Программа тренинговых занятий по повышению родительской компетенции "Грамотный родитель - счастливый ребёнок"
план-конспект по психологии на тему

Голикова Наталья Евгеньевна

В условиях кризиса современного общества и изменения морально-нравственных и ценностных установок возросло число подростков, склонных к асоциальному поведению. Склонность к девиантному поведению нередко является результатом попустительского или директивного воспитания в семье. В связи с тем, что модели поведения и разрешения конфликтных ситуаций дети зачастую черпают именно из семьи, была разработана программа для повышения компетентности родителей в вопросах воспитания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 76 города Краснодара

Программа тренинговых занятий

по повышению родительской компетенции в вопросах воспитания

 «Грамотный родитель – счастливый ребёнок»

        Автор: Голикова Наталья Евгеньевна,

                                                                   педагог-психолог МБОУ СОШ № 76

Краснодар, 2017

  1. Пояснительная записка

Актуальность  В условиях кризиса современного общества и изменения морально-нравственных и ценностных установок возросло число подростков, склонных к асоциальному поведению. Склонность к девиантному поведению нередко является результатом попустительского или директивного воспитания в семье. В связи с тем, что модели поведения и разрешения конфликтных ситуаций дети зачастую черпают именно из семьи, возникла необходимость разработать программу для повышения компетентности родителей в вопросах воспитания.

Цель: формирование адекватной самооценки в социальной роли родителя, изменение стиля семейного воспитания для создания обстановки, способствующей исправлению поведения ребёнка.

Задачи:

  1. Научить родителей понимать причины поведения своего ребёнка.
  2. Сформировать способность прогнозировать  разрешение конфликтных ситуаций с ребёнком.
  3. Повысить самооценку в социальной роли родителя.
  4. Повысить правовую грамотность и ответственность за поведение своего ребёнка.

Целевая группа: родители подростков.

Количество участников: от 7 до 15 членов группы.

Организация занятий: каждое занятие рассчитано на 2 часа. Частота проведения – 1 раз в неделю. Продолжительность курса занятий – 10 часов (5 занятий).

Условия формирования группы: группы родителей формируются из числа желающих.

Структура занятий включает в себя следующие виды упражнений и формы групповой работы:

  1. Приветствие – направлено на создание доброжелательной рабочей обстановки и на снятие психологических барьеров в общении.
  2. Упражнения, направленные на формирование адекватной самооценки в социальной роли родителя.
  3. Упражнения, предназначенные для развития способностей планирования поведения в конфликтных ситуациях с детьми и прогноза их разрешения.
  4. Информационная часть для повышения компетенции в воспитании детей.
  5. Информационно-правовая часть направлена на усвоение правовых знаний.
  6. Рефлексия – подведение итогов занятия, получение обратной связи участниками и психолога.

Ожидаемые результаты:

  1. Родители научатся понимать причины поведения своего ребёнка.
  2. Сформируется способность прогнозировать  разрешение конфликтных ситуаций с ребёнком.
  3. Повысится самооценка в социальной роли родителя.
  4. Возрастёт правовая грамотность и ответственность за поведение своего ребёнка.
  5. Через  родительское влияние изменится поведение подростка.

  1. Тематический план занятий

Занятие 1

Цель: определение круга проблем во взаимоотношениях с подростком, обучение навыку выявления своей позиции и позиции ребёнка по методу трансактного анализа, повышение родительских знаний в воспитании детей.

Необходимые материалы: лист ватмана, маркер.

  1. Приветствие психологом участников группы

Психолог: «Здравствуйте, дорогие родители! Я рада Вас видеть на наших тренинговых занятиях. Надеюсь, что они будут для всех нас очень полезными и плодотворными».

  1. Знакомство участников между собой

Родители по кругу называют свое имя и имя ребёнка, объясняя, почему именно таким именем его назвали.

  1. Принятие правил работы в группе

Участники самостоятельно формулируют правила работы в группе. После совместного обсуждения они записываются на листе ватмана и сохраняются на видном месте до окончания курса занятий. В их число можно включить следующие пункты:

- конфиденциальность;

- уважение партнёров;

- каждый говорит в круг и др.

