Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный дизайнер»
рабочая программа (5 класс)

Катаева Майя Валериевна
Программа «Юный дизайнер» относится к художественной направленности. По уровню освоения программа является базовой. Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.Данная программа позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. Дизайн – это вид деятельности, направленный на создание удобной и красивой предметной среды.Цель программы: Формирование и развитие творческих способностей учащихся через овладение основами дизайна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunyy_dizayner.doc217 КБ

Предварительный просмотр:

         Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 175

           Калининского района Санкт-Петербурга

РАССМОТРЕНО

Советом ГБОУ СОШ №175

Протокол №_______

от «____»__________

УТВЕРЖДЕНО

Директор ГБОУ СОШ №175

________________/Литвякова М.В./

«____»____________

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Юный дизайнер»

Возраст учащихся: 9 – 14 лет

Срок реализации: 3 года

Разработчик: Катаева Майя Валериевна

Педагог дополнительного образования


  1. Пояснительная записка

Программа «Юный дизайнер» относится к художественной направленности.

По уровню освоения программа является базовой.

Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.

Актуальность программы «Юный дизайнер» предусматривает ориентирование на удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей. Помимо своей эстетической направленности, дизайн  способствует развитию творческих качеств личности, конструктивности и гибкости мышления, формированию правильного представления о смысле и красоте вещей.

Учитывая возрастные интересы, программа предлагает ребенку прикоснуться к миру дизайна, попробовать найти себя как создателя необыкновенных, волшебных, согретых теплом и фантазией вещей. Именно содержательная сторона программы и определяет ее актуальность для детей. Данная программа позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. Дизайн – это вид деятельности, направленный на создание удобной и красивой предметной среды. Особенностью программы является развитие художественно – творческих способностей учащихся, через культурно-историческое наследие нашего города.

Программа предлагает учащимся попробовать свои силы в дизайнерской разработке  аксессуаров одежды, воплощая собственные дизайнерские проекты, ребенок сможет освоить декоративные приемы в технике ручного ткачества, холодного батика, аппликации, росписи по дереву.

Адресат программы - Программа рассчитана на учащихся 9 - 14 лет. Полный курс занимает 3 года. На первом году обучения программа  дает учащимся представление о цвете, ритме, симметрии, тоне, колорите, без чего невозможно создать по-настоящему красивые вещи. Второй год обучения – дизайн аксессуаров одежды, третий год – дизайн предметов интерьера.

Цель программы: Формирование и развитие творческих способностей учащихся через овладение основами дизайна.

Задачи программы:

Обучающие:

  • овладеть декоративными приемами и техниками: ручное ткачество, холодный батик, аппликация из бумаги, роспись по дереву, работа с цветным пластиком;
  • узнать историю дизайна и костюма;
  • способствовать усвоению детьми специальных терминов и понятий, необходимых для создания дизайнерских разработок;
  • научить безопасному использованию инструментов и приспособлений.

Развивающие:

  • развить художественный вкус и чувство стиля;
  • развить фантазию, воображение, изобретательность;
  • развить умение ставить цель, выбирать средства и доводить до конечного результата;
  • развить умение осознавать и оценивать свой индивидуальный творческий опыт;  

Воспитательные:

  • воспитать трудолюбие, настойчивость, целеустремленность;
  • воспитать созидательное отношение к окружающему миру;
  • воспитать чувство красоты окружающего мира и умение передавать свое эмоциональное отношение к нему;
  • воспитание нравственно-эстетических и коммуникативных качеств личности.

Условия реализации образовательной программы.

Программа рассчитана на учащихся 9 - 14 лет.

Полный курс занимает 3 года. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие.

Условия формирования групп: разновозрастные, допускается дополнительный набор, по заявлению родителей.

Наполняемость учебной группы – первый год обучения не менее 15 человек, 2 год - не менее 12 человек, 3 год – не менее 10 человек.

