Открытый урок с методическими рекомендациями "Воспитание юного пианиста в классе фортепианного ансамбля"
материал

Колпакова Наталья Николаевна

Тип урока:  Урок совершенствования знаний, умений и навыков.     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_s_metod.rek_.docx34.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования города Нижневартовска

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №1»

Открытый урок с методическими рекомендациями  

«Воспитание юного пианиста в классе фортепианного  ансамбля»

                                                                                           

                                                                                                                     Выполнила преподаватель

                                                                                   высшей категории

                                                                                   МАУДО г. Нижневартовска

                                                                                   «ДШИ №1»

                                                                                    Колпакова Н.Н

г. Нижневартовск

2019 г.

Содержание

Тема:     «Воспитание юного пианиста в классе фортепианного ансамбля».

Тип урока:  Урок совершенствования знаний, умений и навыков.           Исполнение выученных пьес.

Цель урока: Формирование и развитие у обучающихся навыков ансамблевой игры с раскрытием звукового и художественного содержания произведения.

Задачи урока:

- учить понимать, ощущать и переживать музыку различного характера;

- показать практическое применение приемов работы над музыкальным произведением;

- воспитывать интерес обучающихся к ансамблевой игре и концентрации внимания на чувстве партнера;

- развивать воображение у обучающихся яркими образами.

Предполагаемый результат:

- приобретение техники игры в ансамбле;

- раскрытие музыкального-образного содержания произведения;

- удовлетворение от совместной работы, чувства радости, общего порыва, объединенных усилий, взаимной поддержки.

Введение

   Работа над музыкальным произведением для фортепианного ансамбля - одна из составляющих частей учебного процесса. Художественное прочтение музыкального произведения играет особо важную роль, как в формировании будущих музыкантов, так и в последующем развитии их исполнительского мастерства, музыкального мышления, вкуса, эстетического кругозора. При этом приобретенная техника игры в ансамбле является в этом процессе средством реализации музыкально-образного содержания сочинения и исполнительской цели. Звуки фортепиано, связываемые с помощью четырех рук, идеальное поле для демонстрации новых идей.

  Изучение того или иного музыкального произведения для ансамбля может дать хорошие результаты при условии правильного представления о приемах работы над ним, в основе которых  лежат принципы поэтапного, последовательного развития.


Синхронность

                Начать вместе, играть  синхронно, взять два звука - не так легко, это требует большой тренировки и взаимопонимания. Здесь можно познакомить учащихся с техническим приемом дирижерского взмаха –ауфтактом, и  как он может быть применен пианистами. При использовании за одним или параллельными  инструментами, когда руки каждого видны другому, ауфтакт дается легким движением кисти (с ясно определенной верхней точки), либо кивком головы. Или с помощью знака глазами, если  рука не видна. Полезно одновременно с этим жестом обоим пианистам взять дыхание (сделать вздох). Это делает начало естественным, органичным снимает сковывающее напряжение.

                Нужно очень строго отличать малейшую неточность при полном совпадении звуков. Не меньшее значение имеет и синхронное окончание «снятие» звука. Пауза в игре имеет огромное выразительное значение. «Рваные», «лохматые» аккорды, в которых одни звуки длятся дольше других, загрязняют паузу. Синхронность отдельных звуков не исчерпывает технической задачи, партнерам необходимо добиваться и равновесия  их звучания. Правильного равновесия необходимо достичь не в отдельном аккорде, а в параллельно проходящих голосах.

                Слаженность совместной игры в отдельном приеме и общем замысле-особая сфера работы. Возникает специфическая трудность: то, что может быть сыграно без затруднений одним пианистом, становится технически сложным, если играется двумя руками двух исполнителей.

Штрихи

                Большое внимание должно уделяться тщательной работе над штрихами, в процессе которой происходит уточнение музыкальной мысли, нахождение наиболее удачной формы ее  выражения. Лишь при общем звучании обеих партий может быть определена художественная целесообразность и  убедительность решения любого штрихового вопроса.

