Программа: «Восстановление внутрисемейных взаимоотношений, повышение родительской компетентности «Счастливая семья»
рабочая программа

Поливода Ольга Александровна

Данная программа поможет родителям и несовершеннолетним на практике преодолевать барьер недоверия друг к другу, отрабатывать внутрисемейные конфликты. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл schastlivaya_semya.docx61.94 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края

«Каневской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Дополнительная

образовательная общеразвивающая программа:

«Восстановление внутрисемейных взаимоотношений, повышение родительской компетентности

«Счастливая семья»

Разработчик: социальный педагог

отделения диагностики и

социальной реабилитации

Поливода Ольга Александровна

ст. Новоминская

Пояснительная записка

Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что это не так. Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы.

Желание каждого человека жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых. Поэтому    особую потребность в общении испытывают дети, которым не хватает родительского внимания и тепла. Чаще всего социально-эмоциональные нарушения возникают вследствие длительного воздействия на ребенка травмирующих ситуаций, нарушения межличностных отношений со взрослыми и сверстниками, что формирует у него чувство тревоги, ощущение неполноценности, ненужности, отверженности, а ведь в семье закладываются гуманные черты характера, доброта, и сердечность, ребёнка учат оценивать свои поступки и отвечать за них. Семья вводит ребёнка в общество, именно в ней он получает социальное воспитание, становится личностью.

Данная программа поможет родителям и несовершеннолетним на практике преодолевать барьер недоверия друг к другу, отрабатывать внутрисемейные конфликты. Проводимые педагогами занятия с подростками  и родителями дают возможность установить психологический контакт с семьей несовершеннолетнего, узнать особенности развития и воспитания ребёнка в семье.

Цель программы:гармонизация детско-родительских отношений,

эффективности родительского влияния на основе установления партнёрских взаимоотношений с детьми.

Задачи программы:

  1. Обучать взрослых и детей способам конструктивного взаимодействия.
  2. Формировать позитивный образ семьи в сознании детей и взрослых.
  3. Повышать у детей и взрослых  уверенность в себе, самоуважение и самооценку.
  4. Формировать  позитивное отношение к родителям, представление о браке и семье, о нормах и правилах (моральном кодексе).
  5. Расширять воспитательный потенциал семьи в решении сложных ситуаций.

Методика и технология реализации:

        Программарассчитана на 3 месяца. Для эффективного усваивания материала общеразвивающая программа разделена на 4 блока:

- «Я - личность» - формирование индивидуальных способностей и навыков саморегуляции(13 часов);

- «Гармония в семье – гармония в мире» - повышение педагогической компетенции родителей,формирование семейных ценностей, укрепление детско-родительских отношений.Данный блок включает в себя 2 подблока:

- подблок «Мы вместе» (10 часов) – проведение совместных занятий родители младшие школьники;

- подблок «Шаг на встречу» (10 часов)- проведение совместных занятий родители и подростки;

- «Родительская беседка» - проведение совместной индивидуальной работы поустановлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком(11 часов);

- «Сегодня гость – завтра член семьи» -  консультированиекандидатов в приемные родители(3 часа).

        Целевая группа: воспитанники, находящиеся в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, их родители, кандидаты в приемные родители, иные законные представители.

        Форма обучения: теоретической и практической направленности: тренинги, беседы, консультации, ситуативные практикумы, игровые программы, совместные выставки, ролевые игры,  упражнения,  семейные гостиные, круглые столы, творческие вечера.Используются элементы арттерапевтических методов обучения: сказкатерапия, арт-терапия, песочная терапия.

        

        Режим занятий: занятия по данной программе проводятся по блокам.         Первый блок  «Я - личность» - 1 занятие в неделю.

        Второй блок  «Гармония в семье – гармония в мире» - не менее 2-х раз в месяц.

        Третий блок «Родительская беседка» (индивидуальная работа в соответствии с рекомендациями консилиума).