Режим занятий:

  • 1 год обучения: 144 часа, 2 раза в неделю по 2 часа;
  • 2 год обучения: 144 часа, 2 раза в неделю по 2 часа;
  • 3 год обучения: 144 часа, 2 раза в неделю по 2 часа;

Формы организации деятельности детей: индивидуально-групповые, групповые, индивидуальные.

Формы занятий: интегрированные занятия, занятия-соревнования, конкурсы, викторины, презентация, встреча, выставка, гостиная, конкурс, пленэр, беседы, диалог, творческая мастерская, фестиваль, ярмарка, экскурсия (Русский музей, Эрмитаж, Выставочные залы: Академия Художеств, Союз Художников, Манеж).

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным работам относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждой темы. На протяжении трех лет обучения происходит постепенное усложнение материала.

Планируемые результаты освоения программы:

Личностными результатами являются:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, духовное многообразие современного мира;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе творческой и других видах деятельности;

• развитие таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;

• формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;

• стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;

• готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию;

Метапредметными результатами являются:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• развитие творческих действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;

Предметными результатами являются:

К концу третьего года обучения, учащиеся должны:

 знать:

  1. основные законы композиции;
  2. пропорции фигуры и головы человека;
  3. различные виды графики;
  4. основы цветоведения;
  5. свойства различных художественных материалов;
  6. основные жанры изобразительного искусства;
  7. стили в архитектуре;
  8. взаимосвязь стилей в архитектуре,  дизайне, костюме;
  9. применение в интерьере гобелена, батика, аппликаций из ткани, изделий из войлока;
  10. основы дизайна в интерьере.

уметь:

  1. работать в различных техниках;
  2. передавать движение фигуры человека и животных в рисунках;
  3. сознательно выбирать художественные материалы для выражения своего замысла;
  4. критически оценивать как собственные работы, так и работы своих товарищей;
  5. выполнять эскизы для текстиль-дизайна в современном интерьере;
  6. выполнять дизайнерские разработки для интерьеров в техниках: ручного ткачества, холодного батика, аппликаций из ткани, изделий из войлока;
  7. воспринимать конструктивную критику, радоваться своим успехам и успехам товарищей.

иметь представление:

  1. об основах дизайна, живописи, рисунка, композиции;
  2. о музеях и выставочных залах Санкт-Петербурга.

  1. Учебный план

Первый год обучения.

№ п/п

Тема

Количество часов

Формы контроля

всего

Теория

Практика

  1. 2

Вводное занятие

2

2

0

собеседование

  1. 3

Рисунок

22

3

19

наблюдение

  1. 4

Живопись

24

4

20

открытое занятие

  1. 5

Композиция

20

4

16

тест

  1. 6

Графика

20

4

16

выставка

  1. 7

Аппликация из бумаги

12

2

10

выставка

  1. 8

Орнамент

20

4

16

мастер-класс

  1. 9

Декоративная роспись

20

4

16

наблюдение

  1. 10

Итоговое занятие

4

0

4

выставка

Итого часов

144

26

118

Содержание программы первого года обучения.

  1. Вводное занятие.

Теория. Собеседование с детьми, презентация детских работ. Инструктаж по охране труда.

  1. Рисунок.

Теория. Рисунок, его возможности и материалы. Знакомство с рисунками известных мастеров. Просмотр иллюстраций и видеофильмов.

Практика. Материалы для рисунка: карандаш простой, цветной, гелевые ручки, уголь, сангина. Выполнение упражнений и рисунков на заданную тему и по представлению. Свет, тень. Светотень в рисунке.

  1. Живопись.

Теория. Материалы в живописи. Кисти и краски для живописи. Пластилиновая живопись. Цвет, колорит, тон в живописи.

Практика. Практические упражнения с цветом, колоритом и тоном. Выполнение работ на свободную и заданную тему. Акварель. Акварель по мокрой бумаге. Гуашь. Пластилин. Акваграфия. Акриловые краски. Темпера.