        3. Упражнение «Реальность и убеждения»

Цель: осознание различий между реальными событиями и интерпретацией этих событий, достижение понимания того, что видение ситуации зависит от субъективных концепций.

Психолог: «Сколько недоразумений происходило и происходит в жизни из-за того, что люди неправильно истолковывают чьи-то поступки и жесты, слова и выражения. Как часто люди воспринимают мир не таким, какой он есть, а таким, каким хотят его видеть, исходя из реальности идей, установок и концепций. Именно наши установки и убеждения мешают нам увидеть реально сложившуюся ситуацию и найти правильный вариант ее разрешения».

        Родителям предлагают отделить реальную ситуацию от своих убеждений. Например, задаётся следующая ситуация: они твёрдо убеждены, что их ребёнок лжёт им. Подросток опаздывает домой к назначенному времени, объяснив, что застрял лифт. Ранее была заключена договорённость, что за опоздание подросток лишается прогулок. Родитель не верит, и подросток подвергается наказанию.

        Данная ситуация обсуждается такой, как родители её видят в соответствии со своими убеждениями. А также придумывается ситуация, в которой они поверили бы ребёнку.

  1. Информационная часть тренинга  «Стили воспитания»

Цель: предоставление информации о стилях воспитания в соответствии с основными положениями метода трансактного анализа.

Психолог объясняет, что взаимодействие с ребёнком складывается на основе стиля воспитания, которого придерживаются родители.

Родителям предлагается вспомнить проблемы, которые возникали у них во взаимоотношениях с детьми, и связать их с одной из фраз:

  • «Ваш ребёнок становится хуже»;
  • «Вы оказались плохим родителем»;
  • «Ребёнок не любит Вас».

Многие проблемы возникают из-за неправильно выбранного родителями стиля взаимоотношения с подростком.

В каждом человеке существует три  эго-состояния: родитель, взрослый, дитя. В различных состояниях общения люди думают, поступают и чувствуют, находясь в одной из этих позиций.

В позиции «Дитя» человек чаще просит, обижается, боится. Его жесты умоляющие, интонации – игривые или заискивающие. Поведение спонтанно, импульсивно, он может как подчиняться, так и бунтовать, если его потребности не удовлетворяются. Основная направляющая его поведения – «Я хочу».

В позиции «Родителя» человек проявляет опеку, заботу, контроль (заботливый родитель) или ругает, наказывает, выговаривает (свинский родитель). Его взгляды надменны, либо снисходительны, жесты указующие или угрожающие. Он может игнорировать или быть навязчивым. Основная направляющая поведения – «Я должен».

В позиции «Взрослого» человек стремится разобраться в ситуации. Он отвечает на вопросы: зачем? что происходит? каковы перспективы? какие точки зрения есть ещё? Он берёт ответственность за происходящее на себя. Основная направляющая поведения – «Надо».

«Свинский родитель» (принятый в психологии термин по К. Стейнеру) – это фиксированное эго-состояние, не чувствительное к изменениям. Уменьшить его давление возможно путём развития в себе черт «заботливого родителя».

Пребывание родителя в эго-состоянии «Взрослый» даёт возможность ребёнку почувствовать психологическое равенство с матерью или отцом, способствует развитию логики и здравого смысла.

Эго-состояние «Адаптированное дитя» взрослого человека сформировано в соответствии с родительскими требованиями, часто это состояние  побуждает делать вещи, которые делать не хочется. Иногда это состояние заставляет почувствовать себя неуверенным или агрессивным.

        Эго-состояние «Маленький профессор» проявляет себя как пытливый и живой человек, который интересуется всеми сторонами жизни взрослых людей.

        «Натуральное дитя» - эмоциональный и импульсивный . В позиции «натурального дитя» человек ведёт себя как капризный ребёнок, которому нужно все «здесь и сейчас», он не умеет слушать других и пытается добиться желаемого любыми способами.

        В различных ситуациях люди задают позицию своему партнёру по общению: поведение «ребёнка» задаёт у другого позицию «родителя». И наоборот, поведение «взрослого» способствует проявлению этой же позиции у партнёра по общению. Каждая из позиций делает наше поведение гибким и приспосабливаемым к обстоятельствам.

