День памяти жертв блокады Ленинграда. Блокадный дневник
план-конспект занятия (7 класс)

Мешакина Оксана Васильевна

Развивающее занятие о блокадном Ленинграде.Знакомство  с блокадным дневником Тани Савичевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyati_blokady_leningrada_blokadnyy_dnevnik.docx24.21 КБ

Предварительный просмотр:

«День памяти жертв блокады Ленинграда. Блокадный дневник.»

Цель:  Закрепить и расширить знания учащихся о героической обороне Ленинграда. Задачи: 

-Развитие интереса и уважения к истории и культуре своей страны и родного  края;

-коррекция и развитие связной речи;

-знакомство  с историей :Таня Савичева, Блокадный дневник;

- формирование  у  учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей  Родины;

-пополнение и расширение словарного запаса в процессе беседы о блокадном Ленинграде. 

Оборудование:  видеоматериалы о блокаде Ленинграда, фото-плакаты на доске

Ход мероприятия:

I. Вступительное слово

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами вспомним и поговорим  о таком  значимом событии  в истории нашего  города, Санкт –Петербурга, как  Блокада Ленинграда  в годы Великой Отечественной войны. Вспомним, что в те годы наш город назывался Ленинград.

II. Активизация знаний

- Обратите  внимание на первую дату на доске ( 8 сентября 1941 года).Кто может назвать, чем же эта дата знаменательна? (началось Блокада Ленинграда)

- Правильно, началась Блокада Ленинграда. Как  вы думаете, что такое  блокада?

(ученики высказывают мнения)

-Да,  представим, что мы сидим в классе  и дверь и окна  заперты на ключ. И никто не может ни войти ни выйти, пока не откроют  замок.

III. Основная часть

Так вот, 8 сентября 1941 года Ленинград оказался в блокаде – ЗАБЛОКИРОВАН. В это время в городе находилось  2 млн 544тыс. жителей. И они оказались в  блокадном городе. Страшное и тяжелое  было время. Еще в первые  дни, при бомбежке, сгорели продовольственные склады и люди оказались без продуктовых запасов.

Немецкие войска окружили город плотным кольцом, взяв  его в блокаду. Они рассчитывали, что через месяц люди не выдержат голода, сдадутся . Но они глубоко заблуждались, они плохо знали советских людей.

Наш народ непобедим, потому что, когда случается горе, беда, все действуют как один, ощущая плечо своего товарища. Ради общего дела, ради общей победы русский человек готов на всё.

И в это тяжёлое время на благо победы работали все: и мужчины, и женщины, и дети. Каждый помогал городу, стране, чем мог.

Я хочу у вас спросить:

- С какими трудностями столкнулись люди осажденного закрытого города?

Правильно ребята, самая главная беда – не хватало еды.

Вы только представьте себе, что о беде Ленинграда знала и переживала вся великая страна. Война коснулась  каждой семьи в  стране, тяжело было всем, но, несмотря на свою беду, знали, что в осажденном городе людям гораздо труднее и  каждый хотел и стремился помочь ленинградцам. Вся  страна посылала им продовольствие. К сожалению,  оно не  поступало   в Ленинград. Город был  взят в плотное кольцо , все дороги были перекрыты и постоянно   обстреливались .Немцы устраивали бомбежки и  пресекали   любые попытки   поставок  продуктов питания в город. И люди умирали от голода и холода.

Ученик:

Стихотворение:

Девчонка руки протянула

И головой - на край стола...

Сначала думали - уснула,

А оказалось - умерла.

Её из школы на носилках

Домой ребята понесли.

В ресницах у подруг слезинки

То исчезали, то росли.

Никто не обронил ни слова.

Лишь хрипло, сквозь метельный сон,

Учитель выдавил, что снова

Занятья - после похорон.

Каждый день в городе умирали взрослые и дети на уроках, в детских садах, на заводах и просто на улицах.

И вот  я хочу рассказать вам  об одной девочке, потерявшей всю  свою семью. Звали  ее Таня Савичева. Посмотрите на  фото

Фото 1

Это была  обычная девочка 11 лет, которая жила со  своей семьей в Ленинграде. Она  вела дневник ,в котором на 9 страницах сообщает о гибели родных и близких людей. 9страшных страниц  блокадного дневник. Один  из самых страшных  свидетельств  ужасов войны.