4. Композиция.

Теория. Основы композиции. Представление о композиции как части и целом. Мера. Тождество. Соотношение частей.

Практика. Выполнение заданий на заданную тему и по собственному замыслу с учетом композиции в технике рисунка или живописи.

5. Графика.

Теория. Знакомство с графическими работами Силуэт, тон в графике. Графические приемы и материалы: тушь, перо, карандаш, восковые мелки.

Практика. Выполнение  графических работ различными графическими приемами  на заданную и свободную тему.

6. Аппликация из бумаги.

Теория. Знакомство с аппликацией. Ее применение и возможности. Особенности изготовления аппликации из бумаги.

Практика. Выполнение работ в технике аппликации. Сочетание аппликации с графикой и живописью.

7. Орнамент.

Теория. Понятие орнамента (геометрического и растительного). Повторение и инверсия. Виды орнамента. Орнамент графический и растительный. Рисунок орнамента и цветовое решение. Просмотр образцов орнамента.

Практика. Композиции с растительным и цветочным орнаментом. Рисунок и цвет.

8. Декоративная роспись.

Теория. Декоративная роспись, стили.

Практика. Выполнение эскизов на основе декоративных росписей.

9. Итоговое занятие.

Практика. Обсуждение работ воспитанников. Оформление студийной развески.

Ожидаемые результаты.

К концу первого года обучения учащиеся будут знать:

  1. основные и дополнительные цвета;
  2. цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);
  3. понятие симметрии;
  4. контрасты форм;
  5. свойства красок и графических материалов;
  6. азы воздушной перспективы (дальше, ближе);

Уметь:

  1. выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;
  2. смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
  3. правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;
  4. грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;
  5. работать самостоятельно и в коллективе;
  6. будут иметь представление об основах композиции, живописи, рисунка.

Второй год обучения.

№ п/п

Тема

Количество часов

Формы контроля

всего

Теоретич. занятий

Практич.

занятий

Повторение.

2

2

-

Ретроспективный обзор стилей в одежде

4

4

-

собеседование

Текстиль – дизайн в современной одежде

22

6

16

наблюдение

Гобелен

30

6

24

тест

Батик

40

4

36

мастер-класс

Аппликация

20

4

16

выставка

Фальцевание

20

4

16

выставка

Посещение выставок

4

4

4

Итоговое занятие

2

-

2

Выставка

Итого часов

144

34

110

Содержание программы второго года обучения.

1. Повторение пройденного материала за прошлый год.

Теория. Инструктаж по охране труда. Перспективы работы на год.

2. Ретроспективный обзор стилей в одежде

Теория. Эпоха и стили. Костюм как носитель стиля. Соответствие стилей  в архитектуре стилям в одежде. Выражение стиля через силуэт, цвет, фактуру, декор. Стиль и время.

Практика. Выполнение эскизов костюмов с учетом и гармонией силуэта, цвета, фактуры. Выполнение рисунков, определяющих стиль архитектуры и костюма, эпоху. Разработка дизайнерских деталей одежды.

3. Текстиль – дизайн в современной одежде

Теория. Дизайн и его назначение. Дизайн в одежде и аксессуарах. Виды текстиль – дизайна: гобелен, батик, аппликация, фильцевание.

Практика.  Выполнение фор-эскизов для аксессуаров в одежде в технике гобелен, батик, фальцевание, аппликации. Выполнение рисунков на свободную и заданную тему с применением аксессуаров для современной одежды.

4. Гобелен

Теория. Ретроспективный обзор истории гобелена. Рождение гобелена. Современный гобелен в дизайне. Материалы, инструменты для работы с гобеленом. Этапы выполнения гобелена.

Практика. Выполнение дизайнерских разработок в технике ручного ткачества. Выполнение эскизов аксессуаров одежды в технике рунного ткачества. Выполнение гобеленов для современной одежды (сумочки, кошельки, пояса, футляры для мобильных телефонов).

