Программа «Зелёная аптека моей местности»
методическая разработка

Павлова Зинаида Григорьевна

Программа " Зеленая аптека моей местности":

1. Обеспечивает знакомство с природно-культурным наследием родного края, формирует экологические знания, учит использовать природные средства для самоукрепления и самосохранения здоровья.

2. Для детей-инвалидов изучение  лекарственных растений,  использование  чистого воздуха, сокровищ природы для укрепления своего здоровья приносит свои положительные результаты в условиях палаточного  лагеря на лоне природы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs2018_2.docx40.88 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

ГАУ ДО РС(Я) «Центр отдыха и оздоровления детей «Сосновый бор»

МБОУ "Тойбохойская СОШ им. Г.Е.Бессонова"

 ПРОГРАММА

"Зеленая аптека моей местности"

Автор: Павлова Зинаида Григорьевна,

                                                    социальный педагог высшей категории          МБОУ "Тойбохойская СОШ им. Г.Г.Бессонова",

Сунтарского улуса Республики Саха (Якутия)

                 начальник лагеря

2018 г.

I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Название "Зеленая аптека моей местности"

Количество воспитанников: 10

Контингент участников:

Дети-инвалиды - 4;

Учащаяся коррекционной школы 5-го вида;

Дети одиноких матерей – 5;

Дети многодетных семей – 9;

Дети родителей инвалидов – 3.

Организаторы программы:

Павлова Зинаида Григорьевна - социальный педагог  высшей категории МБОУ "Тойбохойская СОШ им. Г.Е.Бессонова - начальник, с/т  89141097428;

 Дмитрьева Надежда Валерьевна - специалист по социальной работе ГПУ РС(Я) " Республиканский  социально- реабилитационный  центр для несовершеннолетних" - воспитатель;

Павлова Зинаида Алексеевна - логопед МБДОУ "Туллукчаан" с. Сунтар - воспитатель;

Данилова Эльвира Васильевна - медработник, фельдшер Тойбохойской  участковой больницы;

Степанова Маргарита Егоровна - повар, социальный педагог  первой категории МБОУ "Тойбохойская СОШ им. Г.Е.Бессонова;

Дмитрьев Валерий Васильевич - охранник, агроном.

База лагеря: деревянный дом с печным отоплением, летняя спальня для мальчиков, кухня-столовая на 12 посадочных мест, душ, надувной бассейн на 6,5 т, игровая и хозяйственные зоны, "Тропа здоровья", волейбольная площадка, туалет, турники, качели, солнечная батарея, дизель, телевизор, огород 20х25, теплица.

Нововведения: иппотерапия в занятиях педагога-логопеда, изготовление сувениров из конского волоса, нагрудного украшения "Илин кэбиьэр" из бисера, сбор фотоматериалов к изданию буклета "Лекарственные растения местности "Туойдаах" Сунтарского улуса".

Информационная карта программы:

1) Сроки проведения: летний оздоровительный сезон - июнь.

2) Продолжительность одной смены: 21 день.

3) Количество смен: один

4) Возраст детей: 10 – 13.

Распорядок  дня

  • Подъем                                                                                  8.00
  • Зарядка, утренний туалет                                                  8.10 – 8.30
  • Завтрак -                                                                         8.30  - 9.00
  • Трудовой час  ( уборка, уход за цветами, овощами)       10.00  – 11.30                      

5.  Подвижные игры                                                                      12.00 – 13.00

      5.  Обед -                                                                       13.00 – 13.45

      6.  Тихий час (Чтение, рисование, шитье и т.д.)                   14.00  - 15.00

      7.   Водные процедуры, закаливание организма                   15.00 – 16.00

      8.  Полдник -                                                                             16.00 – 16.20

      9.  Занятия по интересам, просмотр телепередач                 16.30 – 20.00

      10. Ужин                                                                                     20.00 – 20.30

      11. Конкурсы, соревнования                                                    20.30. – 21.30

      12. Легкий ужин                                                                        22.00 – 22.10.  

      13. Подготовка ко сну, вечерний туалет                                22.10. – 22.50.