        По окончании этой части информационного блока родителям предлагается оценить по пятибалльной системе степень выраженности у себя следующих эго-состояний:

  • «Заботливый родитель»;
  •  «Свинский родитель»;
  • «Взрослый»;
  • «Адаптированное дитя»;
  • «Маленький профессор»;
  • «Натуральное дитя».

В зависимости от того, с какой позиции родители общаются со своим ребёнком, и складываются их взаимоотношения. Принято делить все виды отношений на:

  1. сотрудничество – идеальный вариант взаимоотношений, основанный на взаимопонимании и взаимоподдержке;
  2. паритет – ровное отношение, основанное на взаимной выгоде;
  3. соревнование – желание добиться большего и лучшего в соперничестве;
  4. конкуренцию – стремление главенствовать над другим, подавлять его;
  5. антагонизм – резкие противоречия.

Явные или скрытые конкуренция или антагонизм «разъедают» эмоциональные связи родителей и детей, приводя к конфликтам, стычкам и проблемам.  

Позиция родителей часто сводится к тому, что они:

  • убеждают себя, что власть над детьми дана им от Бога, и продолжают деспотически навязывать свои мнения, суждения и оценки;
  • либо, начинают побаиваться своих детей, отступают перед ними, боясь получить упрёк.

То есть, как правило, они переходят на авторитарный или попустительский стиль общения. Изменить ситуацию к лучшему можно только путём демократического общения – тогда, когда родитель помогает ребёнку научиться быть ответственным за свои поступки и свою жизнь. К равноправным взаимоотношениям можно прийти только шаг за шагом, сначала отдавая права ребёнку, а только потом отстаивая уже имеющиеся свои.

  1. Рефлексия

Получение обратной связи. В группе обсуждается, что понравилось и запомнилось в занятии, а что нет.

Занятие 2

Цель: развитие умения разделять события, связанные с поведением ребёнка на те, за которые ответственен он сам, и те, за которые ответственны родители. Обучение способам передачи ребёнку ответственности за свои поступки, получение информации об ответственности родителей за правонарушения несовершеннолетних.

  1. Приветствие

Приветствие друг друга по кругу c кратким описанием того, что ожидает каждый участник группы от сегодняшнего занятия.

2.   Упражнение «Да и Нет»

Цель: осознание тех ощущений, которые возникают в момент отстаивания своей позиции.

        Участники разбиваются на пары: один произносит слово «Да», другой – «Нет», их голос должен постепенно повышаться. При этом каждый занимает позу, в которой чувствует себя уверенно. Задача – убедить партнёра.

        Далее следует обсуждение по вопросам: удалось ли переубедить партнёра, не крича и не изменяя позы? Какая у Вас была поза? Помогла ли она Вам? А как её воспринял партнёр? Как Вы думаете, захочет ли вновь этот человек встретиться с Вами? Можно ли отказать человеку и при этом сохранить с ним хорошие отношения? Как можно достойно отказать?

        3.    Информационная часть «Что это такое – принятие ответственности на себя»

 Цель: выработка умения безболезненно для обеих сторон передавать ответственность за поступки своему ребёнку.

        Принятие ответственности на себя означает, что Вы стремитесь предвидеть последствия Ваших действий и определяете в каждой конкретной ситуации, совместимы ли эти поступки с Вашими собственными ценностями. То есть, ответственность – это умение человека ответить за то, что происходит.  Дети в подростковом возрасте достаточно информированы для того, чтобы отвечать за своё поведение.

                Родителям предлагается подумать, что из поведения детей имеет последствия для жизни ребёнка, а так же иногда влияет на родителей: это обычно то, с чем родители ничего не могут сделать. К примеру:

  • Ребёнок поздно ложится спать. На следующий день у него слипаются глаза, сонливость, вялость. Это сказывается и на его жизни, и на жизни родителей. Ребёнок раздражительный и не даёт покоя.
  • Ребёнок не заботится о личных вещах. Необходимо провести чёткую грань между вещами ребёнка и Вашими. Тогда этот момент уже можно отнести к жизни ребёнка.
  • Прогуливает и не учит уроки. Это влияет в основном на жизнь ребёнка, но и на жизнь родителей в том числе, так как они вынуждены нарекания педагогов.
  • Ребёнок не убирает в своей комнате. Предоставьте ему самому жить в своём «хаосе». И тогда это будет отнесено к его жизни.

