Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юные друзья пожарных"
рабочая программа по обж на тему

Алябьева Татьяна Витальевна

Цель образовательной программы «Юный пожарный» является

формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития; патриотическое воспитание подрастающего поколения; социальное становление личности ребенка; формирование принципов безопасности личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе; создание основы для осознанного выбора профессии и дальнейшей учебы в высших и средне-специальных учебных заведениях МЧС России.

          Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

1. Воспитательные:

- воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного;

- воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению трудностей;

- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.

2. Образовательные:

- дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях;

- дальнейшее развитие знаний в области истории Отечества и нашего края,      физической культуры и спорта, медицины;

- научить основам строевой подготовки;

- приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения.

3. Развивающие:

- развитие детского технического творчества,

- развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров;

- развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны.

Программа «Юный пожарный» предназначена для учащихся среднего и старшего школьного возраста (11 – 16 лет) и рассчитана на 2 года обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_polnostyu.docx62.76 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Гурьевского муниципального района

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр дополнительного образования детей» города Гурьевска

 

         Утверждаю

       Директор

                       МАОУ ДОД ЦДОД

                                     ___________ Г.В. Красилова

 

«Юные друзья пожарных»

 Образовательная программа дополнительного образования детей

                Возраст обучающихся –11-14 лет 

     Срок реализации - 2 года

                                             Количество воспитанников в группе - 12-15человек

                                             Автор - составитель –Алябьева Татьяна Витальевна

     педагог дополнительного образования

Гурьевский район

2012

Содержание

Пояснительная записка…………………………………….

3

Учебно-тематический план первого года обучения……..

9

Содержание программы первого года обучения………...

12

Учебно-тематический план второго года обучения……..

15

Содержание программы второго года обучения…………

18

 Пояснительная записка

        Борьба с огнем требует от человека больших усилий. Поэтому в работе по противопожарной безопасности особое внимание следует уделять воспитанию морально – психологических качеств воспитанников, необходимых для подготовки пожарных.

В рамках классных часов, курса ОБЖ, ограничивает число часов, отводимых на изучение правил пожарной безопасности. Из-за того, что умение ориентироваться в чрезвычайных ситуациях не приходит сразу, необходим постоянный тренинг, развивающий такие качества как быстроту реакции, внешнюю и внутреннюю дисциплину, чувство коллективизма, ловкость, сноровку, умение действовать мужественно и решительно.

        Стремление решить обозначенные проблемы стало основанием для разработки образовательной программы для дополнительного образования «Юный спасатель», которая относится к военно - патриотическую направленность.

История пожарного дела знает многие печальные примеры пожаров в школах, имевших своим последствием гибель большого количества учащихся, преимущественно детей младшего школьного возраста. Опасность пожаров является вполне реальной для школы и в настоящее время, а поэтому остается далеко не безразличный вопрос о том, как бороться  с этой опасностью и её жестокими последствиями. Это является актуальностью программы.

        Педагогическая целесообразность  создания образовательной программы «Юный пожарный»  заключается в ознакомление учащихся с организацией системы профилактической работы по пожарной безопасности в жизнедеятельности человека.

Учащиеся получают необходимые знания по правилам пожарной безопасности в жилых зданиях, летних лагерях, школах, сельской местности. Изучают первичные средства пожаротушения, умение работать с огнетушителем при возникновении пожара (практическая часть), действовать на пожарно-прикладной полосе. Получают  знания по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим на пожаре. Изучают знаки пожарной безопасности, знакомятся с пожарной техникой, пожаротехническим вооружением, средствами связи, системами автоматического пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации.

        Кроме того, программа предусматривает усвоение «методики подготовки и проведения массовых мероприятий по предупреждению и профилактике пожаров» среди дошкольников, младших школьников, подростков и населения.

Знания, навыки и умения юные пожарные могут проверить и применять при проведении рейдов по выявлению и устранению нарушений противопожарного режима в школе, в походе, при проведении новогодних елок, бесед с дошкольниками, с младшими школьниками, в викторинах и эстафетах, в соревнованиях юных пожарных, экскурсиях, противопожарных конкурсах. 