      14. Отбой                                                                                  23.00

Технологии,  используемые в период лагерной смены:

–  организация досуга;

– мониторинг социального развития ребенка в социуме, создание благоприятных условий для развития личности социальной среды;

– организация разностороннего интеллектуального и эстетического развития;

– организация комплексных оздоровительных мероприятий;

- изучение лекарственных трав и ягод местности;

- изготовление сувениров из конского волоса, нагрудного украшения "Илин кэбиьэр" из бисера

- использование природных сокровищ для укрепления своего здоровья.

II. ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ, АКТУАЛЬНОСТЬ

Тенденция роста числа  детей-инвалидов создает большую проблему в социализации детей – инвалидов. Инвалидность    у    детей     означает     существенное     ограничение жизнедеятельности,  она  способствует   социальной   дезадаптации,   которая обусловлена  нарушениями  в  развитии,  затруднениями  в   самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками.

Дети-инвалиды, обычно, в семье пользуются гиперопекой, не умеют  и не занимаются физическим трудом, самоукреплением своего здоровья. Поэтому,  освоение ими социального опыта, включение  их  в    систему общественных отношений требует определенных дополнительных  мер, средств и усилий.

Они являются   наименее   защищенной, социально уязвимой частью общества.  Чтобы помочь таким детям освоить понятие, что своими усилиями можно укрепить свое здоровье, посильный труд полезен для здоровья, в рамках социальных проектов "Арчы", "Социализация детей через призрение родственников", "Маршрут здоровья" с 2014 года в Тойбохойской СОШ им.Г.Е. Бессонова  работает семейный летний оздоровительный палаточный лагерь с ночным пребыванием «А5ам алааьа». Лагерь расположен в 6 км от села в местности  "Туойдаах", где имеется постоянная сотовая связь операторов МТС и Билайн. Базируется на даче семьи Дмитрьевых. В лагере "А5ам алааьа" дети учатся ухаживать за собой, работать, готовиться к самостоятельной жизни,  за учебный год не пропускают учебу по причине ОРЗ и ОРВИ, гриппа.

Особенность этого лагеря состоит в том, что там отдыхают дети – инвалиды  с нарушениями зрения и речи,  часто болеющие дети из малообеспеченных многодетных семей и  дети с родителями инвалидами.

Программа " Зеленая аптека моей местности" актуальна, так как:

 1. Обеспечивает знакомство с природно-культурным наследием родного края, формирует экологические знания, учит использовать природные средства для самоукрепления и самосохранения здоровья.

2. Для детей-инвалидов изучение  лекарственных растений,  использование  чистого воздуха, сокровищ природы для укрепления своего здоровья приносит свои положительные результаты  в условиях палаточного  лагеря на лоне природы.        

                                         Исходя  из  контингента воспитанников,  поставлены цель и задачи программы.

Цель: Укрепление здоровья, социализация детей-инвалидов через изучение и использование лекарственных  растений и посильный физический труд.

                  Задачи:

  • формировать понятие «беречь  и укрепить свое здоровье», привить навыки, характеризующие ЗОЖ, закаливание, физвоспитание;
  • привить умения посадки овощей, ознакомить с агротехникой посадки и ухода овощей закрытого и открытого грунта, сравнить разные сорта  овощей;
  • ознакомить с историческими окрестностями местности;
  • изучить  лекарственные  растения и научить применить их в виде варений, сиропов, медов;
  • Формировать навыки самообслуживания, овощеводства, правильного поведения;
  • Оказать помощь в реализации своих возможностей.

           .

Основное  содержание программы палаточного  лагеря:

Направления

Виды деятельности

1.

    Укрепление здоровья

Инструктажи по ТБ  и ППБ, БЖ, страхование  в компании "Стерх", прививки против клещей.

Беседы как беречь свое здоровье, медотерапия, фиточаи, закаливание организма, через водные процедуры, воздушные,  солнечные ванны, занятия физкультурой и спортом, утренние зарядки, логопедические занятия, ходьба по "тропе здоровья".

2.

   Трудовая деятельность

Посадка и уход за комнатными и садовыми цветами, ранними  овощами, картофелем, сбор лекарственных трав, зеленого лука. Приготовление лекарственных медов, сиропов. Самообслуживание. Дежурство на кухне. Приготовление салатов.