Далее родителей просят составить свой индивидуальный список проблем их ребёнка на бумаге. А с пунктами, отнесёнными к жизни ребёнка, проделать следующее:

  1. Отказаться от ответственности за эти пункты;
  2. Поверить, что ребёнок может самостоятельно принимать правильное решение в этих ситуациях, продемонстрировав, таким образом, ему своё доверие.

Сделать это на первых этапах очень трудно, так как родителей не покидает страх дать право ребёнку на ошибку. Оберегая ребёнка от неудач, ошибок, жертвуя ради него своими интересами, родители предопределяют для своего ребёнка судьбу беспомощного и безынициативного создания. Тотальный контроль родителей важен, когда ребёнок маленький и у него мало опыта для принятия собственного решения. В этом случае контроль может быть во благо, но чем ребёнок старше, тем меньше смысла в подобной опеке. Запреты могут привести  к подавлению инициативы и неумению позаботиться о себе в будущем или к реакции протеста.

4. Информационно-правовая часть «Ответственность родителей за правонарушения

Цель: информирование об ответственности за правонарушения несовершеннолетних.

        Психолог знакомит родителей со статьями УК РФ, определяющими ответственность за правонарушения несовершеннолетних детей.

Статья 19. Общие условия уголовной ответственности.

        Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом.

Статья 20. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность.

  1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.
  2. Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, кражу, грабёж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах, терроризм, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, вандализм, хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.

Статья 89. Назначение наказания несовершеннолетнему.

1.При назначении наказания несовершеннолетнему кроме обстоятельств, предусмотренных статьёй 60 настоящего Кодекса, учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц.

2. Несовершеннолетний возраст как  смягчающее обстоятельство учитывается в совокупности с другими смягчающими  и отягчающими обстоятельствами.

Статья 90. Применение принудительных мер воспитательного воздействия

1.Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождён от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путём применения принудительных мер воспитательного воздействия.

2. Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

А) предупреждение;

Б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

В) возложение обязанности загладить причинённый вред;

Г) ограничение доступа и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

3.Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия. Срок применения принудительных мер, предусмотренных пунктами «б» и «г» части второй настоящей статьи, устанавливается продолжительностью от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трёх лет – при совершении преступления средней тяжести.

4.В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется, и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

5. Рефлексия

Получение обратной связи. В группе обсуждается, что понравилось и запомнилось на занятии, а что нет.

 

Занятие 3

Цель: выработка у родителей умения различать проблемы, возникающие при передаче ответственности ребёнку за свои поступки, и отстаивать свои позиции, повышение самооценки, предоставление информации о правовой ответственности несовершеннолетних и содержании принудительных мер воспитательного воздействия.

 

  1. Приветствие

Приветствие друг друга по кругу с перечислением, что в соседе слева им наиболее симпатично.

  1. Упражнение «Скажи «Нет»

Цель: тренировка умения давать достойный отказ.

        Выбирается водящий, он идёт по кругу, и каждый участник, напротив которого он останавливается, высказывает ему свои просьбы, пожелания, приказы в любой форме, исключающие оскорбления. Задача водящего – дать достойный отказ.

        Можно это упражнение проделать с другим водящим. В конце обсуждается, в какой форме легче было высказать свои пожелания и когда было легче отказать.

  1. Информационная часть «Передача ответственности – это свобода выбора»

Родителям предлагается дискуссия на тему: что такое «свобода». В результате их необходимо подвести к понятиям «свобода от» и «свобода для». Не каждый человек может ответить на вопрос, для чего нужна свобода. Следует предложить родителям вспомнить своё детство и ситуации, когда они пытались уйти из-под контроля, и объяснить, для чего они этого добивались. Часто дети, получив свободу, не знают, что с ней делать и для чего они так её упорно отстаивали, поэтому меняется их настроение и характер. Зачастую они становятся мрачными, агрессивными, начинают вести себя хуже, пытаясь поставить родителей перед необходимостью вернуться к контролю над ними. Чувство страха и тревоги овладевают ребёнком, и он совершает поступок, который, как он знает, затронет родителей и вынудит принять решение за него. Когда ребёнку удаётся перенести ответственность на родителей, он становится свободен от необходимости принимать собственные решения и ему можно снова начинать возмущаться творимым над ним диктатом, делать все, что хочется, не обременяя себя чувством ответственности. Ребёнок вновь манипулирует родителями, чтобы они оставались рядом, используя различные хитрости и провокации.