        Четвертый блок «Сегодня гость – завтра член семьи» (по необходимости).

Этапы реализации программы:

        1. Первый этап. Мотивационно-информационный (первоначальная диагностика: методика «Диагностика родительского отношения» А.Я. Варга, В.В. Столина, анкета «Родители глазами детей», самодиагностика типового семейного состояния).

        2. Второй этап. Формирующий (проведение занятий по блокам, осознание и принятие родителями необходимости изменения собственных стереотипов поведения в отношениях с ребенком).

        3. Третий этап.Заключительный (заключительная диагностика:«Оценка родителями изменения характера взаимодействия с ребенком» И.А. Хоменко). Рефлексия эффективности тренинговых занятий.

        Состав исполнителей: педагог-психолог, социальный педагог.

        Специалисты учреждения имеют высшее профессиональное образование, что подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и квалификации.

        Для повышения эффективности занятий регулярно обмениваются опытом со специалистами других учреждений, посещают краевые мастер-классы, участвуют в семинарах.

Ожидаемый результат от реализации программы:

-эффективное использование навыков конструктивного взаимодействия с окружающими;

- мобилизация собственного ресурса семьи, достижение позитивных изменений;

- воспитательный потенциал  и педагогическая грамотность родителей, позволяющие успешно решать проблемы, касающиеся воспитания детей;

-улучшение психоэмоционального состояния, положительное изменение образа «Я».

Материальное обеспечение цикла занятий, технические средства обучения:комната психологической разгрузки, игровой зал, компьютер,  музыкальный проигрыватель для создания эмоционального настроя на упражнения и организации перерыва, копировальная техника для размножения раздаточных материалов, анкет и прочего, канцелярские принадлежности (бумага, ватман, плотные листы бумаги, фломастеры, маркеры, ручки, карандаши, краски для рисования, ножницы, клей, скотч, кнопки, скрепки), интерактивная доска, видео и аудио материалы, сенсорное оборудование, дидактические игры, кукольный театр, спортивный инвентарь, оборудование для песочной терапии, видеокамера, фотоаппарат, модульное оборудование.

Рекомендуемая литература

Основная

  1. Мелентьева Е.В. Авторская программа родительского клуба-лектория “Уроки психологии”. М., “Первое сентября”, 2010
  2. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать?», Москва, 2008 год
  3. Хухлаева О. «Тропинка к своему Я», М.: Генезис,  2014
  4. Воронова А. «Арт- терапия для детей и их родителей», Ростов н/Д: Феникс 2013 год
  5. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. «Практикум по сказкотерапии», СПб. : Речь,  2014 год.
  6. Михайлина М.Ю., Павлова М.А. «Психологическая помощь подростку в кризисных ситуация», Волгоград: Учитель, 2013 год.
  7. Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребёнком как?» М.: АСТ 2007 год.

Дополнительная

  1. Кравцова М.М. «Отверженные: честная книга о детской жестокости», Ростов н/Д: Феникс, 2014 год.
  2. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб.: Речь, 2010.
  3. Партнерство каждому ребенку. http://everychild.ru
  4. Мелентьева Е.В. Авторская программа родительского клуба-лектория “Уроки психологии”. М., “Первое сентября”, 2010.
  5. Казанская В.Г. «Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей», СПб. : Питер, 2006 год.

Интернет ресурсы

  1. http://everychild.ru
  2. http://nsportal.ru
  3. www.maam.ru

Учебный план

дополнительной образовательной общеразвивающей программы:

«Восстановление внутрисемейных взаимоотношений, повышение родительской компетентности

«Счастливая семья».

п/п

Название разделов

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

«Я - личность»

13

3,5

9,5

2.

«Гармония в семье – гармония в мире»:

20

6,5

13,5

- подблок «Мы вместе»

10

3

7

- подблок «Шаг навстречу»

10

3,5

6,5

3.

«Родительская беседка»

11

8,5

2,5

4.

