«Работа над штрихами на начальном этапе обучения игре на скрипке»
методическая разработка

Алла Петровна Короткова

Просматривая существующие школы игры на скрипке, а также некоторые сочинения, посвященные технике смычка, как, например: «Искусство смычка» Дж. Тартини,  «Техника смычка» А. Яньшинова, «К вопросам развития скрипичной техники» А. Ямпольского и другие прекрасные по своим мыслям и содержанию работы понимаешь, что существует большая разница между тем, что бы сказать – как выполняется тот или иной штрих, и объяснить ребёнку – как его надо учить. Главная  идея настоящего сообщения заключается  в поиске решения этой не простой задачи, хотелось бы облегчить усвоение техники игры, предельно упростить эту работу и достичь хороших результатов при наименьшей затрате времени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             

                 Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Вихоревская детская школа искусств»

               Методическое сообщение на тему:

«Работа над штрихами на начальном этапе обучения

                                   игре на   скрипке»

                                                                             Преподаватель: Короткова А.П.

                                                     г. Вихоревка

                                                                                                                                 2

                                             

                                                 Оглавление

Вступление……………………………………………………………………2

Формирование штриховой техники начинающего скрипача..…………3

Методы освоения основных штрихов на начальном периоде  обучения.

Деташе,  легато и мартле………………………………………………………4

Заключение…...………………………………………………………………...9

Литература…..………………………………………………………………….9

                                                                                                                          3

                                           Вступление

Просматривая существующие школы игры на скрипке, а также некоторые сочинения, посвященные технике смычка, как, например: «Искусство смычка» Дж. Тартини,  «Техника смычка» А. Яньшинова, «К вопросам развития скрипичной техники» А. Ямпольского и другие прекрасные по своим мыслям и содержанию работы понимаешь, что существует большая разница между тем, что бы сказать – как выполняется тот или иной штрих, и объяснить ребёнку – как его надо учить. Главная  идея настоящего сообщения заключается  в поиске решения этой не простой задачи, хотелось бы облегчить усвоение техники игры, предельно упростить эту работу и достичь хороших результатов при наименьшей затрате времени. 

    Формирование штриховой техники начинающего скрипача

В современных условиях, требования к исполнительскому мастерству скрипачей неуклонно растет, возникает потребность в целесообразной организации учебного процесса, при которой учащийся мог бы в максимально сжатые сроки эффективно и качественно освоить скрипичные навыки. Одна из главных задач преподавателей по классу скрипки  – поиск средств и приёмов для эффективного музыкально-слухового и творческого развития начинающих скрипачей. Начальный период обучения скрипача является важнейшим, определяющим всю его дальнейшую судьбу, поэтому ему нужно уделить особое внимание. Д. Ф. Ойстрах считал, что ошибки в фундаментальном обучении с огромным трудом могут быть преодолены на более поздних стадиях обучения.

Первоначальный период обучения игре на скрипке связан с освоением постановки  и именно в начальном периоде обучения закладываются основы звукоизвлечения и штриховой техники скрипача. Этот этап является важнейшим и определяет во многом весь путь дальнейшего развития музыканта.

Начальный период обучения включает следующие цели и задачи:

  • Музыкальное развитие, развитие внутреннего слуха.
  • Формирование навыков постановки рук на инструменте.
  • Развитие элементарных игровых навыков.

                                                                                                             

                                                                                                             4

  • Изучение элементарных штрихов (деташе, легато, мартле и          их чередование).

       Весь путь многовековой истории скрипичного искусства был неразрывно связан с развитием и совершенствованием штриховой техники. Трудно переоценить значение штрихов в скрипичном исполнительстве. Работа над штриховой техникой начинается с усвоения навыков рациональной постановки правой руки, а это – звукоизвлечение, распределение смычка, несколько видов перехода смычка со струны на струну, множество различных видов штрихов: прилегающих, отрывистых, прыгающих, комбинированных и т. д.,  владение такими средствами художественной выразительности, как акценты, динамические оттенки. Изучать штрихи необходимо  в определенной последовательности – от постижения основных штриховых движений к более сложным. Скорость освоения различных штрихов весьма индивидуальна и зависит от способностей ученика.        Работать над штрихами начинают, как правило, на открытых струнах, на материале гамм, этюдов, а потом уже пьес. Однако работа над штрихами должна несколько опережать их использование в художественных произведениях, где штрих желательно применять устоявшийся, отшлифованный, и работать над ним уже в свете конкретно-художественных задач данного произведения.

