«Социальная адаптация подростков в условиях учреждения санаторного типа».
статья по теме

 Адаптация подростков к условиям учреждения санаторного типа

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Социальная адаптация подростков в условиях учреждения санаторного типа».

Выполнила: воспитатель Пономарева М.Г.

Санкт-Петербург 2018 г.

Молодежь всегда встречала известное недопонимание со стороны других поколений.

Египетский жрец, живущий примерно за 2 тысячи лет до нашей эры объявлял: «Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира не очень далек».

Нам нужно более здраво и терпимо относиться к молодежи и не искать в ней признаки вырождения только потому, что она не похожа на ту, что была в дни юности взрослых людей.

Современный мир неузнаваемо меняется уже на протяжении одного поколения. В этом и уникальность, и сложность современной ситуации, которая, несомненно, накладывает свой отпечаток на взаимоотношения поколений и на взаимоотношения в среде детей и подростков.

Я работаю с детьми подросткового возраста.

Кто же такой подросток?

Подросток - это тот, кому уже 12, но еще не 18. Это тот, кто уже не ребенок, но еще не взрослый.

Подросток - это копилка наших знаний, умений и опыта. Подросток - это тот, у кого в голове появились серьезные мысли.

Наступление подросткового возраста со всей очевидностью проявляется в резком возмужании организма, внезапном увеличении роста и развитии вторичных сексуальных признаков. У девочек этот процесс начинается приблизительно на 2 года раньше и длится в течение более короткого времени (3-4 года), чем у мальчиков (4-5 лет). Этот возраст считается периодом выраженного увеличения сексуальных желаний и сексуальной энергии, особенно у мальчиков.

Ведущая деятельность - интимно-личностное общение со сверстниками.

Подростковый возраст - это период бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. Подростковый период всегда сопровождается психологическим напряжением для ребенка - состоянием тревожности.

В этом возрасте преобладают социальные фобии. Подростки предают большое значение недостаткам своей внешности и поведения. Иногда тревожность парализует социальную жизнь подростка настолько, что он отказывается от большинства форм групповой активности. А если к этому прибавляются семейные проблемы, такие, как разлад в семейных отношениях или вообще распад семьи, подросток теряет душевное равновесие, становится озлобленным, ущербным, начинает грубить родителям, проявляет к ним неуважение. Свое неуважение к родителям подросток переносит на всех взрослых людей, поскольку теряет веру в них. У подростка обостряется обида на всех, возникает дух сопротивления, он противоречит всем, кто от него что-то потребует.

Вот такие подростки приезжают к нам в Центр «Огонек» на 4 отделение.

За год на отделении проходят курс лечения более 300 детей. Группа формируется по мере поступления детей на лечение. Ежедневно на отделении находятся до 60

подростков в возрасте «подросткового кризиса». И проблема психологического напряжения целиком относится к нашим детям.

Таблица 1.

Дети поступают на лечение из очень разных социальных слоев, с очень разным воспитание в семье, дети опекаемые, дети из детских домов. Дети с очень разнящимися нравственными понятиями, способами поведения и эталонов отношений человека к миру, к обществу, к другому человеку. И все эти очень разные подростки должны научиться ладить друг с другом, выстроить отношения со взрослыми: с медицинскими работниками, воспитателями, учителями; научиться жить по правилам нахождения детей в нашем Центре.

У ребенка возникает жизненная необходимость социальной адаптации:

  •  социально-психологической;
  •  физиологической.

Процесс социальной адаптации ребенка характеризуется как продукт сложных взаимодействий с внешней средой.

Таблица 2.

Этапы переоценки жизненной ситуации подростка.

Сложность заключается для подростка в том, что необходимо быстро адаптироваться к новым социальным условиям и изменению стиля жизни, так как ребенок находится в Центре от 1,5 до 2 месяцев. И времени для долгого процесса адаптации просто нет. Еще одна сложность отношений на отделении заключается в том, что дети могут поступать со значительной разницей в возрасте от 12 до 16 лет.

Таблица 3.

Большинство детей быстро адаптируются к условиям пребывания в Центре. Около 10% из всех поступающих требуется несколько больше времени. Быстрая адаптация происходит за счет применения различных обучающих стратегий:

а} безопасности (это позволяет избежать лишних переживаний);

б) диалектического структурирования, которое базируется не нескольких целях:

  •  не только знакомить с нормами поведения, но и добиваться понимания образа жизни;
  •  обращать внимание на выработку навыков самоанализа поведения, мыслей, чувств, способности к самостоятельным, ответственным поступкам;
  •  учить уважать интересы других людей;
  •  стимулировать осознание необходимости осуществлять самостоятельную деятельность, пробовать свои силы, рассчитывать их.

На отделении подросток быстро понимает, что «особенных» детей нет, никто из взрослых никого не выделяет. То, что называется «перед законом все равны» - то есть требования, правила для всех одинаковые, привилегий нет.

Между собой подростки стараются объединиться по возрасту, особенностям воспитания, культуре общения, степени начитанности. Задача воспитателя - нивелировать различия, возникающие в подростковой среде. Стараться, чтобы дети с большим положительным потенциалом оказывали большее влияние на группу.