Что же делать родителям при ухудшении поведения ребёнка в ответ на передачу ему ответственности? Можно воспользоваться следующими рекомендациями:

  1. Вашей реакцией может быть вспышка гнева, досады и т.п. Попытайтесь остановиться и ничего не предпринимать.
  2. Своим поведением ребёнок не делает Вам ничего плохого. Это поведение влияет на его жизнь, а не на Вашу, поэтому, успокойтесь и рассмотрите ситуацию в перспективе.
  3. Оставайтесь твёрдыми в своём решении не забирать рычаги управления в свои руки. Постарайтесь удержать в памяти мысль о том, что Вы поступаете верно, и проблемы не у Вас, а у другого человека, который ничего плохого Вам не сделал.

Необходимо настроить родителей на то, что после передачи контроля поведение ребёнка может ухудшиться. Не нужно бояться этих вспышек, они прекратятся. Самое главное – не сдаваться и думать о том, что на самом деле Вы не отрекаетесь от своего ребёнка, а помогаете ему. После этого следует обсуждение.

4. Информационно-правовая часть «Содержание принудительных мер воспитательного воздействия»

Цель: информирование об ответственности за правонарушения несовершеннолетних.

        Психолог знакомит родителей со статьёй УК РФ, определяющей содержание принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетнего, совершившего правонарушение.

Статья 91. Содержание принудительных мер воспитательного воздействия

  1. Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причинённого его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных настоящим Кодексом.
  2. Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.
  3. Обязанность загладить причинённый вред возлагается с учётом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.
  4. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определённых мест, использования определённых форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определённого времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Настоящий перечень не является исчерпывающим.

Если у родителей возникают вопросы, психолог обсуждает их со всеми.

  1. Рефлексия

Получение обратной связи. В группе обсуждается прошедшее занятие.

Занятие 4

Цель: определение способов разрешения конфликтов, знакомство с методами беспроигрышного разрешения конфликтов, предоставление информации об ответственности несовершеннолетних за совершенные правонарушения

  1. Приветствие

Для создания доброжелательной рабочей  обстановки каждому участнику предлагается поздороваться со всеми необычным способом: левой пяткой, затем указательным пальцем правой руки.

  1. Упражнение «Ассоциации»

Цель: осознание чувств, появляющихся при возникновении конфликта.

        Участникам задаётся вопрос, какие ассоциации возникают у них при слове «конфликт», с каким животным, цветом, погодой ассоциируется конфликт. Далее психолог просит всех встать и с закрытыми глазами удержать перед собой то, что является конфликтом, прислушаться к своим чувствам и сделать с этим образом всё, что хочется. Затем необходимо обсудить те чувства, которые испытывали члены группы в этой ситуации, и что им хотелось сделать с этим образом.

  1. Информационная часть «Способы  разрешения конфликтов»

Цель: формирование умения разрешать конфликты с детьми без потерь с обеих сторон.

        Зачастую родители принимают за конфликты ситуации, когда они чем-то недовольны или ребёнок отстаивает своё мнение, вступая с ними в спор. Но не каждый спор или противоречие превращаются в конфликтную ситуацию. Для неё характерно эмоциональное напряжение сторон, выплеск негативных чувств, выраженное недовольство друг другом. Между детьми и родителями конфликты могут возникать по самым различным мотивам.

        Участников группы просят привести пример одного из конфликтов, которые происходили у них с ребёнком, а затем проанализировать поводы, мотивы и исходы этих конфликтных ситуаций. Можно адресовать им следующие вопросы: кто в предложенной ситуации выиграл, а кто проиграл? Чего бы вам хотелось в этой ситуации: одержать победу, сдаться или найти иной способ разрешения?