                Одновременное или последовательное произнесение музыкальной фразы потребует от  ансамблистов штрихов, дающий сходный по характеру звучания результат.

                Пианисты должны уметь передавать друг другу «из рук в руки» пассажи, мелодии, аккомпанементы, незаконченную фразу не разрывая музыкальной ткани.

Ритм

                Особое место в совместном исполнении занимает ритм. Ансамбль требует от участников уверенного безупречного ритма, а в ансамбле нужно добиться взаимопонимания, согласия.

                Специальная задача ансамбля- воспитание коллективного ритма, необходимого качества артистического ансамблевого  исполнения. Ее можно решить путем изучения разнохарактерных произведений и развитием всестороннего контакта партнеров  в процессе исполнения. Ритм должен быть живым, гибким, выразительным.

Работу над ансамблем  можно разделить на три этапа:

  1. Начальный этап работы- Знакомство с произведением. Формирование музыкального образа. Процесс ознакомления с нотным текстом. Определение направления предстоящей работы. Уточнение исполнительских задач, связанных с  особенностями образного строя, формы и музыкального языка сочинения. Значение педагогической установки, инструкции, знание индивидуальных особенностей ученика.
  2. Средний этап работы-  ознакомление с  нотным текстом. На этом этапе учащиеся внимательно знакомятся с произведением, уясняют его форму, стиль,  тональность, размер, темповые обозначения, динамические оттенки, характер мелодии, штрихов.

Далее пьеса проигрывается целиком  или отдельными фрагментами в доступном, но не в быстром темпе, с целью выявления длительности нот, пауз, ритмических группировок,  встречающихся звуков альтерации и темповых отклонений.

Дальше следует тщательная работа над фрагментами сочинения или  отдельными элементами музыкальной ткани. Уделяется внимание выразительности интонирования мелодии. Ощущение движения гармонии. Индивидуальный подбор аппликатуры.  Уточняются места смены дыхания, определяются трудные технические места, которые предстоит преодолеть. Определяются характерные особенности в строении мелодии: нахождение ее в контуре смысловых акцентов, кульминаций,  агогических нюансов, элементов выразительности и звукового колорита. На этом этапе произведение выучивается наизусть при помощи разных способов запоминания. Главная роль в этом  отводится сознанию, сосредоточенности,  вниманию и самоконтролю учащегося.

  1. Заключительный этап работы.

На заключительном этапе нужно объединить все, что было сделано ранее:  установить смысловые отношения фраз внутри предложений, выявить кульминацию, определить единую линию развития музыкального материала. Для этого нужно работать над всем произведением и над его разделами, объединяя их  затем в заключительное целое.

        У исполнителей должно развиваться ощущение целостности исполнения, ощущение общей линии развития произведения. Мелодия в каждой фразе идет к опорному звуку,  предложение - к своей смысловой вершине. Развитие всего произведения тоже происходит целенаправленно. Ученики это должны знать и чувствовать. Ни одно сочинение нельзя сыграть с должной выразительностью и осмысленностью, если не ощущать объединенным в одно целое его развертывание во времени.

Заключение

Ансамблевое музицирование обладает огромным развивающим потенциалом всего комплекса способностей обучающихся: музыкального слуха, памяти, ритмического чувства, двигательно-моторных навыков. Оно способствует расширению музыкального кругозора, воспитывает и формирует художественный вкус,  понимание стиля, формы произведения.

Занятие ансамблем развивают у учащихся профессионально- психологические качества: наблюдательность, критичность, стремление к совершенствованию собственного звучания,  слуховой контроль,  рационализация профессиональных игровых движений. Мобилизуются ресурсы, появляется смысл занятий, ребенок ощущает успех- единственный источник  внутренних сил.

Ансамблевое музицирование заметно развивается. Ежегодно устраиваются региональные, всероссийские и международные фестивали и конкурсы фортепианных ансамблей для детей.