«Сегодня гость-завтра член семьи»

3

2,5

0,5

47

21

26

Календарно-тематический план

дополнительной образовательной общеразвивающей программы:

«Восстановление внутрисемейных взаимоотношений, повышение родительской компетентности

«Счастливая семья»

Раздел/тема

Дата

Название блоков и тем

Количество часов

всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

Я - личность

13

3,5

9,5

1.1

«Кто я? Мои особенности и возможности» - круглый стол

1

-

1

1.2

«Что я знаю о себе» - тренинг

1

0,5

0,5

1.3

«Моя семья» - тренинг

1

0,5

0,5

1.4

«Мой путь к успеху» - психологическая игра

1

-

1

1.5

«Разговор о жизненных ценностях» -  тренинг

1

0,5

0,5

1.6

«Моя семья – сейчас и в будущем» - ситуативный практикум

1

0,5

0,5

1.7

«Путешествие по островам эмоций» - игра-путешествие

1

-

1

1.8

«Этот странный конфликт» - круглый стол

1

0,5

0,5

1.9

«Как мы чувствуем друг  друга» - ролевая игра

1

-

1

1.10

«Семейные ценности» - тренинг

1

0,5

0,5

1.11

«Моё дерево-характер» - психологическая игра

1

-

1

1.12

«Все мы чем-то похожи» - ролевая игра

1

-

1

1.13.

«Душевная погода» - тренинг

1

0,5

0,5

2.

«Гармония в семье – гармония в мире»  

20

6,5

13,5

2.1

Подблок «Мы вместе»

10

3

7

2.1.1

«Вместе весело шагать» - тренинг

1

0,5

0,5

2.1.2

«Семья – это большое счастье»- тренинг

1

0,5

0,5

2.1.3

«Все мы чем то похожи» - тренинг

1

0,5

0,5

2.1.4.

«Мы нужны и важны друг другу» - тренинг

1

0,5

0,5

2.1.5.

«Мы счастливая семья» - игровая программа

1

-

1

2.1.6.

«Семейное равновесие» - тренинг

1

0,5

0,5

2.1.7.

«Идеальная семья» - творческий вечер

1

-

1

2.1.8.

«Родители и дети» тренинг

1

0,5

0,5

2.1.9.

«Портрет нашей семьи» - творческий вечер

1

-

1

2.1.10.

«Семейный совет» - семейная гостиная

1

-

1

2.2

подблок «Шаг на встречу»

10

3,5

6,5

2.2.1

«Наша дружная семья» -тренинг

1

0,5

0,5

2.2.2

«Здорово, что мы вместе» - ситуативный практикум

1

-

1

2.2.3

«Отцы и дети» - тренинг

1

0,5

0,5

2.2.4

«Строим мосты вместо стен» - тренинг

1

0,5

0,5

2.2.5

«Путь доверия» - тренинг

1

0,5

0,5

2.2.6

«Навстречу друг другу» - игровая программа

1

0,5

0,5

2.2.7

«Мир детский и мир взрослый» - тренинг

1

0,5

0,5

2.2.8

«Традиции нашей семьи» - творческий вечер

1

-

1

2.2.9

«В дела ты добрые вложи все лучшее своей души» – тренинг

1

0,5

0,5

2.2.10

«Семья согретая любовью» - семейная гостиная

1

-

1

3.

«Родительская беседка»

11

8,5

2,5

3.1

«Учусь понимать своего ребенка» - ситуативный практикум

1

0,5

0,5

3.2

«Как ладить с подростком» - консультация

1

1

-

3.3

«Родительская любовь» - беседа

1

1

-

3.4

«Как предотвратить конфликт»- ситуативный практикум

1

0,5

0,5

3.5

«Возрастные кризисы и капризы» - консультация

1

1

-

3.6

«Мой любимый непоседа» - консультация

1

1

-

3.7

«Как общаться с ребенком без крика» - консультация

1

1

-

3.8

«Наказанное дитя» - ситуативный практикум

1

0,5

0,5

3.9

«Семья – это пространство любви, созданное родителями» - консультация с элементами тренинга

1

0,5

0,5

3.10

 «Всему начало отчий дом» - беседа

1

1

-

3. 11

«Мой замечательныйребенок» - ситуативный практикум

1

0,5

0,5

4.