        В каждом возникающем конфликте любая сторона желает одержать победу. Нередко любыми путями, даже если страдают собственные интересы. На примере деления яблока родителям следует показать, как происходит разрешение конфликтов.

        Двум соперникам необходимо разделить яблоко. Существуют следующие исходы этого дележа:

  • Яблоко делится пополам. В этом случае обе стороны идут на компромисс и страдают обе стороны, ведь каждый хотел получить целое яблоко.
  • Яблоко получает противник, но в этом случае ущемляются собственные интересы.
  • Яблоко присваивается себе, что ущемляет интересы противника.

В двух последних случаях конфликт не разрешён, так как может последовать его продолжение. Компромиссное решение приводит к ущемлению обеих сторон, но конфликт всё-таки разрешается. Существует ещё и четвёртый вариант – нахождение других способов разрешения. Может быть, родители знают, в чём он может заключаться?

На примере деления яблока можно разобрать любую конфликтную ситуацию. Главное – осознать, что же вы в этой ситуации хотите, что хочет ваш противник, и обсудить с ним это. Когда вы говорите о конфликте, то его уже не существует, вы только обсуждаете его.

Конфликты происходят не только между родителями и ребенком, но и между другими членами семьи или между самими родителями. Как чувствует себя подросток, когда наблюдает ссору между родителями? Ведь наблюдая, он испытывает какие-то чувства и совершает поступки.

Родителям можно предложить поделиться своим опытом: когда они ссорятся между собой, как ведёт себя их ребёнок?

Необходимо показать родителям наглядно на добровольцах несколько ситуаций. Необходимо показать родителям наглядно на добровольцах несколько ситуаций. Например:

  1. Отец с материю ссорятся, и каждый пытается перетянуть на свою сторону ребёнка.
  2. Отец с матерью ссорятся и не обращают внимание на ребёнка.
  3. Мать обвиняет в чём-то отца, привлекает внимание подростка и говорит, что он вырастет точно таким же.

Затем нужно обсудить в группе, какие чувства испытывали участники и наблюдатели. Какие поступки может совершить подросток после наблюдения подобных сцен? Как можно выйти из подобных ситуаций?

  1. Информационно-правовая часть «Ответственность несовершеннолетних за совершенные правонарушения»

Психолог знакомит родителей со статьями УК РФ, определяющими ответственность несовершеннолетних за совершённые противоправные деяния.

Когда между подростками происходят конфликты с применением физической силы, могут возникнуть тяжёлые последствия для виновных.

В Уголовном кодексе есть «особенная часть», в которую входят разделы «Преступления против личности» и «Преступления против жизни и здоровья».

Статья 111. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью

  1. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, или повлёкшего за собой потерю зрения, речи, слуха, либо другого органа или утрату органом его функций, психическое расстройство, заболевание наркоманией, или выразившегося в неизгладимом обезображивании лица, или вызвавшего значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть или заведомо для виновного полную утрату профессиональной трудоспособности, - наказывается лишением свободы на срок от двух до восьми лет.

Статья 112. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью

  1. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, не опасного для жизни человека и не повлекшего тяжёлых последствий, но вызвавшего длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть, - наказывается арестом на срок от трёх до шести месяцев или лишением свободы на срок  до трёх лет.

Статья 113. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта

        Умышленное  причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, совершённое в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), вызванного насилием, издевательством или тяжким оскорблением со стороны потерпевшего либо иными противоправными или аморальными действиями потерпевшего, а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным поведением потерпевшего, наказывается ограничением свободы на срок до двух лет или лишением свободы на то т же срок.

  1. Рефлексия

Получение обратной связи. В группе обсуждается прошедшее занятие.

Занятие 5

Цель: предоставление информации о правах родителей, обучение равноправным взаимоотношениям с ребёнком, формирование адекватной самооценки в роли родителя.

  1. Приветствие

Для создания доброжелательной рабочей  обстановки каждому участнику предлагается поздороваться как после долгой разлуки.

  1. Упражнение «Я хороший учитель»

Цель: повышение самооценки в роли родителя.

Участникам по кругу предлагается продолжить предложение: «Я хороший родитель потому, что …».  Каждому нужно найти в себе положительные родительские качества.