5. Батик

Теория. Технология холодного батика. Характерные особенности. Ретроспективный обзор росписи тканей. Виды батика. Инструменты и материалы для холодного батика. Ткани и краски для холодного батика. Особенности росписи по холодному батику.

Практика. Выполнение техники росписи ткани в холодном батике. Выполнение эскизов к изделиям, созданным в технике холодный батик. Дизайнерская разработка аксессуаров  современной одежды, выполненных в технике холодный батик.

6. Аппликация

Теория. Знакомство с аппликацией из ткани. Возможность применения ее в аксессуарах одежды. Материалы, инструменты для аппликации. Техника аппликации.

Практика. Выполнение эскизов и дизайнерская разработка небольших панно в технике аппликации из ткани. Применение панно в аксессуарах одежды.

7. Фальцевание.

Теория. Процесс подготовки шерсти к валянию. Материалы, инструменты для работы с шерстью. Техника мокрого валяния. Техника сухого валяния.  

Практика. Изучение техники сухого и мокрого валяния. Цветовое сочетание ниток в изделиях из войлока. Выполнение эскизов и дизайнерских разработок в технике валяния из шерсти.

8. Посещение выставки.

9. Итоговое занятие.

Практика. Подведение итогов, организация выставок, Участие в городских, районных, региональных и Международных выставках


Ожидаемые результаты.

К концу второго года обучения учащиеся должны:

знать:

  1. контрасты цвета;
  2. гармонию цвета;
  3. азы композиции (статика, движение);
  4. строить орнаменты в различных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник);
  5. основы линейной перспективы;
  6. взаимосвязь стилей в архитектуре,  дизайне, костюме;
  7. современные стили  интерьеров;
  8. возможности применения в интерьере гобелена, батика, аппликаций из ткани, изделий из войлока.

уметь:

  1. соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);
  2. работать в определённой гамме;
  3. доводить работу от эскиза до композиции;
  4. использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет);
  5. выполнять эскизы для текстиль- дизайна в современном интерьере;
  6. выполнять дизайнерские разработки для интерьеров в техниках: ручного ткачества, холодного батика, аппликаций из ткани.

иметь представление:

  1. об основах дизайна, живописи, рисунка, композиции;
  2. о музеях и выставочных залах Санкт-Петербурга.

Третий год обучения

№ п/п

Тема

Количество часов

всего

Теория

Практика

Формы контроля

Повторение

2

2

-

собеседование

Ретроспективный обзор стилей в архитектуре

6

2

4

наблюдение

Архитектурный стиль и дизайн интерьера

10

2

8

открытое занятие

Текстиль-дизайн в интерьере

20

8

12

тест

Гобелен в интерьере

30

4

26

выставка

Батик в современном интерьере

30

4

26

выставка

Аппликация в интерьере

24

6

18

мастер-класс

Изделия из войлока в интерьере

14

2

12

наблюдение

Посещение музеев, выставок

4

-

4

Итоговое занятие

4

-

4

выставка

Итого часов

144

30

114

114

Содержание программы третьего года обучения.

1. Повторение пройденного материала. Теория. Инструктаж по охране труда. Перспективы работы на год.

2.Ретроспективный обзор стилей в архитектуре

Теория. Взаимосвязь костюма и архитектуры. Стиль, как индивидуальная манера. Эпоха и стиль. Стили Петербурга. Петровское барокко. Классицизм. Ампир. Ранняя эклектика. Поздняя эклектика. Античный, африканский, английский, индийский, романтический, классический стили. Готика. Ренессанс. Модерн. Рококо. Скандинавский стиль.

Практика. Выполнение композиций с историческими костюмами и архитектурой. Выполнение рисунков интерьера в архитектурном стиле. Упражнения и эскизы.

3. Архитектурный стиль и  дизайн  интерьера

Теория. Знакомство с интерьером. Современные дизайнерские разработки интерьеров. Интерьер и дизайн. Стиль минимализма в дизайне. Стиль интерьера Hi-tech.