Новизна образовательной программы состоит в том, что изучение правил пожарной безопасности школьников предлагается в рамках дополнительного образования, что существенно расширяет возможности воспитания у подрастающего поколения  военно-патриотических качеств личности. Образовательными  потребностями родителей учащихся города Гурьевска, для которых на  первом месте стоит личностное развитие ребенка, его творческого потенциала, возможности реализовать свои способности и возможности.

В основу данной образовательной программы «Юные пожарные» положена программы  педагога дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДОД «Радуга» г. Калуги Демидова Инна Вячеславовна

Особенностью образовательной программы «Юные пожарные» является выделение ценностных ориентиров:

  • Ценность гражданской позиции, как умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей;
  • Ценность доброжелательности, как доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  • Ценность семьи, как основополагающей в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
  • Ценность личности, как самосовершенствование, самообразование и самовоспитание, развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества.        

Цель образовательной программы «Юный пожарный» является

формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития; патриотическое воспитание подрастающего поколения; социальное становление личности ребенка; формирование принципов безопасности личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе; создание основы для осознанного выбора профессии и дальнейшей учебы в высших и средне-специальных учебных заведениях МЧС России.

              Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

1. Воспитательные:

- воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного;

- воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению трудностей;

- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.

2. Образовательные:

- дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях;

- дальнейшее развитие знаний в области истории Отечества и нашего края,      физической культуры и спорта, медицины;

- научить основам строевой подготовки;

- приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения.

3. Развивающие:

- развитие детского технического творчества,

- развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров;

- развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны.

Программа «Юный пожарный» предназначена для учащихся среднего и старшего школьного возраста (11 – 16 лет) и рассчитана на 2 года обучения.

В творческое объединение принимаются все желающие без предварительного отбора. Учащиеся организуются в учебную группу постоянного состава в количестве 12 – 15 человек.

Занятия проводятся:

2 раза в неделю по 2 академических часа с перерывом на 10 – 15 минут в рамках каждого часа – первый год обучения;

2 раза в неделю по 3 академических часа с перерывом на 10 – 15 минут в рамках каждого часа – второй год обучения.

Общая продолжительность обучения  в объединении равна 360  часов, в том числе:

  • первый год обучения –144 часа.
  • второй год обучения – 216 часов.

На занятиях используются индивидуальные и групповые формы работы. Структура каждого занятия зависит от конкретной темы и решаемых задач.

Программа предусматривает такие методы и формы работы, которые дают возможность воспитанникам максимально проявлять свою активность в решении задач данной области, развивают их эмоциональное восприятие, знания, умения, навыки.

Кроме  занятий, бесед, проводится тестирование, обучающие игры,  соревнования среди дружин юных пожарных г. Гурьевска и района,  решение ситуационных задач и агитационная деятельность.

А так же, являются обязательными практические занятия, проводимые совместно с МЧС г. Гурьевска, пожарной частью, государственным пожарным надзором г. Гурьевска и района, по изучаемым темам, экскурсии в пожарную часть, в музей пожарного дела,  спортивные тренировки по пожарно-прикладному спорту.

В    результате    прохождения    программного   материала     учащиеся,

как правило

знают:

  • 1.Основные причины пожаров в жилом доме.
  • 2.Правила сообщения о пожаре и вызова пожарных.
  • 3. Сведения о подсобных средствах тушения пожара.
  • 4. Правила пожарной безопасности в общественных местах.
  • 5. Виды травм, полученных при пожаре.
  • 6. Знаки пожарной безопасности.
  • 7. Действий  при возникновении пожара;
  • 8. История становления пожарного дела;

умеют:

  • Пользоваться спичками.
  • Эвакуироваться из здания школы.
  • Пользоваться всеми видами огнетушителей.
  • Уметь оказывать посильную первую медицинскую помощь при травмах, полученных во время пожара.
  • соблюдению правил пожарной безопасности.
  • оценивать пожарную опасность в различных местах и при проведении различных работ;
  • оценивать обстановку при возникновении задымления или загорания, принимать меры к тушению пожара;
  • пользоваться первичными средствами пожаротушения, пожарными кранами, системами пожарной автоматики;

владеют:

  • первичные средства пожаротушения и их возможности;
  • боевую работу пожарных подразделений;
  •  за нарушения правил пожарной безопасности
  • требования правил пожарной безопасности в различных зданиях и ситуациях;

Оценка эффективности усвоения программы обучения проводится на основании участия детей в районных, областных соревнованиях, массовых мероприятиях, рейдов и акций пропагандирующих безопасность жизнедеятельности.