Фото 2

Она появилась на свет в 1930 г. в большой семье. У нее было 2 брата и 2 сестры, они ни в чем не нуждались – отец владел в Ленинграде пекарней, булочной и кинотеатром. Но в марте 1936 г. он скоропостижно скончался.

После смерти отца Таня с мамой, бабушкой, братьями и сестрами поселились в одном доме с родственниками на 2-й линии Васильевского острова. 22  июня 1941 года,день, когда началась война, застал семью  в Ленинграде.

Первые месяцы все члены семьи помогали  армии: сестры рыли окопы и сдавали кровь для раненых, гасили «зажигалки», мама Тани Мария Игнатьевна шила форму для солдат. А 8 сентября 1941 г. началась блокада Ленинграда. Осень и зима были очень тяжелыми – по плану Гитлера, Ленинград следовало «задушить голодом и стереть с лица земли».

Однажды после работы не вернулась домой сестра Тани Нина. В этот день были сильные обстрелы, и ее посчитали погибшей. Таня нашла  записную книжку Нины, часть которой – с алфавитом для телефонной книжки – оставалась пустой. В ней она  и начала делать свои записи.

В них не было ни страха, ни жалоб, ни отчаяния. Только скупая и лаконичная констатация жутких фактов:

(фото 2а, 3, 4,4а,5)

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года».

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».

«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».

«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».

«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.».

«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».

Таня так и не узнала о том, что не все ее родные погибли. Сестра Нина была  эвакуирована  прямо с завода и вывезена в тыл – она не успела предупредить об этом семью. Именно Нина и нашла     дневник  Тани. Он был  представлен на выставке «Героическая оборона Ленинграда» в 1946 г. Сегодня эти записи  хранятся в Музее истории Санкт-Петербурга, а копии разошлись по всему миру. Брат Миша был ранен на фронте, но выжил. Потерявшую сознание от голода Таню обнаружила санитарная команда, обходившая дома. Девочку отправили в детский дом и эвакуировали .От истощения она еле передвигалась и была больна туберкулезом. В течение двух лет врачи боролись за ее жизнь, но спасти Таню так и не удалось – ее организм был слишком ослаблен длительным голоданием. 1 июля 1944 г. Тани Савичевой не стало. Она так и не узнала  о Великой Победе.

(Фото 6)

Рядом с могилой Тани Савичевой – стена с барельефом и страничками из ее дневника. Эти же записи вырезаны на камне рядом с памятником «Цветок жизни» под Санкт-Петербургом.

(Фото 7,8, 9)

Вот такая  трагическая история  девочки, жившей  в  Ленинграде в то страшное время.

Скажите, как   удалось  эвакуировать   ее  и  многих других жителей Ленинграда?

( ученики высказывают  свое мнение)

Дело в том , что было несколько  путей. Это воздушный: самолетом, сквозь постоянные обстрелы, рискуя жизнью, летчики доставляли   продовольствие в осажденный город. Так же удалось  прожить дорогу   через  Ладожское озеро. Это был очень опасный и сложный путь. Дорога  могла быть  только  по льду   и она  была построена несмотря на все  сложности и трудности. Немцы постоянно обстреливали и бомбили это дорогу,  но  грузовики с продовольствием  всё  равно двигались  через  озеро  в город, везли ленинградцам   мешки с продовольствием  и  возвращались   с   эвакуированными людьми. Часто    случалось, что   колону  бомбили,  некоторые грузовики   тонули, а  остальные, осторожно объезжая, продолжали  свой опасный, но такой ответственный путь. Ледовая дорога имела решающее жизненное значение  и для города   и для фронта

Мы и сейчас не перестаём поражаться великому подвигу наших прадедов, невероятной выносливости русского народа их силе духа.

- Как вы считаете, почему всё - таки нам удалось победить в этой войне?

Несмотря на то, что ведь враг напал неожиданно и имел преимущества над нами: гитлеровцы  долго разрабатывали план наступления и завоевания советского народа, у них армия была лучше оснащена, потому что они готовились, а мы были застигнуты врасплох.