Концертные выступления детских ансамблей пользуются успехом у слушателей. Эти выступления способствуют приобретению уверенности, прививают вкус и интерес к концертным выступлениям. Все это говорит о необходимости учащихся заниматься ансамблевым музицированием.

Сейчас мы вам исполним несколько ансамблей с учениками хорового отделения.

Лбова Варвара, учащаяся второго класса.

Мы исполним Латышский танец композитора Я. Кепетиса.

Латышский танец исполняется на праздниках в честь встречи или проводов зимы, весны, лета. В дни праздников латышская молодежь имеет обычай рядиться и устраивать пляски под звуки бубенцов, под грохот импровизированного оркестра, в  который кроме обычных народных инструментов входит также утварь бытового обихода.

(Играем танец)

В  работе над  ансамблем мы столкнулись с трудностями ритмического характера. Исполнение пьесы сопровождается активной акцентировкой (показать синкопу).

Работали над чувством метрической пульсации, подчеркивали начальные доли такта, над синхронностью при игре пунктированного ритма.

Практика показывает, что развитие навыков при игре в ансамбле протекает интенсивно, и закрепляются полученные навыки прочнее, т.к. получают мощную поддержку со стороны слуха учащегося.

Всем известна склонность детей  к подражанию. Эта склонность может принести большую пользу и ученику и педагогу в налаживании необходимых удобных игровых движений, в выработке правильной посадки за инструментом в умении достичь первого звука и много другого, т.е. в формировании целого комплекса знаний, умений и навыков будущего музыканта.

Похила Роман (ученик второго класса).

С Ромой мы покажем вам Марш И.Берковича.

Слово «марш»  произошло от французского «ходьба» в музыке так называют пьесы, написанные в четком, энергичном ритме. Марш пишется в четном размере -2/4 или 4/4.

Признаки жанра:

- строгая размеренность ритма;

- аккордовое сопровождение;

- в основе чаще всего две или три темы;

- имеют яркие, легко запоминающие мелодии.

(Играем)

При изучении марша обращали внимание на пунктирный ритм, добивались цепкости, активности пальцев.

1 задача  в работе над данным ансамблем- достижение ритмической и темповой синхронности.

- Играем I часть.

Из этого исполнения можно видеть, что ученик довольно уверенно знает текст, справляется с синхронным исполнением; видно, что он умеет начинать игру вместе, понимает значение  «ауфтакта».

 Достижение ритмической и темповой синхронности всегда представляет трудность, т.к. «чувство темпа»  и «чувство ритма» у партнеров  индивидуальны. Недостаточно сказать: «Играть вместе, слушать друг друга»- это слова не окажут никакого влияния на качество ансамбля, если не подкрепить их конкретными задачами в их выполнении. Такими вспомогательными заданиями в процессе работы может быть следующие:

а) играть со счетом в слух, лучше считать вдвоем, предварительно просчитав «пустой такт»;

б) затем можно считать по очереди, педагог корректирует темы, если ребенок ошибается. Когда ученик успешно выполняет эти задания, можно перейти к исполнению без счета вслух, сохранив просчитывание «пустого такта».

        При  игре без счета вслух нужно дать другие ориентиры, которые можно контролировать  слухом в момент совместного исполнения. Таким ориентиром должны стать сильные доли. Нужно направить слуховое внимание обучающихся на совпадение звуков  на сильных долях                         в произведениях.

2 задача работа над динамическим единством фортепианного ансамбля, т.е. над динамической синхронностью.

        Здесь нужно определить границы фраз разобрать фразировочные моменты, наметить нарастание звучности, кульминации и спада, распределить их по силе звучания, все время обращать внимание на синхронное усиление  и ослабление звучности (спросить про крещендо, показать кульминацию).

3 задача еще одна сторона  работы- достижение необходимого звукового баланса между партиями. Это значит, что ребенок должен научиться слышать как звучание каждой партии, так и звучание ансамбля в целом. Для маленьких детей это достаточно сложная задача, т.к. навыки слухового контроля у них развиты слабо. Необходимо в этом случае дать ребенку определенные звуковые ориентиры. Для ученика, исполняющего партию содержащую мелодию, таким ориентиром должно стать звучание басов в аккомпанирующей партии. Он должен их слушать и сыграть несколько ярче.