  1. Информационная часть «Родители тоже люди»

Цель: оказать поддержку в стремлении к формированию позитивных установок в воспитании детей.

        Напомнить родителям, что они рождены для счастья и главная их задача – быть счастливее и видеть, что их ребёнок ответственный за своё поведение и порядочный человек. Когда у родителей возникают конфликты с ребёнком, им необходимо сохранять только положительную установку в отношениях. Только тогда они смогут устранить существующую между ними проблему. Когда супруги начинают контролировать друг друга или ребёнка, то их позиции из более-менее равных превращаются в неравноценные, в результате чего их отношения уподобляются взаимодействию «раб-господин». Часто от родителей можно услышать следующие высказывания: «Я должен заботиться о нём», «Я должен мириться с этим, ведь он мой ребёнок», «Я займусь собой, когда дети вырастут». Дети также думают и ведут себя, согласно родительским представлениям об их правах, то есть родители должны терпеть все их выходки, пока они не станут взрослыми. Часто дети даже возмущаются, если родители не удовлетворяют их требования, и считают, что имеют право требовать, чтобы им давали всё без всякой отдачи.

        Родителям предлагается рассмотреть следующие положения, которые помогут изменить приведённые ниже установки:

  • Я и мои дети как свободные личности имеем равные права.
  • Ребёнок отвечает за свои потребности и счастье, я – за свои.
  • Главное, чего я хочу, - это довериться своему внутреннему Я, только тогда я смогу принести пользу своим близким.
  • Хороший родитель – не раб и не господин, а обычный свободный человек.
  • Лучшее, что я могу дать своим детям, - это своё представление о том, как быть счастливым.

Каждое предложение необходимо обсудить до полного его принятия.

        Права родителей есть не что иное, как установки, то есть фактически родители сами для себя их приняли. Если у родителей есть ощущение неудовлетворённости их прав, можно дополнить или создать новые. Например:

  • Право побыть одному;
  • Право на уважительное обращение;
  • Право на личное время и т.д.

   Список можно продолжить, исходя из реальных условий. Родители могут убедиться, что они предоставили ребёнку права, тождественные тем, которые желают иметь сами. Отношения должны быть равными.

        Необходимо преодолеть страх перед возможными столкновениями с ребёнком после провозглашения своих прав, потому что нет такого ребёнка, который принял бы законные права родителей просто так. Они могут заявить: «Ты не заботишься обо мне» или «Я сбегу из дома». Дети могут терроризировать молчанием, истериками или ломкой вещей. Но родитель должен стоять на своём, так как детское поведение такого рода – обычный шантаж.  Ребёнок идёт на определённые действия, чтобы вынудить родителей пойти на уступки.  Несколько раз твёрдо настояв на своём, родители способствуют тому, что эти проявления станут реже и слабее. Не нужно бояться столкновений: чем скорее они преодолеют рабское поклонение, тем скорее получат облегчение и ощущение радости и свободы. Необходимо воспринимать ребёнка как человека, заслуживающего доверие и отвечающего за свои поступки.

  1. Релаксационное упражнение «Сад моей души»

Цель: осознание своей ценности и значимости, обучение техники снятия напряжения и восстановления гармоничного состояния.

        На фоне спокойной музыки психолог читает текст:

«Примите удобную позу, закройте глаза, расслабьтесь. Почувствуйте, как ваше тело тяжелеет и тёплая волна расслабления растекается по мышцам. Сейчас вы будете представлять образы, но не заставляйте себя, а просто позвольте себе понаблюдать за собой.

        Перед Вами из темноты появляются красивые резные ворота. Вы протягиваете руку и открываете их. За ними виден прекрасный сад. Вы идёте по дорожке и любуетесь яркими цветами, шелковистой изумрудной травой, слышите шелест листьев и пение птиц. Ветер доносит до Вас аромат цветов и свежесть утреннего воздуха. Вас наполняет ощущение лёгкости и  свободы. Вы гуляете по дорожкам и впереди замечаете необычное сияние. Чем ближе вы подходите, тем яснее проявляются контуры прекрасного цветка. Вас тянет к нему, Вы чувствуете что-то близкое и родное. Подойдите и всмотритесь в него. Он единственен и неповторим, он прекрасен. Поговорите с ним, скажите ему о том, что вы испытываете. А теперь взгляните на этот мир так, как его видит этот цветок, узнайте, что он чувствует, как он думает, как ему в этом мире.