3.

Образовательная, краеведческая деятельность

Изучение местности "Туойдаах", лекарственных растений, наблюдения за растениями, насекомыми  «Мир вокруг меня», сбор материалов для НПК «Шаг в будущее»,  выпуск буклетов, видеороликов; беседы, викторины, экскурсии, конкурсы плакатов, проектов, встречи.

4.

Занятия по интересам. «Уроки дедушки», «Уроки бабушки»

Шитье, вышивание, изготовление изделий из конского волоса,  «Мастерим сами», «Готовим сами».  Рисование  «Я вижу мир» и т.д.

5.

Спортивные мероприятия

Спортивные соревнования: футбол, волейбол, пионербол, борьба, занятия на турнике, стрельба из лука, дартс, велогонка, настольные национальные игры; занятия  - «Алаас хамсаныылара», «Сайылык оонньуулара».

6.

Культурно-массовые мероприятия

Праздники и конкурсы: Пятиборье на приз именинника. День спортивных игр, экскурсии, походы,        Дни настольных игр предков,  якутской национальной кухни и народов России  и т.д.

Направления:  1. Обучение жизненно важным трудовым навыкам;

                          2. Оздоровление и укрепление здоровья;

                          3.Образовательное, краеведческое.

  1-е  направление предусматривает социализацию детей в коллективе через привитие жизненно важных трудовых навыков, работу по уходу за садовыми цветами, овощами, рукоделие, участие на мероприятиях, в организационных работах, ознакомление с агротехникой выращиваемых культур;

2-е направление предусматривает закаливание организма на лоне природы через воздушные ванны, водные процедуры, ходьбу босиком по росе, «По тропе здоровья», зарядки, спортивные мероприятия, сбор лекарственных трав, медотерапию, профилактическую работу по оздоровлению и занятия по самосохранению здоровья, мероприятия, посвященные олимпиаде;

3-е направление – Изучение местности "Туойдаах", лекарственных растений, их использование в виде сиропов, варений, медов.  Сбор материалов  к НПК " Шаг в будущее", наблюдения за растениями, насекомыми, беседы, викторины, мероприятия, посвященные к 60-летию Тойбохойского Ботанического сада, 50-летию присвоения Г.Е. Бессонову звания Герой Социалистического труда, 135-летию Тойбохойской школы.  

III. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ

    дата

           Название мероприятий

Отв. лицо

       примечания

5  июня

Заезд и устройство детей. Организационная  работа: взвешивание, рост, анкетирование, и т.д.

Ознакомление  с распорядком дня, проведение вводного инструктажа по ТБ.

Вручение полисов "Стерх"

Выборы актива отряда, ознакомление с планом.

Тренинговые  игры.

Начало турнира по русским шашкам

Начальник

Павлова З.А.

Дмитрьева Н.В.

Дмитриев В.

6 июня

Инструктаж поведения в столовой

Посадка картофеля.

Водные, воздушные  процедуры.

«Уроки дедушки» - помощь мальчиков в ремонте изгороди. Привитие умения забивать гвозди, распиливать и т.д.

Подвижные игры. Соревнования  на прыжках со скакалкой.

Разучивание игры «Тырыынка»

Начальник

Воспитатели

Воспитатели

Дмитрьев В.В.

Дмитрьева С.

Дмитриева М.

7 июня

Посадка рассады огурцов и помидоров. Распределение обязанностей по уходу за овощными культурами.

Беседа «Меры защиты от укуса насекомых».

Водные, воздушные процедуры.

Подготовка к открытию

Воспитатель

Медработник

актив

8 июня

Трудчас:  посадка цветов, оформление

Водные, воздушные процедуры

Открытие лагеря:

 Поднятие флага - Чести поднятия флага удостаиваются: лауреат Международного конкурса в Астане Третьякова С., участник Всероссийского форума ЕДД в ВДЦ "Орленок Дмитриева М.

 концерт

 спортивные соревнования

 праздничный ужин

 вручение памятных значков лагеря

Труд.орг.

Культ.-эст. орг.

 

9 июня

Труд. час. Посадка капусты.