«Сегодня гость-завтра член семьи»

3

2,5

0,5

1

«Индивидуальные и возрастные особенности несовершеннолетних» - беседа

1

1

-

2

«Грамматика общения» - консультация

1

1

-

3

«Азбука семейного воспитания»- консультация  с элементами тренинга

1

0,5

0,5

ВСЕГО

47

21

26

Содержание дополнительной образовательной общеразвивающей программы:

«Восстановление внутрисемейных взаимоотношений, повышение родительской компетентности

«Счастливая семья»

Блок «Я – Личность».

  1. «Кто я? Мои особенности и возможности»– круглый стол.

 Исследование своих способностей и возможностей, понятия «внутренний мир человека», акцентирование его ценности и уникальности.

1.2.«Что я знаю о себе» – тренинг.

Осознание своего я, уверенности в другом человеке и в самом себе, вера в свои силы, собственную значимость, ценность, нужность.Способствовать организации сотрудничества и саморазвития подростка.

1.3  «Моя семья»- тренинг.

Поиск выхода из критической, стрессовой ситуации, моделирование эмоций и чувств, развитие самопознания.

1.4 . «Мой путь к успеху» – психологическая игра.

Налаживание эмоциональных связей, снятие психоэмоционального напряжения и телесных зажимов, развитие инициативы,  сплочение группы.

1.5.«Разговор о жизненных ценностях» - тренинг.

        Развитие навыков самопознания, принятие самого себя. Формирование эмоционального раскрепощения.

        1.6.  «Моя семья – сейчас и в будущем» - ситуативный практикум.

        Выработка навыка установки положительной перспективы на будущее, выполнение заданий по инструкции, расширение представлений о себе.

        1.7. «Путешествие по островам эмоций»–игра-путешествие.

        Формирование положительных эмоций и чувств. Определение влияния негативных эмоций на развитие жизненных ситуаций, умение управлять своими эмоциями в ходе совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

1.8.«Этот странный конфликт»–круглый стол.

Осознание понятие «конфликт», способность осмысления конфликтной ситуации и путей выхода из неё, формирование социально одобряемых форм поведения.

        1.9. «Как мы чувствуем друг друга»–ролевая игра.

        Формирование эмпатии. Приобретение опыта выступления перед аудиторией, умения презентовать себя, увидеть хорошее в любом человеке, ставить себя на место другого, уважать  других в процессе игровой деятельности.

        1.10. «Семейные ценности» - тренинг

        Обсуждение с воспитанниками, что такое семья, семейные ценности; обучение способам взаимодействия в семье; воспитание любви к семье;  создание благоприятного психологического климата.

        1.11. «Мое дерево – характер» – психологическая игра

        Расширение представлений о себе, самопознание, развитие самоуважения. Освоение приёмов и техниксаморегуляции.

1.12.«Все мы чем-то похожи» – ролевая игра.

Развитие коммуникативной культуры, эмоциональных связей, развитие уверенного поведения через работу над собой,осознание своих желаний, повышение самоуважения. Формирование способности к самоанализу.

1.13.«Душевная погода» – тренинг.

Развитие чувства самоуважения, формирование позитивного отношения к себе, расширение представлений о себе, возможности взглянуть на себя с разных сторон.

Блок «Гармония в семье - гармония в мире»

Подблок «Мы вместе»

2.1.1. Вместе весело шагать – тренинг.

Обсуждение стратегий взаимодействия родителей с детьми, способов достижения взаимопонимания.Укрепление семьи и сохранение ее нравственных устоев, формирование взаимного доверия.

2.1.2. «Семья-это большое счастье» - тренинг.