Навыки усвоения программного материала выявляются в процессе практической работы.  Показатели и критерии качества усвоения программного материала представлены в приложении.

Проверка   знаний и умений учащихся осуществляется с помощью разработанной системы тестовых, практических заданий, опросов, проверочных работ.  Предполагаемая  система заданий направлена  также на формирование у учащихся положительной мотивации к обучению на основе адекватной самооценки полученных результатов.

Вся система проверочных заданий направлена не только на выявление степени усвоения детьми программного материала, а так же на формирование у воспитанников положительной мотивации к обучению, возможности самостоятельно оценивать результативность как свою, так и других. Все проверочные задания могут использоваться  как для итогового тестирования, так и на промежуточном уровне. Это позволяет своевременно диагностировать  затруднения  в  процессе   освоения   учебного   материала.

Процесс обучения ведётся совместно с представителями пожарной части, работниками пожарного надзора.

Учебно- тематический план 1 год обучения (144 часа)

Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

І раздел

Становление пожарного дела и история пожарной охраны и добровольного пожарного общества(18 часов)

1.1

Вводное занятие

2

2

1.2

Инструктаж по техники безопасности.

2

2

1.3

Почетная профессия «Пожарный»

2

2

1.4

Положение о ДЮП – цели, задачи, права и обязанности членов дружины

2

2

1.5

Образование Дружин юных пожарных в СССР

2

2

1.6

История развития пожарной охраны в Древнем Риме

2

1

1

1.7

История развития пожарной охраны в Древней Руси

2

1

1

1.8

История пожарной охраны в Кузбассе, пожарной части № 3 г. Гурьевска

2

1

1

1.9

Экскурсия в пожарную часть №3 г. Гурьевск

2

2

Итого по разделу

18

13

5

ІІ раздел

Профилактика пожаров (16 часов)

2.1.

Основные правила пожарной безопасности.

2

1

1

2.2.

Последствия пожаров

2

1

1

2.3

Действия при пожаре в квартире, подъезде, соседней квартире

2

1

1

2.4

Пожар автомобиля, в гараже, на балконе

2

1

1

2.5

Лесные пожары

2

1

1

2.6

Молнизащита

2

1

1

2.7

Способы прекращения пожаров. Противопожарный режим в школе

4

4

Итого по разделу

16

6

10

Раздел III Аварийные ситуации(8часов)

3.1.

Особенности современного жилища.

2

2

3.2.

Чрезвычайные ситуации в быту: поражение токам,   утечка газа,   разрушение

6

2

4

Итого по разделу

8

4

4

Раздел IVОгнетушители. (14часов)

4.1.

Первичные средства пожаротушения.

2

1

1

4.2.

Виды огнетушителей. Их применение.

6

1

5

4.3.

Правила пользования внутренним пожарным краном

2

1

1

4.4.

Заправка и правила пользование огнетушителем

4

1

3

Итого по разделу:

14

4

10

V Раздел

Люди огненной профессии (30 часов)

5.1.

Профессия «пожарный»

2

2

5.2

Опасность огненной профессии

2

2

5.3

Служба 01.

2

1

1

5.4

Боевая одежда пожарного

12

1

11

5.5

Спасательные узлы в работе пожарных

6

1

5

5.6

Автотехника МЧС

6

3

3

Итого по разделу

30

10

20

VI раздел

Доврачебная медицинская подготовка (8 часов)

6.1.

Поражение токам. Оказание первой помощи.

2

1

1

6.2.

Ожоги. Виды ожогов. Оказание первой помощи.

2

1

1

6.3.

Обморожение. Оказание первой помощи.

2

1

1

6.4.

Оказание первой помощи при отравлении угарным газом

2

1

1

Итого по разделу

8

4

4

VII раздел

Пожарно-прикладной спорт. (50часов)

7.1

Преодоление 80 и 100-метровой полосы с препятствиями;

16

1

15

7.2.

Боевое развертывание пожарного рукава

16

1

15

7.3.