Водные, воздушные процедуры

День якутских национальных  настольных игр.

Беседа "Осторожно, клещ"

Сбор и заготовка щавеля для варенья.

"

Труд. орг.

Воспитатель

Дмитриева М.

Медработник

Павлова З.Г.

Воспитатели

10 июня

Труд. час. Посадка рассады огурцов и помидоров.

Водные, воздушные процедуры.

 Беседа  "Лекарственных растения вокруг нас" -

экскурсия по местности

 сбор фотоматериалов "Лекарственные растения "Туойдааха"

Час рукоделия «Я сам мастер», заготовка кубиков для игры «Быстрый кубик»

Труд. орг.

Воспитатель

Медработник

Мальчики

11 июня

Трудчас. Помощь в посадке картофеля трудовой бригаде "Урожай".

Водные процедуры.

Экскурсия в Ботанический сад.

Встреча с ветераном труда Сылгытовым С.С.

Водные процедуры.

Соревнования по пионерболу.

Труд. орг.

Воспитатель

Павлова З.Г.

Дмитриев В.

12 июня

Труд. час. Помощь ветеранам труда Данилову В.Н., Даниловой В.Д.

Водные процедуры.

Заочная экскурсия по Красной площади, посвященная Дню России с видеопрезентацией.

Соревнования на велосипедах.

Кухня народов России

Соревнования "Меткий стрелок"

Труд.орг.

Воспитатель

Дмитриева М.

Дмитрьева С.

повар

Дмитрьев Ю.

13 июня

Труд. час. Сбор и заготовка цветов шиповника для сиропа, меда.

Водные, воздушные процедуры

Инструктаж по ТБ на воде, транспорте.

 «Урок дедушки» - рыбалка

Видеопрезентация лауреата международных конкурсов в Москве, Казани, Астане Третьяковой С.

Соревнования "Быстрый кубик"

Воспитатель

Павлова З.Г.

Дмитрьев В.В.

Третьякова С.

Назаров Ю.

14 июня

Трудчас

Водные процедуры.

Сбор цветов шиповника для варенья

Беседа о пользе шиповника.

Сбор фотоматериалов к буклетам

Викторина "Г.Е.Бессонов" - автор доклада на НПК "Шаг в будущее"Дмитриева М.(2 место в улусе)

Уроки бабушки - изготовление сувениров из конского волоса

Воспитатель

Павлова З.Г.

Дмитриева М.

Павлова З.Г.

15 июня

Трудчас

Водные процедуры

Беседа Хочешь быть здоровым - питайся правильно"

Уроки бабушки, дедушки

Работа с бисером

Разучивание игры «Кириэс тэбии»

Воспитатели

Медработник

Павлова З.А.

16 июня

Трудчас.

Заготовка меда и сиропа одуванчика.

Водные, воздушные процедуры.

День Именинника.

Конкурс на лучшее поздравление.

Традиционное пятиборье на призы именинницы.

Воспитатель

По отд.плану

17 июня

Ысыах с. Тойбохой.

Принятие участия на параде, конкурсе "Алаас хотуна"

Инструктаж для родителей и воспитанников по ТБ во время праздника

Все

по отд. плану.

18 июня

Поход в местность "Туора куел"

1. Инструктаж  по соблюдению  ТБ  во время походов, на транспорте.

2. Беседа «Как уберечься от поражения молнией»

3. День якутских национальных игр «Сайылык оонньуулара»

4. Интеллектуальный конкурс «Всезнайка».

5. «Чудеса природы», фотографирование

Весь штат

по отд плану

19 июня

Трудчас

Водные процедуры

Встреча с Рожиным К.К. и беседа Рожина "Как уберечься от укусов клещей"

Игра-конкурс по ППБ "Сильные, смелые, ловкие".

  Конкурс плакатов "Берегите лес от пожаров

20 июня

Труд.час.

Повторный инструктаж по ТБ.

Тренинговые игры.

Беседа «Поэты – юбиляры», декламация стихов

Конкурс на лучшую стенгазету о лагере

Соревнование мальчиков "Мин булчуппун"

Труд. орг.

Воспитатель

воспитатель

По отд. плану

21 июня

Труд. час. Работа на огороде.