Развитие умения родителей открыто выражать свои чувства по отношению к поступкам ребёнка. Отработка навыков сотрудничества. Осознание позитивных изменений в сфере детско-родительских отношений.

2.1.3 «Все мы чем-то похожи» - тренинг

Развитие навыков общения, активного слушания, между родителями и детьми.Осознание разницы между миром ребенка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях.

2.1.4 «Мы нужны и важны друг другу» - тренинг

Отработка навыков конструктивного общения. Развитие взаимодействия, умения почувствовать друг друга.Активизация совместной деятельности.

2.1.5 «Мы счастливая семья» - игровая программа

Создание атмосферы принятия и понимания друг друга.Укрепление уверенности детей и родителей, в том, что они любимы. Развитие навыков и умений выражать свои чувства.

2.1.6 «Семейное равновесия» - тренинг

Развитие партнерства и сотрудничества родителя с ребенком, умения высказывать свое мнение

  1. «Идеальная семья» - творческий вечер

Развитие чувства близости между детьми и родителями, развитие чувства безопасности, умения сопереживать, понимать чувства друг друга, доверять друг другу.

2.1.8 «Родители и дети» - тренинг

Отработка навыков сотрудничества. Осознание позитивных изменений в сфере детско-родительских отношений.

2.1.9. «Портрет нашей семьи» - творческий вечер

Создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, формирование модели единого культурного пространства «ребенок-семья».

2.1.10 «Семейный совет» - семейная гостиная

Освоить метод решения семейных проблем с помощью техники семейного совета.

Подблок «Шаг на встречу»

2.2.1 «Наша дружная семья» - тренинг.

Развитие семейного творчества, усиление роли семьи в воспитательном процессе, установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком; развитие чувства сопереживания, формирование умения понимать состояния и интересы друг друга; создание ситуаций взаимодействия и сотрудничества.

2.2.2«Здорово, что мы вместе» - ситуативный практикум.

Установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком; развитие чувства сопереживания, формирование умения понимать состояния и интересы друг друга; создание ситуаций взаимодействия и сотрудничества. Формированиесовременныхпсихологических подходов в воспитании ребенкауверенность в собственных воспитательных возможностях.

2.2.3 «Отцы и дети» - тренинг

Выяснить отношение родителей и подростков к проблеме «Отцы и дети», сформировать позитивную установку на отношение к окружающему миру и друг другу, повысить уровень симпатии, научить открываться перед другими людьми и открывать их для себя, расширить психолого-педагогического кругозор родителей.

2.2.4. «Строим мосты вместо стен» - тренинг.

Снятие напряжения, создание положительного настроения, повышение родительской компетентности в вопросах преодоления проблемного поведения подростка.

2.2.5 «Путь доверия» - тренинг.

Научить родителей прислушиваться к мнению и желаниям ребенка, способствовать созданию атмосферы единства и сплоченности семьи. Создать взрослым и детям веселое и радостное настроение. Укрепление семьи и сохранение ее нравственных устоев, формирование взаимного доверия.

2.2.6«Навстречу друг другу» - игровая программа.

Развитие культуры воспитания в семье, способов поведения, которые повышают уверенность в себе, ориентация на семейные ценности, терпимость, понимание.

2.2.7«Мир детский и мир взрослый» - тренинг

Воспитывать развитую творческую личность ребенка. Дать возможность родителям реализовать свои неиспользованные способности. Совершенствование позитивных детско-родительских отношений, знаний об особенностях детско-родительских отношений, возрастных особенностей психологии ребенка.

2.2.8«Традиции нашей семьи» - творческий вечер

Пропаганда положительного опыта семейного воспитания, семейных традиций, здорового образа жизни. Расширение направления совместной деятельности родителей и детей.

2.2.9«В дела ты добрые вложи все лучшее своей души» – тренинг

Установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком; развитие чувства сопереживания,  умения понимать состояния и интересы друг друга; выработка навыков адекватного общения.