Пожарная эстафета

16

1

15

7.4

Итоговое занятие

2

2

Итого по разделу

50

3

47

Итого по плану

144

44

100

Содержание программы первого года обучения

Тема 1. Становление пожарного дела. (18часов)

Опустошительные пожары на Древней Руси. Необходимость организованных государственных мер по борьбе с пожарами. История создания противопожарной службы. Государственная противопожарная служба. Цель её создания. Структура: пожарные части, государственный пожарный надзор. Добровольные пожарные формирования. Медали “За отвагу” , “ За спасение погибавших”. Закон РФ “О пожарной безопасности”. Указ Президента РФ “Об установлении Дня пожарной охраны”. Экскурсия в пожарную часть, районную пожарно-техническую выставку. Дружины юных пожарных.

Практическое занятие: знакомство с работой и деятельностью работников пожарной части. Экскурсия  по пожарной части.

Тема 2. Профилактика пожаров.(16часов)

Неосторожное обращение с огнем – причина возникновения пожара. Анализ возникновения пожаров. Неосторожное обращение с огнем при курении, пользовании приборами освещения с открытым пламенем. Небрежность при курении. Нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации электрических приборов. Неисправность электропроводки или нарушения правил эксплуатации электросети. Нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации бытовых газовых приборов.

Практическое занятие: решение ситуационных задач по теме способы прекращения пожаров.

Тема 3. Аварийные ситуации.(8 часов)

Пожарная безопасность-комплекс организованных мероприятий и технических средств, направленных на предотвращения пожара. Инженерно-технические мероприятия. Противопожарный режим. Правила содержания и эксплуатации первичных средств пожаротушения, внутренних пожарных кранов. Технические и автоматические средства противопожарной защиты.
Противопожарный режим в жилом доме: недопустимость применения открытого огня для отогревания замороженных систем центрального отопления, эксплуатации неисправных нагревательных приборов, использования керосина, бензина и других легкогорючих жидкостей для растопки печей, устройства на путях эвакуации кладовых и т.д.
Практическое занятие: обсуждение по теме правила поведения на пожаре.

Тема 4. Огнетушители. (14часов)

Виды, назначения, правила содержания и порядок применения первичных средств тушения пожаров. История возникновения и развития огнетушащих средств. Классификация огнетушителей, область их применения.

Практическое занятие: Тренинги по освоению навыков использования различных средств пожарного тушения в быту, школе и т.д.

Тема 5.Люди огненной профессии(30 часов)

Необходимость профессии пожарного. Готовность пожарных немедленно прийти на помощь. Опасность огненной профессии. Условия, в которых работает пожарный. Работа с пожарно-техническим вооружением и знакомство с пожарной автотехникой. Государственная противопожарная служба. Структура. Встреча с сотрудниками пожарной охраны. Боевая одежда пожарного. Средства спасения при работе пожарного.

Практическое занятие: одевание одежды пожарного и вязка спасательных узлов на время.

Тема 6. Доврачебная медицинская подготовка (8 часов)

Освоение приемов оказания первой доврачебной помощи в аварийных ситуациях. Степени пожаров оказания помощи при ожогах. Отравления продуктами горения, оказание первой доврачебной помощи.

Практическое занятие: тренинги по освоению приемов по оказанию первой доврачебной помощи при ожогах

Тема 7. Пожарно-прикладной спорт. (50 часов)

Практическое занятие: Изучение правил соревнований по пожарно-прикладному спорту и нормативов спортивных разрядов. Учебно-тренировочные занятия: преодоление 80 и 100-метровой полосы с препятствиями; подъем по штурмовой лестнице на 2-й этаж учебной башни; пожарная эстафета (5 х 80,4 х 100); двоеборье; боевое развертывание

Учебно-тематический план 2 года обучения (216 часов)

Название темы

Количество часов

всего

практика

теория

І раздел

Становление пожарного дела и история пожарной охраны и добровольного пожарного общества(18 часов)

1.1

Вводное занятие

3

2

1

1.2

Инструктаж по техники безопасности.

3

1

2

1.3

Работа пожарной охраны в рядах НКВД

3

3

1.4

Подвиги пожарных в Гражданскую и Великую Отечественную войну,

3

3

1.5

Подвиг пожарных в мирное время

3

2

1

1.6.

Пожарные-герои при ликвидации аварий на Волжской ГЭС, Чернобыльской АЭС

3

2

1

Итого по разделу

18

13

5

ІІ раздел

Профилактика пожаров (12 часов)

2.1.

Электробезопасность

3

2

1

2.2.

