РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ
статья

У статье представлен комплекс упражнений для повышения уровня координационных способностей, используемых в тренировочном процессе батутистов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalashnikov._stud.konferentsiya.docx24.53 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ

Актуальной проблемой современной медицины и здравоохранения является поиск путей улучшения здоровья детей. Сохранение и укрепление здоровья ребенка определяют одно из ведущих направлений развития социальной политики государства и являются важнейшей стратегической задачей современного детского здравоохранения, поскольку от уровня здоровья этой группы населения зависит здоровье нации в целом, увеличение продолжительности активной жизни и творческое долголетие жителей нашей страны.

Чтобы быть здоровым, надо двигаться. Это аксиома, не требующая доказательств. Активные движения развивают важнейшие группы мышц, увеличивают эластичность связок и подвижность суставов, повышают эффективность работы сердца. Улучшается кровоснабжение всех органов и тканей, увеличивается жизненная емкость легких, обогащается кровь кислородом, следовательно, активно протекают все виды обмена веществ.

Физическое воспитание в детском саду имеет ряд особенностей. При составлении комплексов упражнений нужно не забывать о том, чтобы они были понятными для детей, простыми и интересными. Менять такие комплексы нужно не реже, чем раз в две недели.

Изучение заболеваемости детей показало, что ее уровень имеет очень стойкую тенденцию к росту. В целом только за последние 20 лет уровень заболеваемости детского населения увеличился на 68,4% [3].

В структуре заболеваемости детского населения от 0 до 7 лет включительно 1-е место занимают болезни органов дыхания, 2-е место — травмы и отравления, 3-е место — болезни кожи и подкожной клетчатки, 4-е место — болезни органов пищеварения, 5-е место — инфекционные и паразитарные болезни. В целом на первые пять мест приходится 81,9% всей выявленной заболеваемости.

Уровень всех перечисленных классов болезней имеет стойкую тенденцию роста на протяжении последних 10 лет. За период с 1990 по 2011 г. обращает на себя внимание рост среди детей уровня травматизма в 1,5 раза, болезней костно-мышечной системы в 4,8 раза, мочеполовой системы в 3,9 раза, органов пищеварения в 2,1 раза, кожи и подкожной клетчатки в 1,9 раза, глаза и его придаточного аппарата на 28,3%. Однако благоприятным моментом является снижение уровня заболеваемости инфекционными заболеваниями на 22,6%.

Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о том, что состояние здоровья детей РФ характеризуется ростом уровня заболеваемости в целом и по отдельным классам болезней; увеличением удельного веса детей, страдающих хроническими заболеваниями; снижением количества здоровых детей во всех возрастно-половых группах [4,5].

Проблема физического развития дошкольников становится все актуальней. Результаты исследования уровня развития кондиционных способностей детей, проживающих на Крайнем Севере, показали, что большинство из них (61-72%) находилось в пределах «ниже среднего» уровня по нормативам, разработанным для детей центральных регионов. По параметрам скоростно-силовых способностей, данные лишь 3% детей 5-7 лет - находились в пределах «выше среднего» уровня. В беге на выносливость результаты 4% обследованных 5, 7 лет и 1% - 6 лет соответствовали уровню «выше среднего» [1].

Для повышения уровня физической подготовленности используются различные средства и методы. Так, например, применение на занятиях по физической культуре в дошкольных учреждениях элементов хатха-йоги, бальных танцев, ритмической гимнастики, фитбол-гимнастики, детского фитнеса способствуют улучшению показателей здоровья и физического развития дошкольников. Разработанные средства и методы физической активности повышают физическую подготовку, положительно сказываются на эмоциональном состоянии детей, что в свою очередь благоприятно сказывается на их здоровье. Фундамент здоровья закладывается с дошкольного возраста. Именно в это время активно развиваются все органы и системы организма. Комплексный подход к физическому развитию позволяет воспитать здорового ребенка. Поэтому так важно применять различные методики для повышения уровня физической подготовленности в дошкольном учреждении.

Сравнительный анализ уровня развития координационных способностей дошкольников, занимающихся прыжками на батуте и детей, не занимающихся спортом, в котором проводились тесты на способности: к двигательным действиям, к равновесию, к реагированию, ориентации в пространстве и согласованности движений, показал высокий уровень у юных спортсменов в тестах на способность к ориентированию в пространстве, двигательному действию и равновесию, тогда как показатели дошкольников занимающихся по традиционной программе в дошкольном учреждении были ниже среднего. Данное исследование свидетельствует, что для повышения уровня координационных способностей в дошкольном учреждении необходим поиск средств и методов [2].

Для повышения уровня координационных способностей, которые играют важную роль в развитии детей дошкольного возраста, мы разработали тренировочный модуль. Каждый комплекс упражнений строго регламентирован и рассчитан на месяц. Все упражнения необходимо выполнять в основной части, не менее 12 занятий. На весь комплекс упражнений уделяется 6-7 минуты.

