Особенности профориентационной работы в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) в рамках межведомственного взаимодействия
опыты и эксперименты (9 класс)

Особенности профориентационной работы в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) в рамках межведомственного взаимодействия

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности профориентационной работы в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) в рамках межведомственного взаимодействия

Мирошкина Алёна Михайловна,

                социальный педагог

Государственного бюджетного

общеобразовательного учреждения школы №609

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

E-mail: miroshkina-am@mail.ru

Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в подростковом возрасте, так как выбирая профессию, он выбирает и образ жизни.

Количество профессий в наши дни измеряется пятизначным числом, а девятиклассники школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) могут назвать в среднем лишь 20 профессий. Подростки не всегда понимают род занятий специалистов различной сферы и их предназначение в обществе.

Около 40% подростков с задержкой психического развития (далее – ЗПР) выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности. Школьники, выбирая профессии, как правило, делают упор на свои интересы, склонности, не учитывая при этом психофизических возможностей, интеллект, потенциал, профессионально-значимые качества личности.

Профессиональная ориентация в школе – это в целом большая, комплексная система, включающая в себя множество аспектов и направлений, из которых можно выделить пять основных: экономический, медико-физиологический, педагогический, психологический и социальный.

Экономический компонент – состоит в изучении структуры трудовых ресурсов рынка труда с демографической точки зрения, путей повышения мотивации к труду.

Медико-физиологический компонент – помощь в выборе профессии с учётом индивидуальных психо-физических возможностей или медицинских показаний или противопоказаний обучающегося. Знакомство школьников с ЗПР с требованиями, предъявляемыми различными профессиями.

Педагогический компонент – воспитание у школьников общественно значимых причин и мотивов выбора профессии.

Психологический компонент – достоверное изучение, выявление психологических аспектов профессиональной пригодности, структуры личности и формирование определённой профессиональной направленности.

Социальный компонент – состоит в исследовании различной информации связанной с профессиями или рынком труда в целом: популярность, престижность, доходность, общественное мнение, степень удовлетворённости выбранной профессией.

Профессиональная ориентация в школе для детей с ОВЗ ЗПР  должна иметь системный, комплексный подход. Он должен включать в себя взаимодействие всех педагогических сотрудников школы: учителей-предметников, классных руководителей, специалистов Службы психолого-педагогического сопровождения, воспитателей группы продленного дня, а также родителей (законных представителей) и специалистов вне школы.

Ранняя профессиональная ориентация начинается еще с детского сада.

С первого класса школы курс профориентации начинается в рамках внеурочной деятельности и составляет 1 час в неделю в каждом классе с первого по девятый. Внеурочное занятие «Профориентация» является обязательным для изучения всеми обучающимися, независимо от маршрута обучения ребенка.

Наиболее актуальным курс внеурочной деятельности является для обучающихся последнего года обучения – для девятых классов.

Чаще всего будущие выпускники школы для детей с ОВЗ оказываются не готовыми к выбору будущей профессии и учебного заведения. Часть ребят после окончания девятилетней школы для детей с ЗПР склонны к продолжению обучения в 10 классе средней школы.

С целью определения склонностей и способностей обучающихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2. Методическое обеспечение программы "Предупреждение оптической дисграфии у детей с ограниченными возможностями с задержкой психического развития, обучающихся в первом классе"

Методическое обеспечение Программы, включает следующие методические разработки: 1) календарно-тематический план логопедической работы по предупреждению оптической дисграфии у первоклассников с задержк...

Коррекционно-развивающая программа для учащихся (2 класс) с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)

Коррекционно-развивающая программадля учащихся (2 класс) с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)...

Особенности развития внимания детей с ограниченными возможностями здоровья. Практикум по развитию внимания на уроках в специальной (коррекционной) школе

Статья посвящена особенностям развития внимания детей с ограниченными возможностями здоровья. В ней представлены практические упражнения на развитие всех свойств внимания, которые можно использовать н...

Особенности работы специалистов в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель педагогического взаимодействия с детьми   с ограниченным развитием –  сохранение здоровья, ненанесение вреда ребёнку, активизация желания посещать школу, стимуляция  акт...

Статья на тему: «Особенности работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья»

Семьи особых детей отличаются от семей нормально развивающихся сверстников, не всегда выполняют свои функции, нуждаются в помощи специалистов в силу психологической травмированности родителей.  Р...