План открытого урока «Работа над штрихами на начальном обучении в классе аккордеона» 2021г.
план-конспект

Карпова Светлана Владимировна

     Цель педагога – помочь юным аккордеонистам в формировании основных исполнительских приёмов и штрихов, как средства художественной выразительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_2021.doc49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                             МКОУ ДО   «Курчатовская   ДШИ»    

 

                                           План

   

                  открытого урока с учащимся первого класса

                          отделения народных инструментов

                         Калининым Львом

  на тему:   «Работа над штрихами на начальном обучении в классе аккордеона»                    

                                   

 

                       

                     Преподавателя  Карповой     Светланы  Владимировны

                                         Курчатов -  февраль 2021г.

      В процессе музыкального обучения в ДШИ учащиеся приобщаются к искусству через способность его восприятия и осознания, а также непосредственно в процессе обучения на музыкальном инструменте. Формирование технических и музыкально-художественных качеств учащихся в процессе обучения игре на инструменте являются основой композиционного музыкального обучения и воспитания.

      Одна из важнейших сторон комплексного развития способностей в музыкально-исполнительском обучении - своевременное и целенаправленное развитие техники. 

     Большое значение в формировании исполнительских навыков учащихся имеет начальный период обучения, поскольку именно на этом этапе закладываются основные навыки, в частности постановочные моменты, технологические приемы и т.д. От вышеперечисленного напрямую зависит последующее развитие ученика. Начальное обучение на аккордеоне играет большую роль в формировании музыкальных навыков, гарантирующих развитие учащегося, обеспечение разносторонней его подготовки.

       Добиться качественного звучания инструмента, вот главная задача педагога на начальном этапе обучения игры на аккордеоне. Педагог должен научить учащегося звукоизвлечения на инструменте связывать с образами исполняемого произведения (опираясь на всевозможные сравнения), а движения технического аппарата закреплять с характером исполняемой музыки. Педагог должен научить учащегося основным приёмам игры на инструменте и умело использованию на практике выразительные возможности своего инструмента. Конечно, это работа планомерная, целенаправленная и систематическая, только тогда она принесёт свои плоды. Проблемы звукоизвлечения являются главными в деятельности музыканта любой специальности, занимают основное место в методике обучения игре на музыкальном инструменте и в музыкальном исполнительстве. Нужно в полной мере овладеть спецификой звукоизвлечения на инструменте, чтобы добиться выразительного, художественного исполнения, т.е. передать художественное содержание музыкального произведения.

     Цель педагога – помочь юным аккордеонистам в формировании основных исполнительских приёмов и штрихов, как средства художественной выразительности.

     Мы знаем, что определённому виду искусства присущи свои средства выразительности. Так в живописи это цвет. В поэзии – слово. В музыке, из всего богатства выразительных средств, несомненно мы выделяем звук. Именно звуком отличается произведение музыкального искусства от любого другого. Нейгауз говорил: «Звук есть сама материя музыки, её первооснова». Без звука не бывает музыки, поэтому задача музыканта-исполнителя бросить все усилия на формирование звуковой выразительности.

      Работа над звукоизвлечением, умелое применение выразительных средств инструмента, систематизация основных штрихов всё это ведёт к одной главной цели – художественному исполнению на аккордеоне.

Тема урока: Работа над штрихами на начальном обучении в классе аккордеона.

Цель урока:  формирование представлений обучающегося об основных видах штрихов. Закрепление навыков исполнения штрихов nonlegato, legato, staccato  на материале упражнений, изучаемых произведений.

Задачи:

образовательные: закрепить изученные теоретические знания (штрихи, лад, темп, ритм, динамика, мелодия), продолжить формирование практических навыков игры штрихами non legato, legato, staccato; работа с динамическими оттенками, исполнение произведения в заданном темпе;

развивающие: способствовать развитию  музыкальных способностей ученика, развитию музыкального мышления, побуждать ребенка выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности;

воспитательные:  способствовать развитию эстетического – художественного вкуса обучающегося, воспитание любви к музыке посредством музыкального инструмента – аккордеон. Развитие музыкально – эстетической потребности, начала вкуса, признание ценности музыки, представление о красоте.

Тип урока:  традиционный.

Форма урока: индивидуальная.

Методы обучения:

словесные:  беседа,  пояснение, разъяснения,

наглядные:  показ на инструменте, звуковые и наглядные иллюстрации;  

практические: упражнения, гамма, пьесы;

здоровьесберегающие: при подборе музыкального репертуара учитываются индивидуальные и возрастные особенности ребенка;

интерактивные методы: использование игровых элементов;

проблемные методы:   поиск самостоятельного решения проблемы.

Технология обучения:

 активное обучение: игра, слушание музыки;

обучение в сотрудничестве: дифференцированно подход к детям;

личностно-ориентированное: выявление индивидуальности обучающегося.