Водные воздушные процедуры.

Сбор фотоматериалов к буклетам

Подготовка к конкурсам «Сайылык хоьууна», «Алаас Куота»

День якутской национальной кухни

Труд. орг.

Физорг

Актив отряда

повар

По отд. плану

22 июня

Встреча восхода солнца.

Шашлык на костре

Водные, воздушные процедуры

День скорби и печали. Видеопрезентация "Наши прабабушки и прадеды ковали Победу в тылу" по книге  А.А.Яковлевой "Тойбохойдор - тыылга уонна сэриигэ".

Экскурсия в место расположения колхоза "Папанин" 1938-46гг.

Велосипедные гонки.

Труд. орг.

Воспитатели

Дмитрьев В.В.

23 июня

Труд. час.

Водные, воздушные ванны.

Соревнования, подвижные игры «Делай как я, делай лучше меня»

Подготовка к закрытию.

Труд. орг.

Дмитрьев Ю.

По отд. плану

24 июня

Труд. час.

Водные, воздушные процедуры.

Уроки бабушки, дедушки.

День именинника.

Конкурс мальчиков "Сайылык хоьууна"

Воспитатель.

25 июня

Трудчас.

Водные, воздушные процедуры

Закрытие лагеря:

  • Спуск флага  лагеря - этой чести удостаиваются победители конкурсов
  • Конкурс «Алаас Куота».
  • Праздничный ужин
  • Спортивные игры

По отд. плану

26 июня

Отъезд

Работа над документацией

Начальник

Воспитатель

Примечание:   Логопедические занятия с иппотерапией проводятся через день по индивидуальному расписанию.                

    IV.  Финансово-экономическое обоснование проекта:

Внебюджетный – транспортные и другие расходы (за счет участников проекта).

Бюджетный – затраты на содержание летних лагерей (зарплата штата лагерей, питание детей).

V. Ожидаемые результаты

Обеспечение знакомства с природно-культурным наследием родного края, формирование экологического знания,  использование природных средств  самоукрепления и самосохранения здоровья детей-инвалидов, изучение  лекарственных растений,  использование  чистого воздуха, сокровищ природы для укрепления своего здоровья принесет положительные результаты  в социализации:

  • У ребенка,     который  традиционно  воспринимался  обществом,   как   больной,   нуждающийся   в  милосердном отношении людей, повысится   сознательная социальная  активность;
  • Пробудится  у ребенка вера в самого себя, стремление к самоопределению,  ощущение своей ценности, своего  достоинства, тем самым воспитать семьянина, труженика, гражданина;
  • Формируются  навыки здорового образа жизни;  
  • Создадутся  условия к развитию творческих  способностей и таланта ребёнка;
  • Изучение 15 видов лекарственных растений местности позволит дальнейшее применение в укреплении иммунитета, здоровья;
  • Изучение исторических мест местности повысит интерес к родному краю в  формируется патриотическое воспитание;
  • Создание  оптимальных условий развития и социализации детей - инвалидов   обеспечит организацию досуга и отдыха школьников, что приведет к  снижению уровня подростковой безнадзорности.

        Критерием актуальности нашей программы мы считаем:

1. Снижение заболеваемости наших воспитанников  ОРЗ, ОРВИ, гриппом.

2. Повышение уровня социальной активности детей. 70% наших детей участвуют на НПК различного уровня, становятся победителями и призерами, участвуют на республиканских, всероссийских, Международных конкурсах, спортивных соревнованиях, становятся лауреатами, дипломантами, призерами.

        Все дети активные участники внеаудиторных курсов. "Я и мое здоровье", "Арчы". Ученица 8 класса Дмитриева М. автор социального проекта "Неделя радости", предназначенной для детей-инвалидов и их родителей. Родители детей-инвалидов просили  проводить неделю традиционно.

3. Подготовку к самостоятельной жизни. Наши воспитанники четко понимают, что в сельской местности много места работы, надо только иметь желание и умение работать.  

Приложение 1.

ПОЛОЖЕНИЕ

церемонии поднятия и спуска флага лагеря.