Практика. Выполнение эскизов гобеленов в стиле минимализма для современных интерьеров Hi-tech с применением новых материалов.

4. Текстиль – дизайн в интерьере.

Теория. Виды и возможности текстиль - дизайна в интерьере. Эклектика в современном интерьере. Масштаб и пропорции текстиль - дизайна в интереьере. Современные типы интерьеров: Классика, Минимализм, Конструктивизм, Техно, Кантри.

Практика. Эскизы интерьеров в стиле минимализма и Hi-tech. Выполнение фор-эскизов декора этих интерьеров. Поиски помпозиций для выражения замысла.

5.Гобелен в интерьере.

Теория. Гобелен в интерьере. Эпохи. Стили. Современный гобелен. Материалы. Инструменты. Приспособления для современного гобелена.

Практика.  Выполнение приемов и техник в гобелене: махровое ткачество, узелковый гобелен, Таписсерия, Сумах и др.

6.Батик в современном интерьере.

Теория. Батик в современном интерьере. Техника росписи ткани способом Холодный батик. Интерьеры в стиле минимализма и Hi-tech. Материалы. Инструменты. Специфика работы в технике Холодный батик.

Практика Выполнение фор- эскизов декора в технике Холодный батик для современных интерьеров. Освоение новых приемов в технике Холодный батик. Выполнение панно в технике Холодный батик.

7. Аппликация в интерьере

Теория. Современный интерьер и техника аппликации из ткани. Материалы. Способы. Инструменты. Интерьеры в стиле минимализма и Hi-tech и техника аппликации из ткани.

Практика. Поиск композиций для выражения замысла дизайнерского решения интерьера с применением панно в технике аппликации из ткани.

8. Изделия из войлока в интерьере

Теория. Современный интерьер и изделия из войлока. Виды. Материалы. Техники. Войлок и цвет в интерьере.

Практика. Изучение техники сухого и мокрого валяния. Выполнение эскизов для панно. Поиск композиций для выражения замысла декоративного панно из войлока  в современном интерьере.

9. Посещение музеев, выставок.

Практика. Посещение музеев и выставок. Посещение Эрмитажа, Русского музея, Музея Этнографии.

10.Итоговое занятие.

Практика. Итоговым занятием является подведение итогов выполненных работ. Итоговая выставка. Обсуждение работ. Участие в течении года в городских, областных, региональных и Международных выставках.

 

Ожидаемые результаты.

К концу третьего года обучения, учащиеся должны:

 знать:

  1. основные законы композиции;
  2. пропорции фигуры и головы человека;
  3. различные виды графики;
  4. основы цветоведения;
  5. свойства различных художественных материалов;
  6. основные жанры изобразительного искусства;
  7. стили в архитектуре;
  8. взаимосвязь стилей в архитектуре,  дизайне, костюме;
  9. возможности применения в интерьере гобелена, батика, аппликаций из ткани, изделий из войлока;
  10. основы дизайна в интерьере.

уметь:

  1. работать в различных жанрах;
  2. выделять главное в композиции;
  3. передавать движение фигуры человека и животных в рисунках;
  4. критически оценивать как собственные работы, так и работы своих товарищей;
  5. выполнять эскизы для дизайна в современном интерьере;
  6. выполнять дизайнерские разработки для интерьеров в техниках: ручного ткачества, холодного батика, аппликаций из ткани, изделий из войлока;
  7. воспринимать конструктивную критику, радоваться своим успехам и успехам товарищей.

иметь представление:

  1. об основах дизайна, живописи, рисунка, композиции;
  2. о музеях и выставочных залах Санкт-Петербурга.