        Эти ориентиры должны помогать детям соблюдать нужное соотношение звучности при всех ее изменениях.

Работа с родителями

        Работа с родителями занимает немаловажное место в  воспитании и успешном обучении детей  в ДШИ. Семья является первой и наиболее  важной ступенью для вхождения человека в мир музыки.

        Для родителей важно постигать всякую музыку  вместе с ребенком: удивляться, огорчаться,  анализировать, радоваться вместе с ним, когда музыка звучит.

        Так в рамках фестиваля «На пути к музицированию» ученица 3 класса Зиятдинова Амелия вместе с папой выучили ансамбль М. Шмитца                          «На солнечной стороне улицы», который представим сейчас вашему вниманию.

        Вся работа музыканта над произведением направлена на то, чтобы оно звучало в концертном исполнении. Удачное, яркое, эмоционально наполненное,  продуманное исполнение завершает работу над произведением.  Обучающиеся получают удовлетворение от совместной работы, чувствуют радость общего порыва,  объединенных усилий, взаимной поддержки - можно сказать, что занятия дали важный результат. Игра в ансамбле и для педагогов является интересной формой сотрудничества, и как нам хотелось бы надеяться, вдохновляет обучающихся, побуждает их к концертным выступлениям. В завершении нашего урока мы с И.В. Десслер исполним для вас пьесу Г. Вавилова «Полька-карнавал».

 Список литературы:

  1. Готлиб А. «Первые уроки фортепианного ансамбля-М. «Музыка» 1971».
  2. Сорокина Е. «Фортепианный дуэт. История жанра»- М. «Музыка». 1988.
  3. Самойлович Т.  «О мастерстве ансамблиста» / «Некоторые методические вопросы в классе фортепианного ансамбля»-М. 2Музыка»1988.
  4. Нейгауз Г. «Об искусстве  фортепианной игры». М. 1982


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прорамма по классу "Фортепианный ансамбль на хоровом отделении" 1-5 классы

Уважаемые коллеги! Представляю Вам прорамму по "Фортепианному ансамблю" для учащихся хоровых отделений. Данный курс расчитан на 5 лет обуечния- 1-5 классы. Этот предмет очень интересен маленьким музык...

2011 г. Открытый урок в классе фортепианного ансамбля "Жанры движения в музыке"

Тип урока: Обобщение и закрепление  знаний, умений и навыков. Применение знаний, умений и навыков  на практике.Цель урока: Закрепить представления о жанрах  движения в музыке, танцеваль...

Методическая разработка Развитие навыков коллективного музицирования в классе фортепианного ансамбля

Развитие навыков коллективного музицирования в классе фортепианного ансамбля  Методическая разработка Кругловой Елены Ивановныпреподавателя фортепиано  МБОУ ДО «Ни...

Методический доклад с элементами открытого урока «Навыки координации в развитии пианиста на начальном этапе обучения»

Методический доклад с элементами открытого урока «Навыки координации в развитии пианиста на начальном этапе обучения»...

Методическая разработка "Работа в классе фортепианного ансамбля"

Ансамблевое музицирование – одна из форм ознакомления учащихся с миром музыки. Творческая, игровая атмосфера занятий предполагает активное участие в учебном процессе. Игра в ансамбле способствуе...

Методическая разработка Мастер-класса на тему «Важнейшие аспекты стратегии педагогического воздействия на начальном этапе обучения игре на фортепиано в классе фортепианного ансамбля».

Мастер-класс сконсруирован из 2 частей: теореическая и пракическая части. В методической разработке раскрываются аспекты педагогическоо воздействия при обучении игре на фортепиано на начальном этапе о...

Конспект урока на тему "Специфика и особенности музицирования в младших классах фортепианного ансамбля"

В работе показаны методы и приёмы изучения фортепианных пьес в классе ансамбля фортепиано....