Оснащение урока:

инструменты:  аккордеон «Вельтмастер» ¾;  аккордеон «Юпитер» ¾;

магнитофон;

литература:     

Р.Н.Бажилин «Школа игры на аккордеоне» - М, 1999г.

«Аккордеон с азов» Для младших классов ДШИ. Составитель Муравьева Е.И. -Санкт Петербург"Композитор", 2020г.

С.Бредис «Хорошее настроение. Сборник пьес для баяна (аккордеона) 2–4 классы ДШИ» -Ростов-на-Дону «Феникс», 2011г.

нотный материал:

- р.н.п. «Я на горку шла»;

- р.н.п. «Корабейники»;

- у.н.п.«Ой, лопнул обруч»;

- Б.Савельев «Неприятность эту мы переживем»;

- С.Бредис «Раз и, два и»;

- Б.Самойленко «Маленький велосипедист»;

- фонограмма К. Сен-Санс сюиты «Карнавал животных» - ч.3 «Курицы и петухи».

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы, цели и задач урока.

3. Проверка домашнего задания:

 а) игра упражнений;

 б) игра гаммы Сdur., правой рукой разными штрихами, чередующими штрихами (два легато, два стаккато); арпеджио, аккорды;

 в) гамма Сdur.  левой рукой;

г) игра гаммы Аm. 3 вида разными штрихами;

д) Б.Савельев «Неприятность эту мы переживем»;

 е) С.Бредис «Раз и, два и»;

 4. Слушание музыки:    

 К.Сен-Санс сюита «Карнавал животных» -  ч.3 «Куры и петухи».

5. Изучение нового материала:

  а) разбор пьесы Б.Самойленко «Маленький велосипедист»;

  б) краткий исполнительский анализ пьесы;

  в) первичное закрепление изученного материала;

  г) точное соблюдение применения штрихов (артикуляционных приемов), работа над мелкой техникой, работа над сменой басов в левой руке;

6. Повторение изученного ранее материала:

 р.н.п. «Я на горку шла»;

у.н.п.«Ой, лопнул обруч»;

7. Задание на дом:

 а) упражнения;

 б) гамма Gdur, аккорды, арпеджио;

 в) гамма Сdur.  разными штрихами, чередующими штрихами (два легато, два стаккато);

 г) гамма Сdur.  левой рукой всеми штрихами;

 д) С.Бредис «Раз и, два и» отработать штрихи, акценты, смену меха;

е) Б.Савельев «Неприятность эту мы переживем» работа над ведением меха и фразировкой, соблюдением лиг;

ж) Б.Самойленко «Маленький велосипедист» закрепить   текст 1 части, работа над мелкой техникой соблюдая точное исполнение аккомпанемента, отработать ходы басов в левой руке, соединение двумя руками 1ч.;

з) повторить: р.н.п. «Я на горку шла»; у.н.п. «Ой, лопнул обруч»; р.н.п. «Корабейники»;

    В заключении хочется отметить следующее: Практические навыки аккордеониста усваивает точнее при наличии хорошей теоретической базы. Изучение основных приемов и штрихов, переход к их разнообразному использованию в художественных произведениях является длительным процессом. Это зависит и от индивидуальных способностях исполнителя, и от уровня его музыкально-художественной культуры и качества инструмента. Работа над качеством звука, приёмами и штрихами важна для развития музыкального слуха и для достижения музыкально-художественного образа исполняемого произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок на тему: "Основные этапы начального обучения игры на гитаре"

План урока:  1)Организационный момент 2)Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата. 3)Работа с музыкальным материалом (с использованием здоровьесбре...

урок русского языка УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс

ТЕМА: «Слово и формы этого слова. Родственные, однокоренные слова»ЦЕЛИ:1) Закрепить знания и умения учащихся различать разные формы одного слова, родственные, однокоренные слова....

Методическая разработка урока по классу баяна Тема: «Работа над штрихами на начальном этапе обучения».

Методическая разработка урока по классу баянаТема: «Работа над штрихами на начальном этапе обучения»....

«Работа над штрихами на начальном этапе обучения игре на скрипке»

Просматривая существующие школы игры на скрипке, а также некоторые сочинения, посвященные технике смычка, как, например: «Искусство смычка» Дж. Тартини,  «Техника смычка» ...

Методическая разработка «Особенности начального обучения в классе баяна»

     Начальный этап обучения наиболее сложный и ответственный. Он основа всего дальнейшего отношения ученика к музыке, инструменту, занятиям. Это база для всего последующего музы...

Особенности начального этапа обучения в классе аккордеона

В данной статье рассматриваются особенности начального этапа обучения игре на аккордеоне с детьми 5-7 лет. ...

Работа над штрихами и фразировкой в старших классах фортепиано

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО(ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА ИМ. Н К КРУПСКОЙ...