I. Общие положения

1.1. Настоящее положение регламентирует статус, порядок и условия предоставления чести поднятия и спуска флага лагеря.

1.2. Настоящее положение определяет требования к претендентам на удостаивание чести поднятия и спуска флага лагеря.

1.3. Положение действует в сроки существования лагеря "А5ам алааьа"

II. Цель и задачи принятия положения

2.1. Ответственное отношение к учебе, своему поведению.

2.2. Стимулирование детской активности в общественной жизни.

2.3. Настрой на позитив, чести поднятия и спуска флага лагеря

III . Чести поднятия флага лагеря удостаиваются обучающиеся, получившие высокий балл на тайном голосовании:

3.1. За достижения в учебе;

3.2. За достижения в спорте;

3.3. Активные участники общественной жизни школы;

3.4. За примерное поведение

IV. Чести спуска флага лагеря удостаиваются воспитанники, получившие высокий балл на тайном голосовании:

4.1.Активные участники конкурсов, мероприятий, проводимых в лагере;

4.2. Воспитанники, имеющие достижения в спортивных соревнованиях лагеря;4.3. За примерное поведение в лагере.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  • Алексеев В.Л. Из рецептов народных целителей. Я.1992.
  • АфанасьевЛ.А.- Тэрис. Алаас хамсаныыта. 2006
  • Винокурова Р.Е.  Домашняя аптечка из якутских трав. Якутск, 2008.
  • Макаров А.А.Лекарственные растения Якутии. Якутск, 1998.
  • Макаров А.А. Растительные и лечебные средства якутской народной медицины. Якутск, 1994.
  • Тимофеев П.А. Иванова Е.И.. Саха сирин отонноох уунээйилэрэ. Якутск.
  • Тарбахов И.И.Эн остуолун сахалыы астара. Дь., 2008.
  • К.Токумова, П.Токумов. Тереебут дойдубут эмтээх отторо, Дь..2008.
  • И.Трифонова, Ю.С.Никитина. Якутская кухня. 2009.
  • М.Федотова. Лечимся сами. М., 1991.
  • А.А.Федоров. Ебугулэрбит оонньуулара. Я., 1990.
  • А.Федоров. Сайылыкка кеьуу. Я., 2005.
  • А.А.Яковлева. Кэлэр кэми тустээбиттэрэ. Я., 2017.
  • А.А.Яковлева. Тойбохойум тупса турдун. Тойбохой, 2009.
  • А.А.Яковлева. Тойбохой барахсан. 2 том. Я., 2016.
  • А.А.Яковлева. Тойбохойдор - сэриигэ уонна тыылга. Я., Бичик, 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Зелёная аптека может закрыться"

Лекарственные травы - настоящая кладовая здоровья, т.к. в них спрятаны ценные вещества, которые помогают больному организму справиться с недугом....

Открытое занятие Оформление стенной газеты «Зелёный свет» Конкурсант: Мышкина Ирина Дмитриевна. Возраст детей – 10-11 лет. Раздел общеобразовательной адаптационной программы «Зелёный свет» - «Красный, желтый, зеленый» Тема занятия: Оформление стенно

Цели занятия: оформить газету «Зеленый свет» по ПДД, стимулируя  социальную  активность  школьников в ходе совместной деятельности со взрослым. Задачи занятия:Обучающие: продолжать...

Открытое занятие Оформление стенной газеты «Зелёный свет» Конкурсант: Мышкина Ирина Дмитриевна. Возраст детей – 10-11 лет. Раздел общеобразовательной адаптационной программы «Зелёный свет» - «Красный, желтый, зеленый» Тема занятия: Оформление стенно

Цели занятия: оформить газету «Зеленый свет» по ПДД, стимулируя  социальную  активность  школьников в ходе совместной деятельности со взрослым. Задачи занятия:Обучающие: продолжать...

Зелёная аптека

Презентация к внеклассному мероприятию в 6 классе по биологии в рамках предметнй недели...

Конспект занятия по теме: «Зелёная аптека»

Представленный конспект занятия предназначен для ознакомления детей 7-9 лет  с лекарственными растениями своей местности, их лечебными свойствами и правилами сбора....

Зелёная аптека

экскурсия с продолжением...