Программа внеурочной деятельности "Литературная шкатулка"
рабочая программа (5, 6 класс)

Остроухова Светлана Анатольевна

 Программа занятий внеурочной деятельности «Литературная шкатулка» в объеме 34 часов, по одному часу в неделю, предназначена для реализации в смешанной группе, состоящей из обучающихся 5-6 классов.

Рассчитана на один год обучения. Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Адресована всем любознательным учащимся, желающим научиться самостоятельно и быстро находить и использовать нужную информацию и всем любителям предмета литературы и чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit_shkatulka.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

основная общеобразовательная школа пос. Шумовский муниципального района Большечерниговский Самарской области

Согласовано на заседании  Управляющего совета

Протокол № ___ от _______ 2018г.

___________Н.В. Мокшанова

«Утверждаю»

Директор школы

______________Т.Н.Волкова

Рабочая программа

внеурочных занятий «Литературная шкатулка»

(общеинтеллектуальное направление)

Ступень обучения, класс: основное общее образование, 5-6 класс

 

                                                                  Рабочую программу составила:

                                                               учитель биологии

                                                                        Остроухова Светлана Анатольевна

пос. Шумовский

2018 год


Пояснительная записка

              Программа занятий внеурочной деятельности «Литературная шкатулка» в объеме 34 часов, по одному часу в неделю, предназначена для реализации в смешанной группе, состоящей из обучающихся 5-6 классов.

Рассчитана на один год обучения. Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Адресована всем любознательным учащимся, желающим научиться самостоятельно и быстро находить и использовать нужную информацию и всем любителям предмета литературы и чтения.

Особенность программы в том, что она разработана для детей, которые хотят знать больше, чем позволяет программа урока литературы, хотят получить дополнительные знания, необходимые для успешного участия в литературных конкурсах, викторинах, олимпиадах. Кроме того, такие формы занятий с детьми как литературные студии, клубы, ведут к повышению интереса у учащихся к чтению, к книге, оказывают огромное воспитательное значение, формируя духовно-нравственные личности, развивая творческие способности детей.

Цели

1. Обучение умениям и навыкам поиска необходимой информации в библиотеке.

2. Развитие эмоциональной сферы детей, их творческих способностей.

3. Воспитание нравственных ценностей, формирование нравственных ориентиров.

4. Формирование личностных качеств каждого ребенка.

Задачи

Обучающие:

1. Закрепить основы знаний о структуре и основных элементах книги, как о первом источнике информации.

2. Обучит правильному формированию информационного запроса и алгоритму поиска.

Развивающие:

1. Формировать индивидуальный опыт работы с книгой.

2. Расширять общий и художественный кругозор, развивать художественный вкус, природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в учебе и в реализации собственных творческих возможностей.

Воспитательные:

1. Научить слушать, понимать и исполнять произведения литературы.

2. Воспитывать нравственные ценности.

Виды деятельности

1. Познавательная деятельность.

2. Игровая деятельность.

3. Художественное творчество.

4. Досугово - развлекательная деятельность.

Формы занятий:

Игры, соревнования, викторины, конкурсы, познавательные часы,

  кроссворды, викторины, блиц-турниры, проба пера.  

Ожидаемые результаты:

Предметные

  • Умение пользоваться справочным аппаратом книги, библиотеки, компьютера.
  • Увеличение интереса к книгам, чтению, творчеству.

Метапредметные результаты

Обучающиеся научится:

  • Ставить цели и задачи, планировать пути достижения
  • Формулировать собственное мнение и позицию
  • Задавать вопросы для организации собственной деятельности
  • Строить логическое рассуждение
  • Искать информацию в различных банках данных

Личностные

  • Развитие любознательности
  • Развитие внимательности, настойчивости, умения преодолевать трудности
  • Развитие самостоятельности суждений, независимости и
  • нестандартности мышления
  • Развитие навыков сотрудничества со сверстниками
  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся
  • Формирование уважительного отношения к культуре других народов через знакомство с книгами народов мира

Место и объем

Курс  внеурочной деятельности «Литературная шкатулка»    рассчитан на 34часов, 1 час в неделю.

Формы организации учебного процесса:

Урок,  экскурсия,  занятие – презентация,  мозговой штурм, устный журнал, коллективная игра,  исследовательская работа.

Формы  деятельности учащихся

- работа в малых группах,  проектная работа, подготовка сообщений, рефератов,

- исследовательская деятельность, информационно-поисковая деятельность.

Содержание программы

Программа состоит из 4 модулей:

Модуль 1. «О книге и библиотеке». Предполагает формирование представлений о книге и библиотеке как источниках информации знаний.

Модуль 2. «Мир интересных книг».   Предполагает знакомство с произведениями самых читаемых и любимых писателей.