        Методы освоения основных штрихов на начальном

             периоде  обучения.  Деташе,  легато и мартле                            

На современном этапе музыкальная практика требует от скрипача -  исполнителя  высокосовершенного универсального владения штриховой техникой, как  в сольном, так и в ансамблевом,  и оркестровом исполнительстве.  Штрихи для исполнителя на струнно-смычковых инструментах – один из основных способов выражения смыслового значения музыкального произведения и демонстрация яркого образа композитора.   Штрих в переводе с немецкого  (Strich) означает — черта, линия. Свое название этот вид смычковой техники получил от тех черточек и линий, которые стали ставить над нотами для обозначения способа проведения смычка, С. Фейнберг писал, что «штрихи смычковых инструментов можно назвать «видимым дыханием» музыки. Не отрывая глаз от правой руки скрипача, можно следить за движением самой музыки, за напряжением, спадом и сменой звучащих образов». Терминология штрихов окончательно сформировалась в XIX веке, хотя сами штрихи частично употреблялись

                                                                                                                         5

уже во времена барокко и в венской классической школе. Скрипичные штрихи условно можно разделить на две группы: основные и производные.

К основной штриховой группе можно отнести легато, деташе, мартле, сотийе и спиккато. Первые три из них представляют собой фундамент классической смычковой техники, широко используемой в сочинениях Корелли, Вивальди, Тартини и других скрипачей-композиторов 17-18 веков, а так же (в значительной мере) у Гайдна, Моцарта, Бетховена.  Начальный период обучения на скрипке предусматривает работу над освоением следующих штрихов: легато, деташе, мартле. Далее подробно рассмотрим основные принципы работы над каждым из этих штрихов в отдельности.

Деташе

Деташе -  в переводе с французского – «Разделенное движение». Это один из самых выразительных наиболее часто применяющихся штрихов и имеет много возможностей. Его отличают две характерные особенности – это плавность и размаховость. Штрих деташе – это исполнение каждой ноты отдельным движением смычка по струне, поочередно вниз и вверх. Исходя из артикуляционных особенностей, можно выделить три разновидности деташе:

  • певучее, слитное
  • декламационное (часто называемое «баховским»)
  • маркированное

Начальный этап изучения штрихов связан с освоением слитного деташе.

   Исполнение штриха деташе на уроке всегда начинаю  на пустых струнах, как всем смычком, так и его частями.  При работе с учеником всегда обращаю внимание  на то, что штрих деташе - основа всех штрихов, овладевая им, ученик должен сразу понимать, что штрихи нужны для того, чтобы передать музыкальное содержание произведения.  Для  штриха деташе характерны: плавные смены смычка и мягкое, но четкое начало каждого звука. В зависимости от темпа и характера музыки деташе может исполняться как всем смычком, так и различными его частями. Очень важно, чтобы звук в деташе, в любой части смычка, был одинаковый, и в конце смычка, и в середине, и у колодочки.

                                                                                                                       

                                                                                                                          6

Добиваемся при этом яркой атаки звука (импульса правой руки), эстетической красоты тембра звучания (при свободном инерционном движении руки) и художественной завершенности звука (филировка, торможение). После этого переходим к исполнению упражнения № 1  Г.Шрадика штрихом деташе. Исполняя упражнения, добиваемся напевности звучания, следим за равномерным ведением смычка по струне в одной точке и плавными сменами. Особая проблема при игре у учеников деташе очень часто наблюдается акцентировка нот: вниз смычком - всегда громче, характерной ошибкой при исполнении штриха является «раздувание» звука в середине. На устранение этих недостатков должно быть немедленно обращено самое серьезное внимание. Важнейшую роль в освоении деташе (как и других основных штрихов) на начальном этапе обучения должно сыграть целенаправленное изучение гамм и этюдов. Гаммы являются действенным средством развития всех элементов скрипичной техники. Это достижение чистой интонации в различных тональностях, четкая артикуляция и беглость пальцев, устойчивость ритма, совершенствование звука и его динамики, смены струны и смычка, развитие штриховой техники. Особо полезен для освоения разбираемого штриха Этюд № 33  Ф. Вольфарта (Избр. этюды вып.1 №33) На основе мелодического строения этого этюда, где восьмые попеременно исполняются в различных частях смычка – верхней и нижней, - отрабатывается навык выравнивания звучания при помощи регулирования весового давления на струну. Изучая данный этюд, нужно обращать внимание на его мелодическую выразительность, следует, как можно раньше, разъяснить ученику, что напевный характер мелодии этюда требует применения слитного деташе.