Знаки пожарной безопасности  и знаки различия на касках пожарных

3

2

1

2.3

Виды пожаров

3

3

2.4

Бытовая химия и ППБ

3

1

2

Итого по разделу

12

8

4

ІІІ раздел

Аварийные ситуации (12 часов)

3.1.

Противопожарные режимы в школе.

9

3

6

3.2.

Ответственность за нарушение пожарной безопасности

3

3

Итого по разделу

12

6

6

ІV раздел

Огнетушители (21 часов)

4.1.

Умение работать с огнетушителем при возникновении пожара.

12

6

6

4.2.

Основные сведения о системах автоматического обнаружения и тушения пожаров

3

3

4.3.

Пожарные извещатели. Охранно – пожарная сигнализация.

3

3

4.4.

Правила пользования внутренним пожарным краном

3

2

1

Итого по разделу:

21

14

7

V Раздел

Люди огненной профессии (30 часов)

5.1.

Личностное становление в профессии

3

3

5.2

Встреча с ветераном пожарной охраны

3

3

5.3

Боевая одежда пожарного

12

2

10

5.4

Спасательные узлы в работе пожарных

6

2

4

5.5

Автотехника МЧС

6

2

4

Итого по разделу

30

9

21

VI раздел

Доврачебная медицинская подготовка (15 часов)

6.1.

Поражение токам. Оказание первой помощи.

3

2

1

6.2.

Ожоги. Виды ожогов. Оказание первой помощи.

3

2

1

6.3.

Обморожение. Оказание первой помощи.

3

2

1

6.4.

Оказание первой помощи при отравлении угарным газом

3

2

1

6.5

Реанимационные действия, человеку не подающему признаков жизни

3

2

1

Итого по разделу

15

10

5

VIII раздел

Пожарно-прикладной спорт. (108 часов)

7.1

Преодоление 80 и 100-метровой полосы с препятствиями;

18

18

7.2.

Боевое развертывание пожарного рукава

18

18

7.3.

Пожарная эстафета

18

18

7.4.

Подъем по штурмовой лестнице на 2 этаж

18

18

7.5

Пожарная эстафета (5 х 80,4 х 100)

18

18

7.6.

Занятия в газо-дымо камере

18

1

17

7.7.

Итоговое занятие (тестирование)

3

3

Итого по разделу

108

1

107

Итого по плану

216

61

155

Содержание программы второго года обучения (216 часов)

Тема 1. Становление пожарного дела и история пожарной охраны и добровольного пожарного общества(18 часов)

Основные причины пожаров. Основы профилактики пожаров изучение истории развития пожарной охраняя в послевоенное время. Герои ликвидации бедствий на АЭС.

Практическое занятие: составление таблиц по результатам изучения различных пожаров в СМИ

Тема 2. Профилактика пожаров (12 часов) Электробезопасность. Знаки пожарной безопасности  и знаки различия на касках пожарных. Виды пожаров. Бытовая химия и ППБ

Практическое занятие: разгадывание картинок по знакам различия на пожарных знаках.

Тема 3. Аварийные ситуации. (12часов)

Пожарная безопасность-комплекс организованных мероприятий и технических средств, направленных на предотвращения пожара. Инженерно-технические мероприятия. Противопожарный режим. Правила содержания и эксплуатации первичных средств пожаротушения, внутренних пожарных кранов. Технические и автоматические средства противопожарной защиты.
Противопожарный режим в жилом доме: недопустимость применения открытого огня для отогревания замороженных систем центрального отопления, эксплуатации неисправных нагревательных приборов, использования керосина, бензина и других легкогорючих жидкостей для растопки печей, устройства на путях эвакуации кладовых и т.д.
Практическое занятие: обсуждение по теме правила поведения на пожаре.

Тема 4. Огнетушители.  (21 час)

Виды, назначения, правила содержания и порядок применения первичных средств тушения пожаров. История возникновения и развития огнетушащих средств. Классификация огнетушителей, область их применения.

Практическое занятие: освоение навыков пользования огнетушителем.

Тема 5.Люди огненной профессии (30 часов)

Необходимость профессии пожарного. Готовность пожарных немедленно прийти на помощь. Опасность огненной профессии. Условия, в которых работает пожарный. Работа с пожарно-техническим вооружением и знакомство с пожарной автотехникой. Государственная противопожарная служба. Структура. Встреча с сотрудниками пожарной охраны. Боевая одежда пожарного. Средства спасения при работе пожарного.

