Программа внеурочной деятельности "Моя Родина - Россия"
рабочая программа (6 класс)

Остроухова Светлана Анатольевна

Программа предусматривает приобретение основных краеведческих знаний о родном крае, соответствует интересам учащихся и является реально выполнимой. Реализация программы строится на формировании самостоятельной работы обучающихся, предполагает проведение конкурсов и исследовательских проектов, викторин, интеллектуальных марафонов, олимпиад, научно-практических конференций. Ведущим видом деятельности является развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся. Содержание программы носит личностно-ориентированный и развивающий характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_rodina_-_rossiya.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа пос. Шумовский муниципального района Большечерниговский Самарской области

Согласовано на заседании  Управляющего совета

Протокол № ___ от _______ 2018г.

___________Н.В. Мокшанова

«Утверждаю»

Директор школы

______________Т.Н.Волкова

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Моя Родина - Россия»

(общеинтеллектуальное, патриотическое направление)

Ступень обучения, класс: основное общее образование, 6 класс

 

                                                                              Рабочую программу составила:                                                                

 Остроухова Светлана Анатольевна

учитель химии и биологии

ГБОУ ООШ пос. Шумовский

пос. Шумовский.   2018

Пояснительная записка.

              Внеурочная познавательная деятельность традиционно является одним из самых распространенных видов внеурочной деятельности детей.

 Одним из приоритетных направлений внеурочной деятельности обучающихся является патриотическо - краеведческое направление, которое представлено курсом «Моя Родина - Россия». Патриотическое направление способствует всестороннему развитию личности ребёнка,  направлено на совершенствование интеллектуального, духовного - нравственного  развития.

         Данная программа разработана на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта.

         Данная программа объединяет школьников, желающих систематизировать и расширять знания в изучении природы родного края, истории образования своего района и посёлка, исследовании местной флоры и фауны. В ходе реализации программы школьники получают знания об охране окружающей среды и бережного отношения к ней. Кроме того, в процессе углубленного изучения своей родины, дети знакомятся с жизнью замечательных людей своего посёлка, занимаются изучением материальной и традиционной культуры народов, живущих рядом. Таким образом, у учащихся совершенствуются навыки и умения научно-исследовательской работы.  

           Программа предусматривает приобретение основных краеведческих знаний о родном крае, соответствует интересам учащихся и является реально выполнимой. Реализация программы строится на формировании самостоятельной работы обучающихся, предполагает проведение конкурсов и исследовательских проектов, викторин, интеллектуальных марафонов, олимпиад, научно-практических конференций. Ведущим видом деятельности является развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся. Содержание программы носит личностно-ориентированный и развивающий характер.

  Цель программы: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, посёлок и желающего принять активное участие в его развитии.

 Задачи :

- формирование представлений о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения;

- ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта, области,  страны;

Личностные задачи:

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и

своему краю;

- формирование личностно-ценностного отношения к своей малой родине, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

- формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;

 - укрепление семейных связей:

- общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, памятников истории и культуры;

  - формирование экологической культур;

Метапредметные задачи:

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;

- стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае;    

- адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;

- ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;

- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;

Место и объем

Курс  внеурочной деятельности  рассчитан на школьников  6 класса. Программа реализуется при одночасовом режиме работы в неделю, всего 34 часов, продолжительность занятия – 40 минут.

Формы организации учебного процесса:

Урок,  экскурсия,  занятие – презентация,  мозговой штурм, устный журнал, коллективная игра,  исследовательская работа.

Формы  деятельности учащихся

- работа в малых группах,  проектная работа, подготовка сообщений, рефератов,

- исследовательская деятельность, информационно-поисковая деятельность.

            Программа курса «Моя  Родина - Россия», представлена в виде 5модулей, каждый из которых предусматривает реализацию целей, задач, ключевых вопросов представляемой программы.

