренных детей на основе экспертных опросов родителей, педагогов и дошкольников, что  позволит очертить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований.

2 этап – исполнительский, в ходе которого осуществлялось:

  1. Углубленная диагностика имеющегося уровня творческих, интеллектуальных и  личностных особенностей одарённых  учащихся.

     В работе использовались методы наблюдения за проявлениями творческой одарённости учащихся, за их развитием, а также методы психологической диагностики их особенностей. Творческое мышление изучалось по тесту Торренса и Гилфорда. Тесты позволяли оценить различные параметры творческого мышления: вербальное, образно-творческое. Для оценки творческого мышления использовались показатели: беглость, гибкость,  оригинальность и точность.

     Для изучения  интеллекта одарённых детей применялась  методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей  6-7 лет (МЭДИС)  Общий результат обследования позволил сделать вывод об уровне умственного развития учащихся.

Результаты диагностикических исследований позволили педагогам дифференцированно подходить к подготовке и проведению занятий, а также оценивать успешность  детей.

  1. Использование игр и упражнений на развитие интеллектуальных и творческих способностей детей в ходе специально организованных занятий, в том числе:

- игровые занятия, направленные на развитие восприятия, воображения, памяти и внимания.

- игровые занятия, направленные на развитие умения задавать вопросы и давать определения понятиям.

-занятия, направленные на развитие исследовательских навыков.

В конце года проходит повторная диагностика.

Цель: отследить результативность работы и выявить уровень продвижения ребенка в своем развитии

      Занятия предусматривали использование метода одарённых детей – дедуктивного и проблемного обучения, диалогического, групповой работы, а также здоровьесберегающих технологий. Это способствовало поддержки высокой мотивации и требовало постоянного творчества от ведущего занятия.

  1. Приобщение дошкольников к участию в творческих и интеллектуальных конкурсах

    За время реализации проекта дошкольники приняли участие в защите исследовательских проектов в Доме детского творчества, городской олимпиаде для дошкольников, городском конкурсе чтецов «Искорки Тамбовщины», городских конкурсах рисунков «Дорога глазами детей», «Красота божьего мира», в интеллектуальном марафоне для  учащихся 1-2 классов «Старт».

Таким  образом, одаренные дети  имеют возможность проявить себя не только на занятиях, но и выйти за рамки программного материала.

  1. Проведение семинаров, педсоветов, круглых столов с целью повышения профессиональной компетентности педагогов.

В рамках реализации проекта разработана и осуществлена система семинаров. Цель семинаров: повышение психологической компетентности  педагогов, работающих  с одарёнными детьми:

- «Как растить маленьких мыслителей» - особенности работы с одарёнными детьми

- «Понимать детей - дело интересное» - психологические особенности и проблемы одарённых школьников

  1. Просвещение родителей по вопросам детской одаренности в рамках работы клуба «Родительские будни иди школа, которую нельзя закончить заочно».

Цель работы с родителями одарённых учащихся: психологическое просвещение родителей по проблемам одарённых детей, обучение навыкам конструктивного общения с ними.

3 этап – заключительный

Работа над проектом позволила:

  1. Составить каталог диагностических тестов для выявления одарённых детей, исследования их творческих иинтеллектуальных способностей и особенностей личности;
  1. Сформировать банк данных «Одаренные дети»;
  1. Повысить компетентность педагогов и родителей в вопросах взаимодействия с одаренными детьми;
  2. Увеличить количество детей, участвующих в интеллектуальных  и творческих конкурсах;

Заключение

     В современном мире проблемы обучения и развития одарённых детей очень актуальны. Правильное построение взаимоотношений одарённого ребёнка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности. Очень важно создать благоприятную психологическую обстановку для одарённого ребёнка, которая поможет преодолению разрыва между интеллектуальным и личностным развитием и будет способствовать их развитию. Система психолого-педагогической поддержки одарённых детей может осуществляться в разных направлениях: развития интеллектуальных способностей, формирования адекватного самовосприятия, помощи в адаптации в окружающем мире, приобретении конструктивных форм общения  со сверстниками и взрослыми. Система сопровождения предусматривает помощь как педагогам, так и родителям правильно строить свои отношения с одарёнными детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Военно-патриотическое воспитание подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей

Комплексная дополнительная образовательная программа военно-патриотического объединения «Зеленогорский Кадетский корпус» «Военно-патриотическое воспитание подростков в условиях учреждения дополни...

эстетическое воспитание учащихся средствами музыки в условиях учреждения дополнительного образования

эстетическое воспитание учащихся может быть реализовано в разных учреждениях. В данной статье рассматривается модель взаимодействия учреждения дополнительного образования и общеобразовательной школы....

План по совершенствованию методов обучения и воспитания, продуктивного использования новых технологий в условиях учреждения дополнительного образования.

План по совершенствованию методов обучения и воспитания, продуктивного использования новых технологий в условиях учреждения дополнительного образования....

Социальная адаптация одарённых детей в учреждении дополнительного образования

Особую роль в формировании социальной адаптации одаренных детей играют учреждения дополнительного образования, где способных и одаренных детей обучается до 90%.Специфика этих учреждений создает дополн...

«Социальная адаптация подростков в условиях учреждения санаторного типа».

Адаптация подростков к условиям учреждения санаторного типа...

Организационно-педагогические условия социального становления детей в многопрофильном учреждении дополнительного образования

Противоречия, возникающие в процессе социализации ребенка, требуют сегодня от него выбора того общественного института, где он наиболее полно обогатится социальным опытом и реализует себя как личность...

Семинар для педагогов дополнительного образования "«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Целью даного семинара является определениезначений игровых технологий, раскрытие методики организации игровой деятельности на занятиях и ознакомление педагогов с различными типами занятий, проводимых ...