                                                   Легато

Вторым основным штрихом является легато. Скрипка считается гомофонным, мелодически - поющим инструментом. Ее главным экспрессивным качеством всегда остается кантиленная мелодическая линия.  Сложность исполнения штриха и основная его трудность, как писал Л.Ауэр в «осуществление идеала мягкого, округлѐнного, непрерывного потока звуков». По словам выдающегося педагога легато, является «квинтэссенцией в кантиленой игры, оно есть не что иное, как уничтожение углов в скрипичной игре». После изучения штриха деташе следует основательно заняться выработкой легато.   Легато - это исполнение нескольких нот без смены смычка. Штрих подразумевает

                                                                                                                          7

слитное исполнение нескольких звуков при ведении смычка по струне в одном направлении, который выявляет сущность природы скрипки – ее возможность плавно, выразительно петь. Добиваться свободного ведения смычка в легато, смены его в нижней и верхней части кистевым движением руки. Основным условием выработки штриха легато является правильное распределение смычка.  Исполнение легато на одной струне не представляет большой трудности, если не считать равномерного распределения смычка. Гораздо сложнее обеспечить плавность перехода смычка с одной струны на другую. Нужно научиться делать это автоматически, не задумываясь, и над этим надо серьезно поработать. Здесь главная исполнительская проблема – плавное соединение струн и учет специфики игры на разных струнах. Штрих предусматривает обязательную подготовку и  оставление пальцев на грифе в момент смены струн, и распределение смычка, воспитание навыка его экономии. Именно освоение этого штриха в работе с начинающими создает перспективу последовательного развития у скрипача искусства кантиленой игры. Овладение качественным легато зависит от ритмических способностей скрипача. Поэтому в процессе освоения этого штриха на скрипке, нужно постоянно формировать, активизировать и уточнять музыкально - ритмические представления ученика. Основные требования: Так же как деташе, легато – прилегающий штрих. Поэтому к легато относятся все те же требования, что и к деташе. Помимо этого добавляются:    

  • точное распределение смычка;
  • ритмичная и четкая работа пальцев левой руки;
  • хорошая артикуляция.

   Важно, чтобы ученик с самого начала постиг импульс свободного ведения смычка в легато, при этом следил за точным его распределением. Начинать работу над штрихом легато хорошо на упражнении № 1 Г. Шрадика, а для соединение штрихов деташе и легато, подойдет Этюд  А. Комаровского № 9 (Избр. этюды вып.I). Поскольку осмысление характерных черт какого-либо штриха более эффективно происходит путём сравнения с другим штрихом, будет правильно привлечь внимание начинающего скрипача к различию двух способов соединения звуков в мелодии – менее связного, осуществляемого разными движениями (деташе) и более связного, выполняемого одним движением смычка (легато). В представлении

                                                                                                                         8                        

ученика младшего возраста это может ассоциироваться с разграничением понятий «говорить» и «петь».  Очень полезен Этюд Н. Баклановой № 16 (Избранные этюды I вып.), он помогает понять ученику, что при исполнении мелодии произнесение звуков не всегда ограничивается лигой, указанной в нотном тексте, а нередко простирается на значительно больший отрезок музыки. При этом ряд небольших лиг объединяются одной длинной (можно воображаемой) лигой, обозначающей границы фразировочной волны. Этот этюд, написан по 4 легато, но в дальнейшем желательно играть по 8 легато, соединяя две лиги в одну. Движение смычка в начале сдержанно, экономно, а к концу лиги лишь немного ускоряется.