  1. Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала обучения

по программе

Дата окончания обучения

по программе

Всего

учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

11 сентября

25 мая

36

144

2 раза в неделю по два часа

2 год

3 сентября

25 мая

36

144

2 раза в неделю по два часа

3 год

3 сентября

25 мая

36

144

2 раза в неделю по два часа

  1. Оценочные и методические материалы

Объект диагностики

Группы

Показатели

Используемые методики

Сроки

Мероприятия по результатам диагностики

Определение уровня подготовки учащихся в начале цикла обучения (прогностическое диагностирование)

Все

  • Сформированность специальных знаний
  • Сформированность специальных умений
  • Коммуникабельность

Собеседование, тестирование, наблюдение

Сентябрь

Справка, выводы

Оценка успешности изучения раздела  (текущая  диагностика)

Все

  • Сформированность специальных знаний
  • Сформированность специальных умений
  • Умение пользоваться дидактическими материалами
  • Проявление творческих способностей
  • Умение планировать свою работу

Тестирование, контрольные задания

Ноябрь

День открытых дверей. Выставка

Оценка личностных достижений учащихся (текущая диагностика)

все

  • Психофизиологические характеристики
  • Эмоциональная сфера
  • Мотивационная сфера

Наблюдение

Декабрь

Выставка для родителей и педагогов

Оценка успешности усвоения образовательной программы (итоговая диагностика)

Все

  • Сформированность специальных знаний
  • Сформированность специальных умений
  • Коммуникабельность
  • Умение пользоваться дидактическими материалами
  • Проявление творческих способностей
  • Умение планировать свою работу

Контрольные задания, тестирование, наблюдение

Апрель

Подведение итогов учебного года

Степень удовлетворенности учащихся

Все

  • Степень удовлетворенности учащихся мероприятиями
  • Степень стремления учащихся к активной подготовке мероприятий
  • Степень удовлетворенности учащихся занятиями

Анкеты, наблюдения, беседы, цветопись, тесты

Апрель-май

Анализ, итоговая выставка работ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПРОГРАММЫ (ДОП). Создание ДОП (методическое обеспечение)

 

Раздел или тема ДОП

Формы занятий

Приемы и методы организации образовательного процесса

Дидактический материал

Формы подведения итогов

Техническое оснащение занятий

1

Рисунок

Практическая работа

Упражнения

Работа по образцу

Словесные

Наглядные

Практические

Репродуктивные

Видеоматериалы, альбомы

Обсуждение и анализ творческих работ

мультимедиа

2

Живопись

Практическая работа

Упражнения

Работа по образцу

Словесные

Наглядные

Практические

Видеоматериалы, альбомы

Обсуждение и анализ творческих работ

мультимедиа

3

Композиция

практическая работа

упражнения

игра

лекция

Словесные

Наглядные

Практические

Видеоматериалы, альбомы

Обсуждение и анализ творческих работ

мультимедиа

4

Аппликация

Лекция, игра, практическое занятие, игра

словесные

наглядные

практические презентация

Наглядные пособия, видеозапись

Выставка

Просмотр работ

мультимедиа

5

Батик

практическая работа

упражнения

игра

лекция

ярмарка

словесные

наглядные

практические презентация конкурс творческих проектов

видеозапись наглядные пособия

Обсуждение и анализ творческих работ

мультимедиа

6

Гобелен

Лекция 

практическая работа

словесные

наглядные практические

творческий проект

Наглядные пособия, видеозапись,

Обсуждение и анализ творческих работ

мультимедиа

7

Текстиль

Лекция

создание проектов

коллективная работа ярмарка

словесные

наглядные практические

видеозапись Наглядные пособия

Обсуждение и анализ творческих работ

мультимедиа

8

Экскурсия

Занятие-экскурсия – проводится в музее

словесные

наглядные

Обсуждение в изостудии.

тесты

Материальное обеспечение программы.

