Статья на тему: "Роль информационных технологий в специальном образовании младших школьников"
статья

Завитаева Алина Алексеевна

Предлагаю Вашему вниманию мою статью на тему: Роль информационных технологий в специальном образовании младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.55 КБ

Предварительный просмотр:

Роль информационных технологий в специальном образовании младших школьников.

Завитаева Алина Алексеевна

Перед школой и учителями в современном мире стоит тяжелая задача – донести до учеников информацию, наполненную наглядностью, информативностью. Сейчас, в эру информационных технологий это стало наиболее реально. С появлением информационных технологий сформировались условия для комплексного преобразования среды жизнедеятельности, что позволило улучшить работу по компенсации нарушений и удовлетворения специальных образовательных потребностей обучающихся. Благодаря этому становится реальным выполнение требований персонального и дифференцированного подходов в обучении.

Актуальность данной темы состоит в том, что  дети зачастую охотнее и лучше воспринимают информацию с экранов электронного носителя, нежели с печатной продукции. Психологическая и педагогическая практика работы с «особыми» детьми показывает, что компьютерные программы имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения.

Применение информационных компьютерных технологий позволяет реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению. Интерактивные обучающие программы, основанные на гипертекстовой структуре и мультимедиа, дают возможность организовать одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями. Наряду с образовательными функциями информационные компьютерные технологии могут воздействовать и на физическое состояние детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Для детей компьютер выступает как учитель, репетитор, как средство концентрации внимания, его активизации и удержания. Так же техника может выступать как ассистент и консультант в ходе познавательного процесса, как помощник в соблюдении стандартов и восполнении пробелов в знаниях, как наглядно-действенная опора в развитии психических процессов.  Несомненно, компьютер в образовании рассматривается как вспомогательный инструмент обучения, он увеличивает  интеллектуальные возможности учащихся, расширяет кругозор, формирует мировоззрение, облегчает поиск и систематизацию новой информации, становится посредником в процессе коммуникации, проводником в виртуальную жизнь.

Информационные технологии значительно расширяют сферу возможностей предоставления детям учебной информации. Так же они позволяют усилить мотивацию и желание ребенка заниматься. Им куда интереснее смотреть на экран интерактивной доски, чем в свои тетради.  Игровые и соревновательные компоненты, включенные в занятия, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала, особенно в том случае, когда все это преподнесено в понятной и доступной для детей форме, т.е. в компьютерной игре, либо в подготовленном на интерактивной доске занятии.  С одной стороны электронный носитель, как средство отображения объектов компьютерной графики и заданий не обладает принципиальной новизной в дидактическом плане. Но с другой стороны – это именно то, что всегда интересует детей – игра, тем более проходящая вместо скучного занятия. Принципиально новой для сферы обучения является интерактивность, благодаря которой учащиеся могут в процессе занятия управлять содержанием задания, вносить свои поправки, добиваясь наибольшей наглядности.

Что же такое информационные технологии? Информационными технологиями в педагогике обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, видео). К ИТ относится большой спектр инструментов, которые могут помочь в образовательном процессе. У применения ИТ в образовании есть как положительные, так и отрицательные стороны.

Преимущества информационных технологий состоят в том, что урок с использованием компьютерных технологий наиболее интересен для детей, чем обычный урок. Так же с помощью компьютера и проектора есть возможность показать сложные конструкции занятия, объяснить трудные темы наглядно. Уроки с интерактивной доской или проектором выглядят красочно, разнообразно и интересно, что приводит к лучшей концентрации внимания учащихся и к активизации обратной связи.

Но с другой стороны, у применения информационных технологий на занятиях есть и обратная сторона. Недостатки могут заключаться в том, что периодически возникают проблемы с техникой, особенно у тех педагогов, у которых отсутствует опыт в обращении с техникой. Так же недостатком таких занятий можно считать то, что техника для таких занятий дорогостоящая и с ней необходимо бережно обращаться. Это может встревожить педагогов, ведь не только они будут с ней работать, но и ученики, которые зачастую не ценят школьную, да и вообще общественную технику, и мебель в целом.