Модуль 3. «Литературный марафон».   Предполагает интеллектуальные литературные игры, конкурсы, кроссворды.

Модуль 4. «Волшебное перо».  Предполагает развитие литературных и художественных способностей учащихся.  

Особенность программы в том, что темы модулей переплетаются,  некоторые занятия приурочены к датам, событиям, знаменательным дням.

Тематическое планирование

Название модуля

Кол-во часов

«О книге и библиотеке».

8

«Мир интересных книг»

13

«Литературный марафон»

7

«Волшебное перо».  

6

Итого                                                                                           34

Календарно – тематическое планирование (Литературная шкатулка)

Тема занятия

Сроки

Адреса любимых книг. Каталог.

Сентябрь

Моя домашняя библиотека

Сентябрь

Есенинский праздник «Закружилась листва золотая…»

Сентябрь

Поэтическая гостиная. Осень.

Сентябрь

«Писатель с русской душой» - презентация  к  200- летию со дня рождения писателя И.С.Тургенева            

Октябрь

Игра «Умники и умницы»    (по произведениям И.С.Тургенева)

Октябрь

Путешествие в прошлое «От папируса до компьютера»

Октябрь

 Русский  летописец Нестор «Повесть временных лет»

Октябрь

Первая  печатная книга – «Апостол»  

Ноябрь

Слов драгоценные клады. Книги читального зала. Час тихого чтения

Ноябрь

 «Русские сказки, из предания народного на грамоту гражданскую переложенные…»  (К  дню рождения Владимира Даля)

Ноябрь

Литературная игра «Открой книгу, и чудеса начинаются»

Ноябрь

Акция «Подари книгу». Изготовление книжек-самоделок для младших школьников

Декабрь

Элементы книги – источники информации.

Декабрь

«Москва златоглавая» (к 165 лет со дня рождения русского писателя, знатока Москвы В. А. Гиляровского)

Декабрь

Страна загадок и чудес. Викторина « В мире русских народных сказок».

Декабрь

Произведения-юбиляры 2019 года

Январь

Поэтическая гостиная. Зима.

Январь

«Волшебное перо».  

Январь

«Читая Брема…» (190 лет со дня рождения немецкого зоолога, Альфреда Брема)

Февраль

 «Погиб поэт. Невольник чести» - День памяти А.С.Пушкина

Февраль

«Творчество и вдохновение» - школьный конкурс стихов собственного сочинения  

Февраль

Игра «Путешествие по сказкам  Гримма»

Февраль

Игра - викторина  «Умники и умницы» по книге- юбиляру  «Ключ-камень» П. Бажова

Март

Поэтическая гостиная. Весна.

Март

«Великий сказочник» - читаем  произведения Г.Х. Андерсена.

Март

 Круглый стол «Моя любимая сказка Г. Х Андерсена

Март

Научно-познавательная литература. Что? Где? Когда?

Апрель

Книги о твоих сверстниках. Читаем вместе.

Апрель

Игра «Поле чудес» по произведениям А. С. Пушкина

Апрель

Читаем книги о войне  «Поклонимся великим тем годам».

Апрель

Читаем книги о войне «Мои ровесники на войне»

Май

Круглый стол «Листая любимые страницы»

Май

День славянской письменности и культуры

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка Математическая шкатулка

Пояснительная записка, календарно-тематический план, учебно-тематический план...

Авторская программа внеурочной деятельности учащихся 5 класса научно-познавательного направления «Математическая шкатулка»

Содержание:ВВЕДЕНИЕГЛАВА 1. Теоретические основы организации внеурочной деятельности научно-познавательного направления в свете требований ФГОС ООО§1. Необходимость обращения к внеурочной деятельности...

Авторская программа внеурочной деятельности «Музыкальная шкатулка»

Программа может использоваться педагогом  во внеурочной деятельности в начальной школе....

Программа кружка "Математическая шкатулка"

Данная работа представляет собой программу дополнительного образования "Математическая шкатулка" для обучающихся 7-9 классов коррекционной школы....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебная шкатулка" (техники декоративно-прикладного искусства и авторская игрушка) для 1-4 классов.

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления развития личности «Волшебная шкатулка» предназначена для учащихся 1-4 классов (7-11 лет). Программа рассчитана на 4 года...

Презентация программы внеурочной деятельности духовно-нравственного направления развития личности для учащихся 1-4 классов "Волшебная шкатулка" (техники декоративно-прикладного искусства и авторская игрушка).

В презентации программы внеурочной деятельности "Волшебная шкатулка" (техники декоративно-прикладного искусства и авторская игрушка) представлены цель и задачи курса, формы и режим проведени...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Музыкальная шкатулка» (5-6 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Музыкальная шкатулка»(5-6 класс)...