        Раз, два, три. Сейчас вы опять – это вы. Что сейчас вы испытываете к миру, к цветку? Скажите, что вы его любите.

        А теперь попрощайтесь с цветком и возвращайтесь к воротам. Оглянитесь на сад. Этот сад – сад вашей души, и вы в любой ситуации можете получить поддержку, вспомнив это место».

        Не торопитесь выходить из этого состояния, побудьте ещё несколько минут в этом «Саду» и можно возвращаться назад в группу.

  1. Рефлексия. Завершение. Напутствие родителям.

«Уважаемые родители! Наши занятия завершились. Вы очень много узнали на них про своих детей и про самих себя, а некоторые начали разрешать проблемы, мешающие воспитанию ваших детей. Пусть эти знания и в дальнейшем помогают вам. Ведь очень важно, вырастить детей полноценными и самодостаточными людьми, чтобы вы, родители, гордились ими. Это нелёгкий, но благодарный труд. Удачи вам в нём!

        Продолжая и дальше жить со своими детьми, не забывайте, что они любят вас и, несмотря на любые проблемы, возникающие между вами, всегда остаются верны Вам!»

  1. Список  литературы

  1. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. Спб.: Речь, 2002.
  2. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Спб.: Издательский дом «Питер», 2002.
  3. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. – М., 1986.
  4. Васильев Н. Тренинг преодоления конфликтов. Спб.: Речь, 2003.
  5. Лейн Д., Миллер Э. Детская и подростковая психология. Спб., 2001.
  6. Лукьянова М.И. Моя профессия – детский психолог: Практическое пособие для специалистов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2007.
  7.  Майерс Д. Социальная психология. – Спб.: Издательский дом «Питер», 2002.
  8.  Макартычева Г.И. Тренинг для подростков. – Спб.: Речь, 2007.
  9.  Образ жизни современного школьника (к вопросу о формировании толерантности у старшеклассников). Улан-Удэ, 2003.
  10.  Слободяник Н. Как добиться удачи // Школьный психолог. – 1998. - № 17.
  11.  Трошихина Е. Тренинг развития жизненных целей. Спб.: Речь, 2002.
  12.  Фопель К. Как научить детей сотрудничать. – М.: Генезис, 1998.
  13.  Фридман Л.М. и др. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа тренинговых занятий для учащихся 9,11 классов "Формула успеха". Психологическая подготовка к экзаменам.

Важным компонентом психологической подготовки выпускников к ГИА, ЕГЭ является фронтальная подготовка детей к экзамену. Оптимальной формой фронтальной психологи...

Программа тренинговых занятий по профориентации в рамках внедрения ФГОС нового поколения

Данная программа представляет собой сборник тренинговых занятий по профориентации, направленных на развитие личностной, социальной и профессиональной компетенции учащихся в рамках внедрения ФГОС новог...

Программа тренинговых занятий, направленных на развитие основных познавательных процессов

В период подросткового возраста особенно заметным становится рост сознания и самосознания детей. Расширяется их сфера знаний о себе, о людях, об окружающем мире. Развитие самосознания подростка находи...

Цикл тренинговых занятий по повышению учебной мотивации у старшеклассников.

Цикл включает три занятия с элементами психологического тренинга. Рассчитан на аудиторию  старшеклассников 13-17 лет...

Программа: «Восстановление внутрисемейных взаимоотношений, повышение родительской компетентности «Счастливая семья»

Данная программа поможет родителям и несовершеннолетним на практике преодолевать барьер недоверия друг к другу, отрабатывать внутрисемейные конфликты....

Буклет для родителей по гармонизации детско-родительских отношений (по программе тренинговых занятий для родителей (Коновалова О.И.))

Семья – мощное средство воспитания, с кем не может конкурировать ни один другой институт общества. То, каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений....

Программа родительского просвещения «Родители и ребёнок»

Данная программа способствует укреплению сотрудничества семьи и образовательной организации в воспитании детей,  а так же формированию ответственного отношения родителей (законных представителей)...