В современном мире компьютерные технологии имеют ключевое значение в образовательной системе. На каждом этапе познавательной деятельности, научных исследований и во всех отраслях знаний компьютерные технологии выполняют функции, как инструментов, так и объектов познания. Таким образом, инновации компьютерных технологий обеспечивают революционное развитие образовательного процесса. Компьютерные технологии относятся к классу инновационных технологий, которые обеспечивают быстрое накопление интеллектуального потенциала, гарантирующего устойчивое развитие общества.

Помимо этого использование информационных технологий помогает детям с особенными образовательными потребностями с интересом влиться в учебный процесс. Ученикам с нарушением опорно-двигательного аппарата компьютеры особенно важны. В нашей школе учится мальчик с детским церебральным параличом. Он замечательно разговаривает, общается со сверстниками, но из-за своего недуга не может держать в руке ручку или карандаш, чтобы выполнять задания на уроке. Вместо этого он использует специальный планшет, на котором он печатает задания во время занятий и при выполнении домашнего задания. С помощью этого планшета ребенок полностью вливается в образовательный процесс и учится с удовольствием.

Компьютерные технологии применяются уже не первое десятилетие, но сейчас настал пик их использования. Компьютеры, проекторы, интерактивные доски используются для образовательного процесса все чаще, так как это зачастую проще и удобнее, чем другие средства обучения и демонстрации материалов, как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Помимо изучения материала на уроке с помощью видеофильмов, специальных компьютерных программ, педагог может предложить ученикам мониторинг знаний с помощью тестов и специальных компьютерных программ или игр. Так же обучающиеся выполняют домашнее задание по некоторым предметам, используя компьютерные технологии. Учащиеся делают презентации, рефераты, проекты с помощью компьютеров, ищут информацию во всемирной сети Интернет.

Практическое внедрение компьютерных технологий в учебный процесс возможно только при наличии позитивного отношения педагогов и учащихся к вопросу применения компьютера. В противном случае никакие призывы и демонстрация работы в учебном процессе не смогут привести к желанию ее использовать. Поэтому немаловажным является создание на занятиях атмосферы, способствующей формированию у учащихся положительных мотивов к использованию информационных технологий в познавательной деятельности.

Используемая литература:

1. Кукушкина, О.И. Компьютер в специальном обучении: новое средство – новые идеи / О.И.Кукушкина. – М.: ИКПРАО, Утрехт:, 1995.

2. Кукушкина, О.И. Компьютер в специальной школе: проблемы, поиски, подходы / О.И.Кукушкина // Дефектология. – 1994. – № 1.

3. Носс, И.Н. Руководство по психодиагностике. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.

4.Соловьева Д. Компьютерные технологии для психолога//  Школьный психолог-2009. -№24

5. Ставицкая М.И., Рекомендации по планированию методической работы с учителями дефектологами, учителями классов интегрированного обучения в 2008/2009, 2009/2010 учебных годах. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2008. – 22 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по теме: "Роль краеведения в процессе воспитания и образования школьников"

В презентации показана роль краеведческого материала в процессе образования и воспитания учащихся. Возможности использования краеведения на уроках истории, географии, в научно - исследовательской деят...

Статья на тему: РОЛЬ FLASH-ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНИКОВ.

В статье рассматривается актуальность использования  Flash-технологий в школе. Основным утверждением автора является то, что использование Flash-инструментов  помогает формированию универсал...

Внедрение информационных технологий в технологическое образование школьников

В настоящее время развитие общества диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, совр...

Статья выступления на педагогическом совете по теме: "Роль классного руководителя по формированию семейных ценностей у школьников"

Это готовое выступление на педагогическом совете. Здесь раскрываются основные аспекты роли классного руководителя по формированию семейных ценностей у школьников. В статье приведены данные работы клас...

Презентация к статье выступления на педагогическом совете на тему:" Роль классного руководителя по формированию семейных ценностей у школьников".

Данная презентация предназначена для сопровождения выступления на педагогическом совете на тему:"Роль классного руководителя по формированию семейных ценностей у школьников"...

Статья по английскому языку по теме "Роль инновационных педагогических технологий в повышении качества образования на уроках иностранного языка"

Данный материал освещает роль современных педагогических технологий в контексте повышения качества образования на уроках иностранного языка....

Статья на тему: «Роль плавания в физическом воспитании детей младшего школьного возраста».

В наше время вряд ли кто станет отрицать, что плавание - жизненно необходимый навык и для ребенка, и для взрослого. Для детей умение плавать - это средство для всестороннего физического развития. Заня...