Для развития способности к равновесию применялись следующие упражнения:

  1. Ходьба по мостику, узкой тропинки (скакалка, веревка, линия возможно скамейка);
  2. Стойка на одной ноге, вторая согнута в колене под прямым углом, руки на пояс. Учиться стоять как можно больше;
  3. Стойка на четвереньках, поднять прямую ногу и противоположную руку вперед, удерживать;
  4. Стойка на одной ноге вторую поднять, рисовать круг.

Для развития способности к ориентированию в пространстве:

  1. Поворот на 180° и 360° выполнить по 5 раз
  2. Прыжок с поворотом на 180° и 360° выполнить по 5 раз
  3. Ходьба с резкими поворотами (по веревке или скакалке)
  4. Ходьба обычным шагом по сигналу (хлопок) повернуться в другую сторону продолжить движение, по сигналу (два хлопка) идти спиной вперед.

Для развития способности к согласованности движений

  1. Выпады со сменой рук
  2. 1 – шаг руки вперед; 2 – шаг, руки вперед; 3 – шаг, руки в стороны; 4 – шаг, руки вниз.
  3. Прыжки на двух ногах со сменой рук на каждый прыжок, вперед, вверх, в стороны, вниз.
  4. 1 – шаг правой, левую поднять, обхватить руками;

2 – то же на другую.

Для развития способности к реагированию

  1. И.п. – о.с.

1 – прыжком ноги врозь, руки к плечам

2 – прыжком о.с., руки вверх

3 – прыжком ноги врозь, руки на пояс

4 – и.п.

  1. И.п. – о.с., руки на пояс

1 – прыжком ноги врозь

2 – прыжком накрест, правая впереди

3 – прыжком ноги врозь

4 – прыжком накрест, левая впереди

  1. 1 хлопок прыжок вверх, 2 хлопка присесть, 1 щелчок пальцами прыжок ноги врозь, 2 щелчка сед ноги вместе
  2. Игра с мячом «съедобное не съедобное»

Для развития способности к двигательному действию

  1. Бег со сложенными ладонями вместе
  2. Бег на четвереньках спиной в пол
  3. Махи ногами.
  1. – шаг левой, мах правой
  2. – шаг правой, мах левой
  1. Прыжки на одной ноге

Координационные способности позволяют управлять и контролировать свои движения, что необходимо для подготовки детей к жизни, их оптимальное развитие приходится на дошкольный возраст. Представленные упражнения по нашему мнению позволят улучшить способность к ориентации в пространстве, к равновесию, к согласованности движений, к реагированию и двигательному действию,  использование их в процессе воспитания дошкольников позволят более эффективно решать задачи.

Литература

  1. Ведерникова Л.В. Совершенствование координационных способностей дошкольников 5-7 лет, проживающих в регионах крайнего Севера / Л.В. Ведерникова: автореф. дисс. канд. пед. наук. 2005. С. 8-9.
  2. Пащенко Л.Г., Калашников А.А. Изучение координационных способностей, детей занимающихся прыжками на батуте / Культура, наука, образование: проблемы и перспективы. изд. Нижневартовский государственный университет. 2017.
  3. Полунина Н.В. Роль образа жизни в сохранении здоровья детей. Медицинские аспекты формирования здорового образа жизни. Основы формирования здоровья у детей и подростков / Н.Н. Володин, Б.М. Блохин, Г.П. Арутюнов. М.: Династия, 2011. С. 38—48.
  4. Полунина Н.В., Черкасов С.Н. Особенности состояния здоровья детей Российской Федерации и пути его улучшения // Приоритетные направления развития здравоохранения Дальнего востока и Байкальского региона: проблемы и перспективы: сб. науч. трудов. Якутск, 2013. С. 203—207.
  5. Полунина Н. В. Состояние здоровья детей в современной России и пути его улучшения // Вестник Росздравнадзора. 2013. №5.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие координационных способностей у детей школьного возраста"

Курсовая работа Платонова А.Н. на тему: "Развитие координационных способностей у детей школьного возраста"....

Театральные игры как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Психологами доказано, что дошкольники очень впечатлительны, быстро поддаются эмоциональному воздействию, активно включаются в действие, отвечают на вопросы персонажей, охотно выполняют их поруче...

"Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с бумагопластикой" ством ознакомления

Обобщение опыта работы с детьми дошкольного возраста в изостудии с применением бумагопластики....

Методическая разработка занятия по развитию познавательных способностей для детей дошкольного возраста на тему: "Солнце - большая планета"

СОЛНЦЕ – БОЛЬШАЯ ЗВЕЗДА. (занятие-эксперимент по развитию познавательных способностей) Цель: дать представление о Солнце, как о звезде и о планетах Солнечной системы. Познакомить с понятиями «света»...

Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Учитывая важность  проблемы в развитии творчества в дошкольном возрасте, обратимся к рассмотрению и использованию в педагогической деятельности новых подходов к решению этого вопроса. И  мы ...

Особенности развития координационных способностей у детей школьного возраста.

Тема общей характеистики особенностей координационных способностей - одна из интереснейших и сложнейших проблем теории и методики физического воспитания....

Развитие координационных способностей у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста.

Координация — умение согласо­вывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, четк...