Планируемые результаты:

В ходе реализации программы в рамках внеурочной деятельности обучающихся   учащиеся должны:

Знать/понимать:

-родословную своей семьи

-историю своего населённого пункта, различных учреждений

-историю народов, проживающих в своём крае и их традиции

-основные краеведческие термины и понятия

-администрацию района и своего населённого пункта, правительство, губернатора Самарской области, значения официальных символов

-основные этапы и ключевые события истории района, области с древности до наших дней

-особенности природы, населения

-специфику географического положения и административно-территориального устройства

-природные и антропогенные причины  возникновения экологических проблем

-важнейшие достижения культуры и системы ценностей

Уметь:

-рассказывать о важнейших событиях истории страны, области, района

-выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей, памятников природы

-работать с литературой и различными источниками, находить и анализировать информацию

-описывать традиции народов своего края

-показывать на карте границы и географический центр Самарской области;

-составлять краткую характеристику родного населённого пункта, описывать флору и фауну, водные объекты

-работать с творческим и исследовательским проектом и защищать их

Использовать приобретённые знания  и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-проведения самостоятельного поиска информации

-понимания причин и значений событий и явлений повседневной жизни

-использования знаний об историческом пути и традициях народов области в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Тематическое планирование.

Название модуля

Кол. часов

1

1.Русь. Россия. Российская империя.

10

2

Самарская область - субъект Российской Федерации

8

3

Большечерниговский район - административный район области

3

4

Моя малая родина

7

5

История моей семьи

6

Итого

34

                        Календарно – тематическое планирование курса

«Моя Родина – Россия»

Название темы

Сроки

Наша страна на карте мира

Сентябрь

Страницы истории.

Русь, Россия, Российская империя.

Сентябрь

Страницы истории. Имена великих людей в истории нашей страны.

Сентябрь

Государственные символы России

Сентябрь

Путешествуем по стране. Москва – столица нашей родины.

Октябрь

Музеи Москвы.

Октябрь

Санкт- Петербург – город достопримечательностей.

Октябрь

Золотое кольцо: Владимир. Суздаль, Ростов

Октябрь

Природа России.

Ноябрь

Заповедники России

Самарская область на карте нашей страны

Ноябрь

Страницы истории. Основание Самары.

Декабрь

Исторические вехи в истории г.Самара

Декабрь

Самара в годы Великой отечественной войны

Декабрь

Самара – культурный центр

Декабрь

Самара – промышленный центр России

Январь

Имена людей в истории нашей области

Январь

Жемчужина Самарской области

Январь

Большечерниговский район - административный район области

Февраль

Страницы истории: первые переселенцы

Февраль

Известные люди нашего района

Февраль

История создания посёлка

Февраль

История школы

Март

Посещение виртуального музея школы.

Март

Народы, проживающие в поселке

Март

Обычаи и традиции народов, живущих в посёлке.

Март

Природа моей родины

Апрель

Фотовыставка «Местные пейзажи в разные времена года».

Апрель

 Моя родословная

Апрель

Составление древа семьи

Апрель

Рассказ старых фотографий

Май

Вклад семьи в развитие своего края

Май

Традиции семьи.

Май

Защита проекта «Моя семья»

Май

 

Ожидаемые результаты реализации программы.

•  Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах поведения и общения; об истории своей семьи и Отечества; о народных традициях; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

•  Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

•  Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Предполагаемый  результат  деятельности:

В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Регулятивные УУД:

  • уметь самостоятельно работать с новым материалом;
  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, викторинах;
  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные УУД:

  • прогнозировать содержание темы занятия, используя предложенную информацию;
  • отбирать книги, журналы и т.п. по теме;
  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные УУД:

  • участвовать в беседе, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • оценивать общее состояние изучаемых объектов, формировать свою этическую позицию;
  • высказывать своё суждение об экологии и природных ресурсах родного края;
  • участвовать в конкурсах и викторинах, практических работах;
  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Искусство России"

Цель курса – формирование у учащихся представлений об исторических традициях и ценностях художественной культуры  России.Отличительной особенностью программы является то, что в методик...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа России", 8 класс

Программа внеурочной деятельности «Природа России» для 8 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования по предмету «География». Данный курс ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "История России в лицах" для 9 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "История России в лицах" для 9 класса...

Программа внеурочной деятельности «История России в лицах»

Цель программы внеурочной деятельности: создание условий для активизации познавательного интереса к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу, позволяющую осветить деятельность и...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя Родина - Россия!"

Программа по внеурочной деятельности с учащимися с нарушением интеллекта...