Успешная реализация программы во многом зависят от правильной организации рабочего пространства в студии. Стены помещения, в котором проходят занятия, оформлены детскими работами. Комната для занятий должна быть хорошо освещена (естественным и электрическим светом) и оборудована необходимой мебелью: столами, стульями, табуретами, шкафами, мольбертами, планшетами для рисования. В помещении должна быть раковина с водой или большие емкости для чистой и слива грязной воды. Для работы необходимо иметь достаточное количество наглядного и учебного материала (натюрмортный фонд, гипсовые формы, драпировки, изделия народных промыслов). А также в наличии должны быть осветительные приборы (софиты, светильники) для освещения натюрмортных постановок. Для хранения фонда студии (лучших детских работ разных лет) желательно иметь специальные стеллажи. В учебном помещении необходимо иметь специальный методический фонд, библиотеку по искусству, а также современные технические средства обучения (телевизор, видеомагнитофон, компьютер, проектор,  видеоплеер и др.).

  1. Кабинет-мастерская
  2. Мольберты -15 шт.
  3. Столы – 8 шт.
  4. Стулья – 20 шт.
  5. Планшеты -15 шт.
  6. Софит -1 шт.
  7. Стеллажи - 2шт.
  8. Муляжи (фрукты, овощи, осенние листья, ветки);
  9. Бытовые предметы для натюрмортов (разноцветные ткани, гипсовые
    предметы, посуда и др.).
  10. Бумага -15 шт. (папки формата А3и А4)
  11. Карандаши простые, цветные -15 шт.
  12. Резинки -15 шт.
  13. Краски: акварель, гуашь -15 шт.
  14. Кисти беличьи, колонковые для живописи-15 шт.
  15. Рамы -15шт.
  16. Скрепки и кнопки -15 шт.
  17. Нитки -15 шт.
  18. Разноцветные ткани для аппликации.
  19. Клей -15 шт.
  20. Ножницы -15 шт.
  21. Мыло -1 кусок
  22. Иголки-15шт.
  23. Картон для аппликаций из бумаги -15шт.
  24. Скотч -5 шт.
  25. Ватман – 15 шт.

Дидактический материал

Материал

Примечания

Наглядные пособия

  1.  Таблицы по живописи
  2. Живописные работы учеников прошлых лет.

Фотографии

Электронный носитель

Видеокассеты, DVD, CD-R

CD-РОМ. Энциклопедия Достопримечательности России

Работы учащихся

  1. Рефераты
  2. Проекты
  3. Творческие работы: рисунки, декоративные работы.

Копии картин художников

Презентации по теме  

Диски и эл.носитель

Фотографии архитектуры Санкт-Петербурга

Презентация

Натюрмортный фонд

1.​ Предметы быта:

а) стеклянные (бутылки разной формы, вазы)

б) деревянные (шкатулки, ложки, бочонки)

в) металлические (самовары, чайники, утюги)

г) керамические (крынки, блюда, чайники, чашки, вазы)

3.​ Музыкальные инструменты

4.​ Природные элементы (букеты из сухоцветов, искусственные цветы)

5.​ Муляжи (фрукты, овощи)

7.​ Драпировки (однотонные, с цветным и геометрическим орнаментом, ткань)

8.​ Гипсовые предметы (геометрические фигуры, орнаменты, головы с античных слепков)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для учащихся

Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.

Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2002.

Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.

Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.

Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.

Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999.

Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003.

Литература для родителей

Алексеева В. В. Что такое искусство. – М.: Советский художник, 1991.

Берсенева Г. К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.

Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА, 2002.

Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. – М.: Амрита-Русь, 2005.

Мейстер А. Г. Бумажная пластика. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.

Нагибина М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. – Ярославль: Академия холдинг, 2001.

Синицына Е. Умные занятия и игры. – М.: Лист Нью, Вече, 2002.

Литература для педагога

Базанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 1994.

Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.

Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. –  М.: Педагогическое общество России, 2002.

Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2001.

Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000.

Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.

Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995.

Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2000.

Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.: Правда, 1982

Электронные образовательные ресурсы

Интернет-ресурсы:

eart.by.ru — иллюстрированный словарь по искусству;

http://www.smallbay.ru/ - Виртуальный музей живописи;

http://www.liart.ru/ - Государственная библиотека по искусству;

http://www.artbatik.ru – Батик;

http://www.artclassic.edu.ru/ — коллекция образовательных ресурсов (поиск произведений искусства по времени, стране, стилю и др.)

• http://ru.wikipedia.org/ - обширная энциклопедия со множеством сведений и изображений на большом количестве языков мира;

•• http://witcombe.sbc.edu/ARTHLinks.html - сайт с огромным ресурсом ссылок по истории искусства, сгруппированных по периодам;

• artcyclopedia.com — иллюстрированная энциклопедия по искусству.

http://jivopis.ru/gallery/ - 15 картинных галерей и биографии русских художников;

• http://www.if-art.com/ - галереи живописи, фотографии и скульптуры.

• http://www.archi-tec.ru - статьи по истории архитектурных стилей, произведения (города, памятники, современные постройки, монастыри, храмы, дворцы и усадьбы)

• http://www.wm-painting.ru - «Современная мировая живопись

• http://www.visaginart.narod.ru/ — галерея ИЗО по эпохам и стиля

Электронные  образовательные ресурсы:

              Лицензионные ЭОР, используемые в работе:

название электронного ресурса

издательство

1

ПО. CD. «Русский музей». Электронная библиотека. 1000 иллюстраций.

Издательство «ООО БИЗНЕССОФТ», Россия, 2005

2

CD-РОМ. Энциклопедия Достопримечательности России

Издательство ЗАО «Новый диск», М.-2011

3

Видеодиск DVD-5 «Величайшие шедевры Мировой культуры»

М.-2010

Лицензия МПТР России ВАФ №77-79

4

МХК Культура стран Древнего и среднего Востока Мультимедийное учебное пособие. CD

Издательство «Новый Диск» Россия

5

CD. Компакт-диск "Архитектура. Россия 12-19 вв."

издательство «Титул»

6

Мировая художественная культура: От наскальных рисунков до киноискусства. Мультимедийное учебное пособие.

Издательство «Новый диск» YDP Interactive Publishing

7

Электронная библиотека «ДиректМедиа». История искусства: классические труды

Directmedia Publishing

8

Компакт-диск "Спящая красавица". Музыкальные фрагменты из балета П.И. Чайковского.

Издательство: Весть-ТДА, 2010

9

Шедевры мирового искусства. Сборник включает в себя шесть дисков.

Издательство «Новый диск» Directmedia Publishing

10

«Сокровища Мирового искусства».

Издательство 1С Directmedia Publishing

       

Созданные самостоятельно ЭОР:

  • «Перспектива»
  • «Техника живописи»
  • «Архитектура»
  • «Композиция»
  • «Летний сад Санкт-Петербурга»
  • «Виды батика»
  • «Музеи Санкт-Петербурга»
  • «Текстиль в интерьере»
  • «Архитектурные стили»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный натуралист"

Дополнительная общеобразовательная    программа   «Юный натуралист» естественнонаучной направленности. Она способствует эколого - биологическому развитию воспитанников, гармон...

Опыт реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный натуралист»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный натуралист» реализуется в соответствии с естественнонаучной направленностью образования: направлена на формирование у обучающихся гум...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный журналист»

Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку. Программа предусматривает интенси...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юные друзья пожарных"

Цель образовательной программы «Юный пожарный» являетсяформирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития; патриотическое в...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Юный многоборец"

Учебная программа для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) по легкой атлетики разработана на основе директивных и нормативных документов, регламентирующих работу спортивных школ Министерства образо...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный краевед"

В последнее десятилетие по России в целом резко возрос интерес к проблемам изучения родного края. С одной стороны, это дань моде, с другой – насущная необходимость. И диктуется она потребностями...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный снайпер"

Программа способствует    решению одной из наиболее важных задач современного общества - патриотическому воспитанию подрастающего поколения, подготовке юношей к воинской службе в Россий...