                                                     Мартле

Штрих Мартле – от французского «marteau» -  молоток – отрывистый штрих. Уже само название «мартле» указывает на то, что звуки,  исполняемые этим штрихом, должны отбиваться, отчеканиваться как бы молотком. Хорошее мартле выработать нелегко. Штрих этот требует тщательной отделки. Штрих мартле состоит из трех элементов:

  • Отчетливой атаки
  • Быстрого проведения
  • Четкой остановки

В работе над штрихом мартле очень  важно: начало звука – яркая, острая атака, активный импульс движения руки вдоль струны, дающий возможность быстро и энергично провести смычок и окончание – резкое угасание звука, сообщающее ударный, отрывистый характер всему штриху.  

         На начальном этапе обучения – (1 класс)                                            переход от деташе к мартле наиболее простой для ученика, там прибавляется только акцент, который не должен быть слишком резким, он должен быть активным. Правая рука лучше чувствует смычок, а смычок-струну. Вспоминаем с учеником как переводиться -  мартле, с французского – отбиваемый молоточком. К штриху деташе мы добавляем одну вещь – это укол. Прошу ученика ущипнуть струну через смычок. Работая над штрихом, добиваемся красивого звука, смычок летит стремительно по струне, как стрела из лука. Играем штрихом мартле на разных струнах, затем закрепляем штрих на упражнении Шрадика, звук должен быть легким, свободным. Надо, чтобы пальцы

                                                                                                                          9

левой руки немного опережали движение смычка, тогда техника левой руки станет более активной, а техника правой руки более озвучений. Отработав четкое исполнение штрихов на пустой струне и упражнении можно перейти на исполнение штриха мартле на художественном материале:  например, изучение пьесы Качурбиной «Мишка с куклой». В этой пьеске освоение штриха мартле проходит более эффективно благодаря сравнению его со штрихом деташе. Изучение штриха мартле развивает ученика технически, обогащает его штриховой опыт, способствует его музыкально-исполнительскому воспитанию. 

                                                    

                                                 Заключение.

 

Начальный период обучения игре на скрипке – этап, закладывающий основы штриховой техники, а штриховая техника скрипача – это владение различными выразительными приемами звукоизвлечения, поэтому  работа над штрихами  должна строиться по принципу от освоения простых игровых движений к более сложным. В процессе работы над штриховой техникой следует, прежде всего, исходить именно из их художественной цели, которая должна быть ясно поставлена, в доступной для возраста учащегося форме. Ученику необходимо обладать внутренним слышанием того звукового результата, которого следует достичь. В художественных произведениях желательно применять устоявшийся, отшлифованный штрих, и работать над ним уже в свете конкретно – художественных задач данного произведения.



Литература:

  1. Погожева Т.В. «Вопросы методики обучения игре на скрипке». М., 1964г.
  2. Турчанинова Г.О. «О первоначальном этапе развития виртуозной техники юного скрипача»: Вопросы музыкальной педагогики. Вып.2, М., 1980г.
  3. Шальман С. «Скрипичные штрихи. Сборник статей». Издательство «Композитор» 2016 г.
  4. Руденко В. И.  «Лекции по методике игры на скрипке». М., 2018г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

работа с учебником на начальном этапе обучения предмету.

как учить ребят получать и перерабатывать информацию, пользуясь учебником?...

«Работа над техникой на начальном этапе обучения»

Данный материал является открытым уроком  по предмету «Специальность» (баян), который был проведён с учащимся первого класса по восьмилетней программе обучения. Цель урока: изучение и отработка р...

Работа с дошкольниками на начальном этапе обучения в классе фортепиано.

Методическое сообщение об особенностях и этапах обучения дошкольников в классе фортепиано....

Методическая разработка урока по классу баяна Тема: «Работа над штрихами на начальном этапе обучения».

Методическая разработка урока по классу баянаТема: «Работа над штрихами на начальном этапе обучения»....

Методический доклад "Работа над интонацией на начальном этапе обучения игре на скрипке"

Работа над интонацией на начальном этапе обучения игре на скрипке...

План открытого урока «Работа над штрихами на начальном обучении в классе аккордеона» 2021г.

   Цель педагога – помочь юным аккордеонистам в формировании основных исполнительских приёмов и штрихов, как средства художественной выразительности....