Если поступает ребенок с отклоняющимся поведением, он, как правило, показывает свои «особенности» сразу, и это делает возможным оперативно выявить такого подростка и отреагировать на особенности поведения таких детей. У такого подростка мы наблюдаем признаки дезадаптации:

  • усталый, утомленный вид;
  •  проблемы со сном;

-трудности утреннего пробуждения;

  •  постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Снижение адаптации подростков характеризуется с педагогической точки зрения - низкой организованностью и недисциплинированностью; с психологической точки зрения - слабым проявлением дружеских отношений в группе, снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.

В таких случаях мы стараемся подключить помощь в виде контактных, общительных детей, которые помогают подростку влиться в коллектив и в жизнь в Центре. В тяжелых случаях подключается психолог.

Когда дети попадают в необычную для себя среду проживания вне дома, несомненно, большую роль играют медицинский, воспитательный аспекты и наряду с этими аспектами начинает играть роль личная ответственность. Ребенок отвечает за себя, за здоровье, за учебу, за поведение, формируется репутация, авторитет среди сверстников и среди взрослых.

Помочь ребенку сформировать хорошие взаимоотношения в коллективе, сформировать устойчивые адаптативные умения и навыки мы можем через совместную деятельность. Для ее успешного осуществления необходимо соблюдать определенные условия:

  1.  Создание доброжелательного психологического климата в группе (поменьше ругать - побольше хвалить),
  2.  Возбуждение интереса к той работе, которая предстоит в группе.

Этому способствует оптимистическая позиция воспитателя к подростку.

На отделении прижилась и хорошо работает театральная деятельность, в которой дети не только пробуют себя в качестве актеров, но и декораторов, и костюмеров. Участвуя в такой большой подготовительной работе, дети чувствуют свою причастность и включенность в творческую работу большого коллектива, что, конечно, снижает тревожность, агрессию, недопонимания друг друга.

Многие ребята очень стесняются, боятся выступать со сцены актового зала, а проявить себя в своей группе на своем отделении - это хорошая возможность завоевать авторитет среди сверстников и взрослых, повысить свою самооценку.

На нашем отделении стало традицией проведение музыкальных вечеров, где дети делятся своими познаниями в области современной музыки и имеют возможность попеть под гитару любимые песни. Это очень сближает подростков и сплачивает коллектив. На отделении проводятся воспитательные занятия, призванные научить детей жить в большом коллективе, помочь состояться дружному коллективу. Дети порой раскрываются в нашем Центре с такой стороны, о которой даже родители не подозревали.

Конечно, невозможно ребенку одинаково относиться ко всем детям отделения и в свободное от лечебных процедур, и в урочное время можно увидеть парочки, микро группы в количестве 4-5 человек.

Свое отношение друг к другу ребята могут выразить в письмах. Для этого у нас периодически работает почтовый ящик и проводится конкурс на самое красивое письмо - и по оформлению, и по содержанию. Часто письма оказываются написаны в стихах подростком, который никак не обнаруживал свой творческий потенциал.

Таким образом, через педагогическую поддержку процесс адаптации подростка к новым условиям происходит успешнее.

Список использованных материалов:

Сайт: Dic.academic.ru

Сайт: НеБолеем.net   (Социальная адаптация детей)

Сайт: www.ourbaby.ru (Социальная адаптация детей и подростков в новых условиях)

Книга: Мелибруда Е.Я. «Я-Ты-Мы» Москва 1986 г.

Книга: Робер М. Тильман Ф. «Психология инвалида и группы» М. 1988 г.

Книга: Карандышев В.Н., Лебедева М.С., Спилберг  Ч. «Изучение оценочной тревожности: Руководство по пользованию» Санкт-Петербург 2004. Изд. Речь.

Книга: Жутикова Н.В. «Психологические уроки обыденной жизни» М. Просвещение 1990 г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная адаптация детей из образовательных учреждений VII вида на занятиях декоративно-прикладным искусством

Данная работа представляет материалы которые отображают  особенности  социально-эмоционального  развития  детей сирот, а также социализация детей как педагогическая проблема, причи...

Проект: Система работы по предупреждению и профилактике девиантного поведения детей и подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа

в презентации преведен алгоритм работы с детьми  девиантного поведения, находящихся в условиях учреждений интернатного типа....

Реабилитационный досуг как технология социальной адаптации ребенка в условиях учреждения дополнительного образования.

Досуг- время вне работы, используемое для привычных занятий. Привычные занятия для многих детей и подростков  нашего города – это занятия спортом, музыкой, театром, исследовательской и худо...

ДОКЛАД по теме: «Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях учреждений интернатного типа»

Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вто...

Социальная адаптация одарённых детей в учреждении дополнительного образования

Особую роль в формировании социальной адаптации одаренных детей играют учреждения дополнительного образования, где способных и одаренных детей обучается до 90%.Специфика этих учреждений создает дополн...

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА

В данной статье рассматриваются результаты исследования, посвященного изучению социально-психологических особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в условия...