Практическое занятие: одевание одежды пожарного и вязка спасательных узлов на время.

Тема 6. Доврачебная медицинская подготовка (15 часов)

Освоение приемов оказания первой доврачебной помощи в аварийных ситуациях. Степени пожаров оказания помощи при ожогах. Отравления продуктами горения, оказание первой доврачебной помощи.

Практическое занятие: тренинги по освоению приемов по оказанию первой доврачебной помощи при ожогах.

Тема 7. Пожарно-прикладной спорт. (108часов)

Практическое занятие: Изучение правил соревнований по пожарно-прикладному спорту и нормативов спортивных разрядов. Учебно-тренировочные занятия: преодоление 80 и 100-метровой полосы с препятствиями; подъем по штурмовой лестнице на 2-й этаж учебной башни; пожарная эстафета (5 х 80,4 х 100); двоеборье; боевое развертывание

Список  литературы:

  1. Бариев, Э.Р. Пожарная безопасность и предупреждение чрезвычайных ситуаций // Словарь терминов и определений / Э.Р. Бариев. – Волгоград: Учитель, 2010. – 200 с.
  2. Басаков, М.И. Безопасность жизнедеятельности: Конспект лекций [Текст] // Пособие для подготовки к экзаменам / М.И. Басаков. – М.: Просвещение, 2011.  – 135 с.
  3. Радзиевский, С.И. Безопасность жизнедеятельности // Учебное пособие [Текст] / С.И. Радзиевский. – Севастополь: РИБЭСТ, 2013. - 268 с.
  4. ГОСТ 12.1.004 - 91 Пожарная безопасность. Общие требования, М., 1992.- 64с.
  5. Астапов,  В. М. Введение в дефектологию с основами нейро и патопсихологии [Текст] / В.М. Астапов. - М.: Просвещение, 2014.
  6. Журнал «Библиотека инженера по охране труда», №11, 2011.
  7. Как вести себя при пожаре в детском саду или школе // Азбука безопасности. – 2013. – №3.
  8. Кто в пожаре виноват: книжка – раскраска. – Новосибирск: ПИРАНТ, 2010.
  9. Горбунова Н. А. Основы безопасности жизнедеятельности. – Волгоград, 2012.
  10. Учебное пособие – "Безопасность жизнедеятельности и экстремальная медицина в практике персонала первого контакта".авторы: Марченко Д.В., Ермаков А.Р., Иркутск: ВСИ МВД РФ - 2012 год.
  11. Ю. П. Засядько– Волгоград:  Экстремум, 2010.- 96с.- (Поурочные планы).
  12. Михайлов, А.А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»: 5\9 классы: 2-ое изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2005.- 80с.: ил.- (Библиотека учителя)
  13. Пожарная безопасность: конспекты занятий и классных часов в 5 – 11 классах (игры, тесты, практикумы, анализ ситуаций, «круглый стол») [Текст]/авторы – сост. О.В. Павлова, Г.П. Попова.- Волгоград: Учитель, 2006.- 110с.- (В помощь классному руководителю).

Ресурсы интернета по обучению детей пожарной безопасности

Официальный сайт МЧС России, сайт детской безопасности СПАС-ЭКСТРИМ

http://www.forest.ru

www.fireman.kz/mero_id_2.php

www.1september.ru

http://electrikpro.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Friends of English/Друзья Английского»

Общеразвивающая программа кружка английского языка "Fiends of English".Предназначена для учащихся 5-6 классов....

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности Научное объединение учащихся «Друзья Земли: познаем, исследуем, бережем»

Программа школьного объединения естественнонаучной направленности «Научное объе­динение учащихся «Друзья Земли: познаем, исследуем, бережем»» МБОУ «СОШ № 6» (да...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный пожарный» Направленность: физкультурно-спортивной Возраст: 13-15 лет Срок реализации: 1 год (35 часов)

Адресат программы: обучающиеся 13-15 лет. Состав группы – 10 обучающихся.Объем и  срок  освоения  программы: 35 часов  (9 месяцев). Первое полугодие–Второе полугод...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Друзья журналистики» (базовый уровень)

Данная программа «Друзья журналистики» имеет социально-гуманитарную направленность, знакомит учащихся с увлекательным миром журналистской деятельности, развивает творческие и коммуникативн...