(ученики высказывают свои  предположения)

Правильно, помогла сила духа, помогло желание победить, каждый знал, что именно он ответственен за победу, каждый понимал и желал быть полезным своей Родине. Страшное было время! Длилась осада  872 дня, почти три года, три голодных долгих года сражались люди за свой город, свою страну!

12 - 30 января 1943 г. была проведена операция по прорыву блокады Ленинграда ("Искра"). Она явилась переломным моментом в битве за Ленинград. Все южное побережье Ладожского озера было очищено от противника.   Посмотрите на доску и запомните дату-18 января 1943 года. Это день, когда блокада была прорвана.

  И следующая значимая дата. Запомним ее :27 января 1944 года. День, когда Ленинград был полностью освобожден от блокады. Это был   поистине  великий праздник для ленинградцев. Они  праздновали снятие блокады. Вечером состоялся салют из 324 орудий, о котором наша известная поэтесса А.А. Ахматова написала такие незабываемые строки:

И в ночи январской беззвездной,

Сам дивясь небывалой судьбе,

Возвращенный из смертной бездны,

Ленинград салютует себе!

И по сей день, мы вспоминаем об этом великом примере человеческого мужества и выносливости,  солидарности и взаимопомощи.

На  Пискаревском кладбище горит Вечный огонь  в память обо всех жертвах блокады и героических защитниках города. В братских могилах покоятся 420 тыс. жителей Ленинграда, погибших от голода, холода, болезней, бомбёжек и артобстрелов, а также 70 тыс. воинов – защитников Ленинграда.

(Фото   на доске)

История блокады Ленинграда для всего мира  стала показательным примером силы и стойкости духа русского народа.

IV. Заключительная часть

Страшные события  пережили люди во время блокады Ленинграда.

Что пережили люди во время блокады своего родного города?

Как называют жителей Ленинграда?

Сколько  ленинградцев погибло от голода?

Как звали девочку, оставившую после  себя блокадный дневник?

Как называлась дорога, по которой привозили провизию для осажденного города?

Что нового вы сегодня узнали о событиях того времени?

Какими словами можно охарактеризовать ленинградцев?

Можно ли эти слова отнести ко всем русским людям?

Хотели бы вы быть похожими на этих людей?

Какими качествами нужно обладать, чтобы стать достойными гражданами своей страны?

  V. Итог

Молодцы ребята, я уверена, что вы хорошо запомнили, что помогло жителям осажденного города одержать победу над неприятелем. Давайте в память о них раскрасим  гвоздики памяти .

(Ученики раскрашивают гвоздики )

Мы никогда не забудем великий подвиг ленинградцев, которые своим примером показали всему миру несокрушимую силу нашего народа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока памяти «Международный День памяти жертв фашизма».

Внеклассное мероприятие в форме устного жунала для учащихся 7-9 классов, посвященное Межденародному Дню памяти жертв фашизма....

СЦЕНАРИЙ «ДЕНЬ ПАМЯТИ СНЯТИЕ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА»

Здесь представлен мой сценарий музыкально - тематической композиции, посвящённой дню памяти снятие блокады Ленинграда, для детей подготовительной группы....

«Нам дороги эти позабыть нельзя…» (видеотрансляция автопробега, посвященного Дню Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. и Дню памяти жертв блокады)

Автопробег «Нам дороги эти позабыть нельзя…», посвященный Дню Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. и Дню памяти жертв блокады, является гражд...

Классный час, посвященный блокаде Ленинграда «Блокадный хлеб».

Разработка классного часа по теме "Блокадный хлеб"...

Мастер- класс "Открытка ко дня памяти жертв блокады"

Иастер -класс  изготовление объемной открытки!...

Открытое воспитательное мероприятие «27 января - День снятия блокады Ленинграда и Международный День памяти жертв Холокоста»

Блокада Ленинграда – это одна из трагических и героических страниц в истории Великой Отечественной войны. “Блокада” - это страшное слово стало настоящим приговором для ленинградцев. ...

«Международный день памяти жертв Холокоста». Урок памяти «Горький пепел Холокоста»

laquo;Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».И.Бауэр, исследователь Холокоста.Вступительное слово.Учитель: Ребята наш ...