Методическая разработка «Изучение литературных произведений детьми с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития) на занятиях в театральной студии»
методическая разработка

Вьюшина Валентина Константиновна

Театрализованные приёмы работы с особыми детьми в дополнительном образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodrazrabotka.docx27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Вьюшина Валентина Константиновна

Педагог дополнительного образования ГБОУ школы-интерната №6

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка на тему:

«Изучение литературных произведений детьми с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития) на занятиях в театральной студии»

Работа с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) требует особого подхода.

Для формирования периода активной работоспособности учащихся необходимо создать приятную и дружественную атмосферу и предоставить им возможность поработать над интересным заданием.

Поэтому занятия в театральной студии педагог начинает с приветствия, высказывания друг другу добрых пожеланий и выполнения упражнений для снятия напряжения после целого учебного дня.

Фонематический слух детей с ЗПР развит слабо, их речь отличается бедностью и недифференцированностью словаря. Ограниченность словарного запаса детей с задержкой психического развития связана с узостью их знаний и представлений об окружающем мире, что препятствует пониманию лексических значений многих слов. В силу чего на занятии по изучению литературного произведения педагог сначала читает текст вслух, затем разъясняет детям значение незнакомых понятий и слов.

Рассмотрим построение цикла занятий на примере изучения произведения А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Путешествие в мир сказок Пушкина начинается с краткого рассказа и показа презентации о жизни и творчестве поэта.


Высказывания детей с ЗПР нецеленаправленны. Учащиеся затрудняются в установлении простейших логических связей в текстах, им трудно выражать свои мысли. Поэтому педагог театральной студии проводит коллективное обсуждение сюжета сказки и характера персонажей. А затем предлагает вместе порассуждать на темы (при необходимости педагог подсказывает и помогает ребёнку сформулировать мысль):

  • «Каковы желания персонажей сказки?»;
  • «Что персонажи сказки сделали для исполнения своих желаний?»
  • «Кто исполнял желания персонажей сказки?»
  • «Какими бывают желания?» (обыденными/ мечтательными, сиюминутными/ долгосрочными, простыми/ сложновыполнимыми, реальными/ невыполнимыми)
  • «Что нужно для того, чтобы желание сбылось?»

Затем педагог предлагает каждому учащемуся высказать свои желания по тематике:

  • «Чего я хочу для себя в данный момент?»
  • «Чего я хочу для себя, когда вырасту?»
  • «Чего я хочу для других людей (для всего мира)?»

Если ребёнок получает помощь и поддержку от педагога в индивидуальном порядке, он может достаточно легко справиться с заданиями интеллектуального характера, практически не отставая от обычных сверстников. Ему не составит труда провести причинно-следственные связи, определить мораль или понять переносный смысл, скрытый в литературном произведении.

Поскольку у детей с задержкой психического развития страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания, и им необходим более длительный период для приёма и переработки информации, работу над разучиванием текста педагог начинает с логического деления произведения на части и чтения вслух небольшого отрывка.

Так как у таких детей лучше развито наглядно-образное мышление, необходимо предоставить им возможность зрительного восприятия, педагог демонстрирует фрагмент мультипликационного фильма, соответствующего отрывку текста. Затем изучаемый отрывок сказки дети читают хором.

Далее ребята выполняют рисунок на тему фрагмента сказки и составляют рассказ-рассуждение по своему изображению, затем снова повторяют текст. Теперь учащиеся садятся в круг и каждый «по цепочке» произносит по одной строке из сказки.

Для визуализации сказочных образов учащиеся выполняют коллективную работу по изготовлению из подручного материала «Золотой Рыбки» и «Моря». Процесс декоративно-прикладного творчества способствует развитию мелкой моторики и переключению внимания детей на другой вид деятельности.

У детей с задержкой психического развития не сформирована учебная мотивация, и ведущей деятельностью для них является игра. Вследствие чего педагог в процессе обучения применяет игровые методики. Ребята, используя поделки «Золотая Рыбка» и «Море», разыгрывают этюды и выполняют игровые упражнения с проговариванием текста сказки.

Работа по развитию памяти учащихся продолжается делением на микрогруппы. В каждой микрогруппе ребята, знающие текст, помогают его разучивать тем, кто испытывает трудности с запоминанием.

Педагог, предлагая детям выполнить упражнение «Что бы я попросил у Золотой Рыбки?», помогает развитию у учащихся эмоциональной и чувственной сферы. Каждый ребёнок, держа в руках поделку «Золотая Рыбка», высказывает свои пожелания (при необходимости педагог подсказывает и помогает ребёнку сформулировать мысль). Происходит совместный разбор вызываемых эмоций и чувств.

Если атмосфера в коллективе располагающая, учащийся заинтересован темой и происходящим вокруг, то он легко усвоит материал, быстро и правильно выполнит задания, адекватно отреагирует на возможные замечания и просьбы внести поправки в работу.

Процесс изучения сказки заканчивается публичным показом инсценировки. И те ребята, кто сумел дойти до выступления – одержали победу, и прежде всего над собой. Им удалось преодолеть свои комплексы: боязни публичного выступления, стеснения, плохой дикции. Большой, кропотливый труд дал свои результаты. Дети начали понимать ответственность перед товарищами, педагогом и самим собой. Прониклись серьезностью момента публичного выступления, ощутили радость праздника, который они сделали сами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая статья о работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В статье идет речь о работе учителя математики с детьми с ограниченными возможностями здоровья.     Учебно-познавательная деятельность ребенка с ограниченными возможностями здоровья не ...

2. Методическое обеспечение программы "Предупреждение оптической дисграфии у детей с ограниченными возможностями с задержкой психического развития, обучающихся в первом классе"

Методическое обеспечение Программы, включает следующие методические разработки: 1) календарно-тематический план логопедической работы по предупреждению оптической дисграфии у первоклассников с задержк...

Доклад:«Современные тенденции развития методических систем освоения предмета технология детьми с ограниченными возможностями здоровья».

Педагогические технологии- качественно новая ступннь в развитии педагогики. Понятие технология имеет множество трактовок, один из них- информационные технологии....

"Методические рекомендации в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в учебной деятельности"

quot;Методические рекомендации в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в учебной деятельности"...

Коррекционно-развивающая программа для учащихся (2 класс) с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)

Коррекционно-развивающая программадля учащихся (2 класс) с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)...

Особенности профориентационной работы в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) в рамках межведомственного взаимодействия

Особенности профориентационной работы в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) в рамках межведомственного взаимодействия...