2.2.10 «Семья согретая любовью» - семейная гостиная

Развитие межличностных отношений, расширение стереотипов взаимодействия родителей и детей в совместной творческой деятельности. Повышение родительской компетентности в области эмоционально –волевого развития ребенка.

Блок «Родительская беседка».

3.1 «Учимся понимать своего ребенка» – ситуативный практикум.

  Поиск новых средств и методов, повышающих эффективность воспитательного процесса, повышение педагогической культуры родителей.

3.2«Как ладить с подростком»–консультация.

Рекомендации для родителей об основных проблемах между родителями и подростками и пути их решения.

3.3 «Родительская любовь» – беседа.

Формирование и развитие позитивного восприятия, безусловного и безоговорочного принятия собственного ребенка; развитие умения открыто выражать свои положительные эмоции.

3.4 «Как предотвратить конфликт» – ситуативный практикум.

 Культура общения,   обучение способам активного слушания, развитие коммуникативных навыков между родителями и детьми.

3.5 «Возрастные кризисы и капризы» – консультация.

Познакомить родителей с причинами возникновения отклонений в поведении на разных возрастных этапах, а также способах выхода из конфликтных ситуаций.

3.6 «Мой любимый непоседа» - консультация.

Рекомендации родителям по воспитанию гиперактивного ребенка.

3.7 «Как общаться с ребенком без крика» - консультация.

        Оказание помощи родителям  в разрешении проблемных вопросов в общении с детьми.

        

        3.8 «Наказанное дитя» - ситуативный практикум.

        Формирование и развитие у родителей навыков рефлексии детско-родительских взаимоотношений в семье. Показать родителям как влияет стиль общения с ребенком в семье на его развитие, воспитание, формирование его будущей жизни; знакомство с приёмами более эффективного общения с детьми.

        3.9«Семья – это пространство любви, созданное родителями» - консультация с элементами тренинга.

        Научить родителей эффективным способам поддержки ребенка в сложных ситуациях

        3.10«Всему начало отчий дом» - беседа.

        Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.

Знакомство  родителей с возможностью приобретения нового чувственного опыта при их общении и взаимодействии с детьми.

        

        3.11«Мой замечательный ребенок» - ситуативный практикум.

        Оказание консультативно- профилактической помощи родителям, повышение педагогической компетентности родителей.

Блок «Сегодня гость – завтра член семьи».

        4.1 «Индивидуальные и возрастные особенности  несовершеннолетних»- беседа

        Информировать об особенностях психического развития и состояния здоровья воспитанника.

        

        4.2 «Грамматика общения» - консультация.

        Познакомить родителей с приемами эффективного общения.

        4.3 «Азбука семейного воспитания»- консультация с элементами тренинга

        Знакомство с правилами общения в приемной семье, ошибками в воспитании приемного ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания "Счастливая семья"

Хотите, чтобы родители активно участвовали в собрании? Привлеките  к подготовке  собрания детей!...

Открытое родительское собрание"Счастливая семья. Какая она?"

Учитель:   Добрый день, уважаемые гости, родители, дети! Как хорошо, что мы сегодня собрались все на нашем классном собрании, тема которого:...

Педсовет на тему "Повышение родительской компетентности"

Рекомендован использовать при работе в башкирских школах....

Педпроект учителя-логопеда "Повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития ребенка"

         Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности логопеда  ОУ является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педа...

Родительское собрание "Счастливая семья - счастливое детство"

Родительское собрание "Счастливая семья - счастливое детство"...

Родительское собрание «Счастливая семья – счастливый ребёнок»

Родительское собрание «Счастливая семья – счастливый ребёнок»...

Программа тренинговых занятий по повышению родительской компетенции "Грамотный родитель - счастливый ребёнок"

В условиях кризиса современного общества и изменения морально-нравственных и ценностных установок возросло число подростков, склонных к асоциальному поведению. Склонность к девиантному поведению неред...